→ Константин бальмонт ветер анализ. Анализ стихотворения ветер бальмонта. Сочинения по темам

Константин бальмонт ветер анализ. Анализ стихотворения ветер бальмонта. Сочинения по темам

«Я вольный ветер, я вечно вею…» Константин Бальмонт

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

Весною светлой, как вестник мая,
Целую ландыш, в мечту влюбленный,
И внемлет ветру лазурь немая,

В любви неверный, расту циклоном,
Взметаю тучи, взрываю море,
Промчусь в равнинах протяжным стоном -
И гром проснется в немом просторе.

Но, снова легкий, всегда счастливый,
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям, дышу над нивой
И, вечно вольный, забвеньем вею.

Анализ стихотворения Бальмонта «Я вольный ветер, я вечно вею…»

Стихотворение «Я вольный ветер, я вечно вею…» входит в цикл «Воздушно-белые» сборника «Тишина». Впервые оно появилось в газете «Южное обозрение» в 1898 году под названием «Вольный ветер», а затем вошло в книгу просто под номером 7. Нужно отметить, что весь этот цикл наполнен легкими воздушными картинами и цветочными ароматами. Одним из таких волшебных образов является образ ветра из данного произведения.

Стихотворение написано от первого лица. Его герой – легкий ветерок, который повествует читателю о своей жизни. К. Д. Бальмонт, виртуозно владея приемом аллитерации, создает живые звучащие образы. В словах «вечно вею», «волную волны», «в ветвях вздыхаю» и т. д. так и слышится дыхание воздуха.

Произведение состоит из четырех строф. Преобладают перекрестные рифмы с женскими окончаниями. В первых двух строфах происходит нарастание действия. Автор описывает движение ветра, используя слова с мягкими согласными и йотированными гласными. Таким образом, создается расслабленный, нежный образ героя:
Лелею травы, лелею нивы…
Целую ландыш, в мечту влюбленный…
Я вею, млею, воздушный, сонный.

С помощью узнаваемых образов в воображении читателя рисуются свежие весенние пейзажи. Легко увидеть мысленным взором сочные зеленые нивы, нежные бледные ландыши, звенящие под дуновением ветерка, услышать шелест трав и тонких ивовых ветвей, в которых танцует наш герой. Все вокруг спокойное и жизнерадостное.

Примечательны метафоры, которыми словно драгоценные камни, украшают стихотворение. Не банальные «небеса» использует Константин Дмитриевич Бальмонт, а «Лазурь немая». Вестник Мая – таким изящным именем называет поэт весеннюю птицу, с которой сравнивает поющий ветерок.

Но в третьей строфе ветер оборачивается опасной неуправляемой стихией. Чаще начинают звучать грубые резкие звуки: «неверный», «взрываю», «море», «промчусь», «протяжным» и др. Это кульминация действия – нежный ветерок превращается в рычащего зверя, готового растерзать все на своем пути.

Однако уже в следующей строфе все стихает и снова наступает умиротворение. Буря минует, и герой снова становится игривым:
Нежней, чем фея ласкает фею,
Я льну к деревьям…

Может быть, под легким ветром К. Д. Бальмонт подразумевает себя. Может, этот образ символизирует юность с ее всплесками эмоций, перемежающимися периодами спокойствия. В любом случае, это необыкновенно чувственное и музыкальное стихотворение прекрасно передает атмосферу весеннего дня.

1. К. Д. Бальмонт. «Ветер». Год написания либо 1901, либо 1902.

3. В центре внимания поэта ветер – образ, который непосредственно связан с воздушной стихией:

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты в ветках все шумишь?

Вольный ветер, ветер, ветер,

Пред тобой дрожит камыш.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Что ты душу мне томишь?

Стихотворение строится на основе прямого обращения к ветру, как к живому существу:

Ты вздыхаешь, полусонный,

И спешишь скорей заснуть.

Чуть уснул - и, пробужденный,

Ты готов опять вспорхнуть.

Стой! Куда, неугомонный?

Вечно - прямо, снова - в путь.

4. Поскольку К. Д. Бальмонт принадлежит к такому литературному направлению как символизм и является одним из «старших» символистов, то главную роль в его стихотворении будет играть символ. Таковым является ветер. Он является и главным образом в стихотворении.

О неверный! Ветер, ветер,

Ты не помнишь ничего.

Дай и мне забвенья, ветер,

Дай стремленья твоего.

Ветер, ветер, ветер, ветер,

Ты прекраснее всего!

Ключевое слово «ветер» в первой и последних строфах носит внушающий характер: он воздействует на восприятие, увлекает и завораживает. Заставляет сосредоточиться на главном образе и одновременно передаёт стихийную силу, неукротимую энергию ветра.

Центральный образ ветра сначала передаётся как воздействующий: «Что ты в ветках всё шумишь?», «Пред тобой дрожит камыш», «Что ты душу мне томишь? Здесь также использованы риторические вопросы.

Во второй, третьей и в начале четвёртой строфы развёртывается характеризующий образ ветра: на первом плане здесь свойства ветра, характеристики, которыми наделяет его поэт.

В заключительной строфе поэт обращается к ветру с просьбой наделить его теми качествами, которые больше всего привлекают поэта.

Если начало стихотворения имеет тревожно-вопросительный характер, то в конце ярко проявляется восклицательная интонация, наблюдается эмоциональный подъём. Используется приём восклицания: «Стой!», «О неверный!», «Ты прекраснее всего!».

Таким образом, композиционный строй стихотворения обнаруживает непосредственную соотнесённость образа ветра с самим поэтом.

Чувственный образ ветра передаётся за счёт изобразительной звукописи: соотношения шелестящих, шуршащих звуковых соответствий – и мягких, плавных перекличек. Музыкальность свойственна стихотворениям К. Д. Бальмонта. В стихотворении широко используются аллитерация: прокатываются в первой строфе звуковые волны в-т-р-ш и ассонанс: в первом стихе четырежды использован ударный э .

Для того чтобы передать музыкальность, поэтичность и красоту стихотворения, поэт прибегает к своему излюбленному ритмическому ходу – повторы разных типов. Это, прежде всего лексические повторы, встречающиеся в первой и последней строфах: «Ветер, ветер, ветер, ветер, / Что ты в ветках все шумишь? / Вольный ветер, ветер, ветер, / Пред тобой дрожит камыш. / Ветер, ветер, ветер, ветер», «О неверный! Ветер, ветер, / Ты не помнишь ничего. / Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего! / Что ты душу мне томишь?».

В представлении основных характеристик ветра можно усмотреть два направления.

Прежде всего, постоянно подчёркивается подвижность самого ветра и всего, на что он воздействует (шумишь, вздыхаешь, спешишь, шелестишь: «Рябью входишь в водоёмы», «Шаткой травкою блестишь», «Пред тобой дрожит камыш»).

Причём движение ветра изображается контрастно:

Ты вздыхаешь, полусонный, И спешишь скорей заснуть. Чуть уснул – и, пробуждённый, Ты готов опять вспорхнуть.

За счёт этого контраста предаётся импульсивность, непостоянство и устремлённость. «Вечно прямо, снова - в путь»; отсюда – свобода от всего, в том числе и от груза памяти: «Ты не помнишь ничего». Противоречив сам характер ветра:

Носишь тучи, манишь громы

И опять уходишь в тишь.

Естественно, что характеристики ветра через глаголы движения взаимодействуют с определительно-оценочными характеристиками, в большей мере – через эпитеты, которые обнаруживаются в каждой строфе: вольный, полусонный, неугомонный, воздушно (шелестишь), неверный, прекраснее всего. Поэтому, когда поэт просит:

Дай и мне забвенья, ветер, Дай стремленья твоего,

Он имеет в виду такие качества, как полная свобода (вольность) и вечное движение (романтический непокой). Вот, что роднит поэта и ветер, вот почему для Бальмонта ветер – «прекраснее всего».

Поэта завораживает природа с её вечной изменчивостью. Для Бальмонта всё в окружающем мире одухотворенно, дышит новизной и прелестью. А ведь внешний мир таит невзгоды, постоянную борьбу со стихиями. Спасение от этого Бальмонт видит в сознательном уходе от реальности, в погружении в мир тайных символов бытия, которые для каждого из нас индивидуальны, неразгаданны и полны смысла.

5. Стихотворение состоит из четырёх шестистиший, в которых рифмуются 1-3-5 (нечётные) и 2-4-6 (чётные) строки. Четырёхкратный повтор слова «ветер» в первой строке задаёт размер - четырёхстопный хорей; в движении стихотворения он разнообразится пиррихиями.

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴U

┴U ┴U┴U┴

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

┴U┴U┴U┴U

И спешишь скорей заснуть. / Чуть уснул - и, пробужденный, / Ты готов опять вспорхнуть.

/Стой! Куда, неугомонный? /Вечно - прямо, снова - в путь».), просьбы (Дай и мне забвенья, ветер, / Дай стремленья твоего. / Ветер, ветер, ветер, ветер, / Ты прекраснее всего!»).

Во время пребывания в изгнании, в 1903 году, Константин Бальмонт создает стихотворение «Ветер», в котором прибегает к использованию символизмов в тексте своей творческой работы. А это значит, что неживые предметы, о которых шла речь в строках стихотворения, оживали и становились главными героями рифмованных строк.

В 1903 году Бальмонту запретили въезжать на территорию крупных российских городов из-за участия в акциях протеста. Закрыть его в тюремную камеру власти не осмелились, ведь имя автора было достаточно известным в те времена. Но, и такой запрет позволил Бальмонту почувствовать себя настоящим изгнанником. После нескольких месяцев жизни в загородном доме, поэт переезжает в Париж, где и продолжает создавать свои стихотворения. Именно в этот момент, Бальмонт создает стихотворение «Ветер» и, смотря между строк, читатель понимает, как он завидует такому природному явлению.

Ветер постоянно в движении, он может быть там, где ему хочется. Почему Бальмонт так хочет быть похожим на ветер? Да, потому что он скучает по родной земле, он желает перенестись туда, в родной город, он мечтает принять участие в революционных митингах, которые стремятся свергнуть существующую власть. Но, автор еще не понимал, что в таких анти правительских выступлениях есть и обратная сторона. Столкновение народа и власти всегда несут за собой жертвы.

Герой стихотворения – оживленный ветер - свободен и волен в своих поступках. Он может смело проносится над лугами и полями, будоражить зелень и траву, а затем исчезать, не оставляя и следа. В таком образе мечтает быть и сам Бальмонт. Он желает стать невидимкой и на миг проникнуть в человеческие сердца, внести в них истину и исчезнуть. Но, это невозможно! Но, автор не опускает рук. Он просит у ветра вдохновения и жизненного стремления. Бальмонт делает это настолько искренне и душевно, что мы понимаем, он уверен в помощи своего верного друга. Вскоре, он вернется на родную землю и в родные края!

Одним из приемов символизма является одушевление неживых предметов, а также проведение параллели между ними и человеком. К нему прибег поэт Константин Бальмонт в своем стихотворении “Ветер” , которое было написано в 1903 году, когда автор находился в изгнании. Поводом для запрета на въезд в Москву и Санкт-Петербург сроком на три года послужило участие Бальмонта в акциях протеста. Власти не отправили поэта в тюрьму и ссылку лишь потому, что к этому моменту его имя было на слуху у многих представителей русской интеллигенции, а книги со стихами

Раскупались с завидной скоростью.

Тем не менее, Константин Бальмонт в полной мере смог ощутить, что значит быть персоной нон-грата. Проведя несколько месяцев в загородном имении под Курском, поэт перебрался в Париж, где продолжал писать стихи, переправляя их в Россию и публикуя в различных изданиях. В 1903 году он напечатал стихотворение “Ветер”, в котором между строк можно прочесть тайне желания и надежды автора. Действительно, Бальмонту хотелось как можно скорее вернуться на родину, где массовые народные волнения набирали обороты, чтобы участвовать в смене власти и быть причастным к свержению самодержавия.

Бальмонт еще не осознавал той простой истины, что любая революция имеет обратную сторону медали в виде жертв. Поэтому автор искренне завидует ветру, который не сидит без дела: “Вечно – прямо, снова – в путь”.

В отличие от поэта, герой его произведения волен в собственных желаниях. Именно поэтому, обращаясь к нему, автор отмечает: “Чуть уснул и, пробужденный, ты готов опять вспорхнуть”. При этом ветру покоряются и луговая трава, и камыши, и озера, где он оставляет свой неуловимый след. Но поймать ветер невозможно, так как еще недавно он носил тучи, а в следующий момент уже ушел в тишь. Это свойство ветра особенно импонирует Бальмонту, который хотел бы хоть на мгновение стать таким же невидимкой, чтобы внести смуту в умы и сердца людей, а после незаметно исчезнуть, не привлекая к себе внимания. Однако автор понимает, что это невозможно, поэтому, обращаясь к ветру, восклицает: “Что ты душу мне томишь?”.

Тем не менее, именно ветер Бальмонт считает своим учителем, покровителем и соратником. Он просит его: “Дай стремленья твоего!”. И в этой мольбе столько силы и искренности, что появляется уверенность – автор действительно возлагает на своего необычного друга надежды на скорое возвращение домой, где его ждут новые испытания.

(No Ratings Yet)



  1. Популярность к Константину Бальмонту пришла в конце 90-х годов 19 века. Однако поэт понимал, что ему катастрофически не хватает новых жизненных впечатлений, которые бы вдохновили его на создание стихов, выдержанных...
  2. Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является утопическим. Общественные настроения, так близкие поэту, в какой-то момент предстали...
  3. У каждого человека есть свой ангел-хранитель, о чем Константин Бальмонт знал с самого рождения. Однако на рубеже 19 и 20 веков многие молодые люди считали религию предрассудком и пережитком прошлого....
  4. Поиск смысла жизни – один из лейтмотивов творчества Константина Бальмонта, который в 1903 году опубликовал цикл произведений под название “Четверогласие стихий”. В него вошло стихотворение ” Я в этот мир...
  5. Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение нужно современному обществу, которое погрязло во лжи, лицемерии и напускной...
  6. Каждый человек время от времени обращается к символам, которые помогают ему не только более четко сформулировать свои мысли, но и провести параллель между различными явлениями. Константин Бальмонт как один из...
  7. Поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Экспериментируя со стилями, Бальмонт увлекался...
  8. Символизм Константина Бальмонта очень часто окрашен в романтические тона. Даже о серьезных вещах этот поэт может говорить с определенной долей восторга и изысканности. Подобные тенденции проявляются в большинстве произведений этого...
  9. Зимой 1850 года блистательный камер-юнкер Алексей Толстой знакомится на балу с Софьей Миллер и без памяти влюбляется в эту женщину, которая отвечает ему взаимностью. Пару не смущает тот факт, что...
  10. Константин Дмитриевич Бальмонт был широко известен как поэт-символист, переводчик, эссеист и историк литературы. В России он пользовался огромной популярностью последние 10 лет ХIХ века, был кумиром молодежи. Творчество Бальмонта продолжалось...
  11. Говоря о важности реки в жизни каждого человека от древних веков и до современности можно подчеркнуть ее значении и как водного ресурса, и как “магистрали”, связующей людей. Не менее ценна...
  12. Я жил, я был – за все на свете Я отвечаю головой. А. Т. Твардовский Времена меняются, мы уже живем в демократическом государстве, сейчас вовсю публикуются произведения, которые были запрещены...
  13. В 1820 году Пушкин Был выслан из Санкт-Петербурга в Кишинев за вольнодумство, однако очень болезненно переживал свое вынужденное путешествие. Поэтому друзья поэта, чтобы как-то его развлечь, предложили ему по пути...
  14. Восторженное отношение Владимира Маяковского к революции красной нитью проходит через все творчество поэта. Однако автор прекрасно осознает, что смена власти – это серьезное общественное потрясение, которое несет в себе не...
  15. Николай Некрасов вырос в дворянской семье, однако его детство прошло в родовом имении Ярославской губернии, где будущий поэт рос вместе с крестьянскими детьми. Жестокость отца, который не только бил крепостных,...
  16. Темы социального характера всегда были близки Николаю Заболоцкому, который считал, что любой человек – это, в первую очередь, личность, наделенная индивидуальностью и свободная по своей природе. Однако период творческого становления...
  17. Бунин-поэт – это восторженный романтик, который не устает восхищаться красотой окружающего мира, но при этом не оставляет надежды понять его и постичь величие того, что создано самой природой. В лирических...
  18. Не секрет, что свои ранние произведения Федор Тютчев создавал исключительно для себя, формулируя таким необычным образом свои мысли и чувства. Будучи дипломатом и достаточно известным государственным деятелем, он не стремился...
  19. В 15 лет юный Лермонтов безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову – барышню ветреную, кокетливую и достаточно жестокую. Она игнорировала ухаживания молодого поэта, хотя и признавалась, что ей очень льстят его...
  20. Судьба Осипа Мандельштама сложилась весьма трагически, и после революции он подвергся гонениям со стороны советской власти. Впрочем, сам поэт не жаловал тех, кто устроил в России кровавый переворот, называя их...
  21. Александр Блок в своем творчестве придерживался традиций символизма, однако его ранние стихи носили ярко выраженные революционный и патриотический характер. Поэт вырос в интеллигентной семье с передовыми взглядами и с самого...
  22. У многих русских поэтов Октябрьская революция вызывала весьма противоречивые чувства. Но одни смирились с неизбежностью происходящего, попытавшись приспособиться к новой жизни и найти в ней положительные моменты, а другие поспешили...
  23. После революции Анна Ахматова оказалась перед весьма непростым выбором – остаться в разграбленной и разрушенной России или же эмигрировать в Европу. Многие ее знакомые благополучно покинули родину, спасаясь от голода...
  24. Пейзажной лирике в творчестве Афанасия Фета отведена ключевая роль. Практически все произведения поэта раннего периода посвящены красоте русской природы. Автор настолько мастерски и точно воссоздает образы леса, лугов и полей,...
  25. Александр Блок верил в символы и был убежден, что ничего в жизни не происходит случайно. Именно поэтому, встретив через несколько лет после расставания свою даму сердца, соседку по имению Любовь... Пушкин Неоднократно задавался вопросом о том, какова же роль поэта в социуме. Он понимал, что рифмованные строки могут полностью изменить мир и заставить людей мыслить по-иному. Примером тому являлось восстание...
Анализ стихотворения Бальмонта “Ветер

В истории русской литературы К. Д. Бальмонт оставил след как представитель «старшего» символизма. Он во многом обогатил русское стихосложение, ввел новые интонации, звуковые эффекты. Любовь, непосредственное восприятие природы, умение ощущать «мгновение» жизни – все это позволяет сказать, что К. Д. Бальмонт был поэтом – романтиком, художником неоромантичного направления в искусстве XIX – начала XX веков. Стихотворения К. Д. Бальмонта отличаются эгоцентризмом, восторженностью собой, уверенностью в своей солнечности, неповторимости.

Бальмонт

Так писал свои стихи: они могли прийти внезапно, вслед за мимолетным впечатлением, коротким видением, достаточно одного толчка сознания – и рождается образ.

В стихотворении «Ветер» К. Д. Бальмонт использует любимый прием – перенос ощущений: в слове показаны неуловимые, мгновенные впечатления. Поэт как бы выхватывает у вечности миг и запечатлевает его в слове: «намек струны», «приморская волна», «поцелуем тревожу листву» и т. д. Мимолетность возведена поэтом в философский принцип. Эта способность роднит К. Д. Бальмонта с импрессионистами.

В данном стихотворении присутствует главный и любимый образ

Поэта – образ Ветра – символа вечного движения, ненасытной тревоги («Я люблю беспокойные сны», «в восторге нежданном», «в ненасытной тревоге живу»).

Композицию стихотворения «Ветер» составляют четыре четверостишия, стихотворные строчки зарифмованы перекрестной рифмой, стихотворный размер – ямб:

Я жить не могу настоящим,

Я люблю беспокойные сны,

Под солнечным блеском палящим

И под влажным мерцаньем Луны.

Символизм К. Д. Бальмонта выражается в ярких тропах: «блеском палящим, «влажным мерцаньем приморской волны», «в восторге нежданном». Они стилистически выдержаны («в рассвете туманном», «с вечернею тучкой»).

Синтаксис стихотворения «Ветер» своеобразен: почти все предложения начинаются с местоимения «Я», чем подчеркивается эгоцентричная направленность лирики Бальмонта. Встречается и анафора – повторение стихотворных строчек: «Я жить не могу настоящим» в первом четверостишии и «Я жить не хочу настоящим» во втором.

Первая и последняя строчки стихотворения как бы объясняют и подытоживают тему повествования: «Я жить не могу настоящим», «В ненасытной тревоге живу».

Обилие глаголов в форме настоящего времени придает монологу лирического героя динамику действия, подтверждает свободолюбие, ненасытность Ветра. В неустойчивом равновесии жизни и смерти К. Д. Бальмонт принимает сторону жизни, движения, «ненасытно тревоги», ему по нраву «беспокойные сны».

Все языковые средства произведения подчинены выражению темы и идеи стихотворения

– свобода, движение, бешеный ритм жизни, непосредственность чувств.

Строчки стихотворения буквально пронизаны противопоставлениями («блеском палящим, «влажным мерцаньем», «деревьям шумящим», «легендам приморской волны», «в рассвете туманном», «с вечернею тучной плыву»), что выражает нетерпение и противоречивость Ветра.

Таким образом, стихотворение «Ветер» является образцом символистической лирики. К.

Д. Бальмонт создал неповторимый образ Ветра и мастерски передал его стихийную сущность.

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В последние несколько месяцев перед самоубийством, случившимся в конце декабря 1925 года, Есенин активно писал. Ряд стихотворений исследователи творчества поэта...
  2. Отношение к революции у Константина Бальмонта было весьма противоречивым. Поэт предвосхищал ее и поначалу был убежден, что именно такое потрясение...
  3. К. Д. Бальмонт (1867 – 1942 гг.) родился в усадьбе Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в семье небогатого помещика. Первые...
  4. Бунтарь по своей натуре и потенциальный революционер, Константин Бальмонт довольно рано осознал, что путь, который он выбрал в жизни, является...

 

 

Это интересно: