→ Ведение воинского учёта в организации. Ведение воинского учета в организации Что это такое

Ведение воинского учёта в организации. Ведение воинского учета в организации Что это такое

Любой организации, которая имеет наёмных работников, необходимо знать, что именно нужно для ведения воинского учёта. Каких правил надо придерживаться во время работы? Как выглядят образцы заполнения документов, актуальные в 2017 году? Ответы на эти и другие вопросы, пошаговая инструкция введения воинского учёта.

Ведение воинского учёта и бронирование в организации и ИП с сотрудниками

Воинский учёт представляет собой определённую систему, в которой отмечаются все граждане, попадающие под призывной возраст. Данные содержатся в специальной картотеке, которая при необходимости обновляется. Воинский учёт позволяет своевременно отслеживать информацию о призывниках, а также помогает находить уклонистов от воинской повинности. Основными нормативными актами, которые регламентируют процесс осуществления воинского учёта, являются закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и Положение о воинском учёте, утверждённое постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Глобально этим вопросом занимаются военные комиссариаты. Но организации тоже обязаны вести воинский учёт.

Кто считается военнообязанным

Под воинский учёт попадают следующие категории граждан (в соответствии с законом № 53-ФЗ):

  • уволенных из армии в запас;
  • тех, кто имел отсрочку вплоть до 27 лет;
  • тех, кто выбрал альтернативную службу;
  • женщин, которые имеют военные специальности;
  • всех лиц мужского пола в возрасте от 17 до 27 лет.

ИП должны вести учёт в случае, если нанимают на работу военнообязанных сотрудников.

Лица, ответственные за организацию и ведение учёта

Есть положение №719, в котором регламентируется, сколько специалистов должно заниматься отслеживанием воинского учёта в организации. В отдельных случаях появляется необходимость создать структурное подразделение, которое занималось бы данными вопросами. Оно называется военно-учётный стол. Важно понимать, что оно создаётся в случае, если в организации работает более пятиста сотрудников. Если менее, то этим вопросом может заниматься всего лишь один работник. Чтобы назначить определённого сотрудника ответственным за воинский учёт, работодатель должен издать соответствующий приказ.

Как организовать и вести воинский учёт: пошаговая инструкция и образцы документов

Порядок введения воинского учёта на предприятии следующий:

  • издание приказа об организации воинского учёта;
  • составление годового плана;
  • создание и ведение базы данных военнообязанных сотрудников;
  • прохождение проверки уполномоченным от военкомата.

Приказ

Первый документ - приказ об организации воинского учёта. С ним обязательно должны ознакомиться военный комиссар, ответственные лица из отдела кадров. Все они ставят на приказе свою подпись.

Годовой план

Далее составляется годовой план работы по воинскому учёту. Требования: обязательно должны указываться наименование мероприятия, срок исполнения, должность ответственного лица, отметка о выполнении. План согласовывается с районным военкоматом, к которому предприятие приписано территориально. Соблюдение контролируется его уполномоченным представителем.

План включает в себя:

  • постановку на воинский учёт принятых сотрудников;
  • снятие с учёта работников, уволенных из организации, вышедших в запас или проходящих военную службу;
  • составление и ведение личных карточек военнообязанных сотрудников;
  • сверку информации с данными военкомата;
  • выявление лиц, нарушающих законы о воинской службе и учёте;
  • отправка сведений о сотрудниках в военкомат;

Проверка воинского учёта в организациях

Ежегодно сведения военно-учётного стола должны сверяться с данными военкомата. По итогам составляется акт и ведётся журнал проверок воинского учёта и других необходимых документов. В нём обязательно должны указываться дата проверки, должность и ФИО проверяющего, итоги и решение начальства.

Ответственность за нарушения процедуры

Поскольку ведение подобного учёта является прямой обязанностью организации, то за её несоблюдение применяются штрафы. Они могут быть введены в следующих случаях:

  • непредставление сведений о военнообязанных работниках, в том числе о потенциальных призывниках, в установленные сроки (ст. 21.1, 21.4 КоАП РФ);
  • неоказание содействия в явке работника по повестке в военкомат в указанный срок (ст. 21.2 КоАП РФ);
  • несообщение изменившихся сведений по военнообязанным гражданам, к примеру, если кто-либо переехал жить в другой регион и т. д. (ст. 21.3 КоАП РФ).

Ниже представлены возможные штрафы за нарушение процедуры воинского учёта:

  1. За нарушения в области воинского учёта для ответственных лиц предусмотрена административная ответственность. Так, непредставление руководителем или другим должностным лицом организации, ответственным за военно-учётную работу, в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).
  2. Неоповещение этими же лицами граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, а равно необеспечение гражданам возможности своевременной явки по вызову по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учёт, влечёт наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. (ст. 21.2 КоАП РФ).
  3. Если данные лица не сообщили в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учёт, сведения о принятых на работу (учёбу) либо об уволенных с работы (отчисленных из образовательных учреждений) гражданах, состоящих или обязанных состоять, но не состоящих на воинском учёте, это влечёт наложение административного штрафа в размере от 300 до 1000 руб. (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).

Видео: вебинар о воинском учёте в организации

Воинский учёт - это система, в которой отмечаются все военнообязанные граждане, работающие на предприятии. Он позволяет своевременно отслеживать информацию о призывниках, а также находить уклонистов от воинской повинности. Чтобы назначить определённого сотрудника ответственным, работодатель должен издать соответствующий приказ. Ежегодно сведения военно-учётного стола сверяются с информацией из военкомата. Учёт является прямой обязанностью организации. Если при проверке выявится, что он не ведётся, может быть выписан штраф.

Одна из обязанностей работодателя — организация воинского учета в организации. Пошаговая инструкция поможет организовать воинский учет-2017 в соответствии с действующим правовыми нормами и методическими рекомендациями, укомплектовать военно-учетный стол квалифицированными специалистами, документально оформить прием на работу и увольнение военнообязанного сотрудника, а также во всеоружии встретить проверяющего из военкомата.

Одной из форм реализации воинской обязанности в мирное время считается воинский учет, осуществляемый постоянно и охватывающий самые разные категории граждан. В рамках учетных мероприятий определяется количественный и качественный состав мобилизационных и призывных ресурсов, проводятся плановые работы по систематизации данных. Если на балансе компании есть транспортные средства, у нее автоматически возникает еще одна обязанность — военно-транспортная (ст.14 федерального закона №31-ФЗ от 26.02.1997г. «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ»).

Воинский учет в организации

Абсолютно все работодатели должны вести воинский учет своих сотрудников. Порядок его осуществления и полный спектр обязанностей, возлагаемых на работодателей, закреплен федеральными законами «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», а также «Положением о воинском учете», утвержденном постановлением правительства РФ №719 от 27.11.2006г.

Ведение воинского учета в организации-2017 для новичка, ранее не имевшего дела со специальной учетной документацией, может стать непростой задачей. Придется многому научиться. В обязанности такого специалиста вменяется передача данных в местные военкоматы и проверка личных документов работников. Кроме того, нужно уметь правильно вести сбор, анализ и регистрацию данных о мобилизационных и призывных человеческих ресурсах.

Устраиваясь на работу, новый сотрудник предъявляет нанимателю ряд документов. Согласно требованиям ст.65 ТК РФ, военнообязанные и подлежащие призыву лица предъявляют, среди всего прочего, учетные документы — военный билет или так называемое удостоверение призывника (приписное свидетельство). На этом обязанности работника, связанные с постановкой на воинский учет, заканчиваются. Дальнейшая работа с документами ведется работодателем.

Категории работников, подлежащих воинскому учету

Учетные мероприятия ведутся в отношении всех призывников и военнообязанных граждан. Призывниками считаются лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающие в запасе. Военнообязанными считаются мужчины:

  • уволенные в запас Вооруженных сил РФ;
  • прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  • завершившие курс обучения на военных кафедрах высших учебных заведений;
  • освобожденные от несения срочной военной службы или получившие отсрочку.

Женщины считаются военнообязанными только при наличии военно-учетной специальности (фельдшер, фармацевт, радиотелеграфист, техник-аэрофотограмметрист, геодезист и т.д.). Полный перечень таких специальностей закреплен «Положением» №719. Лица женского пола числятся в запасе Вооруженных сил РФ вплоть до достижения возраста 45 лет (при наличии офицерского звания — до 50 лет), мужского пола — до 50 лет в общих случаях. Мужчины, имеющие офицерские звания, снимаются с учета в возрасте:

Принимая нового работника в штат, осведомитесь о его статусе еще на этапе ознакомления с личными документами. Для потенциального призывника это приписное свидетельство, которое должно иметь индивидуальный номер и печать военкомата. Внутрь вклеивается фотография владельца. Здесь же указываются его паспортные данные и ставится отметка о пригодности к службе в армии («годен», «не годен», «годен с ограничениями», «ограничено годен», «временно не годен»).

После призыва в армию или зачисления в запас приписное свидетельство изымается и уничтожается, а взамен выдается военный билет. На основании этих документов вносятся данные в личную карточку работника (унифицированная форма Т-2).

Решаем, кто будет вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2017

Прежде всего нужно понять, кому можно поручить столь ответственную работу. Должен ли сотрудник, выполняющий ее, освобождаться от выполнения других обязанностей? Или можно совмещать учетные мероприятия с основной трудовой деятельностью?

Подсказка кроется в численности штата компании. Если количество военнообязанных составляет:

  • менее 500 человек — «военные дела» можно смело поручить совместителю, например, кадровику или делопроизводителю;
  • от 500 до 2000 человек — требуется как минимум один выделенный сотрудник, занимающийся исключительно вопросами военного учета;
  • от 2000 до 4000 человека — понадобится два сотрудника, свободных от выполнения иных обязанностей;
  • от 4000 до 7000 человек — придется выделить троих сотрудников для полноценной работы с документами.

Дальнейший алгоритм расчета прост. На каждые дополнительные 3000 военнообязанных требуется еще один выделенный специалист, в обязанности которого входит исключительно работа с «военно-учетными делами и документами.

Военно-учетный стол в организации

Группа специалистов по военному учету, состоящая из двух и более сотрудников, именуется военно-учетным столом (ВУС). Такой мини-отдел есть во многих крупных организациях со штатом в несколько тысяч человек. Он может выделяться в отдельную структурную единицу или функционировать в составе кадровой службы.

Военно-учетный стол должен размещаться в специально оборудованном помещении с надежными сейфами или запирающимися металлическими шкафами для хранения документов. Оплата всех расходов ложится на плечи работодателя. Поэтому компания за свой счет закупает все необходимое оборудование и выплачивает зарплату сотрудникам ВУС.

Сотрудники, ведущие воинский учет, имеют особый статус. Несмотря на то, что их назначает работодатель, кандидатуры обязательно проходят согласование в местном военном комиссариате. Если в населенном пункте нет военкомата, его функции берут на себя органы местного самоуправления. В дальнейшем придется согласовывать любые кадровые решения в отношении таких работников — без одобрения военкомата их нельзя ни уволить, ни переместить.

На время ухода в отпуск или на больничный приказом работодателя назначается сотрудник, временно исполняющий обязанности по ведению учета. Прежде чем допустить его к работе с документами, нужно оформить акт передачи, наличие учетных бланков на момент передачи полномочий сверяется с данными военкомата. Увольнение ответственного сотрудника обязательно сопровождается подготовкой нового приказа о воинском учете. В нем указываются данные нового работника, назначенного на должность. Как и в случае с временным замещением, оформляется акт передачи дел под роспись.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Весь объем работ, связанных с учетом военнообязанных граждан и потенциальных призывников, условно можно разделить на два этапа. Первый этап включает подготовительные мероприятия. В течение пяти дней с момента внесения в ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц) работодатель регистрируется военным комиссариатом по месту осуществления деятельности. К этому моменту желательно разработать локальную документацию, регламентирующую порядок ведения военного учета, и назначить должностных лиц, ответственных за его организацию.

Мероприятия второго этапа — текущие. Они, как правило, сводятся к оформлению личных карточек персонала, информационной работе с личным составом, сверке данных и регулярной передаче списков призывников в местный военный комиссариат.

Если военнообязанный сотрудник увольняется, действует аналогичное правило. Нужно в течение двух недель с даты прекращения трудового договора уведомить об этом военкомат.

Увеличить изображение >>>

В процессе заполнения личных карточек необходимо придерживаться нескольких правил. Во-первых, всегда переписывать профиль полностью, без сокращений. Данные о профиле берутся из учетного документа (например, «технический», «медицинский», «инженерный», «военно-гуманитарный и т.д.). Во-вторых, название военкомата по умолчанию берется из последней записи в учетном документе. В-третьих, если речь идет о призывнике, ряд строк в личной карточке (категория запаса, состав, код ВУС) оставляют незаполненными, а в графе «Звания» карандашом делают пометку «Подлежит призыву».


Иногда военкомы при проверке просят также вносить в личные карточки сведения о полученном сотрудником образовании и знании языков, несмотря на то, что прямого указания на это нет ни в одной инструкции. Считается, что во время мобилизации дополнительные данные помогут правильно распределить работников.

Помимо оформления первичных документов, сотрудник, уполномоченный вести военный учет в организации, решает и другие задачи. Например, разъясняет персоналу порядок исполнения обязанностей, связанных с мобилизационной подготовкой, а также информирует об ответственности за нарушение данного порядка. Кроме того, он должен:

  • внимательно проверять отметки об отношении к воинской обязанности в паспортах работников, наличие мобилизационных предписаний и жетонов с личными номерами Вооруженных сил РФ;
  • оформлять бронирование специалистов на особые периоды;
  • по запросам работников выдавать заверенные справки по вопросам учета;
  • проверять подлинность документов, связанных с воинским учетом, а также всех отметок и записей в них;
  • оформлять сопутствующую документацию (планы работ, приказы об организации учета), заниматься ее подготовкой к архивному хранению;
  • в случае обнаружения поддельных документов, отсутствия части страниц, лишних или недостоверных записей, неточностей и подозрительных исправлений — оперативно информировать местный военкомат.

Согласно «Методическим рекомендациям по воинскому учету в организациях», утвержденным Генштабом ВС РФ 11.04.2008г., необходимо также ежегодно передавать в военкомат список работающих на предприятии подростков мужского пола (15-16 лет) и юношей, подлежащих постановке на учет впервые в наступающем году. Списки передаются осенью, строго в отведенные законом сроки.

Данные, занесенные в личные карточки сотрудников, регулярно сверяются с данными военкомата. Точную дату сверки устанавливает военкомат, который вправе в любой момент запрашивать сведения о паспортных данных, семейном положении, составе семьи и домашнем адресе военнообязанных работников. Также подлежит сверке информация из раздела II личной карточки. Получив такой запрос, работодатель обязан в течение двух недель его удовлетворить.

Если работника предприятия вызывают в комиссариат или на военные сборы, необходимо заранее оповестить его об этом и обеспечить все условия для явки. В день, указанный в повестке или форме вызова, работник освобождается от выполнения трудовой функции. Если сотрудник организации по каким-то причинам уклоняется от исполнения своих воинских обязанностей, следует уведомить об этом военкомат.

Бронирование военнообязанных граждан

Помимо воинского учета по общему типу, которому подлежат все граждане, не забронированные за предприятиями на время мобилизации или военный период, ведется специальный учет. Ему подлежат только забронированные сотрудники, имеющие отсрочку при объявлении мобилизации. Основанием для отсрочки служит мобилизационный приказ и задание. Забронированные работники в течение всего времени действия отсрочки не подлежат призыву, мобилизации или вызову на сборы.

Порядок бронирования установлен «Инструкцией по бронированию на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе ВС РФ». Здесь же содержится перечень категорий граждан, не подлежащих бронированию. К ним относятся:

Сотрудник, в обязанности которого входит спецучет, решает ряд жизненно важных для предприятия задач. Он составляет документы по спецучету, выявляет потребность в высококвалифицированных сотрудниках и руководителях из числа находящихся в запасе, оформляет отсрочку для выбранных работников, занимается подготовкой отчетности о проделанной работе.

Чтобы работа военно-учетного стола велась эффективно, а ее результаты не становились поводом для претензий со стороны проверяющих органов, следует подробно регламентировать этот процесс. Как это сделать? Для начала — обратиться к «Методическим рекомендациям», содержащим всю необходимую информацию и приложения с шаблонами документов, которые предстоит оформить.


В первую очередь издается приказ об организации воинского учета граждан (приложение №4 к «Рекомендациям»). Приказом назначаются должностные лица, ответственные за воинский учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе, а также их заместители на время отсутствия. Типовой образец документа выглядит так:

Увеличить изображение >>>

Далее составляется план работы военно-учетного стола, составленный по форме приложения №17 к «Рекомендациям» или разработанному работодателем образцу. В плане обязательно указываются точные сроки проведения мероприятий.

Обязательно разработайте отдельную должностную инструкцию для сотрудников военно-учетного стола. В инструкции прописываются все обязанности, задачи и полномочия: ведение картотеки, подготовка годового плана, обмен данными с военкоматом, подготовка отчетности, контроль подлинности документов и т.д.

Еще один важный документ — журнал проверок состояния воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе. Образец журнала с таблицами и неотъемлемым графами также прилагается к «Рекомендациям» (приложение №1).

Увеличить изображение >>>

Наряду с основными документами рекомендуется вести также папки с входящими и отправленными запросами, выписками, справками, перепиской с районными военкомами. Письма, направляемые работодателем в военкомат, печатаются в двух экземплярах (один отправляется адресату, второй подшивается в соответствующую папку). Переписка с военкоматом хранится в течение 3 лет.

Как подготовиться к проверке?

Представители военкомата или органов местного самоуправления уполномочены регулярно проверять, как ведется воинский учет в организации: пошаговая инструкция-2016 предполагает оформление документов, которые и будут проверены в первую очередь. При посещении организации проверяющий обязан предъявить свое служебное удостоверение и приказ о направлении на проверку.

Прежде всего проверяющий захочет ознакомиться с планом работ и личными карточками сотрудников. Поэтому убедитесь, что годовой план вовремя разработан и утвержден, а в карточках содержится достоверная информация. Заранее подготовьте для проверки приказы, журнал проверок и другие документы, имеющие отношение к делу.

При проверке оценивается качество ведения учета и количество не охваченных им лиц, полнота и достоверность собранных и внесенных в картотеку сведений. По результату ставится оценка. Чтобы получить оценку «удовлетворительно», нужно выполнить все законодательные требования и реализовать не менее 70% мероприятий, предусмотренных годовым планом. В противном случае ставится отметка «неудовлетворительно».

Отдельно оценивается правдивость сведений. Если картотека организована в соответствии с «Методическими рекомендациями», а ее данные полностью соответствуют фактическому положению дел, ставится «отлично». Незначительные нарушения и расхождения (не более 5% от общего объема данных) понижают оценку до «хорошо», а 5-10% неточной информации при ненарушенных нормах хранения картотеки — до «удовлетворительно».

Если выяснится, что учет в организации ведется недобросовестно — запланированные мероприятия не проводятся, документы не оформляются вовремя и хранятся неправильно — избежать неудовлетворительной оценки будет непросто. Результаты каждой проверки заносятся в журнал и доводятся до ведома руководителя компании.

Некоторые виды нарушений чреваты серьезными последствиями. К сожалению, работодатели не всегда соблюдают законный порядок предоставления сведений о военнообязанных гражданах. Умышленная порча или уничтожение учетных документов, неуведомление граждан о получении повестки из военкомата и другие виды способствования неисполнению работниками воинских обязанностей ведут к штрафам.

Периодичность проверок определяется масштабом самой организации. Компании с численностью штата свыше 500 человек проверяются ежегодно, с меньшим количеством сотрудников — не чаще, чем раз в три года. В 2016-2018 гг. проверки малых предприятий военными комиссариатами проводиться не будут, но это отнюдь не означает, что от учетных мероприятий можно полностью отказаться или пустить их на самотек. Когда проверки возобновят, придется в экстренном режиме исправлять упущения.

www.kdelo.ru

Законодательные основы ведения воинского учёта нанимателями

Правовым базисом для организации в компании учёта военнообязанных является сразу несколько нормативных документов разного уровня:

  1. Федеральные законы:
    • №53-ФЗ от 28.03.1998 - устанавливает соответствующую обязанность для всех нанимателей - юридических лиц;
    • №61-ФЗ от 31.05.1996 - предусматривает функцию по ведению военного учёта для организаций и должностных лиц;
    • №31-ФЗ от 26.02.1997 - устанавливает обязательства для компаний по исполнению мобилизационных заданий.
  2. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 N 719, утверждающее Положение о военном учёте - определяет основы организации учёта компаниями.
  3. Методические рекомендации по обеспечению военного учёта в субъектах хозяйствования (утв. Генштабом ВС РФ 11.04.2008) - детально регламентирует порядок учёта военнообязанных юридическими лицами.

Обязанность вести процедуру законодательство возлагает лишь на юридические лица - ИП в законе не упоминаются, кроме того, для них не предусмотрена ответственность за нарушение соответствующих правовых норм. Тем временем организация обязана встать на воинский учёт с момента своего создания, и избежать этого не представляется возможным - сведения о регистрации субъекта хозяйствования регистрирующая организация подаёт в районный военкомат в пятидневный срок со дня занесения информации в ЕГРЮЛ.

Воинский учёт - систематизированные и актуальные данные об имеющихся в распоряжении призывных и мобилизационных человеческих резервах.

Об общем и специализированном учёте

Учёт военнообязанных граждан ведётся сразу в двух направлениях:

  • часть граждан при объявлении мобилизации будет призвана в ряды вооружённых сил;
  • часть - оставлена на рабочих местах в целях обеспечения функционирования гражданской инфраструктуры в военное время.

Первое направление учёта именуют общим, второе - специальным. Последний формируется из забронированных компаниями военнообязанных, однако забронировать сотрудников вправе лишь стратегически важные субъекты хозяйствования (в том числе органы внутренних дел, госорганы и пр.).

Бронирование военнообязанных - предоставление работникам определённых организаций отсрочки от поступления на службу во время мобилизации, военного положения или военных действий в целях гарантирования трудовых ресурсов для стратегически важных субъектов хозяйствования.

О проверках военкомата

Военкомат уполномочен проверять соблюдение закона в области учёта военнообязанных компаниями, расположенными на подведомственной ему территории. Проверка производится по следующим направлениям:

  • полнота охвата обязанных лиц, трудящихся в компании, военным учётом;
  • качество проведения мероприятий военного учёта администрацией компании;
  • соответствие реальности данных, имеющихся в картах обязанных лиц;
  • эффективность организации соблюдения работниками законов о военной службе;
  • соблюдение компанией требований законодательства в сфере военного учёта;
  • правильность оформления документации - приказа о ведении учёта, годового плана работы, журнала проверок и пр.

Частота проверок компаний на соблюдение ими правил ведения военного учёта зависит от числа трудящихся там обязанных лиц:

  • если таких лиц в компании более пятисот - проверки проходят ежегодно;
  • если менее пятисот - один раз в каждый трёхлетний период.

Об ответственном за учёт лице организации-нанимателя

Для ведения воинского учёта в компании приказом руководителя назначается ответственное лицо, которое по совместительству или в качестве основной работы будет организовывать мероприятия, требуемые для этого законом. Кроме того, приказ должен предусматривать и назначение подменного работника, который будет исполнять указанные обязанности во время отсутствия ответственного лица.

Численность сотрудников, занятых ведением учёта на предприятии, зависит от количества трудящихся на нём военнообязанных лиц:

  • если таких сотрудников до пятисот, достаточно, чтобы обязанности по ведению учёта были возложены на одного человека по совместительству;
  • если военнообязанных от пятисот до двух тысяч человек - назначается один работник, в должностные обязанности которого входит исключительно ведение военного учёта;
  • если сотрудников, подлежащих учёту, от двух до четырёх тысяч человек - назначается 2 ответственных лица;
  • от четырёх до семи тысяч - 3 работника;
  • далее на каждые три тысячи человек назначается один дополнительный сотрудник.

Какие категории граждан подлежат учёту?

Рассматриваемому виду учёта подлежат две категории граждан:

  • призывные резервы - лица, которых надлежит поставить на первичный учёт (достигнувшие шестнадцатилетнего возраста);
  • мобилизационные ресурсы - лица мужского пола, прошедшие воинскую службу и находящиеся в запасе, а также лица женского пола, имеющие военно-учётные профессии (к примеру, медики).

Исключаются из учёта следующие категории лиц:

  • освобождённые от воинских обязательств согласно действующему закону;
  • в текущий момент находящиеся на военной или альтернативной службе;
  • лишённые свободы по приговору суда;
  • женщины, чья профессия не связана с необходимостью нахождения на воинском учёте;
  • лица, постоянно живущие за пределами государства.

Обязанности администрации компании по обеспечению учёта, или пошаговое руководство к действию

Организация воинского учёта в компании включает в себя три направления деятельности нанимателя:

  1. Оформление организационных документов для ведения учёта:
    • приказа, назначающего ответственных лиц;
    • годовых планов работы;
    • журнала проверок состояния ведения учёта;
    • служебного делопроизводства - отдельного дела для аккумулирования документации, касающейся ведения учёта.
  2. Действия по проверке и оформлению документов при приёме работника и постановке его на учёт.
  3. Действия по поддержанию актуальности сведений, имеющихся в учёте.

Оформление организационных документов

Организационные документы, как основа ведения военного учёта, должны быть заведены на предприятии с момента его образования. Одни из них действуют постоянно и обновляются по мере необходимости (приказ, журнал), другие - составляется и согласовываются с местным военным комиссариатом ежегодно (план работы).

Приказ, план работы и список военнообязанных лиц, трудящихся в компании - базовый пакет документов, которые вновь созданное и планирующее постановку на учёт юридическое лицо должно предъявить в военкомат. Тем не менее точные требования к перечню документов лучше уточнить.

Распорядительный документ

Первым документом, который в целях организации рассматриваемого вида учёта должна издать организация, становится приказ. Основная цель издания этого распорядительного документа - назначение ответственных за учёт лиц - основного и замещающего.

Приказ составляется в свободной форме, и, как правило, содержит следующие сведения:

  • ссылку на законодательную базу для ведения учёта обязанных лиц;
  • Ф. И. О. и должность ответственного за ведение учёта лица и сотрудника, его замещающего;
  • Ф. И. О. и должность лица, на которое возлагаются контролирующие функции за исполнением приказа.

Годовой план работы

План работы по обеспечению учёта военнообязанных составляется ежегодно и согласовывается с территориальным военным комиссаром. План должен включать в себя как текущие (например, оформление документации при приёме лиц на работу), так и единичные предусмотренные законом мероприятия (например, плановая проверка военкоматом организации учёта в компании).

План работы подписывается исполнителем и руководителем структурного подразделения, утверждается руководителем компании. В течение года в план заносятся отметки о реализации отдельных его пунктов. Исполненные планы подшиваются в дело, отведённое номенклатурой для аккумулирования документов учёта обязанных лиц.

Журнал проверок

Журнал проверок состояния учёта обязанных лиц ведётся в компании постоянно, он должен быть пронумерован, прошнурован, подписан руководителем и скреплён печатью организации. Рекомендуемые ко включению в графы журнала сведения:

  • дата проверки;
  • должностное лицо, проводящее проверку;
  • итоги проверки - выявленные нарушения и рекомендации по их устранению;
  • отметки об устранении обнаруженных недостатков.

Действия нанимателя при приёме военнообязанного лица

Основная часть действий по обеспечению военного учёта в отношении отдельного гражданина приходится на момент его приёма на работу. Так, ответственный сотрудник обязан:

  1. Затребовать у принимаемого лица документы, подтверждающие отношение к воинским обязательствам:
    • удостоверение призывника - для призывников;
    • военный билет - для военнообязанного гражданина.
  2. Проверить наличие пометки в паспорте и подлинность принятой документации.
  3. Заполнить личную карту формы Т-2 - основной документ, на базе которого ведётся учёт в компании. Сведения берутся из военного билета (удостоверения призывника).
  4. Разъяснить принятому на работу лицу его права и обязательства, установленные законом.
  5. Проинформировать военкомат в случае обнаружения недочётов в заполнении представленной работником документации.

Текущая работа по поддержанию актуальности сведений учёта обязанных лиц. Образец уведомления для военкомата

Обязанности нанимателя по постоянному поддержанию актуальности сведений, имеющихся в воинском учёте, могут быть представлены в следующем виде:

  1. Выявление среди работников лиц, подлежащих учёту и постановка их на учёт.
  2. Ведение карт формы Т-2 в части информации о военном учёте.
  3. В двухнедельный срок с момента наступления события предоставление в военкомат сведений о принятии на работу или увольнении военнообязанного гражданина.
  4. Предоставление в военкомат информации о состоящих на учёте работающих лицах по его запросу.
  5. Предоставление военкомату сведений о переменах в учётной информации о лице (например, смена семейного положения).
  6. Предоставление военкомату данных:
    • о лицах, достигших возраста 15–16 лет - до 1 сентября каждого года;
    • о лицах, планируемых к постановке на первичный учёт - до 1 ноября каждого года.
  7. Предоставление в военкомат ежегодной отёчности:
    • отчёт о количестве работающих и забронированных граждан;
    • доклад о состоянии учёта;
    • карточка учёта организации.
  8. Оповещение работников о поступивших в адрес нанимателя повестках и других сообщениях из военкомата.
  9. Ежегодная плановая сверка сведений, содержащихся в карточках со сведениями воинского учёта в военкомате.

Ответственность за нарушения

За нарушения в сфере обеспечения в компании военного учёта предусмотрена специальная административная ответственность - её устанавливает глава 21 КоАП, которой предусмотрено три вида правонарушений в этой области:

  1. Не информирование военкомата о гражданах, подлежащих первичному учёту, влечёт за собой штрафные санкции в размере от трехсот до одной тысячи рублей.
  2. Не извещение сотрудников о приглашении их в военкомат наказывается штрафом от пятисот до одной тысячи рублей.
  3. Не информирование военкомата об переменах в учётных данных граждан наказывается штрафом от трехсот до одной тысячи рублей.
  4. Не доведение информации о принятии и завершении трудовых правоотношений с военнообязанными влечёт за собой штрафные санкции от трехсот до одной тысячи рублей.

Ведение учёта военнообязанных в компании - ответственная задача, игнорировать которую нельзя ни при каких обстоятельствах. Поэтому назначение ответственного лица - одна из первоочередных задач руководителя ещё при создании субъекта хозяйствования. Правила ведения учёта подробно регламентированы сразу несколькими нормативными актами, что значительно облегчает процесс. Однако по любому сомнительному вопросу лучше всего обращаться непосредственно к курирующему организацию сотруднику военкомата - это гарантирует в дальнейшем отсутствие проблем при проверке.

sb-advice.com

Кто обязан вести воинский учет

Вести воинский учет обязаны все компании без исключения. При этом данная обязанность не зависит от формы собственности организации и применяемой формы налогообложения. Необходим такой учет для обеспечения Вооруженных Сил нашей страны потенциальными ресурсами.

Важно! Воинский учет это обязанность руководителя. Именно он решает кто в организации его будет вести.

Как организовать воинский учет в организации

Стоит сказать, что ведение такого учета является не сложной процедурой для делопроизводителей. Однако, если своей обязанностью пренебречь, организации грозят штрафные санкции.

Рассмотрим пошагово порядок организации в компании воинского учета:

  1. Встать на учет. Для начала организация должна военный комиссариат и встать там на учет. Сделать это можно в срок до 5 дней с того момента, как была внесена запись об открытии юрлица в ЕГРЮЛ. Обратиться нужно в комиссариат по местонахождению фирмы. Если юрлицо меняет адрес, то встать на учет нужно будет в комиссариат по новому местонахождению.
  2. Разработать инструкцию. Компании необходимо разработать специальные документы по ведению воинского учета. Таким документом является инструкция для ответственного за учет сотрудника, в которой также указаны его обязанности. Специально разработанных бланков такой инструкции нет, разработать ее можно самим. Важно в инструкции предусмотреть обязанность по проверке на подлинность воинских документов сотрудников.
  3. Назначить ответственного. Каких либо ограничений по тому кого можно назначить ответственным за воинский учет нет. Вести его может как руководитель, так и любые сотрудники, включая совместителей. Для того, чтобы установить выбранному сотруднику такую обязанность, потребуется заключить допсоглашение к трудовому договору (Читайте также статью ⇒ Как изменить трудовой договор: порядок действий). При этом нужно понимать, что возложение новых обязанностей на сотрудника должно повлечь за собой доплату. Оформляется возложение обязанностей на сотрудника приказом руководителя. Форму приказа можно взять утвержденную (Приложение 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минобороны от 11.07.2017). В приказе помимо назначения нужно обозначить сотрудника, который будет ответственным на период отсутствия основного сотрудника, отвечающего за воинский учет.
  4. Согласовать мероприятия с военкоматом. Это заключительный шаг в организации учета на предприятии и заключается он в согласовании плана мероприятий, Составить такой план организация должна самостоятельно. Для этого воспользоваться можно специальным бланком (Приложение 17 Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ от 11.07.2017г). В плане указываются сроки мероприятий, проводимых организацией по воиснкому учету. Такими мероприятиями могут быть проводимая раз в квартал проверка сведений. После проведения мероприятий в плане ставится соответствующая отметка, а напротив каждого мероприятия расписывается ответственный специалист.

Важно! Если ответственный за воинский учет специалист будет временно отсутствовать, то он должен передать все документы замещающему его лицу по акту.

Приказ о назначении ответственного сотрудника нужно согласовать со следующими органами: военным комиссариатом, органом местного самоуправления сельского или городского округа.

Для организации кадрового учета в компании начинающим кадровикам и бухгалтерам отлично подходит авторский курс Ольги Ликиной (бухгалтера М.Видео менеджмент) ⇓

Работники, не подлежащие воинскому учету

Воинский учет ведется не по всем сотрудникам. Рассмотрим работников, которые воинскому учету не подлежат:

  • Получившие освобождение от военной обязанности, например, те сотрудники, которые были признаны ограниченно годными, либо не годными к военной службе, а также те, кто прошел службу в другом государстве;
  • Проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  • Проживающие постоянно за пределами РФ;
  • Имеющие звания офицеров, пребывающих в запасе СВР России или ФСБ России;
  • Женщины, не имеющие военной специальности.

Сколько специалистов ведут воинский учет

В зависимости от того, какая численность сотрудников в организации, определяют количество сотрудников, ответственных за ведение воинского учета:

  • Численность штата до 500 человек – учет должен вести 1 сотрудник, в том числе это может быть совместитель;
  • От 500 до 2000 человек – учет ведет 1 штатный сотрудник;
  • От 2000 до 4000 человек – учет ведут 2 штатных сотрудника.

При определении количества ответственных сотрудников на каждых последующих 3000 работников нужно добавить еще одного штатного сотрудника (Читайте также статью ⇒ Особенности и порядок внесения должностей в штатное расписание).

Воинский учет в организации

Воинский учет представляет собой следующие мероприятия:

  • Постановка на воинский учет принятых сотрудников;
  • Оформление документов и их сохранность;
  • При увольнении сотрудников снятие их с учета.

Инструкция специалиста воинского учета содержит следующие обязанности:

  • Контроль подлинности документов воинской обязанности по каждому сотруднику;
  • Создание личной карточки по каждому сотруднику, содержащую документы воинского учета;
  • Информировать работников о мобилизационных мероприятиях по подготовке, а также ответственности за уклонение от них;
  • Информировать военкомат о нарушениях, либо неточностях в воинских документах.
  • Составление отчетности по ведению воинского учета для военкомата и местного самоуправления. Одним из таких отчетом может быт перечень сотрудников, которые подлежат воинскому учету.

Документами, которые должны предоставить сотрудники для воинского учета для призывников и военнообязанных мужчин признаются военный билет, либо удостоверение.

Важно! Если сотрудник при приеме на работу не может предоставить документы воинского учета, работодатель обязан самостоятельно запросить их.

Отчетность по воинскому учету

Периодически ответственное за воинский учет лицо обязан предоставлять отчеты военкомату, в котором организация стоит на учете. Такие отчеты представляют собой следующие списки:

  • Принимаемых или увольняемых сотрудников, подлежащих воинскому учету. Срок представления – 2 недели;
  • По сотрудникам, состоящим на воинском учете, либо по тем, которые обязаны состоять на учете. Срок представления – 2 недели;
  • По лицам мужского пола 15 и 16 лет. Представляется один раз в год в сентябре;
  • По лицам мужского пола, которые встают на учет на будущий год. Представляется один раз в год до 1 ноября.

Каждая организация также обязана вести журнал проверки воинского учета. Данный журнал регистрируют, листы нумеруют, прошнуровывают, опечатывают и заверяют подписью руководителя.

Важно! Образцы всех документов и инструкция по их заполнению содержится в рекомендациях, утвержденных Генштабом ВС РФ от 11.07.2017г.

Проверка воинского учета

Для проверки учета сотрудников проводится внутренняя проверка. Для этого создается комиссия, председателем которой является начальник отдела кадров. Такая проверка позволит проверить документы воинского учета и их соответствие нормативным актам и законодательству.

Найденные при проверке недочеты фиксируются в акте проверки. Данный акт может служить основанием для своевременного устранения недочетов, чтобы организация не попала под административную ответственность.

Ответственность организации за воинский учет

При неведении или нарушении ведения воинского учета, организацию могу привлечь к административной ответственности. Штрафные санкции для организации предусмотрены следующие:

  • 500 – 1000 рублей – за то, что организация не оповестит сотрудника о вызове в военный комиссариат по повестке;
  • 300 – 1000 рублей – за то, что организация не предоставит сведения по сотрудникам, которые обязаны стоять на воинском учете.

online-buhuchet.ru

Вести воинский учет в организации – это обязанность каждой компании, а далеко не право, как многие считают. Об этом нам говорит Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст. 8). При этом многие организации пренебрегают этой обязанностью, поскольку штрафы за недобросовестное ведение воинского учета в организации или неведение его вовсе, ничтожно малы по сравнению с нарушениями других участков ведения кадрового делопроизводства, и не превышают 1000 рублей по каждому виду нарушения (гл. 21 КОАП РФ). Однако каждая компания рано или поздно приходит к необходимости постановки воинского учета, так как районные военкоматы с определенной периодичностью посещают каждую компанию, осуществляющую свою деятельность на вверенной им территории. Кроме этого, нужно помнить, что штраф может быть наложен за каждый «инцидент» нарушения, а не только за факт нарушения.

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы, которые возникают у специалистов по кадрам в ходе проведения работ по организации воинского учета в компании. Ведь, несмотря на наличие точных указаний от Генерального штаба, непосредственно в начале работ, особенно, когда это делается впервые в жизни специалиста, указаний становится недостаточно. Нужен четко сконструированный план. Именно по принципу плана и будет построена наша статья.

Начиная работы по организации воинского учета, прежде всего, необходимо изучить все руководящие документы. В этом поможет так называемая «рабочая папка», содержащая в распечатанном виде руководящие документы для ведения воинского учета (законы). Такая папка должна быть обязательно в каждой организации, содержать в себе ФЗ от 24.04.1996 № 61 «Об обороне», ФЗ от 24.01.1997 № 31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ», ФЗ от 06. 03.1998 № 53 «О воинской обязанности и военной службе», Кодекс РФ «Об административных правонарушениях» глава 21, Комментарии к Кодексу РФ «Об административных нарушениях» глава 21, ФКЗ от 27.12.2001 «О Военном положении», Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», Методические указания по организации и ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ). В ходе проверки проверяющий инспектор обязательно обратит внимание на эту папку и, если её нет, то обязательно предпишет её завести. Кроме этого, предполагается, что сотрудник, отвечающий за воинский учет в организации, должен знать и постоянно изучать руководящие документы, поэтому, если вы собираетесь вести воинский учет по всем правилам, то наличие этой папки, прежде всего, в ваших интересах, а потом уже – в интересах прохождения проверки.

Обязанность по ведению воинского учета возложена на руководителя организации «по умолчанию». Однако на предприятии обязательно должен быть приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета с указанием замещающего его сотрудника на время отсутствия основного (командировка, отпуск, больничный). Форма приказа о назначении ответственного за воинский учет в организации приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. Приказ готовится ежегодно и в обязательном порядке согласовывается с военкоматом (после согласования на приказе появляется подпись военного комиссара с печатью военкомата, что является подтверждением выполнения правила согласования документа). Далее готовится пакет документов для постановки организации на воинский учет: карточка организации по ф-18 и план работ по воинскому учету на год, который также согласовывается ежегодно с районным военкоматом. Форма 18 заполняется исходя из статистических данных по сотрудникам организации на момент подготовки документа и содержит данные об организации, общей численности сотрудников, а также численности граждан, пребывающих в запасе и работающих в организации с выделением по составу и степени годности к военной службе. План работ готовится по форме, приведенной в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ. В зависимости от военкомата и региона, при постановке организации на воинский учет также могут потребоваться уведомление о постановке организации на воинский учет, форма 6, план замены специалистов на время мобилизации и военное время, а также список призывников.

Особое внимание следует уделить картотеке личных карточек граждан, пребывающих в запасе. Строится она по форме Т-2, но сортируется по составу:

  • отдельно личные карточки офицеров запаса;
  • отдельно личные карточки прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат и матросов запаса;
  • отдельно личные карточки граждан, пребывающих в запасе, женского пола;
  • отдельно личные карточки граждан, подлежащих призыву на военную службу.

Все карточки Т-2 граждан, подлежащих запасу и работающих/работавших сотрудников, должны быть зафиксированы в журнале учета карточек Т-2. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. По форме журнала предусмотрены графы для отметок о постановке на учет и снятии с учета ГПЗ в организации. Обратите внимание, что ведение журнала допустимо в электронном виде. Однако во время проверки его нужно будет распечатать и представить инспектору в качестве подтверждения соблюдения требований. При увольнении сотрудника, карточка Т-2 переносится в архив. В отличие от карточек Т-2 по учету сотрудников, карточки Т-2 картотеки военнообязанных хранятся 3 года (карточки Т-2 работников – 75 лет) после увольнения.

При приеме сотрудника, а также при построении картотеки военнообязанных, обратите внимание на корректность заполненных данных о воинском учете в карточке Т-2:

  • Состав (профиль) заполняется без сокращений исходя из данных документа воинского учета: командный, инженерный и технический, военно-гуманитарный,педагогический, юридический, медицинский, ветеринарный.
  • Полное кодовое обозначение ВУС также указано в документе воинского учета, вносится в карточку в полном соответствии с военным билетом.
  • Категория годности к военной службе также представлена на соответствующей странице в военном билете. При этом, если запись о годности отсутствует, то проставляется категория годности «А» (так часто бывает у офицеров запаса).
  • Наименование военного комиссариата проставляется в соответствии с последней записью в военном билете.
  • Графа «Состоит на воинском учете» заполняется по следующим строкам:

а) в случаях наличия мобилизационного предписания и (или) штампа о выдаче и изъятии мобилизационных предписаний;

б) на граждан, забронированных за организацией на период мобилизации и на военное время (разд. I п. 4 военного билета).

  • Отметка о снятии с воинского учета производится в личной карточке тех граждан, которые достигли предельного возраста пребывания в запасе или признаны не годными к военной службе по состоянию здоровья.
  • Граждане, подлежащие призыву на военную службу (до 27 лет): графы «Категория запаса», «Состав (профиль)», «Полное кодовое обозначение ВУС» и «Состоит на воинском учете» не заполняются. В графе «Воинское звание» делается запись простым карандашом «подлежит призыву».
  • Категория годности к военной службе записывается буквами в соответствии с данными документа воинского учета:
    А — годные к военной службе.
    Б — годные к военной службе с незначительными ограничениями.
    В — ограниченно годные к военной службе.
    Г — временно не годные к военной службе (срок переосвидетельствования).
    Д — не годные к военной службе (снимаются с воинского учета).

При построении картотеки нужно также обратить внимание на такие поля карточки, как «знание иностранных языков» и «образование». Военные комиссары обращают внимание на информацию в этих полях и считают, что они в обязательном порядке должны быть заполнены, несмотря на 152-ФЗ (О защите персональных данных) и на отсутствие требований к образованию по занимаемой должности работника. Своё требование к заполнению данных полей они мотивируют тем, что эти данные военкоматам будут крайне необходимы на случай мобилизации или военного времени. Возможно это и так, но нам, кадровикам, это обстоятельство, конечно, работу не облегчает. Особенно, если в компании менее 500 сотрудников – в этом случае воинским учетом сотрудник занимается наряду со своей основной работой. И только тогда, когда ГПЗ более 500, полагается отдельный работник на этот участок работ.

В каждой организации помимо картотеки, рабочей папки, приказа о назначении ответственного за воинский учет и согласованного плана работ также должен быть журнал проверок осуществления воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации. Форма журнала приведена в методических указаниях по организации и ведению воинского учета и бронирования ГПЗ и является обязательной. В этом журнале будут давать свои комментарии и оценки представители администрации и военные комиссары, которые будут приходить с проверками – ежегодно при численности более 500 сотрудников и 1 раз в 3 года при численности менее 500 сотрудников.

Последним шагом в этом нелегком деле,организации воинского учета на предприятии с нуля,послужит подготовка рабочей папки, где будет храниться вся исходящая и входящая документация по воинскому учету. Именно в эту папку будут перенесены на хранение уведомления о приеме и увольнении сотрудников, готовящиеся в течение 2-х недель, переписка с военкоматами и так далее. Рекомендуется все исходящие документы готовить в 2-х экземплярах – один для военкомата, второй – для работодателя. На документах необходимо проставлять исходящий номер и дату. Документы, передаваемые в военкоматы напрямую, рекомендуется передавать по описи, а при отправке по почте – обязательно прикладывать опись об отправке. В ином случае будет достаточно трудно доказать, что вы своевременно, в соответствии с требованиями законодательства осуществляли работы по воинскому учету.

Дальнейшее ведение воинского учета осуществляется согласно плану ведения воинского учета в организации с соблюдением сроков, указанных в плане.

* * *

Как вы видите, ничего сложного в ведении воинского учета в принципе нет. Здесь больше однообразной, бумажной работы, которая не каждому человеку приходится по нраву. Кроме этого, работы по постановке и ведению воинского учета достаточно трудозатратны, так как предполагают наличие отдельной картотеки Т-2 военнообязанных, которую также нужно вести, заполнять и пополнять, как и основную.

Вести или нет воинский учет – конечно, компания может решать сама, как и то, платить заработную плату работникам на карту, отчитываясь во все соответствующие фонды, или выдавать её в конвертах, лишая сотрудников будущей пенсии и других льгот. Но, исходя из опыта, если ваша компания уже «засветилась» в военкомате тем или иным образом, товести воинский учёт придётся по всем правилам.

Вести воинский учет обязана каждая организация. Чтобы избежать штрафов, узнайте, кто подлежит воинскому учету, подготовьте необходимые документы и вовремя передайте сведения о сотрудниках в военкомат.

В статье:

Скачайте полезный документ:

Воинский учет в организации часто входит в зону ответственности кадровиков, которым поручают сбор, систематизацию и обновление сведений об исполнении сотрудниками военной обязанности. Работу ведут в двух направлениях - общий учет и бронирование граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ).

Какие категории граждан РФ подлежат воинскому учету

За непредставление сведений о гражданах, подлежащих постановке на учет, неоповещение сотрудника о вызове в военкомат и другие нарушения в сфере воинского учета (ВУ) законом предусмотрена административная ответственность (ст.21.1, 21.4, 21.2 КоАП РФ). Чтобы не было проблем во время очередной проверки, нужно четко знать, какие категории граждан подлежат воинскому учету, и своевременно составлять списки сотрудников, соответствующих установленным критериям.

Кого не вносят в списки

  • Работников-иностранцев не считают военнообязанными, поэтому в списки не вносят (ст. 1 закона №53-ФЗ от 28.03.1998г., ст. 15 закона №115-ФЗ от 25.07.2002г.).
  • Женщин, не имеющие военной специальности.
  • Проходящих военную службу в настоящее время.
  • Постоянно проживающих за пределами РФ.
  • Отбывающих наказание в местах лишения свободы.

Генштабом Вооруженных Сил РФ утверждены Методические указания от 11.07.2017г., где перечислены все категории персонала, подлежащие учету. К ним относятся:

  • Не зачисленные в запас мужчины призывного возраста (18-27 лет).
  • Мужчины, находящиеся в запасе и освобожденные от призыва.
  • nbsp; Мужчины старше 27 лет, не прошедшие службу в армии по причине отсрочки.
  • Все граждане, уволенные из армии или проходившие альтернативную службу.
  • Женщины, получившие военные специальности.
  • Специалисты, прошедшие обучение на военных кафедрах учебных заведений.

Важно! Учитывают все подходящие по критериям сотрудники, в том числе работающие дистанционно, неполный день или на условиях внешнего совместительства .

Бронирование граждан, пребывающих в запасе, поручают отдельным работодателям по распоряжению Межведомственной комиссии ВС РФ, органов исполнительной власти и местного самоуправления. Организация получает готовые перечни должностей и профессий или выписки из них. На основании полученных документов следует забронировать подходящих по требованиям сотрудников и заполнить бланки формы № 4 (выдают в военкомате). Как правило, речь идет о ценных специалистах, представителях редких профессий, высококвалифицированных руководителях. Забронированные граждане освобождаются от призыва на военные сборы и службу во время мобилизации.

Какие документы воинского учета ведет работодатель

Ведение воинского учета в организации требует оформления целого ряда документов - как для внутреннего пользования, так и для передачи в военкомат. Первым делом работодатель издает приказ об организации воинского учета.

Приказ об организации воинского учета с комментариями эксперта

Документ составляют в свободной форме и относят к числу обязательных для любой организации.

Эксперты журнала «Кадровое дело» подробно расскажут, . Если ВУ будет вести сотрудник отдела кадров на условиях совместительства, не забудьте внести соответствующие изменения в трудовой договор, штатное расписание и табель учета рабочего времени.

Внимание! Чтобы узнать, относится ли соискатель к числу военнообязанных, посмотрите на 13-ю страницу внутреннего паспорта, где ставится соответствующий штамп.

Кроме того, на работодателя возлагается проведение разъяснительных мероприятий с сотрудниками, а также составление и ведение:

  • картотеки личных карточек (формы №Т-2, Т-2ГС) на всех работников, пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу;
  • журнала проверок состояния воинского учета;

Как вести воинский учет в организации: пошаговая инструкция

Вести воинский учет обязаны абсолютно все предприятия, независимо от сферы деятельности и организационно-правовой формы. Вам поможет разобраться в тонкостях процесса и понять, с чего начинается организация воинского учета в организации, пошаговая инструкция.

Пошаговая инструкция: ведем воинский учет в организации

Шаг 1. Назначьте ответственное лицо. Это может быть как секретарь компании или сотрудник отдела кадров, так и основной работник или целое подразделение (военно-учетный стол), занимающееся исключительно ведением воинского учета. Эксперт «Системы Кадров» расскажут, как определить количество сотрудников, ведущих воинский учет в организации

Шаг 2. Определите, с какими категориями сотрудников будете работать. Ориентируйтесь на требования Методических рекомендаций, утв. генштабом ВС РФ 11.04.2017 года и Постановление правительства РФ №719 от 27.11.2006 года. Если на предприятии ведется не только общий учет, но и бронирование пребывающих в запасе граждан, дополнительно разработайте документы согласно приложениям к Инструкции, утвержденной постановлением Межведомственной комиссии по вопросам бронирования №664с от 3.02.2015г.

Шаг 3. Зарегистрируйте работодателя в местном военном комиссариате. Здесь же можно получить вводный инструктаж, методические указания, образцы документов и консультации по спорным или нетипичным случаям. Регистрация обособленных подразделений ведется по месту нахождения филиалов и представительств, а не головной организации.

Шаг 4. Подготовьте все необходимые документы : журналы, карточки, списки. Если есть возможность, автоматизируйте часть бумажной работы, используя специальные программы для формирования документооборота.

Освоить методы грамотного ведения документооборота вы можете в Школе Кадровика:

Шаг 5. Поддерживайте сведения воинского учета в актуальном состоянии . Не реже одного раза в год сверяйте данные личных карточек с документами, предоставленными сотрудниками или представителями военкомата, вносите необходимые изменения.

Шаг 6. Соблюдайте сроки подачи отчетности . Работодатель обязан предоставлять в военкомат или органы местного самоуправления сведения:

  • о сотрудниках мужского пола, которым в следующем году исполнится 17 лет - возраст первоначальной постановки на воинский учет (ежегодно до 1 ноября);
  • о сотрудниках мужского пола в возрасте 15 и 16 лет (ежегодно в сентябре).
  • о трудоустройстве и увольнении сотрудников, подлежащих воинскому учету - в двухнедельный срок с даты события;
  • о сотрудниках, состоящих на ВУ - по запросу в двухнедельный срок.

Очень важно не ограничиваться исключительно бумажной работой, а проводить полноценную методическую подготовку персонала: разъяснять порядок мобилизации, вручать повестки, своевременно сообщать о вызовах в военкомат.

Проверки ведения ВУ проходят регулярно. Если в компании еще не ведется воинский учет, начните с организационных моментов: пройдите регистрацию в военкомате, назначьте ответственного сотрудника. Если учет ведется, не помешает аудит: сверьте данные и убедитесь, что отчитываетесь перед военкоматом в срок, а в отделе кадров или военно-учетном столе предприятия хранятся все необходимые документы.

Воинский учет в организации — пошаговая инструкция 2017 года к нему порой нужна специалистам отдела кадров, тем более что к категории военнообязанных относится большая часть граждан. Воинский учет - это еще один способ накопления информации о работниках, и есть моменты, на которые будет нелишним обратить внимание.

Организация воинского учета и его предназначение

Под воинским учетом понимают совокупность процедур по сбору, накоплению, систематизации данных обо всех гражданах, подлежащих призыву в армию, с формированием единой информационной базы, которая должна поддерживаться в актуальном состоянии.

Воинский учет служит инструментом, дающим возможность:

  • контролировать набор граждан в армию для прохождения срочной службы;
  • выявлять лиц, незаконно уклоняющихся от воинского призыва.

Воинский учет активно используется уполномоченными на ведение подобной деятельности ведомствами.

Основой существования воинского учета служит закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-ФЗ и положение о воинском учете, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719.

Описываемый учет позволяет решать следующие задачи, перечисленные в п. 2 положения № 719:

  • В мирное время:
    • администрирование процесса набора на срочную службу;
    • выявление граждан, не исполняющих свои воинские обязанности.
  • В военное время:
    • обеспечение проведения всеобщей мобилизации в короткие сроки;
    • привлечение необходимых государству трудовых ресурсов для поддержания функционирования народного хозяйства. Здесь под трудовыми ресурсами понимаются лица, прикрепленные к определенным госструктурам, организациям оборонного комплекса и предприятиям, обеспечивающим жизнедеятельность населения. Данные лица не должны быть привлечены к боевым действиям в силу необходимости их работы в указанных учреждениях.

Основные механизмы и принципы реализации воинского учета

Основное требование для надлежащего ведения воинского учета - постоянное обновление информации о каждом лице, подлежащем призыву. Для его выполнения военным комиссариатам предписывается:

  • иметь регулярно обновляемый информационный банк обо всех лицах, подлежащих призыву;
  • хранить данные о военнообязанных гражданах (находящихся в запасе, получивших отсрочку до возраста 27 лет, женщинах с военными специальностями).

С этой целью граждане в возрасте 17 лет на основании полученной повестки проходят освидетельствование с медосмотром, в результате которого определяется их годность к военной службе. Одновременно с этим происходит их регистрация в учетной системе призывников военкомата. Указанная процедура осуществляется в период с января по март года, в котором молодой человек достигнет возраста 17 лет (на момент регистрации призывнику может и не быть еще 17 лет).

В качестве ответственных за своевременную реализацию описанных процедур выступают различные правительственные структуры соответствующего профиля: Минобороны, МВД, СВР, ФСБ и местные органы власти. Помимо военкоматов учет призывников, занимающихся трудовой деятельностью, ведут их работодатели. Это направление воинского учета имеет множество специфических моментов, которые должны учитывать кадровые специалисты.

Как происходит накопление информации при ведении воинского учета

Накопление информации в компании должно производиться не только по призывникам, но и по другим военнообязанным лицам. Ко второй категории, согласно закону № 53-ФЗ, относятся граждане, находящиеся в запасе по одной из следующих причин:

  • увольнение из армии;
  • наличие отсрочки или иного обстоятельства, в силу которого человек не смог пойти в армию, но при этом ему еще не исполнилось 27 лет;
  • прохождение альтернативной службы;
  • женщины, получившие профессию военного назначения.

При этом сотрудников, официально освобожденных от воинской обязанности, и женщин, не обладающих военной специальностью, принимать к учету не нужно.

Основные правила осуществления воинского учета сформулированы в Методических рекомендациях по ведению воинского учета в организациях, утвержденных Генштабом ВС РФ 11.04.2008.

Компании, как и военкоматы, собирают, хранят, систематизируют информацию о лицах, прошедших военную службу, и тех, кому это предстоит в ближайшее время. Опираясь на накопленные данные, организация сможет сделать вывод о достаточности трудовых ресурсов, остающихся в ее распоряжении на случай военного конфликта и последующей мобилизации.

Инструкция по ведению воинского учета в организациях

Расчет необходимой численности персонала для осуществления военного учета определяется на основании п. 12 положения № 719:

  • если в организации трудится менее 1 500 военнообязанных, то для ведения учета достаточно 1 сотрудника, который может работать и по совместительству.
  • если компании для ведения воинского учета необходимо 2 сотрудника и больше, то ей придется сформировать дополнительное структурное подразделение - военно-учетный стол.

Работники, ведущие воинский учет, назначаются на должность после согласования с военкоматом.

Для их деятельности понадобятся инструкции с расшифровкой обязанностей и разбивкой их до уровня конкретных операций. Кроме того, в инструкции приводятся ссылки на законодательные нормы, а также меры ответственности в случае нарушения требований к ведению учета.

С инструкцией сотрудника необходимо ознакомить под расписку и обязательно до начала выполнения им соответствующих работ.

Методические рекомендации по ведению воинского учета — 2017

Для безошибочного осуществления воинского учета компания формирует график работ на год по реализации соответствующих мероприятий. График должен быть одобрен военкоматом, каждое мероприятие, предусмотренное в нем, должно иметь фиксированные сроки выполнения.

Основаниями для внесения записей в регистры учета военнообязанных служат:

  • приписные свидетельства - для не прошедших службу лиц, подлежащих постановке на учет;
  • военный билет - для отслуживших граждан, пребывающих в запасе.

Указанные документы предоставляются при приеме на работу, при этом ответственный работник проверяет их на подлинность, целостность и корректность внесенных в них записей. Если при этом будут выявлены какие-то ошибки или несоответствия, об этом обязательно информируется военкомат.

В течение года указанный кадровый работник контролирует достоверность, точность данных учета военнообязанных сотрудников. Вся необходимая информация отражается в личной карточке военнообязанного, которая заводится при приеме на работу. Личная карточка относится к обязательным документам, которые должны быть в наличии в компании, и хранится в отдельной картотеке.

Воинский учет и бронирование в организации

При поступлении повестки работнику компании он должен быть незамедлительно проинформирован об этом. Кроме того, организация должна приложить максимум усилий для содействия явке такого работника в военкомат.

Если трудоустраивается женщина с профессией военного назначения, ее обязательно направляют для постановки на учет в военкомат. Организации следует проводить разъяснительную работу с сотрудниками о том, каким образом им следует проходить службу, какими могут быть последствия уклонения от призыва и возможные меры ответственности.

Еще один момент, с которым придется иметь дело специалисту по воинскому учету, - бронирование сотрудников, остающихся в компании для работы в военное время. Однако следует помнить, что подобный механизм применяется только на предприятиях стратегического назначения и тех, от которых зависит обеспечение жизнедеятельности населения. Наличие такой возможности для компании также можно выяснить в военкомате.

Военно-учетный отдел должен отчитываться перед военкоматом. В частности, туда направляются данные:

  • об оформлении на работу и расторжении трудового договора с сотрудником;
  • о любых изменениях статуса военнообязанных сотрудников.

Организация обязана известить военкомат о работниках в возрасте 15–16 лет, а также о тех, кому в ближайшее время необходимо встать на учет в военном комиссариате.

Ежегодно не менее 1 раза информация, имеющаяся в организации, сверяется с данными хранящимися в военкомате. Итоги сверки фиксируются в специализированной книге для регистрации проверок, которая также относится к обязательным документам.

Образец приказа об организации воинского учета

В целях осуществления воинского учета в компании обязательно издается распорядительный документ, подписываемый руководителем. В нем предписывается собирать информацию о военнообязанных гражданах, лицах в запасе. Приказ также указывает на необходимость бронирования на случай военного положения, если для компании эта процедура предусмотрена. Кроме того, приказом закрепляется ответственность определенного лица за ведение воинского учета, полноту и достоверность отражаемой информации, а также указывается лицо, замещающее ответственного на период отпуска. Бланк такого приказа можно получить, перейдя по ссылке на сайте.

Последствия некорректного ведения воинского учета в организации

Нужно четко понимать, что отказаться от ведения воинского учета компания не может, поскольку это прямое требование законодательства. Права выбора у организации в данном случае нет, следовательно, за отсутствие либо некорректное ведение учета компании грозит ответственность.

В качестве примеров, влекущих применение санкционных мер, можно привести:

  • несвоевременное информирование либо непредставление информации о военнообязанных, в том числе подлежащих призыву на военную службу;
  • препятствие своевременной явке военнообязанного работника в военкомат;
  • отказ от информирования военкомата при изменении сведений о лицах, подлежащих воинскому учету (в качестве примера можно привести переезд).

***

Обязанность фиксировать, хранить, обрабатывать информацию о военнообязанных гражданах для компаний предусмотрена методическими рекомендациями по ведению воинского учета, положением № 719 и законом № 53-ФЗ. Для реализации указанной задачи компания должна определить необходимую численность соответствующего персонала и издать приказ о вменении ему описанных обязанностей. Если будет необходимо свыше 2 работников, создается специализированный отдел, занимающийся только воинским учетом. Суть такого учета заключается в своевременном обновлении данных о военнообязанных работниках. В этих целях на каждого военнообязанного необходимо оформлять личную карточку. Данные, содержащиеся в ней, передаются в военный комиссариат. Помимо этого, в организациях, отнесенных к стратегически важным объектам, функционирует система бронирования. Она позволяет при наступлении военного времени оставлять себе часть работников для поддержания нормального функционирования. При несоблюдении требований к ведению воинского учета фирма может быть оштрафована.

 

 

Это интересно: