→ Албания в годы энвера ходжи. Энвер ходжа - биография, фотографии. причин, почему нужна смета

Албания в годы энвера ходжи. Энвер ходжа - биография, фотографии. причин, почему нужна смета

Ходжа родился в городке Гирокастра на юге Албании, которая в то время являлась турецкой колонией. Отец его, торговец тканями, постоянно был в разъездах по Европе, поэтому воспитанием занимался в основном его дядя, Хисен Ходжа. Хисен Ходжа был сторонником независимости Албании (Энверу было четыре года, когда Албания получила независимость) и борцом против репрессивной политики правительств, которые правили страной после обретения самостоятельности. Энвер проникся идеями дяди, в особенности после того, как в 1928 году к власти в стране пришёл король Зогу.

В 1926 году Ходжа окончил начальную школу в Гирокастре, затем лицей в городе Корче (летом 1930 года). Увлекался музыкой, писал стихи, организовывал диспуты и литературные вечера. К 25 годам Энвер, успевший овладеть французским и турецким языками, публиковался в прессе и начал знакомиться с трудами Маркса, Энгельса и Ленина.

В октябре 1930 году Ходжа поступил в университет Монпелье во Франции на факультет естественных наук, где учился на государственную стипендию, но вскоре был отчислен. Партийная историография приводит причину - приверженность социалистическим идеям. С 1934 по 1936 год был секретарём консульства Албании в Брюсселе, а также изучал право в местном университете и входил в студенческий кружок под руководством Лазара Фундо.

Ходжа познакомился с деятелями албанской секции Французской компартии, а также с такими видными коммунистическими деятелями, как М. Кашен, М. Торез, А. Барбюс, Л. Арагон. Ходжа сотрудничал в «Юманите», редактировал албанский коммунистический бюллетень. Он восхищался деятельностью Сталина и ВКП(б), считая, что Албании нужна именно такая партия. Энвер переводил на албанский важнейшие речи Сталина, постановления большевистской партии, выступления лидеров Коминтерна. Энвер Ходжа, будучи членом Французской компартии, в 1935-1936 годах побывал в Бельгии, где вступил в Бельгийскую компартию, публиковался в её печатных органах.

В своих статьях Ходжа критиковал троцкистов, бухаринцев, «албанских монархо-фашистов» (режим А. Зогу). Греческая и итальянская секции Коминтерна помогли Ходже наладить связи с коммунистическим подпольем в Албании, которое стремилось сформировать свою коммунистическую партию.

Весной 1936 года вернулся в Албанию и стал преподавать французский язык в Корче. Ходжу избрали в руководящий состав коммунистических групп в Корче и Тиране, а в своём родном городе Гирокастре он возглавил такую группу.

В 1938 году в парижской больнице умер от чахотки лидер корчинских коммунистов А. Кельменди. Ходжа, поддержанный греческой и французской секциями Коминтерна и лично Г. Димитровым, возглавил эту группу.

Визит в Москву. Встреча со Сталиным

Жизнь революционера - нелегальное положение, запрет на работу в Албании, аресты - создавала вокруг Ходжи ореол «борца за народное дело» и приносила ему известность в среде албанской оппозиции. По настоянию лидеров албанской секции Французской компартии и его собственной просьбе, содержащейся в письме на имя М. Кашена и Г. Димитрова, в марте 1938 года Ходжа был направлен в СССР, где он находился чуть больше года. В Москве Энвер учился в институте Маркса-Энгельса-Ленина и в Институте иностранных языков, продолжая заниматься переводами на албанский речей и книг Сталина, Молотова, Вышинского. В апреле 1938 года он впервые встретился со Сталиным и Молотовым. Эта встреча явилась важнейшим событием в жизни, способствовала идейной убеждённости Ходжи, пообещавшего своим собеседникам сплотить албанских коммунистов в единую большевистскую партию. Это обещание он впоследствии сдержал.

Борьба с оккупантами

Ходжа лишился учительской работы, когда в апреле 1939 года Албанию оккупировали войска Муссолини, за то, что отказался вступать в Албанскую фашистскую партию. По решению Исполкома Коминтерна Ходжу переправили в Албанию вместе с двумя помощниками из ЦК ВКП(б), которые обеспечивали связь со Сталиным.

Итальянский оккупационный суд заочно приговорил Ходжу к смерти. Но несмотря на это он активно занимался антифашистской деятельностью: писал прокламации и статьи, организовывал, работая на нефтепромыслах, лесоразработках, в морских портах, профсоюзах, участвовал в акциях протеста против итальянских оккупантов.

Одновременно с этим он добивался руководящего положения в создававшейся тогда компартии Албании. В Албании участились диверсии и другие акты саботажа против итальянцев. Партизанские отряды всё чаще вступали в бои с оккупантами и коллаборационистами. Наиболее активным партизанское движение было в южной Албании, его руководителями являлись Ходжа, Шеху, Банлуку, Леши, Пеза.

Он организовал табачную лавку в Тиране, которая вскоре стала местом встреч небольшой коммунистической группы.

Подпольная конференция коммунистов Албании, созванная в Тиране 7 ноября 1941 года, провозгласила создание Компартии Албании. Её первым секретарём был избран соперник Ходжи К. Дзодзе. Заместителем Дзодзе стал Энвер. Он же был утверждён в качестве главнокомандующего партизанскими формированиями.

В 1942 году Ходжа женился на 20-летней Неджимие Руфи, дочери рабочего нефтепромысла из города Кучова. Она стала единомышленником мужа во всех его начинаниях. Была членом политбюро, секретарём ЦК, председателем Демократического фронта Албании (так с 1946 года стал называться созданный в 1943 году Национально-освободительный фронт).

Осенью 1942 года Ходжа приехал в Москву, где встретился со Сталиным, Молотовым, Ждановым, Маленковым, Микояном и Димитровым. Он заверил их в неотвратимости разгрома фашистов и их пособников, в намерении построить социализм в Албании на основе учения Ленина-Сталина.

В конце пребывания Ходжи в Москве СССР выступил с заявлением (декабрь 1942 года), в котором подчёркивалась необходимость восстановления независимости Албании и отвергались территориальные претензии Италии и Греции к этой стране. Данное заявление явилось ударом по планам Черчилля, который не исключал возможности раздела после войны Албании между Италией, Грецией и Югославией.

После разгрома нацистов под Сталинградом и Курском и успешных операций Албанской народно-освободительной армии (АНОА) стратегическая инициатива в Албании полностью перешла к коммунистам.

В 1944 году немецкие войска в Албании были разгромлены, их остатки ушли в Югославию, АНОА участвовала в освобождении северо-западной Греции, а также Черногории, Македонии и Сербии (Косово). С октября 1944 года Э. Ходжа стал премьер-министром и одновременно министром иностранных дел во вновь сформированном правительстве. Верховным главнокомандующим Энвер Ходжа оставался вплоть до своей кончины.

На Потсдамской конференции (1945) Сталин предостерёг Черчилля от реализации планов раздела Албании.

Социальные и экономические реформы

Ходжа объявил себя убеждённым марксистом-ленинцем и восхищался личностью Сталина. О своей поддержке новой Албании Сталин заявил Ходже лично в период его визита в СССР в июне 1945 года. Ходжа присутствовал на Параде Победы, был в Сталинграде, получил заверения в советской технической и научной помощи. Уже в августе 1945 года в Албанию прибыли первые советские пароходы с продовольствием, оборудованием, машинами, медикаментами.

В страну стали приезжать из СССР геологи, нефтяники, конструкторы, преподаватели, врачи. Сотни албанских студентов начали обучаться в советских вузах. Э. Ходжа сказал в том же году, что Албании предстоит индустриализация, коллективизация, «культурное перевоспитание народа» и она пойдёт по пути СССР.

Сразу после войны возник конфликт между Ходжей и Тито. Тито, Джилас и Кардель уговаривали Энвера поддержать идею образования конфедерации и вхождения Албании в состав Югославии. Но Ходжа был непреклонен. Он убеждал Политбюро ЦК ВКП(б) в опасности политики Тито, предупреждал, что Белград обманывает сталинское руководство. Когда его бывшие союзники - югославские коммунисты - идеологически разошлись с Москвой в 1948 году, он порвал с ними отношения.

Ходжа и его сторонники, поддерживаемые Москвой, в 1947 году совершили переворот в партии. Энвер стал первым секретарём ЦК, а М. Шеху - его первым заместителем. Позднее, в 1954 году, Шеху был назначен премьер-министром.

Летом 1947 года Ходжа вновь приехал в СССР. Сталин вручил ему орден Суворова, который Энвер всегда надевал во время официальных церемоний. Албании был предоставлен льготный кредит на закупку разнообразных советских товаров. Ходжа заявил на обеде в Кремле, что «Сталин и Советский Союз - наши спасители и товарищи. Мы, албанцы, клянёмся вам в вечной дружбе и преданности». В 1950 году Албания вступила в СЭВ, а в 1955 году - в Варшавский договор.

После того, как Ходжа стал лидером партии, его именем был назван первый в Албании автотракторный комбинат, построенный в Тиране в 1946 году с помощью СССР. Впоследствии имя Ходжи было присвоено многим заводам, колхозам, улицам, школам, горным вершинам, а также столичному университету. I съезд Албанской компартии (вскоре переименованной в партию труда), состоявшийся в 1948 году, декларировал приверженность опыту СССР и ВКП(б), солидаризировался с Коминформбюро и призвал албанцев выполнять «сталинские пятилетки». На этом съезде присутствовал и выступил Шепилов. В 1948-1951 годах в стране и партии развернулась кампания «борьбы с врагами народа и агентурой Тито». Согласно уголовному кодексу Албании (1948) максимальный срок ссылки или тюремного заключения составлял 30 лет.

II съезд Албанской партии труда (1952) объявил о завершении восстановления страны и её планомерном развитии. Первый 5-летний план Албании был разработан в советском Госплане. Сталин и Ходжа внесли в этот план ряд корректив, после чего его направили в Албанию, где разворачивались коллективизация сельского хозяйства, строительство электростанций и предприятий, перерабатывавших разнообразное албанское сырьё. Начали развиваться связи Албании с Китаем, Вьетнамом, ГДР и другими странами народной демократии. В начале 50-х годов в Тиране и Дурресе были сооружены заводы-дубликаты ЗИС и ЗИМ- подарок Сталина Албании. С помощью СССР строились железные дороги и школы, новые города и посёлки, оснащалась албанская армия.

В речи на XIX съезде КПСС Ходжа высказался о положительной роли Сталина, успехах СССР, критиковал США, Запад и Тито. Ещё будучи в Москве, Ходжа одобрил очередную «чистку» в Албании, которая продолжалась до 1955 года. Вернувшись в Тирану в январе 1953 года, он чуть позже узнал о кончине Сталина.

Он стал более осторожным с новыми лидерами в Москве и более жёстким в своей собственной стране. 5 марта 1953 года он не поехал на похороны Сталина, сославшись на внезапную болезнь. Не присутствовал в те дни в Москве и Мао Цзэдун. И Ходжа, и Мао подозревали окружение Сталина в заговоре против него.

Внешняя политика

Внешне ничего не менялось: Ходжу, как и прежде, в советской прессе называли другом и союзником, а Албанию - братской страной. Но подспудно противоречия нарастали. Ходжа был не согласен с политикой либерализации жизни СССР, проводимой Хрущёвым. На XX съезде КПСС, когда Хрущёв выступил с закрытым докладом о «культе личности» Сталина, Ходжа и Чжоу Эньлай в знак протеста покинули съезд, не дождавшись его закрытия. Вскоре состоялся III съезд АПТ (1956), на котором многие делегаты, под влиянием хрущёвского доклада в Москве, подвергли резкой критике Ходжу и Шеху. Предполагают, что эта акция была подготовлена с помощью хрущёвского Политбюро.

Однако в том же году в Албании началась новая кампания борьбы с «реставраторами капитализма», в ходе которой были репрессированы сотни оппонентов Ходжи и члены их семей. Руководство Албании (вместе с лидерами КНР) отказалось от десталинизации географических названий и страны в целом. Более того, в канун 80-летия Сталина Э. Ходжа учредил орден Сталина. Советско-албанские отношения ухудшились и через несколько лет были прерваны на долгие годы. Разрыв с Албанией лишил СССР военно-морской базы на Балканах и способствовал падению авторитета Хрущёва. Одновременно с этим албанские лидеры сблизились с Китаем. Руководство КНР в 1957 году заверило Ходжу в политической и экономической поддержке.

Летом 1959 года Хрущёв приехал в Албанию, надеясь заставить её лидеров изменить политику, и пригрозил прекратить помощь Тиране. Разногласия урегулировать не удалось.

В 1962 году Албания вышла из СЭВ, а в 1963 году заявила, что не намерена выплачивать долги СССР и его союзникам.

Ходжа переориентировался на Китай и «закрыл» страну для всего остального мира. В шестидесятые-семидесятые годы Албания сотрудничала с Китаем, его экономическая и техническая помощь была ей необходима. Располагая разнообразными природными ресурсами, страна остро нуждалась в перерабатывающих отраслях промышленности, коммуникациях, в инвестициях и квалифицированных кадрах. Оборонный потенциал Албании тоже поддерживался в те годы за счёт импорта. Поэтому Ходжа, несмотря на идеологическую «несовместимость» с маоистами, всячески содействовал албано-китайскому сотрудничеству.

С 1962 по 1972 год Албания представляла интересы КНР в ООН, а с 1972 года китайцы и албанцы в ООН совместно критиковали руководство СССР и США, призывали развивающиеся страны объединиться в борьбе со сверхдержавами. Для КНР Албания долгое время оставалась единственным политическим союзником в Европе и мире, «глашатаем» в ООН и важным пропагандистским партнёром.

В конце шестидесятых годов КНР пошла на примирение с Западом. Албано-китайские отношения резко ухудшились. В 1968 году Ходжа заявил о выходе из Варшавского договора в связи с вводом войск в Чехословакии. Единственной страной Варшавского блока, с которой поддерживались отношения, была Румыния, лидер которой, Чаушеску, осудил вторжение в Чехословакию. Ходжа продолжал оказывать помощь Индокитаю, арабским странам, жертвам «израильской агрессии» (а также Западносахарской республике, провозглашённой в 1967 году и боровшейся с марроканской интервенцией), активизировал отношения с Кубой. В связи с сокращением экономических контактов с Китаем Албания возобновила торговлю со странами СЭВ, кроме СССР. Продолжая критиковать Тито, Ходжа санкционировал торговый обмен и с Югославией. Но от сотрудничества с Западом Албания по-прежнему решительно отказывалась.

Энвер Ходжа с уважением относился к де Голлю, который, в свою очередь, симпатизировал Ходже и Албании, не зависящей от США и СССР. Это способствовало развитию албано-французских связей, в том числе и в военной области. По многим проблемам (Палестина, Индокитай, Южная Африка, ядерные вооружения) де Голль и Ходжа имели сходные позиции. VIII съезд АНТ (1981) провозгласил победу социализма и начало строительства коммунизма в Албании. Одновременно Ходжа начал пробовать расширять внешнеэкономические связи.

Экономические причины вынудили Албанию увеличить торговлю с Югославией, скандинавскими странами, со странами СЭВ (кроме СССР), Ираном и возобновить с 1984 года торговый обмен с Китаем. Ходжа не примирялся с руководством СССР. Советское руководство не отвечало на критику Тираны с 1965 года. Албанию замалчивали в средствах массовой информации. Советская пропаганда умалчивала о развитии Албании. В 1978 и 1983 годах ЦК КПСС предлагал Тиране нормализовать отношения, но в ответ получал критику и ультиматумы, которые игнорировались советскими лидерами.

Внутренняя политика

Внутренняя политика Ходжи соответствовала «сталинской модели», которую он признавал наиболее приемлемой, а культ личности Ходжи в Албании напоминал культ личности Сталина, которого он считал образцом руководителя. В частности, военная форма и знаки различия в Албании были скопированы с советских образцов сталинских времён. Внутри страны албанская тайная полиция «Сигурими» использовала репрессивные методы, позаимствованные у КГБ и восточногерманского министерства госбезопасности. Чтобы искоренить активность внутренней оппозиции, власти прибегали к систематическим «чисткам» - противников режима увольняли с работы, направляли на каторжные работы и даже казнили.

До конца 1980-х годов в Албании сохранялся культ Сталина, его именем назывался современный город Кучова, произведения Сталина переиздавались (в том числе на русском языке), дни рождения и смерти Сталина официально широко отмечались (как и ленинские дни, и годовщина Октябрьской революции). Уже после смерти Ходжи, в 1986 году, по случаю кончины В. М. Молотова в Албании был объявлен национальный траур.

Идеологические враги режима именовались «хрущёвцами» и «титовцами»; им приписывалась связь с властями СССР и граничившей с Албанией Югославии. Употребление этих ярлыков было аналогично «троцкистам» в СССР в 1930-е годы.

В условиях конфронтации с другими соцстранами Восточной Европы Ходжа призывал «жить, работать и бороться как в окружении», исходя из тезиса «строительства коммунизма в окружении ревизионистов и империалистов». На вооружение были взяты советские лозунги и методы тридцатых-сороковых годов.

В Албании всё было подчинено «блокадной» жизни. Проводились «антиревизионистские» кампании, «чистки» партгосаппарата. В стране ускоренно внедрялся продуктообмен, заменявший товарно-денежные отношения. Гражданам было запрещено иметь автомашину, дачу, слушать рок-музыку, джаз, носить джинсы, пользоваться «вражеской» косметикой и т. п.

В 1967 году, по прошествии двух десятилетий, происходили всё более жёсткие гонения на церковь, Ходжа торжественно провозгласил свою страну первым атеистическим государством в истории. Вдохновляемый китайской культурной революцией, он подверг конфискации имущество и здания мечетей, церквей, монастырей и храмов. Многие из этих зданий были демонтированы, в других размещали мастерские, склады, конюшни и кинотеатры. Родителям запрещали давать детям церковные имена. Преследованиям подвергалось даже тайное соблюдение религиозных обрядов. Известен случай казни в Шкодре католического священника, крестившего ребёнка в домашних условиях.

В Албании выросло целое поколение, не посещавшее церквей и мечетей. Ходжа говорил: «У албанцев нет идолов и богов, но есть идеалы - это имя и дело Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина».

Ходжа считал, что если политические деятели, а тем более коммунисты имеют привилегии, то партия не может считаться коммунистической, а страна - социалистической. С середины восьмидесятых годов по его указанию снижалась заработная плата работников партийного и государственного аппарата. Это позволило сэкономить деньги на увеличение пенсий и пособий, оплаты труда в сельском хозяйстве,увеличение окладов рабочих и служащих.

В 1960 году был отменён подоходный налог, а в 1985 году упразднён налог на холостяков и малосемейных. С середины семидесятых годов до 1990 года включительно в стране ежегодно снижались розничные цены на многие товары и услуги.

Разрыв с Китаем. Полная изоляция

После VII съезда АПТ (1976) в Албании был принят закон, запрещавший иностранные кредиты и займы. К тому времени в стране действовал социально-экономический механизм, являвшийся точной копией механизма, действовавшего в 1946-1953 годах в СССР. Албания перешла к полному самообеспечению продовольствием, медикаментами, промышленным и энергетическим оборудованием, стала экспортировать многие промышленные товары, сокращая вывоз сырья. Ходжа с этого времени мог позволить себе рассориться с Китаем, ещё более усилив централизацию всех ресурсов Албании и её внешнеполитическую изоляцию. Однако некоторые коллеги Ходжи (Баллуку, Келлези, Лубоня) пытались убедить его активизировать связи со странами СЭВ и с Югославией, не идти на «масштабный» разрыв с КНР.

Он объявил колеблющихся врагами народа и партии. В стране вновь была развёрнута «чистка кадров всех уровней», продолжавшаяся вплоть до кончины Энвера.

В 1978 году Китай прервал всякие отношения с Албанией. Бывшие «друзья» превратились в «банду оппортунистов и наймитов Запада». После ссоры с Китаем Албания стала ещё более закрытой, чем после её разрыва с СССР. Неосталинские кампании в стране стали ежегодными. При этом Ходжа обвинял в ревизионизме и Москву, и Пекин.

В 1981 году Ходжа провёл новую чистку, предав казни нескольких партийных и государственных чиновников.

В 1983-1985 годах здоровье Ходжи резко ухудшилось, он перенёс инфаркты, инсульты, у него обострился диабет. Он удалился от дел, передав большую их часть Рамизу Алии. В марте 1985 года врачи предписали Ходже длительный отдых ввиду нарастающей сердечной недостаточности.

Смерть

Ночью 11 апреля 1985 года, после кровоизлияния в мозг, Энвер Ходжа скончался в возрасте 76 лет, спустя ровно месяц после прихода к власти Горбачёва в СССР.

Траур в Албании длился 9 дней. Из-за рубежа в Тирану допустили только лидеров «истинных марксистско-ленинских партий» и эмиссаров из КНДР, Вьетнама, Кубы, Румынии, Лаоса, Кампучии, Йемена, Никарагуа, Ирана и Ирака. Телеграммы соболезнования, присланные из зарубежных стран, в том числе из СССР, Китая и Югославии, албанцы отправили обратно, кроме соболезнований от Ф. Кастро, Н. Чаушеску и Ким Ир Сена. Прощание с Ходжой происходило во дворце имени Сталина в Тиране.

Могила и музей Э. Ходжи

В русскоязычной прессе нередко встречаются утверждения, что тело Энвера Ходжи было забальзамировано и помещено в мавзолей. На деле, албанский лидер был погребён на кладбище Павших геров нации в Тиране. В мае 1992 г. тело Энвера Ходжи было тайно эксгумировано новыми властями Албании и перезахоронено на общественном кладбище на окраине Тираны. При этом надгробная плита была изъята и использована для создания памятника английским солдатам союзных войск. Здание, которое ошибочно называют «мавзолеем», было построено как Музей Энвера Ходжи, который открылся 14 октября 1988 года (к 80-летию со дня рождения Э. Ходжи). В настоящее время экспозиция музея демонтирована, внешний облик здания изменён, а внутри располагается культурно-выставочный центр.

Итоги правления

Энвер Ходжа пытался построить социалистическое государство по советской модели сталинского периода. Руководил страной в условиях практически полной международной изоляции.

Албанская пропаганда заявляла, что коммунистическая Албания полностью обеспечила свои потребности в продовольствии, развивает промышленность, электрифицировала большинство сельских районов, искоренила неграмотность и болезни.

С падением коммунистического режима железный занавес был снят. Албания отнюдь не была той индустриально развитой, передовой страной, как утверждала коммунистическая пропаганда. Фактически это была отсталая страна по меркам не только западных капиталистических стран, но и стран Восточного блока, таких как Болгария и Румыния. Индустрия Албании уступала в развитии, в сельском хозяйстве использовались устаревшие методы, а телефонная связь, уже давно вошедшая в обиход в соседних странах, оставалась недоступной для всех албанцев, исключая высших чиновников коммунистической партии. Зарплаты рабочих и уровень жизни были низкими по меркам любой европейской страны, что привело к массовой эмиграции албанских рабочих в соседние Грецию и Италию, где уровень жизни даже у незаконных иммигрантов был выше, чем в Албании.

Наследием Ходжи стал комплекс из 600 тысяч (по другим данным - 900 тыс.) бетонных бункеров, сосредоточенных по всей стране (насчитывающей 3 миллиона жителей), которые планировалось использовать в качестве наблюдательных пунктов и артиллерийских огневых позиций.

Первые годы после смерти Энвера Ходжи прошли под знаком его заветов. В 1988 году торжественно отмечалось его восьмидесятилетие, воздвигались памятники, музеи. В начале девяностых общество Албании раскололось. Было отмечено, что на юге преобладали энверисты, на севере его противники. Происходило уничтожение монументов и других памятных знаков, связанных с Ходжей и коммунистическим прошлым. Энверисты угрожали пойти в поход на Тирану и расправиться с Рамизой Алией как не защитившим память вождя. Происходили столкновения, с обеих сторон имелись жертвы. Анархия девяностых породила ностальгию: «При Энвере был порядок!»

После смерти Ходжи внутренняя и внешняя политика Албании стали менее жёсткой, вследствие общего кризиса коммунистической системы в Восточной Европе. В Албании это привело к отказу в 1990 году от однопартийной системы, а также к поражению реформированной Социалистической партии на выборах 1992 года.

Сочинения

  • Ходжа Э. Титовцы. Издательство РКПО «Русь». Санкт-Петербург (в выходных данных указан «Ленинград»). 1997.
  • Ходжа Э. Хрущёв убил Сталина дважды [Текст] / Э. Ходжа. - М. : Алгоритм: Эксмо, 2010. - 224 с. - (Загадка 1937 года). - ISBN 978-5-699-42714-7

Получив независимость лишь 100 лет назад, Албания тем не менее имеет многовековую историю. Здесь часто менялись властители, а устанавливаемые ими режимы порой кардинально отличались. И достопримечательности Албании несут на себе отпечаток тех разнообразных событий, что происходили на ее землях. Так, в центре Тираны возвышается необычное сооружение – монументальная пирамида из стекла и бетона, что сразу притягивает к себе взор. Это так называемый мавзолей Энвера Ходжа, бывшего правителя Албании.

О бедном Энвере замолвите слово…

Мало кто знает, что один из самых жестких тоталитарных режимов современности был установлен в Албании Энвером Ходжа. Этот человек, будучи убежденным коммунистом, мечтал о построении социализма. В годы его диктатуры русскоговорящие албанцы шутили, что столица их государства названа в честь тирана. И на самом деле албанский лидер 40 лет держал страну в ежовых рукавицах: под запретом находились религия, а также все, связанное с западной культурой, границы наглухо закрылись, автомобили и телефоны стали уделом избранных, население жило одинаково бедно.

Это все, что останется после тебя…

В 1985 году Энвер Ходжа скончался, страна 9 дней находилась в трауре. Через 3 года по проекту дочери албанского лидера был возведен мавзолей, имеющий сходство с гробницами египетских фараонов. В здании был открыт музей могущественного диктатора, планировалось, что там же будут захоронены и останки Энвера Ходжа. Однако «Пирамида», которая долгое время была одной из самых дорогих построек в Албании, так и не выполнила своего основного предназначения. Смена политической ситуации в стране привела к тому, что экспозиция музея была демонтирована, а в самом здании расположились конференц-центр и бар с несколько циничным названием «Mumija». Сегодня будущее этой достопримечательности Тираны туманно: власти то планируют перестроить «Пирамиду» в молодежный развлекательный центр, то вовсе снести сооружение, напоминающее о диктатуре Энвера Ходжа.

Символ мира, отлитый из пуль.

Перед мавзолеем Энвера Ходжа установлен Колокол Мира, который напоминает о массовых беспорядках, что в 1997 прокатились по стране в связи с крушением местных финансовых пирамид. Обманутые вкладчики, желая хоть как-то компенсировать денежные потери, разграбили военные склады. Из стреляных гильз, подобранных на улицах после установления порядка, и был отлит колокол, что сегодня является символом новой страницы в истории мирной Албании.

А узнать более подробно о прошлом Албании и Тираны можно, побывав в Гирокастре - уникальный город-музей, соединяющий в себе и крепость, и мечеть, и рынок.

Энве́р Хали́л Хо́джа (алб. Enver Halil Hoxha; 16 октября 1908, Гирокастра, Османская империя - 11 апреля 1985, Тирана, Албания) - албанский политический деятель, фактический руководитель Народной Социалистической Республики Албания в 1944-1985 годах, 1-й секретарь ЦК Албанской партии труда (1941-1985), председатель Совета министров Албании (1946-1954), министр иностранных дел Албании (1946-1953) и главнокомандующий вооружёнными силами Албании (1944-1985).

Будущий албанский политический лидер родился в 1908 году. Его отец был небогатым купцом. Обучение Энвер получил в гуманитарном лицее, где преподавали на французском языке. В 1930 году молодой человек отправился во Францию, где поступил в университет города Монпелье. Он выбрал инженерную специальность. Именно во Франции Энвер сблизился с идеями социализма и коммунизма. Из-за этого правительство Албании прекратило платить студенту стипендию. В поисках работы Энвер отправился в Париж. Там он познакомился с редактором коммунистического журнала «Юманите». Ходжа писал статьи про Албанию для данной газеты. В них он критически высказывался о правительстве своей родной страны.

В 1934 году Энвер получил должность секретаря при консульстве Албании в Брюсселе. Там же он изучал право. Когда же руководство Албании прознало о его статьях, его отправили на родину. Так что полноценным юристом он не стал. В городке Корча, где он получил начальное образование, он стал преподавать в лицее и вместе с тем участвовать в деятельности одной из коммунистических групп. В 1939 году его политическая активность привела к тому, что Энвер был арестован. Он был приговорен к небольшому тюремному сроку за подрывную деятельность. В апреле 1939 года, когда итальянские войска вошли в Албанию, Энвера уволили из лицея, так как он придерживался антифашистских взглядов. Ходжа уехал в столицу Тирану, где начал торговать табаком. Она служила лишь прикрытием. На самом деле Ходжа принимал участие в подпольной деятельности движения Сопротивления фашистам. В 1941 году все коммунистические партии Албании объединились. В этом же году образовалась Коммунистическая партия Албании. Энвер Ходжа же стал ее генеральным секретарем.

Через год у КПА было достаточно много бригад, которые принимали участие в движении Сопротивления. В 1944 году Ходжа уверенно заявил, что из Албании без помощи союзников были изгнаны войска немцев и итальянцев. В 1945 году лидеры СССР, США, Франции и Великой Британии признали правительство Ходжи в Албании. Энвер начал укреплять свою власть. Он уверенно отстаивал независимость Албании. Противостоял лидеру Югославии Тито. В мае 1949 года Ходжа отдал приказ о казни коммунистов, которые якобы поддерживали Тито. Энвер во всем поддерживал сталинский режим. СССР оказывала громадную помощь Албании. После смерти Сталина большое недовольство у Ходжи вызвала политика Хрущева. В 1961 году финансовая помощь от СССР в Албанию поступать перестала, а чуть позже все дипломатические связи между этими двумя странами разорвались. Энвер заключил союз с Мао Цзэдуном, который тоже разорвал связи с СССР. Теперь помощь Албания получала от Китая. В 1968 году Албания официально вышла из Варшавского договора. В 1978 году Китай перестал оказывать помощь Албании. Так как Энвер стал критиковать его правительство и власть США. До самой смерти Ходжи в 1985 году Албания оставалась в изоляции.

При планировании любых строительных работ, настоятельно рекомендуется составление сметы. Этот финансовый документ составляется на основании рабочего проекта и относится к первичной документации. Он регламентирует любое движение материальных средств во время строительства. Написанием смет занимается квалифицированный инженер-сметчик . Заказать смету можно в профильной организации, предоставляющей такие услуги. Изготовить такой документ может подрядчик. Подготавливается смета в согласии с действующим законодательством, нормативными актами и сметными нормами, с учетом текущих рыночных расценок на работы и материалы, а также коэффициентов их изменения.

5 причин, почему нужна смета

В этом финансовом документе указаны расчеты материальных затрат на выполнение конкретного проекта, а также количество материалов и трудовых ресурсов, планируемых к использованию. Это обуславливает причины, по которым купить смету стоит.

  1. Благодаря тщательно составленной смете еще до начала строительных работ вы получаете полное представление о предстоящих затратах. Это поможет подготовиться и не растягивать выполнение проекта на долгие годы из-за недостатка финансов.
  2. Смета позволяет предусмотреть большинство непредвиденных ситуаций во время предстоящего строительства, а это сбережет ваши нервы и деньги, которое пришлось бы тратить на их решение.
  3. В смете указывается исчерпывающий список работ, которые предстоит выполнить. Это регламентирует отношения заказчика и исполнителя в отношении взаимных обязательств и ожиданий.
  4. Кроме списка работ, смета содержит расценки, с учетом их изменения в...

Среди стран «социалистического лагеря», образовавшегося в Восточной Европе после победы Советского Союза во Второй мировой войне, Албания с первых послевоенных лет заняла особое место. Во-первых, она была единственной страной региона, которая освободилась от гитлеровских захватчиков и местных коллаборационистов собственными силами. Не советские войска и не англо-американские союзники, а коммунистические партизаны принесли Албании свободу от немецко-фашистской оккупации. Во-вторых, среди прочих лидеров восточноевропейских государств Энвер Ходжа, ставший после войны фактическим руководителем Албании, был действительно идейным, а не «ситуационным» сталинистом. Политика Сталина вызывала у Ходжи восхищение. Когда в июне 1945 г. Энвер Ходжа побывал на Параде Победы в Москве и встретился с советским руководством, он смог добиться технической и экономической помощи со стороны советского государства.
В августе 1945 г. в Албанию из СССР прибыли первые грузовые суда, везшие машины, оборудование, медикаменты, продовольственные товары.

Так началось сотрудничество Албании с Советским Союзом, продолжавшееся более десятилетия. По заявлению Энвера Ходжи, путь, пройденный Советским Союзом, должен был стать образцом для Албании. Индустриализация и коллективизация рассматривались руководством албанских коммунистов в качестве важнейших направлений развития албанского государства в послевоенный период. Кстати, в 1948 г., по совету Сталина, Коммунистическая партия Албании была переименована в Албанскую партию труда и под этим названием продолжала существовать до крушения социализма в Восточной Европе. Таким образом, первые послевоенные годы Албания встречала, будучи верным союзником СССР и следуя в фарватере внешнеполитического курса СССР. Однако далеко не со всеми странами «социалистического лагеря» отношения у Албании складывались безоблачно.

Конфликт с Югославией и борьба с «титовцами»

Практически с первых дней существования послевоенной Албании серьезно ухудшились отношения с соседней Югославией. Проблемы в албано-югославских отношениях наметились еще в годы Второй мировой войны, когда албанские и югославские партизаны вели совместную борьбу против гитлеровских и итальянских оккупантов. Разногласия между албанскими и югославскими коммунистами были связаны, во-первых, с проблемой Косово и Метохии – региона, населенного как сербами, так и албанцами, а во-вторых – с давней идеей Иосипа Броз Тито о создании «Балканской федерации».

Провозглашение республики. Картина Фатмира Хаджиу.

Албанцы видели в «Балканской федерации» стремление югославов к доминированию и опасались, что в случае ее создания и вхождения в ее состав Албании, албанское население окажется в меньшинстве и будет дискриминироваться и ассимилироваться славянскими соседями. Иосип Броз Тито и Милован Джилас пытались склонить Энвера Ходжу к принятию идеи Балканской конфедерации, расписывая преимущества Албании в случае интеграции с Югославией, однако Энвер Ходжа, будучи патриотом суверенной Албании, упорно отказывался от предложений югославов. Отношения между Албанией и Югославией стремительно ухудшались, тем более, что Ходжа сообщал о планах Тито в Москву и пытался убедить Сталина в опасности Тито и титоистской линии не только для Албании, но и для всего «социалистического лагеря».

В соответствии с послевоенными планами советских и восточноевропейских коммунистов, на Балканском полуострове следовало создать Балканскую федеративную республику – государство, которое включило бы в свой состав Югославию, Болгарию, Румынию и Албанию. Потенциальным кандидатом на вхождение в состав Балканской федерации была также Греция, в которой во второй половине 1940-х гг. вели активную партизанскую борьбу местные коммунисты. В случае победы коммунистов Грецию также предлагалось включить в состав Балканской федеративной республики. Примечательно, что первоначально сторонником создания Балканской федерации выступал и Иосиф Сталин, однако позже он «дал добро» на создание федерации только в составе Югославии, Болгарии и Албании. С другой стороны, Иосип Броз Тито выступал против включения в состав федерации Румынии и Греции, так как опасался, что эти относительно развитые в политическом отношении и самостоятельные в культурном плане страны могут стать противовесом Югославии, претендующей на ведущую роль в Балканской федерации. Болгарию и Албанию Тито видел федеральными республиками в составе Балканской федерации с центром в Белграде. Агитируя руководство албанской компартии за включение страны в состав Югославии, титовцы обосновывали свои предложения по интеграции экономической слабостью албанского государства, отсутствием в Албании промышленности и общей социальной и культурной отсталостью региона. Албанию, в случае реализации плана по созданию Балканской федерации, ждало поглощение Югославией, на что не могли пойти многие албанские политические лидеры, включая и Энвера Ходжу. Однако в Албании существовало и сильное югославское лобби, «лицом» которого считался Кочи Дзодзе (1917-1949) – министр внутренних дел Албании и член ЦК Албанской партии труда. Помимо него, проюгославских настроений придерживались такие партийные функционеры как Нури Хута из Управления агитации, пропаганды и печати и Панди Кристо из Государственной контрольной комиссии. С помощью проюгославского лобби Тито и его окружение предпринимали всевозможные шаги по направлению к полному подчинению албанской экономики интересам Югославии. По югославскому образцу реконструировались вооруженные силы Албании, что, по мнению Тито, должно было способствовать скорейшему подчинению страны Белграду. В свою очередь, многие албанские коммунисты, не разделявшие проюгославских позиций Кочи Дзодзе и его окружения, были крайне недовольны политикой соседней Югославии, так как усматривали в ней экспансионистские планы по полному подчинению Албании Иосипу Броз Тито. Эти опасения усилились после того, как Югославия стала усиленно лоббировать идею о вводе в Албанию югославской армейской дивизии – якобы, для защиты границ Албании от возможных посягательств с греческой стороны.


- Кочи Дзодзе, основатель албанских спецслужб и один из лидеров компартии

В 1949 г. Советский Союз разорвал отношения с Югославией. Этому способствовали многочисленные разногласия между двумя государствами, прежде всего – растущие амбиции Тито, претендовавшего на руководящие позиции на Балканах и на проведение самостоятельной внешней политики, далеко не во всех случаях согласующейся с внешнеполитическим курсом СССР. На Албании расторжение советско-югославских отношений отразилось дальнейшим укреплением позиций Энвера Ходжи, выступавшего против сотрудничества с Югославией. Во внутрипартийной борьбе победу одержали сторонники Ходжи, ориентировавшиеся на Советский Союз. На Первом съезде Албанской партии труда произошло разоблачение деятельности албанских «титовцев». Кочи Дзодзе и его сторонники были арестованы, 10 января 1949 г. началось следствие по делу титовцев, закончившееся судом и вынесением смертного приговора Кочи Дзодзе. После подавления югославского лобби, Энвер Ходжа фактически взял всю полноту власти в стране в свои руки. Албания приняла уверенную просоветскую ориентацию, всячески декларируя верность заветам Ленина – Сталина. С помощью Советского Союза продолжалась модернизация албанской промышленности, укрепление армии и органов государственной безопасности. Албания вступила в Совет экономической взаимопомощи, получила кредит на закупку советской продукции. С помощью Советского Союза в Тиране был построен автотракторный комбинат. В соответствии с внешнеполитической линией Советского Союза на резкую критику режима Тито, который характеризовался не иначе как фашистский и полицейский, в Албании началось преследование членов партии и государственных служащих, подозревавшихся в симпатиях к югославскому лидеру и югославской модели социализма. Политический режим в стране ужесточился, поскольку Энвер Ходжа и его ближайший соратник Мехмет Шеху были крайне обеспокоены возможными проявлениями подрывной деятельности со стороны югославских спецслужб.

В первое послевоенное десятилетие экономическое развитие Албании осуществлялось бурными темпами – во многом, при поддержке Советского Союза. Задачи по модернизации албанской экономики усложнялись крайней отсталостью албанского общества, которое до победы в стране коммунистов носило, по сути, феодальный характер. Малочисленность пролетариата не позволяла сформировать из его достойных представителей кадровый состав партийного руководства, поэтому у руля Албанской партии труда по-прежнему стояли выходцы из состоятельных слоев албанского общества, получившие в довоенный период хорошее европейское образование – прежде всего, во Франции. Первый пятилетний план развития албанской экономики разрабатывался при участии специалистов из советского Госплана. Более того, фактически советские ученые и стали авторами программы развития албанской экономики. Утверждали план лично Энвер Ходжа и Иосиф Сталин. В соответствии с планом пятилетки, Албанию ожидала коллективизация сельского хозяйства и массированное развитие промышленности, в первую очередь – строительство электростанций для обеспечения страны электроэнергией. В Тиране были построены заводы по образцу ЗИС и ЗИМ, с помощью Советского Союза развивалось железнодорожное строительство на территории страны. Помимо Советского Союза, в начале 1950-х гг. Албания развивает отношения с Германской Демократической Республикой, Северным Вьетнамом и Китаем. Впоследствии именно отношения с Китаем сыграют важнейшую роль в развитии Албании эпохи «холодной войны». Энвер Ходжа стал частым гостем в Советском Союзе, заслужив симпатии и доверие Сталина.

Когда в марте 1953 г. умер Иосиф Виссарионович Сталин, Энвер Ходжа, потрясенный этим известием, стал обдумывать дальнейшие последствия смерти советского вождя для албанского государства. Он вполне обоснованно относился с некоторой степенью недоверия ко многим людям из ближайшего окружения Сталина. Как оказалось – не зря. Смерть Сталина повлекла за собой кардинальные изменения во внутренней и внешней политике Советского Союза, отразившись и на советско-албанских отношениях. Как и китайский лидер Мао Цзэдун, Энвер Ходжа не поехал в Москву на похороны И.В. Сталина, опасаясь возможного покушения на свою жизнь. В смерти советского вождя Ходжа видел происки антисталинистов в руководстве КПСС и полагал, что ради дальнейшей десталинизации социалистического лагеря, противники Сталина в советском руководстве могут пойти на физическое устранение таких убежденных сталинистов как он или как Мао Цзэдун.

Десталинизация СССР и ухудшение советско-албанских отношений

Первое время советско-албанские отношения, как казалось, продолжали развиваться по накатанной колее. СССР оказывал экономическую и техническую помощь Албании, официально именовал ее братской страной. Однако в действительности напряжение между двумя государствами нарастало и развязка, с неминуемым разрывом двусторонних отношений, приближалась. Фактически отправной точкой в последующем советско-албанском противостоянии стал ХХ съезд Коммунистической партии Советского Союза, на котором новый руководитель советской компартии Никита Сергеевич Хрущев выступил с докладом «О культе личности Сталина». Этот доклад означал переход советского руководства к политике десталинизации, что было воспринято лидерами некоторых государств «социалистического лагеря» как предательство идеалов Ленина – Сталина и поворот Советского Союза на «реакционный» путь. В знак протеста против антисталинской речи Хрущева, представлявший Китай Чжоу Эньлай и представлявший Албанию Энвер Ходжа демонстративно покинули место проведения съезда, не дожидаясь его официального закрытия. В том же 1956 г. состоялся Третий съезд Албанской партии труда, на котором прозвучала критика в адрес Энвера Ходжи и Мехмета Шеху. Судя по всему, выступления некоторых албанских коммунистов было срежиссировано в Москве и ставило своей целью «десталинизацию» Албании по образцу Советского Союза. Но, в отличие от СССР, в Албании критика «культа личности» Энвера Ходжи провалилась. И, в первую очередь, потому, что рядовые массы бедного крестьянского населения страны помнили Ходжу как партизанского командира, относились к нему с большим уважением, а просоветские и проюгославские настроения получали распространение только в среде немногочисленной партийной интеллигенции. После Третьего съезда АПТ в стране прошли чистки «реакционеров», в результате которых были арестованы сотни людей – членов Албанской партии труда и беспартийных. Албания отказалась от советского курса десталинизации и провозгласила верность принципам Сталина, в доказательство чего Энвером Ходжа был даже учрежден орден Сталина.

В Москве поведение албанского руководства вызывало резко негативную реакцию. Ведь наличие открытых сторонников сталинизма в международном коммунистическом движении, да еще представленных на уровне государств, а не маргинальных групп, ставило под вопрос идеологическую правоту и адекватность советского руководства и советской компартии в целом. Тем более, что на сталинистских позициях остался Китай – наиболее мощное, после СССР, государство «социалистического лагеря». Между Китаем и Албанией со второй половины 1950-х гг. начали развиваться двусторонние отношения, укрепление которых совпало с постепенным расторжением советско-албанских связей. В 1959 г. Никита Хрущев предпринял поездку в Албанию, во время которой пытался уговорить Энвера Ходжу и других коммунистических лидеров отказаться от сталинизма и поддержать линию КПСС. Но уговоры Хрущева и даже угрозы лишить Албанию экономической поддержки со стороны Советского Союза, на руководителей Албанской партии труда не подействовали (тем более, что экономическую помощь Албания ожидала от Китая). Ходжа от предложения Хрущева отказался. Албания и Советский Союз вступили в фазу открытого идеологического противостояния.


Выступление Энвера Ходжи в Москве на совещании компартий. 1960 год.

В 1962 г. Албания вышла из состава Совета экономической взаимопомощи, а в следующем году официально «кинула» Советский Союз, заявив о том, что не собирается возвращать Москве набранные в годы нахождения у власти И.В. Сталина долги. Потеря Албании обернулась для Советского Союза серьезными экономическими, военно-политическими и имиджевыми проблемами. Во-первых, СССР лишился влияния на вторую социалистическую страну на Балканах (Югославия выпала из поля влияния СССР еще в 1940-е гг.). Во-вторых, после разрыва советско-албанских отношений, Албания отказалась содержать на своей территории советскую военно-морскую базу, что лишало ВМФ СССР стратегических позиций в Адриатическом море. Напомним, что в 1958 г. в городе Влёра была размещена советская военно-морская база, на которой размещалась отдельная бригада подводных лодок, а также вспомогательные и противолодочные подразделения. После резкого ухудшения отношений между СССР и Албанией в 1961 г., советские военные моряки были выведены с территории страны. В-третьих, демонстративная верность Энвера Ходжи идеям Сталина, сопровождавшаяся резкой критикой Советского Союза за «примирение» с капиталистическим миром, прибавляла албанскому лидеру популярности среди радикальной части мирового коммунистического движения и даже среди части советских граждан, скептически воспринимающей Хрущева и его антисталинскую политику. «Да здравствует ленинское правительство без болтуна и предателя Хрущева. Политика безумца привела к потере Китая, Албании и миллионов наших бывших друзей. Страна зашла в тупик. Сплотим ряды. Спасем родину!» - такие листовки, в 1962 г., к примеру, распространял в Киеве член КПСС 45-летний Борис Лоскутов, председатель колхоза. То есть, мы видим, что и среди советских граждан потеря Албании воспринималась как результат политической глупости Никиты Хрущева или его откровенной враждебности идеям Ленина-Сталина. В октябре 1961 г. был проведен XXII съезд КПСС, на котором Никита Хрущев подверг резкой критике политику Албанской партии труда. В декабре 1961 г. Албания разорвала дипломатические отношения с Советским Союзом. С тех пор, и на протяжении тридцати лет, Албания существовала вне поля советского политического влияния.

От союза с Китаем до изоляции

Место Советского Союза в системе внешнеполитических и внешнеэкономических связей Албании быстро занял Китай. Албанию и Китайскую Народную Республику сближало, в первую очередь, отношение к роли личности И.В. Сталина в мировом коммунистическом движении. В отличие от большинства стран Восточной Европы, поддержавших линию СССР на десталинизацию коммунистического движения, Китай, как и Албания, не согласился с критикой Хрущевым «культа личности» Сталина. Постепенно в коммунистическом движении сформировалось два центра притяжения – СССР и Китай. К Китаю тяготели более радикальные коммунистические партии, фракции и группировки, не желавшие отходить от сталинского курса и, тем более, следовать советской линии на мирные отношения с капиталистическим Западом. Когда Советский Союз, прервав связи с Албанией, прекратил поставки в страну продовольствия, медикаментов, техники и оборудования, Китай взял на себя доставку 90% грузов, обещанных Тиране Москвой. Одновременно КНР предоставил крупные финансовые кредиты Тиране на более выгодных условиях. В свою очередь, Албания поддержала политический курс КНР и превратилась в «европейский рупор» маоистской внешней политики. Именно Албания с 1962 по 1972 гг. представляла интересы Китайской Народной Республики в Организации Объединенных Наций. По целому ряду важнейших вопросов международной политики КНР и Албания имели схожие позиции, что также способствовало развитию двусторонних экономических связей. Впрочем, по мере укрепления китайско-албанских отношений выяснилось, что прибывающие из КНР специалисты значительно уступают по уровню знаний и квалификации советским специалистам, но в силу разорванных отношений с Советским Союзом, Албания уже не могла ничего поделать – экономике и обороне страны пришлось довольствоваться помощью китайских советников и поставляемым из Китая оборудованием.

- "Плоть от плоти своего народа". Картина Зефа Шоши.

В 1960-е – 1980-е гг. в Албании окончательно укрепился политический режим, противопоставлявший себя как капиталистическим странам Запада, так и «социалистическому лагерю» под руководством СССР. В 1968 г., после вторжения СССР в Чехословакию, Албания вышла из Организации Варшавского договора, тем самым окончательно отмежевавшись даже в военно-политическом отношении от стран «социалистического лагеря» Восточной Европы. Не все было гладко и в албано-китайских отношениях. Когда Китай, прекрасно осознающий потребность в дальнейшем укреплении своей экономики, возможном только посредством развития внешних связей с другими странами, в том числе и капиталистическими, постепенно перешел к либерализации отношений с западными странами, Албания испортила отношения и с КНР. Был резко снижен объем внешней торговли между двумя государствами. Фактически единственным полноценным партнером Албании в коммунистическом лагере, после разрыва с Китаем, оставалась Румыния. Хотя Румыния и входила в Совет экономической взаимопомощи и Организацию Варшавского договора, румынский лидер Николае Чаушеску придерживался самостоятельной внешнеполитической линии и мог позволить себе дружить с «опальной» Албанией. В свою очередь, Албания видела в Румынии закономерного союзника – единственное неславянское социалистическое государство на Балканах. Вместе с тем, торговые отношения Албания поддерживала и с рядом других социалистических государств Восточной Европы, включая Венгрию и Чехословакию. Единственное, от чего Албания стремилась максимально дистанцироваться – так это от развития торговых отношений с США и капиталистическими странами Европы. Исключение составляла Франция, поскольку Энвер Ходжа достаточно позитивно относился к фигуре генерала Шарля де Голля. Кроме того, Албания оказывала достаточно ощутимую поддержку многочисленным сталинистским партиям и группам во всех странах мира – начиная от Турции и Эфиопии и заканчивая странами «социалистического лагеря», где также действовали оппозиционные официальной просоветской линии сталинистские группы. Поддержкой Албании пользовался и ряд национально-освободительных движений в странах «третьего мира».

Земельная Реформа. Получение документов на землю. Картина Гури Мади.

Ходжаизм – албанская версия «чучхе»

На протяжении послевоенных десятилетий в самой Албании укреплялись власть и авторитет руководителя Албанской партии труда Энвера Ходжи. Он по-прежнему оставался пламенным сторонником идей Ленина – Сталина, сформулировав собственную идеологическую доктрину, получившую в политологии название «ходжаизм». Ходжаизм имеет общие черты с северокорейской идеологией «чучхе», заключающиеся, прежде всего, в стремлении к самодостаточности и определенном изоляционизме. Долгое время Албания оставалась самой закрытой страной в Европе, что не мешало Энверу Ходже и его соратникам осуществлять на ее территории достаточно результативный коммунистический эксперимент. Образцом политического лидера, заботящегося о своем народе, Энвер Ходжа считал Иосифа Сталина, а идеальной формой государственного устройства – Советский Союз под руководством Сталина. В Албании, в отличие от других социалистических стран Восточной Европы, сохранялись памятники Сталину, географические названия и улицы имени Сталина, официально отмечались годовщина Октябрьской революции, дни рождения и смерти Владимира Ильича Ленина и Иосифа Виссарионовича Сталина. Именем Сталина был назван Кучова – один из относительно крупных албанских городов. Албания играла важную роль в системе международной пропаганды сталинизма – именно в Албании издавалась обширная пропагандистская литература, а также сочинения Сталина, причем последние печатались, в том числе, и на русском языке. Политика изоляционизма, проводимая Ходжей, обусловливалась военно-мобилизационным характером албанского общества в 1960-е – 1980-е гг. Оказавшись практически в полной изоляции, Албания приступила к строительству социализма собственными силами, одновременно наращивая свой оборонный потенциал и совершенствуя систему государственной безопасности. У Советского Союза тридцатых годов Албания заимствовала политику регулярных «чисток» партийного и государственного аппарата, борьбу с ревизионизмом.

Известно, что Албания является поликонфессиональным государством. Здесь исторически проживают мусульмане – сунниты, мусульмане – шииты, христиане – католики и православные. Серьезных конфликтов на почве межконфессиональных отношений в Албании никогда не было, но в годы правления Энвера Ходжи был взят курс на полную секуляризацию албанского общества. Албания стала первым и единственным государством мира, официально провозглашенным «атеистическим». Формально все албанцы признавались атеистами, велась усиленная борьба с любыми проявлениями религиозности. Все имущество и все здания религиозных учреждений, будь то мечети, церкви или монастыри, было конфисковано государством и передано на нужды социальной и экономической инфраструктуры. Попытки граждан крестить своих детей или совершать обряды бракосочетания по христианскому или мусульманскому обычаям строго карались, вплоть до смертной казни в отношении нарушителей антирелигиозных запретов. В результате атеистического воспитания в Албании успели вырасти поколения граждан страны, не исповедующих ни одну из традиционных для албанского народа религий. В религии Энвер Ходжа видел конкурента для коммунистической идеологии, которая в годы его правления пронизывала все сферы жизнедеятельности албанского общества. Представляет большой интерес социально-экономическая политика Энвера Ходжи, которая, несмотря на некоторые недочеты и перегибы, осуществлялась в интересах трудовых слоев албанского населения. Так, в соответствии с ходжаистской доктриной, в социалистической стране представители коммунистической партии и государственные служащие не могут иметь привилегий, выделяющих их из общей среды рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции. Поэтому Энвером Ходжей было принято решение о перманентном снижении заработной платы партийных и государственных работников. За счет постоянно снижающегося оклада чиновников происходил рост пенсий, социальных выплат, зарплат рабочих и служащих. Еще в 1960 г. в Албании был отменен подоходный налог, ежегодно происходило снижение цен на целый спектр товаров и услуг. Так, к концу 1980-х гг. средний албанский рабочий или служащий, получая примерно 730 – 750 леков, платил за квартиру 10-15 леков. Работники со стажем более 15 лет получали право ежегодной оплачиваемой путевки на курорты, льготной оплаты лекарств. Все рабочие, школьники и студенты обеспечивались бесплатным питанием по месту работы или учебы.


- Энвер Ходжа и учащаяся молодежь

К безусловным завоеваниям албанского народа в годы правления Энвера Ходжи относится, в первую очередь, ликвидация неграмотности. Еще в начале 1950-х гг. подавляющее большинство албанцев было неграмотно, так как их детские и юношеские годы проходили в страшную военную эпоху или в довоенной королевской Албании. К концу 1970-х гг, усилиями албанских коммунистов, неграмотность в стране была полностью ликвидирована. Школьные учебники и школьная форма в социалистической Албании были бесплатными, что существенно облегчало бюджеты семей, воспитывавших детей школьного возраста. Кроме того, именно в социалистической Албании удалось впервые поднять рождаемость до самого высокого уровня в Европе – 33 человека на тысячу, а смертность – до уровня 6 человек на тысячу. Таким образом, албанская нация, прежде, в силу своей отсталости, фактически вымиравшая, получила стимул к развитию. Кстати, в случае смерти одного из супругов оставшимся членам семьи на протяжении года выплачивалась ежемесячная зарплата или пенсия умершего, что должно было помочь им «встать на ноги» и оправиться после ухода родственника. Меры по стимулированию рождаемости имели и материальную составляющую. Так, женщина, родив первого ребенка, получала 10 % прибавки к зарплате, второго – 15 %. Оплачиваемый отпуск по рождению и уходу за ребенком составлял два года. В то же время, существовали и определенные ограничения – албанец не мог иметь личный автомобиль или рояль, видеомагнитофон или нестандартную дачу, слушать западные радио и музыку и сдавать свою жилплощадь в аренду посторонним людям.

В 1976 г. в Албании был принят закон о запрете иностранных кредитов и займов, что объяснялось завершением строительства замкнутой на самообеспечение страны экономической системы. К 1976 г. Албания смогла создать такую модель хозяйствования, которая позволяла ей полностью обеспечивать потребности страны в продовольствии, промышленном оборудовании, медикаментах. Показательно, что совсем недавно бывшая крайне отсталой, Албания стала экспортировать некоторые производимые товары в страны «третьего мира». Периодически в стране происходили политические чистки, в результате которых устранялись члены руководства партии и государства, не согласные с какими-либо нюансами политического курса Ходжи. Так, 17 декабря 1981 г. при загадочных обстоятельствах погиб Мехмет Шеху. В Албанской партии труда и в албанском государстве Мехмет Шеху (1913-1981) занимал очень серьезные позиции – он считался второй по значимостью политической фигурой страны после Энвера Ходжи. Еще в довоенный период Шеху получил военное образование в Италии, затем участвовал в Испанской Гражданской войне в составе бригады им. Дж.Гарибальди. В годы Второй мировой войны Мехмет Шеху командовал партизанской дивизией, затем стал начальником генерального штаба вооруженных сил и дослужился до воинского звания «генерал армии». Именно Мехмет Шеху руководил чисткой против титовцев и хрущевцев, а с 1974 г. занимал пост министра национальной обороны. Однако в 1981 г. между Ходжей и Тито начались споры по вопросу о дальнейших путях развития Албании. В результате, 17 декабря 1981 г. Шеху погиб, якобы покончив самоубийством после разоблачения в качестве югославского шпиона. Но есть и другая версия – Мехмета Шеху, некогда самого близкого к Энверу Ходже человека, застрелили прямо на заседании Центрального комитета Албанской партии труда. Родственники Мехмета Шеху были арестованы. Вполне вероятно, что в начале 1980-х гг. в албанском руководстве появились сторонники либерализации отношений с Китаем и даже с СССР. Однако Энвер Ходжа, сохранявший верность сталинистским идеалам, не желал идти на уступки и предпочел использовать старый и испытанный в боях за власть метод – партийные чистки.

Крушение последней сталинской крепости Европы

Однако, несмотря на идейную несгибаемость, физически Энвер Ходжа, которому к началу 1980-х гг. перевалило за семьдесят, был уже не тот. К 1983 г. у него значительно ухудшилось здоровье, в частности – обострился диабет, спровоцировавший инфаркт и инсульт. Фактически Энвер Ходжа в 1983-1985 гг. постепенно отошел от реального руководства Албанией, передав большую часть своих обязанностей Рамизу Алии. Рамиз Алия (1925-2011) был представителем младшего поколения старой коммунистической гвардии Албании. Ему довелось участвовать в партизанском движении в качестве политработника, а затем и комиссара 5-й дивизии. В 1949-1955 г. Рамиз Алия возглавлял Союз трудовой молодежи Албании, в 1948 г. стал членом ЦК Албанской партии труда, а в 1960 г. – секретарем ЦК Албанской партии труда. Как и Ходжа, Рамиз Алия был сторонником политики «опоры на собственные силы», что объясняло симпатии к нему со стороны албанского лидера. Не удивительно, что именно Рамиза Алию прочили на место преемника Энвера Ходжи в случае смерти лидера коммунистической Албании.
В марте 1985 г. к власти в Советском Союзе пришел Михаил Горбачев, приступивший к политике «перестройки». Через месяц после того, как Горбачев возглавил Советский Союз, ночью 11 апреля 1985 г., в результате кровоизлияния в мозг, в Албании скончался многолетний лидер Албанской партии труда и албанского государства 76-летний Энвер Халил Ходжа.

В стране был объявлен девятидневный траур, во время которого на похороны лидера Албанской партии труда прибыли наиболее доверенные зарубежные гости – представители руководства коммунистических партий КНДР, Вьетнама, Лаоса, Кампучии, Румынии, Кубы, Никарагуа, Южного Йемена, Ирана и Ирака. Направленные из СССР, КНР и Югославии телеграммы с соболезнованиями албанское руководство отправило назад, приняв лишь соболезнования Фиделя Кастро, Николае Чаушеску и Ким Ир Сена. 13 апреля 1985 г. первым секретарем ЦК Албанской партии труда был избран Рамиз Алия. Оказавшись во главе албанского государства, он приступил к некоторой либерализации политической жизни в стране, хотя и сохранил жесткую цензуру в средствах массовой информации. Алия предпринял две масштабные амнистии для политических заключенных – в 1986 и 1989 гг., прекратил практику массовых чисток, а также начал налаживать внешнеэкономические связи с Грецией, Югославией, Турцией и Италией. На фоне происходивших в мире процессов демонтажа социалистических режимов, в Албании резко дестабилизировалась политическая ситуация.

В декабре 1990 г. в столице страны прошли массовые студенческие демонстрации. В 1991 г. в северной части страны возникла оппозиционная Демократическая партия Албании, а 3 апреля 1992 г. Рамиз Алия, потерявший фактический контроль над ситуацией в стране, был вынужден уйти в отставку. В августе 1992 г. его поместили под домашний арест. В 1994 г. последнего коммунистического руководителя Албании приговорили к 9 годам тюремного заключения, однако в 1996 г. ему удалось бежать в Объединенные Арабские Эмираты, где он, периодически наведываясь в Албанию (после прекращения уголовного преследования), и прожил оставшиеся годы, скончавшись в 2011 г. Несмотря на то, что в Албании коммунистический режим давно ушел в прошлое, а к идеям и деятельности Энвера Ходжи отношение в обществе колеблется от резко негативного до одобрительного, политическое наследие албанского революционера находит своих последователей в самых разных странах мира.

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

 

 

Это интересно: