→ Пастух и пастушка, астафьев виктор петрович. Краткое изложение пастух и пастушка астафьев Повесть пастух и пастушка краткое содержание

Пастух и пастушка, астафьев виктор петрович. Краткое изложение пастух и пастушка астафьев Повесть пастух и пастушка краткое содержание

По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет: <Как долго я искала тебя!>

Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, <катюш> был страшным - по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.

За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались:

Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом: <С возвращением вас: Мы так вас долго ждали. Так долго:>

Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто ещё хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: <Не нужно. Товарищ старшина:> Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот ещё раз попытается обидеть девушку. Разозленный Мохнаков ушел в другую избу.

Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лег в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.

Ещё до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.

Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. <Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны>. Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу:

Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне - двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.

Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе ещё двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сраженная внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.

После тяжелых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей: Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжелые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.

В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идет на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашел к нему и сказал: <Я назначил вас на эвакуацию. В походных условиях души не лечат:>

Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю: Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днем становится все хуже и хуже.

Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то:

Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой: <Такое легкое ранение, а он умер:>

Послушав землю, женщина сказала: <Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлучить нас:>

<А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один - посреди России>.

Виктор Петрович Астафьев

«Пастух и пастушка»

По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжёлым облачным бредом проступает хребет Урала, идёт женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет: «Как долго я искала тебя!»

Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, «катюш» был страшным — по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.

За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались…

Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом: «С возвращением вас… Мы так вас долго ждали. Так долго…»

Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто ещё хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: «Не нужно. Товарищ старшина…» Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот ещё раз попытается обидеть девушку. Разозлённый Мохнаков ушёл в другую избу.

Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лёг в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.

Ещё до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.

Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. «Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за неё. В доверчивости они были беззащитны». Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу…

Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне — двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.

Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе ещё двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сражённая внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.

После тяжёлых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей… Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжёлые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.

В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идёт на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашёл к нему и сказал: «Я назначил вас на эвакуацию. В походных условиях души не лечат…»

Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю… Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днём становится все хуже и хуже.

Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то…

Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой: «Такое лёгкое ранение, а он умер…»

Послушав землю, женщина сказала: «Спи. Я пойду. Но я вернусь к тебе. Там уж никто не в силах разлучить нас…»

«А он, или то, что было им когда-то, остался в безмолвной земле, опутанный корнями трав и цветов, утихших до весны. Остался один — посреди России».

«Пастух и пастушка» (1989) - повесть Виктора Астафьева о войне. Сюжет развивается в военном взводе пехотинцев, которым командует Борис Костяев, прозванный Ванькой-взводным. В разбитом хуторе командир видит убитых стариков. Выжившие местные жители рассказали, что это пастух и пастушка, которые приехали во время голода из Поволжья и занимались здесь выпасом колхозных животных. Они умерли, заключив друг друга в крепкие объятия, которые не смог разъединить связной Хведор Хвомич и решил их так вместе оставить.

Стариков похоронили в одной могиле, над которой прочитал молитву рабочий из Москвы Корней Аркадьевич Ланцов, в детстве занимающийся пением на клиросе, а потом ставший атеистом. На хуторе солдат приютила в своем доме девушка Люся. После ужина к хозяйке начал приставать старшина, но Борис Костяев защитил ее.

В это время в оцепление была взята большая группа немецких солдат, командование которых отказалось пристать на предложение от советских войск безоговорочно сложить оружие и сдаться в плен. Борис Костяев, которому нет еще и двадцати лет, со своим взводом участвует в ликвидации немцем. Противник отчаянно сражается, гибнет много солдат, юный командир бросается с гранатой на танк и останавливает машину.

После завершения боя Костяев ходил между ранеными и умирающими немцами, ощущая жалость к ним, и задавался вопросом, зачем они пришли на его родину. Взвод возвратился на хутор, где юному командиру хозяйка отвела отдельную комнату. В единственную ночь, когда Борис Костяев смог остаться наедине со своей любимой Люсей, он вспоминает об убитых стариках и о пьесе, которую он видел с матерью в театре Москвы. Его поразило, как была изображена любовь на сцене между пастухом и пастушкой.

Находящихся возле костра пленных советский солдат расстрелял из автомата, потому что они сожгли в церкви его родных и любимую Маришку. А рядом военный врач в полуразрушенной избе лечил раненых, несмотря, на чьей стороне они сражались.

Наутро после страстных прощаний Люси с Борисом взвод продолжил свой путь. Командир прошел множество боев и ждал отпуск, чтобы поехать к своей возлюбленной. Борис Костяев получил ранение в плечо, но не смог бросить своих солдат, пока не дождался замены. Врач никак не мог вылечить неопасную рану, пока не понял, что командир страдает в душе, поэтому больной был направлен в тыл.

На одной из станций на перроне Борис увидел девушку, которая была очень похожа на Люсю. Юный командир вновь вспоминает об убитых пастухе и пастушке на хуторе, когда его везут в санитарном поезде. Борис умер от истощения, так и не доехав до тылового госпиталя, а медсестра Арина так и не смогла понять, почему легкое ранение привело к смерти. Костяева похоронили в степи возле километрового столбика.

Начало и эпилог повести рассказывает о некой женщине, разыскавшей среди России могилу возлюбленного и собирающейся в скором времени присоединится к нему на небесах, где их уже никто не разлучит. Автор не называет имени, но в состарившейся женщине угадывается Люся, которая всю жизнь искала Бориса.

Повесть посвящена истории любви во время Великой Отечественной Войны. Начинается повесть с картины, как женщина идет вблизи от железной дороги, в поисках заветного километрового столбика. Найдя его, она сворачивает и спускается вниз, к кургану, где находит нужную ей могилку, опустившись перед ней на колени.

Во время Великой Отечественной Войны, группировка наших войск дожимала отряд немецких бойцов, которые отказывались сдаваться. После ночного сражения, которое унесло много жизней с той и другой стороны, взвод лейтенанта Бориса Костяева отправился отдыхать в хутор, находящийся неподалеку.

На снегу, за хозяйственными постройками, Борис увидел два тела - старика и старуху. Они были убиты и лежали, держась друг за друга. Один из местных жителей поведал Борису, что они - пастух и пастушка, которые пасли местный колхозный скот.

Когда жители стали их хоронить, то не смогли разжать их руки, настолько сильно они держали друг друга даже после смерти. Один из бойцов прочитал над ними молитву.

Солдаты нашли пристанище в доме, в котором хозяйничала молодая девушка по имени Люся. За отдыхом бойцы принялись отогреваться, в том числе местными горячительными напитками, горячей пищей, их настроение поднялось, то и дело слышались шутки. Хозяйка пригубила вместе с бойцами, поздравив их с возвращением и сказала, что все очень долго их ждали.

Когда солдаты наелись и захмелели, они начали укладываться на ночлег. Те, кто был посильнее организмом, продолжали насыщаться, выпивать и шутить. Когда Борис вышел в сени, он услышал, как старшина домогается до Люси, которой это не нравилось. Борис тут же вывел обидчика на разговор и пригрозил, что сделает ему предупредительный выстрел в голову, если он еще раз повторит свои домогательства. Назрел конфликт, после которого старшина в гневе ушел спать в другую избу.

Хозяйка пригласила Бориса в избу, в которой спали все бойцы. Люся привела его в чистую половину дома, принесла ему одежду, дабы он мог переодеться, а также сделала из корыта купальню. Борис искупался, переоделся в чистое, добрался до постели и мгновенно уснул от усталости.

Но не успел наступить рассвет, как Бориса вызвал к себе командир роты. Это очень расстроило Люсю, потому что она хотела постирать Борису форму. Перед Борисом была поставлена задача освободить соседний хутор от немецких солдат. Борис с отрядом своих бойцов очень быстро справился с поставленной задачей. Через некоторое время в освобожденный от немцев хутор нагрянул легендарный командующий фронтом. В одном из построек хутора был найден немецкий генерал, который предпочел смерть пленению и самоликвидировался. Его торжественно предали земле.

Тем временем Борис и его взвод возвращаются в дом, откуда его выдернули посреди ночи. В этот день Борис устал не меньше вчерашнего и быстро заснул. Под покровом ночи к нему пришла Люся и стала его первой женщиной. Борис рассказал Люсе о себе, зачитал несколько писем от своей мамы, и вспомнил, как они ездили с матерью в Москву и смотрели балет про пастуха и пастушку.

Люся была вся во внимании, понимая, что эту ночь больше не повторить. Этой волшебной для двоих ночи, молодые парень и девушка забыли обо всем и лишь любили друг друга.

Люся раздобыла информацию, что Борис с солдатами будут здесь 2 дня, однако поутру пришел приказ о снятии. Эта новость шокировала Люсю, она не была готова к столь внезапной разлуке. Сперва она решила не выходить из избы, но не вытерпела, бросилась вдогонку за солдатами, кинулась на Бориса и зацеловала его, не обращая ни на кого внимания.

Вскоре, после нескольких успешных сражений, Борис стал проситься в отпуск. Замполит понял его и решил пойти ему на встречу, чтобы Борис смог хотя бы на сутки попасть к своей любимой. Но пока они строили планы, война вносила свои коррективы. Повсюду шли кровопролитные бои, и взвод даже не могли переформировать из-за этого. Один такой бой унес жизнь старшины, с которым Борис поругался из-за Люси. Старшина Мохнаков погиб смертью героя - бросился с миной под танк немцев и подорвал его. Вскоре Борис получил осколочное ранение в плечо и попал в медсанбат.

Врач никак не мог понять, в чем причина того, что Борис никак не пойдет на поправку с такой пустяковой раной. Но вскоре он понял, что основная рана у Бориса в душе и врач принял решение отправить Бориса на эвакуацию из зоны боевых действий.

Бориса отправили на санитарном поезде в восточном направлении. Однажды, на небольшой станции, Борис увидел девушку, которая была очень похожа на его возлюбленную - Люсю. В его вагоне санитаркой была Арина, которая, так же и полевой врач, никак не могла понять, почему самочувствие Бориса с каждым днем ухудшалось.

Борис часто смотрел из окна поезда, ему было жалко себя, раненых товарищей, пастуха и пастушку, которых они похоронили на хуторе. Ему было очень плохо.

В одно утро санитарка обнаружила его мертвым. Она вновь удивилась этому и не могла понять, почему такое легкое ранение стало причиной смерти.

Борис был похоронен в степи, сделав из километрового столбика указатель в виде небольшой пирамидки.

Женщина стояла на коленях возле могилки и плакала. Она стала собираться назад, но сказала, что еще вернется. И пообещала, что они еще обязательно встретятся. Там, на небесах. И там уже никто и никогда не сможет их разлучить….

Женщина ушла.

В.Астафьев - повесть «Пастух и пастушка». Основной мотив повести - противостояние созидательной силы любви и разрушительной мощи войны. Эта антитетичность пове­ствования подчеркивается уже содержанием глав. Условно их можно разделить на военные («Бой», «Успение») и мирные («Свидание», «Прощание»).

В центре повествования - образ молодого лейтенанта Бориса Костяева. Он изображен автором в бою, на отдыхе, в госпитале. Это чистый, интеллигентный мальчик, добрый, начитанный, романтичный, пытающийся строить жизнь в со­ответствии со своими идеалами. Судьба сводит его с молодой девушкой Люсей (бойцы живут у нее в доме), и эта встреча, то недолгое время, которое они провели вместе, воспринимается им как настоящее счастье. Любовь поселяется в душе героя, безраздельно завладевая им. Воспитанный в семье учителей, Борис проникнут романтическим мироощущением, он пред­ставляет любовь как духовное единство с близким человеком. Он способен мечтать, носить свою любимую на руках, открыть ей свою душу. Но кругом - война, разруха, грубый солдатский быт. Астафьев следует традиции Л.Н. Толстого в изобра­жении войны. Война изображается писателем как ад, нечто противное человеческому разуму. «В оврагах, жерласто откры­тых, сверху похожих на сваленные ветвистые ели, в подмоинах ручья все изрыто, искромсано бомбами и снарядами. В перемешанной глине и в снегу валялись убитые кони, люди, оружие, колеса, банки, кружки, фотокарточки, книжки, об­рывки газет, листовок, противогазы, очки, шлемы, каски, тряпки, одеяла, котлы и котелки, даже пузатый тульский са­мовар лежал на боку, иконы с русскими угодниками, по­душки в деревенских латаных наволочках - все разорва­но, раздавлено, побито все, ровно бы как после светопрестав­ления, - дно оврагов походило насвежую лесосеку, где лес по­рублен, увезен, остались лишь ломь, пенья, обрубки. Трупы, трупы, забросанные комьями земли, ворохами сена. Многие трупы уже выкорчеваны из сугробов, разуты, раздеты».

Всему этому в повести противостоят сны героя, его мечты, мотив пастуха и пастушки, все громче звучащий в произве­дении. Тема эта появляется уже в первой главе повести, она развивается в образе убитой супружеской пары - старика и старушки, не успевших укрыться от взрыва снаряда. Пере­бравшись в эти места из Поволжья, они пасли скот, были пастухом и пастушкой. Затем мотив этот возникает в воспо­минаниях Бориса о балете, об этом он говорит с Люсей: «Му­зыка была сиренезая, и танцевали двое - он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пас­тушка… любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу..» Такой же беззащитной перед лицом войны оказывается и любовь Люси и Бориса. Кругом льется кровь, пришло время неслыханной жестокости, насилия, борьбы Жизни и Смерти. Окружающие героя люди тоже далеко не идеальны. Старшина Мохнаков занимается мародерством, не жалеет ни себя, ни окружающих. Солдат Пафнутьев написал донос на лейтенанта и старшину. В финале многие погибают: убивают мальчишку Шкалика, старшина Мохнаков погиба­ет, взрывая вражеский танк, Пафнутьев получает тяжелые увечья, подорвавшись на мине. И все острее звучит в повести мотив противостояния внутреннего мира героя и жестокой реальности. И этим повесть В. Астафьева напоминает нам роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Та же устремленность к «небесному идеалу» присутствовала у Толстого в душе князя Андрея, который, по замечанию критиков, был «слишком хо­рош для реальной, земной жизни». И герой Толстого получает смертельное ранение в Бородинской битве. Подобный финал мы видим и в повести Астафьева. Борис Костяев умирает, имея легкое, неопасное ранение. Однако душу, по замечанию док­тора, исцелить невозможно. Почему же любовь не спасла Бо­риса? Он не проявляет воли к жизни и умирает. Война опусто­шила его, сломала. «Жажда жизни рождает неслыханную стой­кость - человек может перебороть неволю, голод, увечье, смерть, поднять тяжесть выше сил своих. Но если ее нет, тогда все - остался от человека мешок с костями». И Борис чув­ствует, как иссякает в нем эта жажда жизни. Его душа и тело устали от привычки «постоянно убивать» и от готовности по­стоянно «быть убитым». Он теряет боевых товарищей, так и не найдя ответа на вопрос: «Зачем? Для чего это происходит?» Смерть героя была подготовлена духовными, нравственными причинами, а не его ранением. Любовь - это символ жизни. Война же ежечасно и ежеминутно убивает эту жизнь, «истон­чает человека», забирая его жизнестойкость, энергию, силы, мечты. Герой Астафьева невыносимо устал от войны. «Нести свою душу Борису сделалось еще тяжелее». Разлука с Люсей, тоска по ней делают его отрешенным, разъединяют его с ми­ром, людьми, со всей Вселенной. В душе его рождается тихая покорность судьбе. Поэтому он уходит в небытие.

Повесть Астафьева имеет кольцевую композицию - на­чинается и заканчивается она нашей современностью. Люся находит могилу своего любимого и припадает к ней, замечая о скорой встрече с ним. Так в произведении проявляется автор­ская позиция. Любовь у Астафьева побеждает смерть, время, жестокость.

Подзаголовок повести - «Современная пастораль». Это жанр античной поэзии, рисующий мирную деревенскую жизнь, безмятежную пастушескую идиллию. У Астафьева же мы видим нечто совершенно противоположное: изображение кровавых фронтовых будней. Однако и название повести, и подзаголовок во многом проясняют читателю авторскую по­зицию. Центральными темами произведения являются темы мира, любви, старости и вечности. Война же несовместима с этими понятиями, способна уничтожить все самое лучшее, что есть в мире.

Здесь искали:

  • пастух и пастушка краткое содержание
  • пастух и пастушка краткое содержание по главам

По пустынной степи вдоль железнодорожной линии, под небом, в котором тяжелым облачным бредом проступает хребет Урала, идет женщина. В глазах её стоят слезы, дышать становится всё труднее. У карликового километрового столба она останавливается, шевеля губами, повторяет цифру, значащуюся на столбике, сходит с насыпи и на сигнальном кургане отыскивает могилу с пирамидкой. Женщина опускается на колени перед могилой и шепчет:

Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции. Взвод лейтенанта Бориса Костяева вместе с другими частями встретил прорывающегося противника. Ночной бой с участием танков и артиллерии, был страшным - по натиску обезумевших от мороза и отчаяния немцев, по потерям с обеих сторон. Отбив атаку, собрав убитых и раненых, взвод Костяева прибыл в ближайший хутор на отдых.

За баней, на снегу, Борис увидел убитых залпом артподготовки старика и старуху. Они лежали, прикрывая друг друга. Местный житель, Хведор Хвомич рассказал, что убитые приехали на этот украинский хутор с Поволжья в голодный год. Они пасли колхозный скот. Пастух и пастушка. Руки пастуха и пастушки, когда их хоронили, расцепить не смогли. Боец Ланцов негромко прочитал над стариками молитву. Хведор Хвомич удивился тому, что красноармеец знал молитвы. Сам он их забыл, в молодости ходил в безбожниках и стариков этих агитировал ликвидировать иконы. Но они его не послушались:

Солдаты взвода остановились в доме, где хозяйкой была девушка Люся. Они отогревались и пили самогонку. Все были утомлены, пьянели и ели картошку, не пьянел лишь старшина Мохнаков. Люся выпила вместе со всеми, сказав при этом:

Солдаты по одному укладывались спать на полу. Те, кто ещё хранил в себе силы, продолжали пить, есть, шутить, вспоминая мирную жизнь. Борис Костяев, выйдя в сени, услышал в темноте возню и срывающийся голос Люси: Лейтенант решительно прекратил домогательства старшины, вывел его на улицу. Между этими людьми, которые вместе прошли многие бои и невзгоды, вспыхнула вражда. Лейтенант грозился пристрелить старшину, если тот ещё раз попытается обидеть девушку. Разозленный Мохнаков ушел в другую избу.

Люся позвала лейтенанта в дом, где все солдаты уже спали. Она провела Бориса на чистую половину, дала свой халат, чтобы он переоделся, и приготовила за печкой корыто с водой. Когда Борис помылся и лег в постель, веки его сами собой налились тяжестью, и сон навалился на него.

Ещё до рассвета командир роты вызвал лейтенанта Костяева. Люся даже не успела выстирать его форму, чем была очень расстроена. Взвод получил приказ выбить фашистов из соседнего села, последнего опорного пункта. После короткого боя взвод вместе с другими частями занял село. Вскоре туда прибыл командующий фронтом со своей свитой. Никогда раньше Борис не видел близко командующего, о котором ходили легенды. В одном из сараев нашли застрелившегося немецкого генерала. Командующий приказал похоронить вражеского генерала со всеми воинскими почестями.

Борис Костяев вернулся с солдатами в тот самый дом, где они ночевали. Лейтенанта опять сморил крепкий сон. Ночью к нему пришла Люся, его первая женщина. Борис рассказывал о себе, читал письма своей матери. Он вспоминал, как в детстве мать возила его в Москву и они смотрели в театре балет. На сцене танцевали пастух и пастушка. . Тогда Борису казалось, что беззащитные недоступны злу:

Люся слушала затаив дыхание, зная, что такая ночь уже не повторится. В эту ночь любви они забыли о войне - двадцатилетний лейтенант и девушка, которая была старше его на один военный год.

Люся узнала откуда-то, что взвод пробудет на хуторе ещё двое суток. Но утром передали приказ ротного: на машинах догонять основные силы, ушедшие далеко за отступившим противником. Люся, сраженная внезапным расставанием, сначала осталась в избе, потом не выдержала, догнала машину, на которой ехали солдаты. Не стесняясь никого, она целовала Бориса и с трудом от него оторвалась.

После тяжелых боев Борис Костяев просился у замполита в отпуск. И замполит уже было решился отправить лейтенанта на краткосрочные курсы, чтобы тот мог на сутки заехать к любимой. Борис уже представлял свою встречу с Люсей: Но ничего этого не произошло. Взвод даже не отвели на переформировку: мешали тяжелые бои. В одном из них геройски погиб Мохнаков, с противотанковой миной в вещмешке бросившись под немецкий танк. В тот же день Бориса ранило осколком в плечо.

В медсанбате народу было много. Борис подолгу ждал перевязок, лекарств. Врач, оглядывая рану Бориса, не понимал, почему этот лейтенант не идет на поправку. Тоска съедала Бориса. Однажды ночью врач зашел к нему и сказал:

Санитарный поезд увозил Бориса на восток. На одном из полустанков он увидел женщину, похожую на Люсю: Санитарка вагона Арина, присматриваясь к молодому лейтенанту, удивлялась, почему ему с каждым днем становится все хуже и хуже.

Борис смотрел в окно, жалел себя и раненых соседей, жалел Люсю, оставшуюся на пустынной площади украинского местечка, старика и старуху, закопанных в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то:

Однажды утром Арина пришла умывать Бориса и увидела, что он умер. Его похоронили в степи, сделав пирамидку из сигнального столбика. Арина горестно покачала головой:

Послушав землю, женщина сказала:

 

 

Это интересно: