→ Виды переплёта. Книжные термины Элементы переплетной крышки

Виды переплёта. Книжные термины Элементы переплетной крышки


ЭКСЛИБРИС


Чтобы лучше понять назначение каждого из элементов книги, коротко и довольно упрощенно опишем, как изготавливают книгу. Сперва печатают листов – собственно, само содержание книги. Затем листы блока сшивают, чтобы они держались вместе, например, шнурами и/или клеем. Верхний и нижний края переплета усиливают – прочные нити, которые придают книги дополнительную надежность и эстетическую красоту. В этот же момент в переплет встраивается – шелковая лента, которую читатель использует как закладку. Так как края листов могут быть расположены неровно друг относительно друга, то полученный блок обрезают с трех сторон – после чего становятся ровными. Затем изготавливают , например, из кожи. У обложки есть передняя переплетная крышка, задняя переплетная крышка и – тот самый, который смотрит на Вас, когда книга стоит на полке. На следующем этапе обложку соединяют с блоком, в самом простом варианте используя – плотную бумагу, которая одной частью приклеивается к блоку, а другой – к внутренним сторонам переплетных крышек. Иногда, чтобы форзац не рвался в месте сгиба, используют , например, из кожи. В завершении по периметру форзаца наносят тиснением рисунок орнамента, формируя . Книга готова.
Наиболее сложным, трудоемким, но одновременно невероятно надежным является , который несколько отличается от описанной технологии.

Блок

Напечатанные, подобранные и обрезанные листы с содержанием книги.

Дублюра

Украшение по периметру форзаца на внутренней стороне переплетной крышки (обложки). По замыслу дублюра дублирует рисунки или орнаменты, используемые в дизайне лицевой стороны или корешка книги. Чаще всего используется тиснение с золочением.

Каптал


См. фотографии в .

Корешок

Элемент книжного переплёта, используемый для крепления книжного блока к переплётным крышкам. Придаёт конструкции книги дополнительную надёжность. Располагается в верхней и нижней частях корешка книги, представляет собой поперечный жгут или шнур, соединённый с блоком шитьем и закреплённый на ребре крышки. Капталы обычно украшают цветными нитями для красоты.

Ляссе

Узкая шелковая лента в книге для закладок страниц. Иногда конец ленты украшают каким-нибудь элементом, например, кисточкой.
См. фотографии в и фотографию вверху страницы.

Обложка (переплетные крышки)

"Одежда" книги, формирующая ее эстетическое восприятие окружающими и защищающая ее бесценное содержание. Хорошая обложка, как дорогой костюм, может сказать о книге многое и подчеркнуть ее статус.
В изготовлении обложки используются самые разные материалы, в т.ч. и драгоценные камни и металлы. В подарок или в частную библиотеку принято приобретать книги в кожаном переплете, в первую очередь потому, что такие книги прослужат читателям не одно столетие. Верхом мастерства в книгоиздании является обложка с мозаикой из разных типов кожи: это сложная работа, требующая особого терпения и несколько месяцев непрерывного труда. В каталоге Libourge есть несколько таких книг - они резко отличаются по стоимости: дорогие, но при этом сверх эксклюзивные. Примеры книг с мозаикой из кожи:

Обрезы

Вверхний, боковой и нижние срезы блока книги. Могут иметь самое разное исполнение: золочение, окрашивание, торшонирование, ручная роспись краской и различные комбинации этих видов. В представлены книги со всем возможными вариантами обрезов. Здесь же приводим некоторые типичные примеры:


Простое золочение


Торшонированный обрез


Торшонированный обрез с золочением. Эффект "рваной бумаги".


Торшонированный обрез с золочением.


Окрашеный обрез, гравированный орнаментом.


Крашеный в две краски обрез, гравированный орнаментом


Крашеный обрез, гравированный орнаментом. Желтое ляссе.


Крашеный обрез, гравированный сложным орнаментом


Крашеный обрез, гравированный орнаментом


Крашеный обрез, гравированный с серебрением


Обрезы с ручным нанесением орнамента краской


Крашенные в 2 краски обрезы со сложным узором



Вручную расписанные краской обрезы книги


Слизура

Укрепляющий элемент в месте фальца форзаца. Обычно делается из более прочных, устойчивых к механическим воздействиям материалов: кожи, ткани, особых видов бумаги. Установка форзаца на кожаной слизуре довольно трудоемкий процесс, но это всегда и надежнее, и красивее.

Форзац

Элемент конструкции книги, соединяющий книжный блок с переплётной крышкой. Обычно выполняет декоративно-оформительскую функцию: скрыть «изнаночную» сторону переплетной крышки и место крепления последней с книжным блоком. В используют дорогие дизайнерские типы бумаги, тканевые вставки с рисунками и др. Некоторые примеры:


Форзац из бумаги, окрашенной с эффектом "перо павлина"


Сложносоставной тканевый форзац с вручную вышитым рисунком


Форзац из бумаги, окрашенной с эффектом "мрамора"

Корешок книги - боковая часть книги, на ней могут располагаться бинты, тиснение, бывает круглый и прямой.

Каптал - переплетенная тесьма, закрывающая корешок книжного блока на 1-2 мм., служит для украшения и скрытия дефектов сборки.

Ляссе - ленточка закладка, имеющая ширину 5 мм, имеет много разных цветов.

Форзац - лист, сложенный пополам, который приклеивается к первой странице книги, и наклеивается на обожку (переплетную крышку).

Нахзац - тот же самый форзац, только крепящийся к последней странице блока.

Титульный лист - лист, к которому приклеивается "форзац", на нем указан автор, название книги, издательство.

Отстав - корешок. Имеет толщину 0,5 - 3 мм, изготавливается из переплетного или целлюлозного картона.

Раставы - книга имеет 2 растава, это расстояние от корешка книги до картонной сторонки.

Картонная сторонка - книга в твердом переплете имеет 2 картонные сторонки, которые обтягиваются переплетным материалов и образуют переплетную крышку.

Переплетная крышка - обтянутый переплетным материалом (или бумагой) картон, который имеет толщину от 0,5 - 5 мм., состоит из 2х картонных сторонок, 2х раставов и 1 отстава.

Переплетный материал - материал, как правило, на бумажной основе, обладающий повышенной прочностью (по сравнению с бумажным переплетом 7б и 7бц), требует на обложке дорогой вид печати - тиснение, т.к. печать на такой обложке невозможна, за исключением уф-печати (прямая печать на любых материалах), которая применяется очень редко, т.к. имеет ряд отрицательных качеств - недолговечность, трескается, низкое качество, дорого при больших тиражах.

Конструкция и функционал

Переплёт состоит из переплётной крышки и приклеенных к ней дополнительных функциональных элементов, таких как, форзацы , марлевые клапаны, каптал (хлопчатобумажная или шёлковая тесьма с утолщённой кромкой, прикрепляемая к корешку книжного блока с целью наиболее прочного скрепления листов книги, а также её украшения).

Переплёт и элементы внешнего оформления издания выполняют рекламно-информационную функцию. Различают два конструктивных типа переплёта - цельный и составной. Переплёт бывает мягкий (гибкий) и жёсткий, обрезной и с кантом, интегральный.

Типы переплётов

Переплёты подразделяют на следующие типы
№ 1 - цельнокартонный обрезной;
№ 2 - цельнокартонный с кантом;
№ 3 - цельнотканевый мягкий обрезной;
№ 4 - цельнобумажный жесткий с кантом;
№ 5 - составной с тканевым корешком и со сторонками, крытыми обложечной бумагой;
№ 6 - цельнотканевый мягкий с кантом;
№ 7 - цельнотканевый жесткий с кантом;
№ 8 - составной с кантом, со сторонками, крытыми одним видом ткани, и с корешком из др. вида ткани;
№ 9ж - пластмассовый жёсткий из двух слоёв эластичного пластика, между которыми проложены картонные сторонки;
№ 9 м - пластмассовый мягкий из одного слоя эластичного пластика;
№ 9пж - пластмассовый полужёсткий из слоя эластичного пластика, с внутренней стороны которого приварены сторонки из жёсткого пластика.

Применение переплётов

Применение переплёта того или иного вида определяется, помимо всего прочего, конструкцией книжного блока. Установлены следующие виды его комплектовки:

  • «вкладкой» - с комплектовкой блока вкладкой, приклейным форзацем и окантовкой блока (вместе с форзацем) полоской ткани или марли, с шитьём проволокой вразъём (применяются переплёты № 1-3);
  • «подъёмкой» - с комплектовкой блока подъёмкой, приклейным форзацем, шитьём нитками или проволокой (применяются переплёты № 1-7 при объёмах книг до 160 с.);
  • «подъёмкой с капталом» - отличается от подвида «подъёмкой» применением кругления и кашировки (отгибка корешка тетрадей) корешка, каптала и оклейки корешка блока бумагой (применяются переплёты № 2-8 при объёмах до 160 с.);
  • «подъёмкой с окантованным форзацем» - отличается окантовкой первой и последней тетрадей с приклейным форзацем (применяются переплёты № 5-8 при объёмах до 320 с.);
  • «подъёмкой с прошивным форзацем с фальчиком» (применяются переплёты № 7-8 при объёмах от 480 с.).

Ссылки

  • Стефанов С. И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника
  • Как сделать книгу в простом твёрдом переплёте (англ.)

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Переплёт" в других словарях:

    переплёт - переплёт, а … Русский орфографический словарь

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? переплёта, чему? переплёту, (вижу) что? переплёт, чем? переплётом, о чём? о переплёте; мн. что? переплёты, (нет) чего? переплётов, чему? переплётам, (вижу) что? переплёты, чем? переплётами, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Переплёт, переплёты, переплёта, переплётов, переплёту, переплётам, переплёт, переплёты, переплётом, переплётами, переплёте, переплётах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

    ПЕРЕПЛЁТ, переплёта, муж. 1. только ед. Действие по гл. переплести в 1 знач. переплетать. Отдать книгу в переплет. Заниматься переплетом книг. 2. Крышка из какого нибудь твердого материала (преим. из картона, обтянутого кожей или оклеенного… … Толковый словарь Ушакова

    ПЕРЕПЛЁТ, а, муж. 1. см. переплести. 2. Жёсткая, обычно обтянутая мягким материалом обложка, в к рую, переплетая, вставляют книгу, помещают бумаги. Коленкоровый п. 3. Рама окна с перекладинами крест накрест. Оконный п. 4. Запутанное и… … Толковый словарь Ожегова

    ПЕРЕПЛЁЛ, переплёлся, переплела, переплелась. прош. вр. от переплести, переплестись. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    А; м. 1. к Переплести переплетать (1 зн.) . Отдать книгу в п. 2. Обложка из какого л. прочного материала, в которую заключают, переплетают книгу, тетрадь и т.п. Кожаный п. 3. Решётка, рама, ограда и т.п., образованные расположенными крест накрест … Энциклопедический словарь

    переплёт - *** переплёт (БСРЖ) … Словарь употребления буквы Ё

    переплёл - [переплести] … Словарь употребления буквы Ё

    переплёт - ПЕРЕПЛЁТ, а, м Часть предмета – книги, тетради, представляющая собой обложку из прочного материала с корешком, в которую вставлены листы, специальным образом ссшитые, скрепленные. В пустом холле на столе лежали толстые в якобы старинных, кожаных… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Переплёт. От валютных мытарств до байкальского чуда Даши Намдакова , Бронштейн Виктор Владимирович , Член Союзов писателей и журналистов России, учёный-социолог, бизнесмен, коллекционер, меценат В.В. Бронштейн продолжает разговор, начатый в двух его предыдущих книгах "Маятник бизнеса. Между… Категория:

Хотя электронные книги с каждым днем становятся все популярнее, традиционные бумажные их сородичи не сдают своих позиций. При этом большинство издательств понимают, что из-за своей дороговизны печатная бумажная литература значительно уступает электронным версиям. По этой причине технологии печати и переплетения книг постоянно совершенствуются. Так, одной из последних новинок в этой сфере стал интегральный переплет. Что же это такое и в чем его преимущества перед другими способами Давайте узнаем.

Что такое книжный переплет

Чтобы лучше понять, в чем уникальность интегрального способа переплетения печатной продукции, стоит разобраться с переплет и зачем он нужен.

Как известно, книга (в ее современном виде) состоит из множества бумажных страниц, скрепленных между собою. Обрамляет их книжный переплет, который иногда еще называют обложкой, хотя это не совсем одно и то же. Это приспособление служит не только для скрепления страниц, но и для их защиты от повреждений, а также для информирования о содержании издания.

Иногда словом "переплет" именуют и сам процесс создания обложки. Однако в данном значении более корректно употреблять другое название. Это "переплетное дело".

История книжного переплета

Точная дата появления традиции использования переплетов для книг - не известна. Ученые полагают, что это произошло во 2 веке н. э. Однако понадобилось еще два века, чтобы усовершенствовать переплет, сделав его похожим на современный.

Первоначально главной его функцией было скрепление и защита страниц книги от повреждений. По этой причине переплеты изготавливали из прочных жестких материалов вроде дерева или кожи. В этот же период возникла традиция украшать книги драгоценными металлами и камнями, что делало их весьма дорогими и недоступными для большинства.

С изобретением книгопечатанья изготовители печатной продукции стали искать способы ускорить и удешевить процесс производства переплетов. В связи с этим книги в кожаном переплете за несколько столетий были вытеснены картонными и тканевыми аналогами. После этого они перестали быть редкостью, а их обложки стали выполнять уже не только защитную функцию, но и информативную. На них начала писаться информация о названии и авторе произведения, а также об издательстве, реже - о владельце.

Начиная с XVIII века среди состоятельных людей всего мира распространяется мода на составление собственных библиотек. В связи с этим для каждого обладателя такой "коллекции" разрабатывался уникальный дизайн переплета, часто с использованием герба.

Качество и роскошность убранства книг теперь зависели от финансовых возможностей их владельца. К примеру, Пушкин был небогат, поэтому дизайн переплетов в его библиотеке был весьма скромен, зато отличался прочностью. В то же время многие помещики в Российской империи, которые собирали книги лишь в угоду моде, экономили на качестве переплетов в угоду внешнему виду.

В XX веке с развитием промышленности все этапы производства печатной продукции автоматизировались, а участие человека в этом процессе сведено до минимума. Более того, с появлением мягкой бумажной обложки книги в кожаном переплете стали уделом истории. Хотя и сегодня можно заказать такое оформление для подарочного издания, выполненное мастером вручную. Однако стоить это будет, как и в старину, весьма недешево.

Что такое книжная обложка и чем она отличается от переплета

Часто обложку приравнивают по семантическому значению к слову «переплет», и хотя оба эти термина означают внешнее покрытие книги, между ними есть определенная разница. В чем она заключается? Давайте узнаем.

Обложкой именуют бумажное или картонное внешнее покрытие книги, тетради, дневника или какого-нибудь документа. В то же время переплет практически всегда изготавливается из более плотных покрытого бумагой, пленкой, тканью или другими материалами.

Структурно эти два понятия тоже отличаются между собою. Так, в обложке нет форзацев и, как правило, она представляет собою цельновырезанную деталь. В то время как традиционный переплет для книги может состоять из нескольких частей, склеенных между собою. Встречается и цельнокроеный его вариант - интегральный переплет.

Из-за распространенности изданий с мягкой обложкой ее часто путают с переплетом. Отличить такие издания можно по наличию форзаца. Если он есть - это книги в мягкой обложке. Если форзаца нет - это издание в переплете.

Из чего состоит переплет

Традиционный переплет для любого издания состоит из нескольких элементов. Прежде всего, это переплетная крышка. Фактически это то же самое, что и картонная обложка. Она служит главным защитным покровом для всей книги. Данная деталь встречается двух видов: составная и цельнокроеная.

Классическая составная крышка сделана из картонных частей, оклеенных тканью, цветным картоном или пластиком, реже искусственной кожей. В ней присутствуют три детали: две стороны и отстав (полоска картона, прикрывающая место скрепления страниц книги - корешок). Углубление между сторонами и отставом называется рубчиком.

В цельнокроеном варианте все это составляет одну деталь.

Независимо от своего вида, крышка крепится к книжному блоку (страницы, собранные в тетради) с помощью форзацев.

Остальные три стороны книги, не скрепленные между собою, называются обрезами: передним, верхним и нижним.

Закладка-лента, приклеенная к переплету, носит название ляссе.

Из каких материалов изготавливают обложки для переплета

После того, как в производстве книг перестали использовать дерево, многие столетия крышка для переплета делалась из картона разной толщины.

Однако со второй половины XX века серьезную конкуренцию картону стал составлять пластик. Обложки для переплета из этого материала более надежны и не боятся влаги. Сегодня они довольно часто используются в печатной промышленности. Кстати, одним из главных преимуществ пластика перед картоном является то, что обложки такого рода могут быть не только любого цвета, но и прозрачными. При этом у этого новшества есть ощутимый недостаток. Дело в том, что обложки из пластика могут приносить вред окружающей среде, поскольку данный материал сам по себе не разлагается и нуждается в переработке.

Тенденция использования пластика для переплетения книг более касается не художественной литературы или подарочных изданий, а изготовления переплетов для блокнотов, ежедневников, тетрадей, рефератов, дипломных работ и справочников.

Также стоит отметить нарастающую тенденцию изготовления обложек блокнотов и тетрадей из силикона.

Твердый переплет и его подвиды

Широко известно, что есть такие виды переплетов: твердый, мягкий и интегральный. При этом каждый из них имеет свои подвиды.

В зависимости от покрытия картонной основы крышки твердого переплета есть такие его варианты.

  • 7БЦ (целлофанированный) - крышка обклеивается запечатанной ламинированной или лакированной бумагой.
  • - картон обтянут тканью. Она может быть запечатанной, лакированной, крашенной или обработанной с помощью тиснения.
  • - по способу обработки этот подвид аналогичен 7Т. Однако в данном случае крышка обтягивается не тканью, а различными материалами на подобии искусственной или натуральной кожи, бумвинила, балакрона и т. д.

КБС и ШКС

Рассматривая, какие виды переплетов распространены в современном типографском мире, стоит обратить внимание и на подвиды мягкого переплета. Их два.

  • КБС - клеевое бесшовное скрепление. В отличии от твердого переплета, в этом варианте страницы не прошиваются, а только склеиваются. Обложка изготавливается из запечатанного и ламинированного цельнокроеного листа бумаги или картона плотностью не выше 300 г/м 2 . Подобный способ наиболее дешевый и простой в исполнении. При этом издания в таком переплете могут быстро рваться, поскольку КБС не очень надежен.
  • ШКС - швейное клеевое скрепление. Этот способ отличается от КБС только тем, что страницы книжного блока не только склеиваются, но и прошиваются. Переплетная крышка изготавливается аналогично, как и у КБС. Книги, изготовленные с помощью ШБК, служат намного дольше, чем КБС, однако и стоят дороже.

Какой переплет называется голландским

В последние годы особой популярностью стал пользоваться интегральный переплет. Иногда его еще называют «голландский». Он являет собою промежуточное звено между мягким и твердым.

Его особенность в том, что при таком оформлении издания крышка изготавливается из цельнокроеного куска ламинированного картона плотностью до 500 г/м 2 . Из-за такого способа производства данный вид одновременно обладает свойствами и твердого, и мягкого переплетов.

Особенности интегрального способа оформления обложки книг

Какими же особенными свойствами обладает голландский переплет?

Прежде всего, его производство более дешево и быстро. В отличие от твердого переплета (для выполнения которого приходится делать несколько операций по вырезке и склейке), изготовить книжную крышку интегрального проще. Она вырезается из цельного куска который бигуется в местах сгиба и не нуждается в дополнительной обработке. Этим голландский переплет похож на мягкий.

Однако, в отличие от него, обложка интегрального вида получается очень плотной и внешне не особо отличается от твердой. При этом она более легкая (по весу) и менее долговечная, но все же превосходит по надежности мягкую ШКС.

Надежность, дешевизна и легкость этого способа оформления обложки изданий позволила ему за несколько лет стать одним из самых популярных в мире. В связи с этим в некоторых странах появилась традиция печатать школьные учебники не в твердом, а в интегральном переплете. Таким образом, вес книг, которые школьники носят в портфеле, ощутимо уменьшился, как и нагрузка на позвоночник ребенка.

Канальный переплет

Помимо трех наиболее известных сегодня способов оформления обложек книг, существуют и несколько промежуточных методик, которые появились лишь в конце ХХ - начале XXI вв.

Прежде всего, это канальный переплет. Страницы в данном случае не сшиваются, не склеиваются и не перфорируются. На специальной машинке они скрепляются с обложкой и между собою с помощью П-образного металлического канала.

Таким образом, можно переплетать бумаги как с твердой, так и с мягкой или пластиковой обложкой.

Книги и блокноты с пластиковой и металлической пружинами

Среди наиболее дешевых и популярных способов переплетения книг - брошюровка с помощью пружины. Она может быть металлической или пластиковой. У издания, оформленного таким образом, отсутствует корешок - его место занимает пружина, которая протянута через перфорацию в страницах. Для такого переплетения необходима специальная машинка, которая проделывает отверстия и прошивает их.

Таким способом чаще всего оформляют справочники и путеводители.

Брошюровка с помощью скобы из металла

Если книга небольшого объема и формата, ее переплетают с помощью обычной бумажной или картонной обложки (без форзаца). Как правило, такие издания скрепляются с помощью двух скоб, очень похожих на канцелярские. Это наиболее дешевый и доступный способ переплетения книг, хотя подходит лишь для продукции небольших объемов.

Основные элементы книжного блока и переплетной крышки

Книжный блок состоит из отпечатанных бумажных листов, сфальцованных (сложенных) в тетради, подобранных в последовательном порядке и скрепленных между собой. Книжный блок и переплетная крышка соединяются между собой форзацами, выполненными из плотной бумаги. Переплет - это все элементы скрепления книжного блока, крышки с блоком и переплетная крышка. Переплетная крышка книги, составленная из толстого картона, может быть покрыта одним материалом, либо комбинацией материалов. Для покрытия используются натуральная кожа, искусственные материалы, ткани, бумага, матовая и глянцевая пленки. Тексты и изображения на переплетную крышку наносятся с помощью печати красками, тиснения фольгой, рельефного тиснения, использования наклеек.

Основные единицы измерения, применяемые в полиграфии и издательствах

Почти всё в печатной продукции издательской можно измерить, но различные вещи измеряются разными величинами. Форматы самих листов в основном измеряются в см/мм, т.е. формат издания, формат полосы набора - измеряется в пунктах. При разработке системы измерений за основу был взят 1 французский дюйм = 27,077 мм = чуть больше английского дюйма. Так исторически сложилось, что в России типографская система измерений основана на французском дюйме.

1 типографский пункт (п) = 1/72 французского дюйма = 0,376 мм. Это основная система измерений в полиграфии, в частности, в допечатных процессах. Формат изданий, размер печатного листа, поля на странице измеряются в метрической системе, т.е. в мм. Размер наборной полосы, размеры окон для расположения иллюстраций и дополнительного текста на полосе - в квадратах (1 квадрат = 48 типографских пунктов или 18 мм). Формат набора измеряется в квадратах или цицеро (1 кв = 48 п, цицеро = 12 п). Кегль шрифта (размер шрифта по высоте) в пунктах или квадратах, а ширина букв в мм.

При верстке с использованием программ Adobe Indesign, QuarkXPress, Adobe PageMaker (и др., импортные) - они используют не французский, а английский дюйм. Поэтому если художник издания разработал макет книги (размер наборной полосы, полей и т.д.) и отдает макет человеку, который не переустановил во французские дюймы систему, то у него получится неправильно оформленная книга.

Типографская система измерений.

Форматы бумаги, изданий и полос. Измерение объема рукописей и изданий. Авторский и учетно-издательский лист. Физический и условный печатный лист. Тираж. Лист-оттиск. Краско-оттиск. Листопрогон и краскопрогон.

Формат бумаги.

Бумажные фабрики выделывают бумагу для типографии в виде ленты, скрученной в рулон. Каждый рулон весит 250-300 кг. Бумага в рулоне называется ролевой (рулонной). Ширина рулона в нашей стране определяется стандартом и может быть равной 60, 70, 75, 84, 90, 108, 120 (см). При необходимости в типографии бумагу разрубают на отдельные листы, разматывая рулон. В этом случае получается листовая бумага (флатовая). Формат флатовой бумаги определяется стандартом и может быть следующим (в см.): 60_90, 60_84, 70_90, 70_100,70_108, 75_90, 84_108. Кроме перечисленных основных форматов используются еще и дополнительные: 60_70,60_108,70_84, 84_90,84_100. Некоторые сорта высококачественной бумаги выпускаются бумажными фабриками в листах стандартных форматов.

Формат изданий.

Прежде чем рассмотреть формат изданий, разберем, как получается тетрадь нужного размера. Например, нам нужна книга форматом 15_21 (см). Предположим, фальцуется бумага размером 42_60 (см), ее мы получили, разрезав стандартный формат 60_84 (см) Сгибаем пополам длинную сторону. Образуется тетрадь, в которой 4 страницы. Размер этой тетради 42_30 (см) или, как принято в полиграфии, обозначим 42_60 1/2. Тетрадь в 1/2 долю (42_30) еще раз сгибаем пополам по длинной стороне. Получим формат 21_30 (см). Обозначим эту долю 42_60 1/4 . В этой тетради 8 страниц. Полученную тетрадь еще раз сгибаем и получаем тетрадь размером 21_15 (см) или 42_60 1/8 доля листа. В этой тетради 16 страниц. Таким образом, можно составить таблицу, в которой указывается доля листа, формат бумаги и размер книги, который получается. В зависимости от того, какой размер книги нам нужен, мы выбираем бумагу и долю листа в таблице. От чего зависит выбора формата в таблице? Форматы можно разделить по их размерам на большие, средние и малые. К большому формату принято относить все форматы в 1/8 долю листа, к среднему -- 1/16, к малому -- 1/32, 1/64,1/128. Если в рукописи много страниц, то нет смысла печатать ее маленьким размером: она получится слишком толстой. Стихотворения наоборот не стоит печатать на больших форматах в 1/8 долю. В практике издательств сложились традиции, когда книги выпускаются определенных форматов, указанных в ТУ. Но бывают случаи, когда издание требует оригинальной формы. Например, каталоги, путеводители, рекламная продукция, буклеты, подарочные издания. Однако, нестандартные форматы часто вызывают перерасход бумаги. Бывает и так, что в типографии нет машин, которые могут отпечатать издания указанного вами размера.

Формат полос.

Если взглянуть на страницу книги, то можно увидеть, что текст занимает определенное пространство в виде прямоугольника. Это пространство, на котором размещается текст или иллюстрации, в издательстве называют полосой набора. Полосу набора со всех сторон окружают белые поля. Каждое поле на странице имеет свое название. Многовековой опыт издания книг дал соотношение полосы набора и размера страницы. По классической схеме раскладка полосы набора выглядит следующим образом. Самое узкое поле -- это корешковое, чуть больше -- верхнее, затем боковое и самое большое поле -- это нижнее. Такое размещение полос набора на страницах объясняется двумя причинами. Во-первых, глаз человека видит середину вертикальной линии несколько выше ее геометрического центра. Поэтому, если мы хотим, чтобы возникало ощущение, что полоса набора размещена по центру, то ее необходимо сдвинуть вверх. Во-вторых, разворот двух смежных страниц как бы соединяет два соседних корешковых поля в одно большое. Поэтому, чтобы нам казалось, что полоса набора находится как бы в середине, то мы должны сдвинуть полосу набора к корешку.

Измерение объема рукописей и изданий.

Авторский лист. Он является единицей объема литературного произведения (рукописного или напечатанного), равный 40 тыс. печатных знаков. Печатными знаками считаются все видимые печатные знаки (буквы, знаки препинания, цифры и т. д.) и каждый пробел между словами. Авторский лист служит измерителем авторского труда и рекомендуется в качестве единицы измерения труда рецензентов и нештатных редакторов. При измерении объема авторского листа используют специальную сетку или специальную таблицу. Чтобы измерить количество знаков с помощью сетки или таблицы, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к авторскому оригиналу. Текстовый материал может быть набран на пишущей машинке или на компьютере.

Определение объема издательского оригинала в учетно-издательских листах. Учетно-издательский лист служит для измерения работы издательства и установления цены книги. Уч. изд. л., как и авторский содержит 40000 печатных знаков, но в него входит, кроме авторского текста, еще издательский текст: предисловие от издательства или аннотация, титульные элементы, колонтитулы, колонцифры и др. К учетно-издательскому листу приравнивается 700 строк стихотворного произведения и 3000 см2. Графического материала. Для установления примерного объема оригинала в учетно-издательских листах работники книжных редакций используют такие эмпирические данные.

Печатный лист (физический п. л.). Единица измерения объёма издания, равная площади одной стороны типографского бумажного листа. Одна страница издания, обычно, составляет 1/8 или 1/16 площади печатного листа. Размеры печатного листа в сантиметрах и количество страниц в нём традиционно указываются на последней странице книги и первой странице журнала, например, «Формат 60Ч108 1/8» или (то же, иной способ указания) «Формат 60Ч108/8». Число печатных листов во всём тираже одного издания называется листах. Он нужен, чтобы определить плату за набор, верстку, издательскую правку, чтение корректуры. Печатный лист -- это оттиск на одной стороне бумажного листа. На печатном листе располагаются столько страниц, сколько указано в доле. Печатают на бумажном листе с двух сторон: с лица и с оборота. Из бумажного листа делают тетрадь, т. е. фальцуют бумажный лист.

Учетно-печатный лист -- это единица, которая определяет общий объем печатной продукции. Она необходима для составления отчетов о количестве печатной продукции и израсходованной бумаги. Учетно-печатным (условно-печатным) листом называют единицу измерения объема издания, соответствующую печатному оттиску на одной стороне бумажного листа формата 60*90 см. Для перерасчета печатного листа в условно-печатный лист применяют коэффициент. Для определения количества учетно-печатных листов издания необходимо:

  • а) количество страниц разделить на долю листа;
  • б) полученное значение умножить на коэффициент.

Тираж - общее число экземпляров издания. Различают тираж годовой, дополнительный (допечатка тиража), общий, пробный, разовый, средний (частное от деления суммы тиражей всех рассматриваемых изданий на их число). Тираж периодических изданий (газет, журналов) определяется издательством по числу подписчиков (включая также розничную продажу); тираж книг, брошюр и т. п. устанавливается издательством после изучения читательского спроса. Обычно различают малые тиражи (до 15 тысяч экземпляров), средние (до 100 тысяч экземпляров) и массовые (свыше 100 тысяч экземпляров). Массовые тиражи в связи с большим объёмом полиграфических работ обычно печатают по частям, называемым заводами. При выпуске некоторых видов литературы тираж издания влияет на величину авторского гонорара. Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» требует указывать в авторском договоре максимальный тираж издания в том случае, если договор предусматривает авторское вознаграждение в виде фиксированной суммы.

Печатный лист - оттиск.

Печатный лист - оттиск является единицей измерения количества печати. За учётную единицу печатного листа-оттиска принят оттиск, отпечатанный одной краской на одной стороне бумажного листа форматом 60Ч90 см. Листо-оттиски, отпечатанные на бумаге других форматов, приводятся к учётной единице листо-оттиска путем умножения их количества на коэффициент, равный отношению площади листа данного формата к площади листа формата 60Ч90 см. При печатании на тигельных и малоформатных плоскопечатных машинах изданий формата до 27Ч35 см их приводят к формату 60Ч90 см по коэффициенту 0,17 независимо от фактического формата бумаги; при печатании изданий большего формата перевод в учётные единицы производится, исходя из фактического формата бумаги.

Краскооттиск - единица объема печати, равная каждому соприкосновению бумаги с печатной формой, т. е. одному оттиску одной краской. Если лист печатается в одну краску, число краскооттисков равно единице, а для издания -- числу печ. л. в нем. Если лист печатается в две краски, происходит соприкосновение листа бумаги сначала с печ. формой для одной краски, затем для другой, и число краскооттисков равняется двум.

Листопрогон -- каждое прохождение листа запечатываемого материала через печатную машину, независимо от числа наносимых на него красок. На основании этого показателя рассчитывают загрузку печатных машин и составляют графики прохождения заказов.

Краскопрогон -- 1) получение оттиска только с одной печатной формы в печатной машине; 2) единица производительности печатного оборудования, равная каждому оттиску краски при соприкосновении запечатываемого материала с печатной формой или поверхностью офсетного цилиндра. Количество К., приходящееся на один листопрогон, соответствует красочности печатной машины. При односторонней,однокрасочной печати в одном листопрогоне -- один К. (во всех др. случаях количество К. превышает количество листопрогонов), при печатании на четырехкрасочной печатной машине с листопереворачивающим устройством, работающей по схеме печати как 4+0, так и 2+2 в одном листопрогоне -- четыре К.

 

 

Это интересно: