→ Мощи казанской божьей матери где находится. Иконы для домашнего пользования. В чем помогает Казанская икона Богородицы

Мощи казанской божьей матери где находится. Иконы для домашнего пользования. В чем помогает Казанская икона Богородицы

День народного единства. История и смысл праздника

В церковном календаре много праздников в честь богородичных икон : Казанской, Владимирской, Тихвинской и других. В честь иконы Казанской Божьей Матери установлены два праздника: 21 июля (8 июля по старому стилю) - в честь обретения , и 4 ноября (22 октября по старому стилю) - в честь избавления Москвы от поляков . 4 ноября Церковь и граждане России отмечают осеннюю (зимнюю) Казанскую - праздник в честь Казанской иконы Богородицы «избавления ради царствующаго града Москвы».

Министерство внутренних дел провело в начале XX века несколько расследований, связанных со «старообрядческим следом» в деле Казанской иконы. Несколько раз казалось, что образ вот-вот обнаружат. Находились свидетели, якобы видевшие икону в тайной подземной моленной и даже участвовавшие в её перемещении. Так, некий заключенный Торшилов поведал следователям: «…икона Казанской Божией Матери цела и находится у старообрядцев в моленной, но очень и очень строго охраняется, так что взять из моленной икону весьма затруднительно». Но тщательная проверка подобных показаний указывала на несостоятельность сведений.

Слухи эти, однако, дожили до наших дней. Сравнительно недавно журналисты задавали вопросы о судьбе Казанской иконы митрополитам РПСЦ (Гусеву) и (Четвергову). Возможно, это всего лишь легенда, но старообрядцы действительно очень почитали и почитают Казанскую. Почти в каждом доме имеется этот образ. А с чудотворной гуслицкой иконой крестным ходом продолжали ходить даже в 60-70-е годы.

Праздник Казанской иконы Богородицы. Богослужение

Считается, что именно Патриарх Ермоген написал службу праздника явления Казанской иконы Богородицы . «Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего, Христа Бога нашего… » - говорится в тропаре празднику.

Тропарь, глас 4:

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим.

Кондак, глас 8:

Притецем людие к тихому сему, и доброму пристанищу, скорой Помощнице, готовому и теплому спасению покрову Девы. Ускорим на молитву, и потщимся на покаяние. Источает бо нам неоскудныя милости, Пречистая Богородица, варяет на помощь, и избавляет от великих бед и зол, благонравныя и богобоящияся рабы Своя.

Народные традиции праздника Казанской иконы Богородицы

Праздник Казанской иконы Божией Матери всегда был важной датой в народном календаре. Этот день считался рубежом между осенью и зимой. В народе говорили: «Выезжай в Казанскую на колесах, а полозья в телегу клади», «Матушка Казанская необлыжную зиму ведет, морозцам дорожку кажет», «До Казанской - не зима, с Казанской - не осень».

В этот период у крестьян заканчивались сезонные строительные работы. Осенняя Казанская в старину всегда была сроком расчетов, договор «На Казанскую - расчет!» никто нарушить не смел, опасались и наступающих холодов.

Праздник иконы Казанской Богородицы считается одним из самых главных женских праздников. Казанская икона считалась издавна женской заступницей. К этому празднику приурочивались и запоздалые свадьбы, так как существовало древнее поверье: «Кто на Казанскую женится, тот счастлив будет».

Иконы Казанской Богородицы

Икона Казанской Богородицы - одна из наиболее почитаемых, относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой . Основной догматический смысл этой иконы - явление в мир «небесного Царя и Судии». Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Чаще всего у Казанской иконы просят избавления от болезни глаз, нашествия иноплеменников и помощи в тяжелые времена.


Храмы в честь Казанской иконы Богородицы на Руси

В честь обретения в 1579 году святого образа Богородицы по указу Ивана Грозного на месте явления иконы был построен Казанский Богородицкий монастырь . Первой монахиней, а после игуменьей этого монастыря стала Матрона Онучина (принявшая имя Марфа) и ее мать. Вначале была заложена бревенчатая церковь ― предшественница большого каменного собора, который был возведён в 1595 году. В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас, с 2016 года, начинаются работы по его воссозданию.

Вскоре после победы над поляками на Красной площади в Москве был построен храм в честь Казанской иконы Богородицы . В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) указано, что храм этот, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Дмитрия Пожарского. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего неизвестно. Далее последовала очень сложная строительная история Казанского собора. Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах. Стоит заметить, что Казанский собор сыграл немалую роль в истории старообрядчества: именно в нем служил настоятелем протопоп Иоанн Неронов , а позднее и приехавший к нему протопоп Авва́кум .

В 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Следствием этого указа стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, а также храма иконы Казанской Богородицы в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений.

Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы Нижегородской области, деревне Костромской области, селе Одесской облоасти и других городах и селах России, Украины и Румынии. В двух монастырях белокриницкого согласия сегодня также престольный праздник: в селе (Молдавия) и селе Русская Слава (Румыния).

Престольным является праздник для храма и монастыря Русской Древлеправославной Церкви в селе Нижегородской области (Малиновский скит) и в поморских общинах , Нарьян-Мара, Рыбинска, города Новоград-Волынский Житомирской области (Украина) и города (Беларусь).

События из истории иконы

Явление Казанской иконы Божией Матери

1579 год был для Казани тяжелым. Стояла страшная жара и засуха, из-за которой произошел пожар. Половина города сгорела, многие жители потеряли свои дома. В их числе была семья девятилетней девочки Матроны. Ее отец и мать пытались наладить быт в новом жилище. Однажды Матрона увидела сон, в котором Богородица велела ей достать из земли икону и указала место, где она лежит, как раз там, где стоял их сгоревший дом. Родители сначала не послушали дочь, но когда видение повторилось, все-таки пошли на пожарище. Там, где было указано, они нашли образ Божией Матери. Весть об этом чуде разнеслась по всему городу. Воеводы и архиепископ пришли к дому Матроны. Первым достал из земли икону и перенес в кафедральный собор Спасо-Преображенского монастыря простой священник по имени Гермоген. Через несколько лет он стал Патриархом всея Руси.


иконописец Юрий Кузнецов

Явление Казанской иконы Божией Матери помогло людям укрепиться в православной вере. До 1552 года здесь было распространено мусульманство. Казанское ханство совершало набеги на Русь до тех пор, пока царь Иван Грозный не захватил город. После того как Казань вошла в состав России, местные жители стали принимать христианство. После чудесного обретения образа Богородицы в православный храм пришли даже те, кто все еще оставался приверженцем иной веры.

Никому неизвестно, как икона Божией Матери оказалась в земле. Предполагают, что она является списком с иконы, написанной апостолом Лукой. В Казань ее мог привести и закопать либо русский пленный, либо мусульманин, принявший христианство, но вынужденный скрываться.

После того как образ был найден, о случившемся доложили царю Ивану Васильевичу Грозному. Им был издан указ - поставить на месте обретения иконы храм и основать женскую обитель.
Казанско-Богородицкий женский монастырь строился уже при царе Федоре Ивановиче. Первой его инокиней стала та самая Матрона, которая обрела святыню. После пострига она получила имя Мавра и спустя несколько лет стала настоятельницей монастыря.

По просьбе царя Федора Ивановича митрополит Казанский Гермоген написал книгу <Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани>. (Издание: Творенiя святейшаго Гермогена, Патрiарха Московскаго и всея Россiи. Съ приложенiемъ чина поставленiя въ Патрiарха. - Изданiе Церковной Комиссiи по чествованiю юбилейныхъ событiй 1612, 1613 и 1812 годовъ. - М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. С. 1-16.). В ней рассказывается о том, что чудеса от иконы стали происходить сразу после того, как ее извлекли из земли. По дороге в храм прозрел участвовавший в шествии Иосиф, который до этого три года ничего не видел. Также обрел зрение слепец Никита.

Слава о Казанской иконе Божией Матери росла. С образа делались списки и отправлялись по разным епархиям. В 1904 году оригинальный лик был похищен из казанского храма. В настоящее время неизвестно, где он находится.

Особо почитаемые списки с явленной Казанской иконы Богоматери

Широко известны несколько особо чтимых образов Божией Матери <Казанская> - списков с явленной иконы.

Два из них пребывают в Казани, городе, в котором мирно сосуществуют две религии: христианство и мусульманство. Чудотворный список с Казанской иконы Божией Матери находится в храме во имя Святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев. Несмотря на свои скромные размеры, храм является одним из наиболее почитаемых мест православной Казани. В сознании верующих это одно из самых намоленных мест древнего города, церковь Ярославских чудотворцев - единственная в городе, не закрывавшаяся в советские годы (в связи с этим с 1938 по 1946 год храм имел статус кафедрального). В Крестовоздвиженском соборе города (бывшем Казанско-Богородицком монастыре) находится еще один Казанский образ Божией Матери, вернувшийся в 2004 году из Ватикана в Россию - <на место своего обретения>.

Особо чтится также чудотворный Казанский образ Божией Матери, хранящийся в Москве. До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская <Казанская> находилась в приходском храме Пожарских - церкви Введения на Лубянке, затем в 1630 году на средства князя Дмитрия Пожарского, при содействии казны, на Красной площади начали возводить Казанский собор. После разрушения собора в 1936 году и по настоящее время этот чудотворный список хранится в Елоховском Богоявленском соборе города Москвы.

Одной из главных святынь Санкт-Петербурга и его Покровительницей считается Казанская икона Божией Матери, привезенная Петром I из Москвы. Об ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне. Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX веках. В 2001 году Казанский образ Божией Матери вернулся в Казанский собор города, где находится и в настоящий момент. Чтимый список с петербургского образа находится в Свято-Троицком соборе.

В настоящее время трудно восстановить все достоверные исторические факты, связанные с чудотворными образами Божией Матери <Казанская>, однако в церковной истории утвердились некоторые версии.

События из истории <московского> образа Казанской Богородицы

В 1598 году умирает наследник Ивана Грозного - Федор Иванович, прерывается правящая династия России. С этого момента для России наступает <темная полоса> - Смутное время. Государство раздирает политический, экономический, государственный и социальный кризис.

В стране действуют противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами, усиливают общий хаос ватаги разбойников и мародеров - холопы и слуги, выгнанные из усадеб из-за невозможности их прокормить. С 1607 года начинаются различные интервенции на территорию России, разоряются целые области.

К 1610 году многие русские города находятся под властью поляков, московские бояре присягают польскому королевичу Владиславу, и в сентябре этого года польские войска вступают в столицу. Однако грабежи и насилие польско-литовских отрядов, совершаемые в русских городах, и межрелигиозные противоречия между католицизмом и православием вызывают у ряда русских городов отказ на присягу Владиславу.

В 1611 году первое ополчение пытается положить конец интервенции поляков в Москве, но им это не удается. Россия, продолжая сражаться с поляками, одновременно пытается дать отпор татарам, разоряющим Рязанский край, и шведам, захватывающим северные города. Кажется, что православная Русь стоит на краю своей гибели.

Нижний Новгород в то время - один из ключевых стратегических пунктов восточных и юго-восточных районов России. В условиях же ослабления центральной власти, хозяйничанья интервентов этот город становится инициатором всенародного патриотического движения, нижегородцы включаются в освободительную борьбу против интервентов за несколько лет до образования второго ополчения.

Патриарх Гермоген (тот самый, что присутствовал при явлении иконы Божией Матери в Казани), находящийся во время польской интервенции в темнице Чудова монастыря, призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он тайно отправляет в Нижний Новгород воззвание: <Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите, :везде говорите моим именем>.

После получения грамоты бесстрашного старца в Нижнем Новгороде возникает новый подъем патриотического движения. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавляет князь Дмитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины приносят с собой список с Казанской иконы Божией Матери и передают князю Дмитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

В осажденном Кремле находится в плену прибывший из Греции, тяжело больной от потрясений и переживаний, архиепископ Элассонский Арсений. В ночь на 22 октября (по старому стилю) 1612 года ему в видении является преподобный Сергий Радонежский: <Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена>. Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получает исцеление от болезни. Это радостное известие разлетается по войскам ополчения. Проникнувшись глубокой верой в помощь свыше через чудотворный Казанский образ Божией Матери, ополчение Пожарского и Минина 22 октября 1612 года берет приступом Китай-город. Князь Пожарский вступает в Китай-город с Казанскою иконой Божьей Матери и клянется построить храм в память этой победы. Спустя несколько дней польский гарнизон капитулирует из Кремля.

В воскресенье, 25 октября, русские дружины торжественно, с крестным ходом, идут в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери. На Лобном месте крестный ход встречает вышедшего из Кремля архиепископа Арсения, который несет Владимирскую икону Богородицы, сохраненную им в плену. Потрясенный свершившейся встречей двух чудотворных икон Богородицы, народ со слезами молится Небесной Заступнице. В 1613 году избирается законный царь Михаил Романов, и Россия начинает возрождаться.

Царь Михаил Федорович отдает повеление установить второй ежегодный праздник в честь Казанской иконы Божией Матери, назначив его на 22 октября - день освобождения Москвы от иноземных захватчиков (8 июля празднуется день явления иконы в Казани). А в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича местный московский (и казанский) праздник в честь Казанской иконы Божией Матери становится общероссийским. Поводом к этому указу послужило рождение во время всенощной службы на 22 октября наследника, царевича Дмитрия Алексеевича. Это радостное для царя событие было приписано им милости Матери Божией, и с этого времени Алексей Михайлович начинает смотреть на московскую икону Богородицы <Казанская> не только как на избавительницу России от нашествия иноземцев, но и как на Покровительницу династии Романовых. Этот взгляд был усвоен и последующими царями из дома Романовых.

Согласно Никоновской летописи, князь Дмитрий Пожарский поставил Казанскую икону Божией Матери в своей приходской церкви Введения в храм Пресвятой Богородицы на Лубянке. Позже стараниями князя на Красной площади был воздвигнут Казанский собор, куда в 1636 году и была перенесена Казанская икона Божией Матери. После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы Божией Матери был перенесен в Богоявленский Елоховский собор, где он находится и в настоящее время.

События из истории <питерского> образа Казанской Богородицы

История <петербургского> Казанского образа Божией Матери тесно связана с именем Петра I. Нововведения Петра тяжело приживались на Руси, не снискали они и особенного одобрения у служителей Церкви. Исключением, пожалуй, были два великих святителя: святой Димитрий Ростовский и святой Митрофан Воронежский, которые горячо поддержали идею обучения русских людей на Западе, но открыто выказывали свое негативное отношение к европейским обычаям, к распространению западных ценностей.

Особенные отношения сложились у царя с Митрофаном Воронежским. Своим нравственным авторитетом, милосердием, молитвой епископ способствовал преобразованиям Петра I, необходимость которых хорошо понимал. Святому Митрофану Воронежскому принадлежат слова, обращенные к Петру: <Возьми икону Казанской Божией Матери - и она поможет тебе победить злого врага. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу. Ты хотел освятить дворец здесь - я сделаю это, если ты удалишь из него идолов. Но он тебе не понадобится. Ты будешь жить в других дворцах, на Севере, и воздвигнешь новую столицу, великий город в честь святого Петра. Бог благословляет тебя на это. Казанская икона станет покровом города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет в столице и перед нею будут молиться православные, в город не ступит вражеская нога>.

(по статье протоиерея Василия Швеца
<Казанская Божья Матерь - благословение России и Петербургу>)


Исполняя пророчество Митрофана Воронежского, в 1703 году Петр I начал строительство Санкт-Петербурга, а в 1709 году накануне Полтавского сражения неоднократно молился о победе над врагом перед чудотворным Казанским образом Божией Матери, так называемой <Каплуновской>. Перед сражением икону носили по всему войску и благословляли ею коленопреклоненных воинов. После одержанной победы икону вернули в село Каплуновка Харьковской области, где она была обретена в 1689 году.

В 1710 году по повелению императора Петра I список с Казанской иконы Божией Матери был перенесен из Москвы в Санкт-Петербург и поставлен в центре новой столицы на Петербургской стороне близ старого Гостиного двора в деревянной часовне.

Первый список с Казанской иконы был привезен в Москву царю Ивану Грозному в 1579 году (вскоре после обретения иконы). Скорее всего, в царских палатах в Москве находись и другие, такие же древние или более поздние списки Казанской иконы как очень чтимой в царской фамилии. Одну из таких копий царская семья могла взять с собой при переселении в новую столицу. Большинство мнений склоняется к тому, что в Петербург была привезена обетная икона, выполненная по заказу вдовствующей царицы Парасковии Федоровны, супруги царя Иоанна Алексеевича - брата Петра I.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

С 1737 года Казанская икона Божией Матери находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте. Для прославленной Казанской иконы Божией Матери в 1800 году архитектору Воронихину было поручено сооружение Казанского собора на Невском проспекте. М.И. Кутузов, бывший тогда генерал-губернатором Санкт-Петербурга, с большим вниманием следил за началом строительства. В 1811 году Казанская икона Божией Матери была перенесена в Казанский собор. В 1812 году началась Отечественная война. Накануне отъезда в действующие войска главнокомандующий русской армии М.И. Кутузов молился перед чудотворным списком Божией Матери <Казанская> о победе над врагом и за спасение России. А к концу 1812 года, в праздник Рождества Христова, в Казанском соборе пред Казанской иконой Божией Матери служили первый благодарственный молебен <За избавление России от нашествия галлов и с ними двунадесяти языков>.

За разгром армии Наполеона М.И. Кутузов был удостоен ордена Св. Георгия 1-й степени, став первым в истории ордена полным Георгиевским кавалером (награжденным орденами всех четырех степеней). Казанский собор в Петербурге стал храмом - памятником русской славы в Отечественной войне 1812 года. Иконостас алтаря изготовлен из серебра, отбитого донскими казаками у французов. И перед самим собором стоят скульптурные изображения полководцев Кутузова и Барклая де Толли. Не случайно великий полководец и воин - М.И. Кутузов, приведший русскую армию к победе, завещал похоронить себя в Казанском соборе, в храме, освященном в честь Казанской иконы Божией Матери, которую он так почитал всю жизнь.

В двадцатых годах XX века Казанский собор перешел в подчинение обновленческих структур, Казанскую икону Божией Матери успели перенести в церковь на Смоленском кладбище Васильевского острова. После закрытия Смоленской церкви в августе 1940 года чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 года. В июле 2001 года святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

События из истории <ватиканского> образа Казанской Богородицы

С <ватиканским> образом связана широко нашумевшая в средствах массовой информации история возвращения чудотворной Казанской иконы Божией Матери из Ватикана в Россию в 2004 году. Этот чудотворный образ 11 лет хранился в покоях Папы Римского и был передан патриарху Московскому и всея Руси Алексию II кардиналом Вальтером Каспером, по распоряжению Папы Римского Иоанна Павла II. Находясь в июле 2005 года с визитом в Казани, Патриарх Алексий II, совершив литургию в Благовещенском соборе Казанского кремля, передал образ Казанской епархии.

Попытку проследить путь <ватиканского> Казанского образа Божией Матери в своей работе <Казанская икона Божией Матери> делает Владимир Бровко. По словам автора, первый раз эта икона появляется среди других ценнейших произведений искусства, выставленных большевиками для продажи, в 1920 (по некоторым источникам - в 1919) году. В этом году сделка не состоялась, и где была икона следующие годы, неизвестно. По косвенным признакам, ее вывозят из России в 1928 году.

В 1953 году в Англии ее приобретает коллекционер Фредерик Митчелл-Хеджес и начинает активно рекламировать в целях коммерции. В каталогах русских икон этот образ получает название <Казанская Богородица замка Фарлей>, по имени замка, в котором проживал коллекционер.

Первая официальная экспертиза Казанского образа Богородицы предпринимается Сирилом Бантом, специалистом по иконографии из Великобритании. Свою экспертизу и сопутствующие исследования он проводил как минимум 9 лет. <За более чем восемь лет исследования этой иконы я много раз пытался опровергнуть ее возраст, ее ценность и ее идентичность, так как в этом состоит работа хорошего исследователя предметов искусства. Но мои исследования только больше и больше подтверждали невозможность опровергнуть подлинность этой иконы. Эта икона в своей целостности является величественным произведением искусства>. Не раз еще подвергалась Казанская икона Божией Матери экспертизе. Из-за своего темного лика икона приобрела в Англии название <Черной Казанской Богородицы>.

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Казанскую икону Божией Матери унаследовала приемная дочь коллекционера. Поскольку икона была признана высокочтимым религиозным объектом и считалась экспертами бесценной, мисс Анна Митчелл-Хеджес предложила выкупить икону Американской православной церкви только за стоимость драгоценных камней в окладе (примерно 500 тыс. долларов).

По стечению обстоятельств она так и не была продана и хранилась несколько лет в Америке в сейфе управляющего делами Анны Митчелл-Хеджес. В 1970 году было решено выставить икону на аукцион, где ее могли бы купить частные лица. Ректор Российского католического центра Фатимской Божией Матери в Сан-Франциско, отец Карл Пацельт, создал компанию по сбору средств, которые помогли бы сохранить святыню для всех христиан. В результате образ был выкуплен за три миллиона долларов США и размещен в церкви города Фатима. В 1993 году икону передали Папе Римскому, а спустя несколько лет она вернулась в Россию.

Это случилось после того, как в Ватикан приехала делегация, состоящая из жителей Казани и мэра города. Их принял Папа Иоанн Павел II, признавший после беседы, что Казанская икона Божией Матери является духовной собственностью Русской Православной Церкви.

В 2004 году святой образ был доставлен в Россию. Принимая ее из рук делегатов Римско-католической Церкви, Святейший Патриарх Алексий II сказал: <Сегодня Россия встречает один из чтимых списков Казанской иконы Божией Матери. Этот образ совершил долгий и нелегкий путь по многим странам и городам. Перед ним молились православные верующие, католики, христиане других исповеданий. Долгое время его бережно сохраняли в Ватикане, и это возгревало во многих верующих-католиках любовь к Пречистой Деве Марии, к России и Русской Церкви, к ее культуре и ее духовному наследию. По воле Божией спустя годы этот честный образ возвращается домой>.

Экспертиза, которая проводилась специалистами Министерства культуры России и Церковно-научного центра <Православная энциклопедия> в присутствии представителей Ватикана показала, что икона, хранившаяся у Папы Римского, написана в XVIII веке в Москве или неподалеку от нее.

О роли Казанской иконы Божией Матери в Великой Отечественной войне

Казанская икона Божией Матери,
иконописец Юрий Кузнецов

Православная литература конца XX века рассказывает нам историю, которая связывает Казанскую икону Божией Матери с событиями, произошедшими в ходе Великой Отечественной войны.

В 1941 году Патриарх Антиохии Александр III воззвал ко всем христианам обратиться с молитвой о помощи России.

Митрополит гор Ливанских Илия затворился на трое суток в уединении. Он молился, и Богородица явилась ему в видении. Она передала послание для российского народа: <Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России>.

Митрополит Илия передал эти слова Иосифу Сталину. Главнокомандующий дал обещание и действительно выполнил наказ в точности. В блокадном Ленинграде жители совершили крестный ход с Казанской иконой Божией Матери. Вот как описано это на сайте Князь-Владимирского собора: <Стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, чрез глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города: Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках, а мужчины даже в скуфьях. Так же стояли и молились прихожане>.

Богослужения в храме, где хранилась Казанская икона Божией Матери, проходили ежедневно дважды в день - утром и вечером, несмотря на то что люди страдали и погибали от голода. Вместе с ними все тяготы блокады разделял митрополит Ленинградский Алексий. Молитвой и словом он поддерживал прихожан. <Наш град находится в особенно трудных условиях, но мы твердо верим, что его хранит и сохранит покров Матери Божией и небесное предстательство его покровителя св. Александра Невского>, <Не падайте духом. Бодрите других. Наш долг быть твердыми: мы - русские, мы - православные христиане>, - говорил митрополит и молился о даровании победы.

В 1943 году митрополит Алексий и три священнослужителя Князь-Владимирского собора были награждены медалями <За оборону Ленинграда>. Это был первый случай в истории советской России, когда государственные награды получили представители духовенства.

Ленинград отстояли. После того как в Москве отслужили молебен, чудотворный Казанский образ Божией Матери увезли в Сталинград. Перед ним служили молебны и панихиды. Там, где была икона, враг не прошел. После Сталинграда святой образ перемещался по стране вместе с нашими войсками, которые пошли в наступление и освобождали один город за другим.

В октябре 1947 года Сталин пригласил в Москву митрополита гор Ливанских Илию. По совету Патриарха Алексия, ему были переданы в дар Казанская икона Божией Матери, крест и панагия, украшенные драгоценными камнями. По приказу правительства за помощь стране митрополит награждался премией, но Владыка отказался от нее, сказав, что монаху деньги не нужны. Он попросил передать средства на помощь сиротам, а к ним добавил крупную сумму денег, собранных Антиохийской церковью.

Визит митрополита гор Ливанских Илии в Россию действительно произошел. Но было ли ему в начале войны видение Богородицы, передавал ли он указания Сталину, говорить на этот счет с уверенностью нельзя. Сомнения в этом выражают не только историки, но и служители церкви, например, диакон Андрей Кураев в статье <Война: чудо и сказки>. Неоспоримо одно - для русских православных христиан Казанская икона Божией Матери была и остается заступницей и хранительницей мира.

С древнейших времен к образу Казанской иконы Божией Матери обращались и просили о помощи князья, цари, простые люди. Святыня получила славу поистине чудотворной. Икона помогала в нелегкой борьбе с недругами, освобождении от нашествия врагов. Покровительница защитила и наделила благотворной милостью многих простых людей. Народ прославил этот образ из-за многочисленных исцелений, различных проявлений заступничества.

История чудесного обретения иконы

Зафиксированная история Казанского образа Божьей Матери берет начало с XVI века. Место и обстоятельства обретения святыни не перестают удивлять необычностью. Чудо обретения послужило уроком людям, явило одно из ярких проявлений Божьего помысла.

Предыстория явления

В 1552 году войска Ивана Грозного взяли город Казань. Через год там основали отдельную епархию Русской Православной церкви. Но даже в последующие десятилетия город еще трудно было назвать собственно русским. Местное население оставалось преимущественно мусульманским.

Накануне явления чудотворной иконы (июнь 1579 года) случился страшный пожар в Казани. Значительная часть городских построек из дерева была уничтожена огнем. Половина Казанского Кремля сгорела.

Мусульмане потешались над бедами, считая, что русский Бог разгневался на христиан. Многие местные жители даже приписывали умышленный поджог христианам. Однако то неспокойное время и город Казань были избраны Божьим помыслом для быстрого распространения Православия.

Роль отроковицы Матроны

Не обошел пожар стороной поселение стрельца Даниила Онучина. Решил он на месте сгоревшего дома отстроить новое жилье. Уже практически начались работы.

Десятилетней дочери стрельца Матроне во сне явилась Богоматерь. Она повелевает девочке отыскать Свой запечатленный образ на пепелище. Девочка рассказала о видении взрослым. Но те не поверили отроковице, не обратили должного внимания на ее рассказы.

Трижды являлась Божья Матерь во снах Матроне. Наконец, девочка услышала строгое предупреждение: если икона не будет найдена, тогда образ отыщет другой человек, а Матрону ждет смерть. Мать девочки обратилась к православным священникам, прося о помощи.

Поначалу священнослужители сомневались в истинности рассказов. И по-прежнему никто не спешил отыскивать образ. Результатом увенчались многократные настойчивые обращения к казанскому епископу. Было принято решение по поиску образа Пречистой Богородицы.

На место поисков указала Божья Матерь. Там, под слоем земли, была спрятана Ее икона. Сделали это в свое время православные исповедники, дабы образ смог избежать надругательства от мусульман.

К месту чудесного обретения святыни прибыло многочисленное духовенство. Архиепископом Иеремией обретенный лик был торжественно перенесен в ближайший храм. Это был собор во имя Святого Николая. После произведенного молебна икону Крестным ходом доставили в первый казанский православный храм. Построен он был по распоряжению самого Ивана Грозного.

Чудодейственная сила образа

Чудотворная сила образа Казанской иконы Богоматери проявилась сразу же после обретения. Чудеса начались во время Крестной процессии. Два слепца – Иосиф и Никита – прозрели.

Совсем скоро обретенной иконе суждено было стать общенародной святыней. Казанская Приснодева явила знамение Православной Церкви, не единожды указывала путь к победам и славе защитникам земли Русской.

Явленная милость в смутные времена

Особую милость проявил образ Казанской иконы Богоматери к воинам, исполняющим священный долг пред Родиной и Богом. Преодолевая смуту, собиралась рать русская под знамена князя Дмитрия Пожарского. Восстал народ против бесчинств поляков и на защиту Руси.

В Ярославле список Казанской Богоматери был передан князю. Ополчение получило Божие знамя. С образом Божьей Матери и молитвами к ней двинулось русское войско к захваченной поляками Москве.

В столице тогда томился плененный поляками архиепископ Арсений. Одной ночью он увидел в своей келье яркий свет и Преподобного Сергия Радонежского. Чудотворец поведал Арсению о заступничестве Богоматери за Отечество. Поэтому вскорости Россия по милости Божьей будет спасена.

На следующий день после освобождения Москвы благодарные православные совершили Крестный ход с чудотворной иконой Казанской Богоматери. Навстречу из Кремля появился архиепископ Арсений. В плену ему удалось сберечь чудотворный образ Владимирской Божьей Матери. Именно с ним на руках и вышел Арсений к Крестному ходу. По сохранившимся описаниям, пред образом Заступницы преклонил колена весь народ.

После изгнания из Москвы польских захватчиков Дмитрий Пожарский водворил образ Казанской Богоматери в церкви Введения во храм Пресвятой Божьей Матери. Спустя некоторое время начал князь строить Казанский собор. В 1636 году на Красной площади был воздвигнут собор. Чудотворную икону Казанской Богоматери перенесли на новое место. Нововозведенный Казанский собор стал символом освобождения Москвы от польских интервентов.

Выказанное заступничество образа Казанской Богоматери в 1812 году

Важные эпизоды Отечественной войны 1812 года оказались связанными с проявлением милости Божьей Матери к русскому народу через Казанскую святыню. Перед образом молился Михаил Илларионович Кутузов. Фельдмаршал преклонился пред иконой Казанской Богоматери накануне отбытия в действующую армию. Главнокомандующему и его войску предстояли тяжелейшие ратные испытания.

22 октября 1812 года, когда проводятся празднования образа Казанской иконы Божьей Матери, произошло сражение под Вязьмой. Тогда русские войска под командованием Милорадовича и Платова начисто разгромили арьергардные французские части маршала Даву. В жестоком бою армия захватчиков потеряла 7–8 тысяч солдат. Французы потерпели первое поражение после отхода из Москвы.

Символическим храмом – памятником победы в Отечественной войне 1812 года стал Казанский собор, возведенный в Санкт-Петербурге. Храм принял прах князя Михаила Илларионовича Кутузова.

Похищение и уничтожение чудотворного образа

До начала ХХ столетия оригинальный образ Казанской Богоматери неизменно находился в стенах Богородицкого женского монастыря. Это тот самый собор, что был возведен на месте чудесного явления иконы.

Однако Господь лишил Казань чудотворного образа. Многие люди на заре ХХ века проявили черты отступничества и вероломства. Очевидно, такое состояние дел стало одной из важных причин произошедшей трагедии.

Коварная кража

В летнюю ночь 1904 года (с 28 июня на 29 по старому стилю) был похищен образ Казанской Пресвятой Богородицы. На протяжении четырех предшествующих дней в Богородицком монастыре находился Смоленский образ Божией Матери. Поэтому совершались длительные праздничные богослужения.

28 июня Смоленскую икону вынесли из монастыря. Ее возвращали домой. После окончания всенощного бдения все монахини разошлись по своим кельям. Глубокой ночью (начало третьего часа) Татьяна Кривошеева, одна из послушниц, вышла во двор монастыря. Она услышала доносившиеся со стороны колокольни крики о помощи. Это были стенания монастырского сторожа Федора Захарова. Он оказался запертым в подвале.

Воры прельстились на дороговизну украшений иконы Спасителя и Казанского образа Богоматери. Кроме икон похитили 365 рублей. Это были пожертвования, хранившиеся в свечных ящиках.

Новость о коварном похищении чудодейственного образа с необычайной быстротой облетела Казань, да и всю Россию. Злоумышленников вскоре нашли благодаря ценным сведениям, полученным от смотрителя Александровского ремесленного училища Владимира Вольмана. Преступниками оказались крестьянин Варфоломей Чайкин (Стоян) и его сожительница Прасковья Кучеровая. Их задержали в Нижнем Новгороде.

Вероломное истребление

При обыске квартиры Чайкина обнаружили драгоценности и элементы убранства икон Спасителя и Божьей Матери. Однако сами образы не были найдены. Евгения, дочь сожительницы Чайкина, рассказала о том, что обе иконы порубили и сожгли в печке. С похожими свидетельствами выступила Елена Шиллинг, мать Прасковьи. Версию об уничтожении подтвердили еще некоторые другие лица.

После продолжительных судебных слушаний Чайкина осудили на 12 лет каторги. Его подельники получили различные сроки. Елена Шиллинг и Прасковья Кучерова за сокрытие преступления были приговорены к нескольким месяцам тюрьмы. Суд оправдал сторожа Федора Захарова, которого подозревали в пособничестве.

Основным итогом следственных и судебных розысков стала версия, согласно которой образы Богородицы и Спасителя сожгли злоумышленники. Однако позже появились другие варианты.

Некоторые предполагали возможную продажу Чайкиным иконы старообрядцам. Ведь даже без оклада и дорогих украшений святыня стоила весьма дорого. Но истинную судьбу образа Казанской иконы Богородицы установить до конца не удалось.

Возможное возвращение в наше время

В наши дни история с Казанским чудодейственным образом получила новые витки. При дворе Папы Римского с 1993 года появилась икона Пресвятой Богородицы. Ее происхождение было неизвестно. Ситуацию использовали как повод для встречи Ивана-Павла ІІ с Патриархом Алексием ІІ. Разобрав обстоятельства дела, искусствоведы вынесли вердикт. Ученые установили, что хранящаяся в Ватикане икона является списком с Казанского образа.

Католическая делегация, возглавляемая кардиналом Вальтером Каспером, доставила икону в Москву. 28 августа 2004 года список передали Алексию ІІ. Произошло это в Успенском соборе. Решено было препроводить иконописный лик в Казань.

Некоторое время образ хранился в патриаршей резиденции. Летом 2005 года Алексий ІІ посетил Казань с архипастырским визитом. В Благовещенском соборе патриарх совершил Литургию.

После окончания богослужения перемещенную из Ватикана икону передали Казанской епархии. Образ водворили на то самое место, в котором некогда находился оригинал. Принял новую святыню Крестовоздвиженский храм. Так свершилось второе обретение образа Казанской иконы Божьей Матери.

Когда совершаются празднования в честь святого образа

Благословенные празднования проводятся дважды в год:

  • 21 (8) июля;
  • 4 ноября (22 октября).

Сейчас эти даты стали ежегодными общецерковными праздниками для Русской Церкви. В эти дни проводятся одни и те же службы. На них читаются проповеди, и звучит кондак.

Установленные даты отражают важные исторические вехи. Связаны они с событиями, сыгравшими особую роль в судьбе образа Казанской Божьей Матери и Русского Отечества.

Первая дата определяется днем чудесного явления образа Казанской Богоматери – 8 (22 июля по новому стилю) июля 1579 г. На месте обретения святыни построили Богородицкий девичий монастырь. Первой монахиней обители стала Матрона под именем Мавры.

Второе число – 22 октября (4 ноября по новому стилю) – запечатлело величие победы русского воинства, освободившего Москву от польско-литовских захватчиков осенью 1612 года. Праздник в честь заступничества Святого образа по всей Руси отмечается с 1649 года. В новейшей истории, начиная с 2005 года, 4 ноября становится Днем народного единства.

Особенности иконографии

По многим иконографическим признакам образ Казанской иконы Божьей Матери относят к типу Одигитрии. По сохранившимся преданиям, самый первый такой образ был написан евангелистом Лукой («Влахернетисса» или «Влахернская икона»).

Как правило, на иконах типа Одигитрии воплощали Богородицу в поясном изображении. Образ Казанской Божьей Матери написан в сокращенном оплечном или огрудном варианте.

Образ Приснодевы облачен в характерные одежды. Голова Богоматери слегка наклонена к Богомладенцу. Отличительная черта Казанской иконы Богоматери – изображение Богомладенца, стоящим слева. Христос запечатлен в классический анфас. Его фигура выписана по пояс. Правая рука Богомладенца поднята в символическом благословляющем (обычно двуперстном) жесте.

Императрица Екатерина ІІ торжественно украсила оклад иконы Казанского образа, находящейся в Богородицком монастыре, бриллиантовой короной. ХІХ век отметил всероссийское почитание Казанской иконы. Ее популярность сравнялась со славой древних икон, Смоленской и Владимирской.

Образ Казанской иконы Божьей Матери стал самостоятельным иконографическим типом. Он положил начало оригинальному варианту богородичных ликов, распространенных по территории Руси. На протяжении XVII–XVIII веков создавались официально чтимые списки Казанской иконы. Они распространялись по многочисленным епархиям Русской Православной церкви. Сотни монастырей и храмов посвящены образу Казанской Божьей Матери.

Значение Казанской иконы

Образ Казанской иконы Божьей Матери считают одним из вариантов Путеводительницы. Царица Небесная помогает людям обрести истинный путь, ибо она:

  • Матерь земная Иисуса;
  • есть дорогой к Христу;
  • через человеческую природу приближает каждого верующего к Богу;
  • заступница для всего человечества и молится за всех.

Богословское значение образа Казанской иконы Божьей Матери сводится к указанию верующим истинного пути к спасению. Прокладывается стезя через Христа. Только Богородица способна ходатайствовать перед Спасителем за всех истинно верующих. Именно такие мысли явно воплощены в Казанской иконе.

О чем просят и в чем помогает

На благословение и спасение от образа Казанской иконы Божьей Матери надеются правители государства, полководцы и обычные верующие. Постоянно увеличивается перечень даруемых святыней чудес.

Для излечения любых недомоганий можно просить помощь у Казанской иконы. Она способствует преодолевать:

  • многие телесные недуги;
  • потерю зрения;
  • духовную слепоту;
  • ослабление душевного огня веры;
  • утрату верного пути.

Просят Защитницу о поддержке в тяжких жизненных ситуациях. Полагаются на чудодейственный лик, если преодолеть невзгоды недостает сил.

Утешением и наставлениями помогает Казанский образ при многих скорбях и печалях. Благоприятствует Святая солдатам и защитникам родной земли, избавляет от гибельных набегов врагов.

Путеводительница подсказывает правильные решения, уберегает от напастей и совершения ошибок. Молящиеся пред святыней обретают путь к добрым целям.

Многие рассказывают о появлении Святого Казанского образа во снах страждущих. Богоматерь щедро дарит назидания по исправлению последствий беды. Являясь спящим, Царица Небесная советует, как избежать несчастий и что нужно делать. Остерегает образ от непродуманных и неблагих поступков.

С Казанской иконой связано множество примет:

  • Бракосочетание, припадающее на дни празднования Святого образа, обещает счастливую семейную жизнь, а супругам – жизнь в согласии.
  • Семейным парам, просящим у Казанского образа наладить отношения, святыня поможет избежать раздоров и непониманий, внесет благополучие и гармонию.
  • Особую благосклонность образ Казанской Богоматери проявляет к детям, оберегает их от печалей и несчастий, помогает им на жизненной стезе.

К образу Казанской Богородицы обращаются не только в горестях, но и в радости. Казанский образ Богородицы часто дарят венчающейся паре. Для новобрачных икона становится хранителем домашнего очага и семейной реликвией.

Как молиться пред образом Казанской Богородицы

Для того чтобы молитвы были услышаны Богородицей, необходимо правильно обращаться к образу. Молиться разрешается в различных условиях. Для совершения беседы с Царицей Небесной лучшим местом будет храм. Также можно молиться дома.

В любом месте предпочтительнее совершать молитвы утром. Для достижения успешного результата в домашних условиях стоит соблюсти несколько несложных правил:

  • после пробуждения от сна нужно хорошо умыться водой, перекрестить руки, настроиться на позитивные эмоции;
  • для беседы с Богородицей успокаиваются, выбрасывают из головы негативные мысли, избавляются от раздражения и негативных переживаний;
  • зажигают свечи, опускаются на колени, начинают обряд моления;
  • количество выказанных слов не столь важно; главное, чтобы молитва произносилась от чистого сердца с максимальной искренностью;
  • после окончания молитвы можно выказывать Божьей Матери свое прошение.

Необходимо помнить, что просьбы не будут услышаны Богородицей, если в них содержится хотя бы один негативный помысел.

Казанская заступница способна сотворить действительно необычайные вещи. Попадающие в беду и сталкивающиеся с трудностями люди просят у Нее помощи. Тяжести на работе, горести в личной жизни отступают благодаря молитвам перед сакральным образом. Чудотворное изображение многие люди размещают дома, дарят близким и знакомым.

Совершенно особенной любовью и почитанием именно в России пользуется Казанская икона - каждый верующий сразу понимает, о каком образе идет речь. Именно этот образ дарится новой повенчанной паре, как хранитель очага и семейная реликвия. Уникальная история появления, чудеса, случившиеся по молитвам православного люда возле образа - все это делает Казанскую Богородицу совершенно особенной, среди тысяч других икон.


Девочка Матрена и пресвятая Дева - история иконы

В названии отражается история появления Казанской иконы - была она явлена в г. Казани при весьма необычных обстоятельствах. Это был период после сильного пожара, пострадала добрая половина Кремля, иноверцы начали говорить о том, что христианский Бог гневается на Свой народ.

Отроковица (так называют детей от 6 до 14 лет) по имени Матрена увидела во сне Пречистую Деву, которая сказала ей отправиться на поиски образа. Девочка рассказала о своем сне родителям, но они не приняли его всерьез. Но видения повторялись, и вот наконец мать сдалась - она сама пошла на пепелище. Там была обретена икона Царицы Небесной, которая именуется явленной (чтобы отличать «оригинал» от множества последующий копий).

Весть о чудесной находке моментально облетела весь город, правящий архиерей явился под звон колоколов, чтобы поклониться святыне. Во время первого же крестного хода по городу, возле образа прозрело двое сле пых. В летописи святителя Ермогена, который был очевидцем многих из перечисленных событий, зафиксировано еще 16 чудес:

  • паломник из другого города избавился от неизлечимой болезни (какой - не указано);
  • слепой младенец прозрел;
  • невестка некоего боярина исцелилась от болезни ног;
  • вышли бесы из нескольких женщин - подобные же события происходили, наверняка, и в остальное время, ведь к образу сразу потянулись страждущие.

Образ стал храниться в ближайшем храме, а на месте чудесного события Иван Грозный выстроил монастырь: Матрена с матерью стали там инокинями. В 1594 г. состоялась закладка Казанского собора, куда жертвовали много драгоценностей и золота. Например, Екатерина II подарила иконе новую ризу с собственными бриллиантами.


Описание Казанской иконы Божией Матери

Узнать образ можно, прежде всего, по тому, что на нем - сокращенное по плечи изображение Богородицы. Это один из вариантов «Путеводительницы» - ведь Царица Небесная есть дорога к Христу.

  • Она является земной Матерью Иисуса.
  • Богородица молится о спасении всего человечества.
  • Человеческая природа святой Марии объединяет каждого верующего через нее с Христом.

Голова Божией Матери немного наклонена к сыну - это и знак материнской любви, и поклонение Богу. Младенец же благословляет Марию, и всех людей в ее лице. Взоры обеих фигур направлены к молящимся людям, как бы подчеркивая единение Божественной и человеческой природы.

Богословское значение Казанской иконы - указать верующим истинный Путь к спасению, который лежит через Христа. Только Божия Матерь имеет настолько сильное дерзновение к Спасителю, что может ходатайствовать перед Ним за всех верных. Эта мысль явно прослеживается именно в иконах типа «Одигитрия», где святая Мария указывает на Богомладенца рукой. Но поскольку данный образ выполнен в укороченном варианте, этого жеста просто не видно (хотя он подразумевается).


Ризы явленного образа

Многие верующие видели списки Казанской иконы, практически полностью покрытой жемчугом, драгоценными камнями. Как свидетельствуют письменные документы и фото конца прошлого века, икона действительно имела такой оклад. Причем он был не единственным.

Праздничная риза была сделана из золота, на нее надевалась еще одна - украшенная жемчугами, алмазами и т.д. В обычные дни надевали оклад другой, не менее красивый - московские мастера сплошь покрыли его жемчугом, золотые венцы - розами из бриллиантов. Именно на этом окладе красовалась и царская корона.

Небольших размеров явленная икона имела двойной кивот. Внутренняя рама содержала также 12 небольших икон (клейм): праздники в честь Господа и Божией Матери, и обретение чудотворного образа.

Подвиг Святителя Ермогена

Значение Казанской иконы велико именно для истории русского народа - с момента ее появление Россия стала просвещать светом Православия восточные народы, как будто Царица Небесная заново открыла Азию. Особое покровительство на этом не закончилось.

Во время Смутных времен престол Патриарха занимал святитель Ермоген, очень переживавший из-за распрей внутри страны. Не давали покоя стране и поляки. Захватить власть было тем проще, чем больше нападали друг на друга сами жители России, стремясь захватить больше власти. Наводнили страну бандиты.

Будучи под арестом, Патриарх делал, что мог - он составил обращение во все концы, стремясь вразумить и объединить страну, которой угрожало полное порабощение. Он напоминает людям, что они забыли о Боге, грабя и убивая собственных братьев по вере. Слова святителя достигли своей цели, начало формироваться ополчение - дальнейшая история всем хорошо известна.

Присоединившись к войску Пожарского и Минина, жители Казани приносят с собой и святой образ. С тех пор считается, что Казанская икона помогает одерживать победу над врагами. Ведь именно она тогда стала той духовной силой, которая объединила Россию. Осенью 1612 г. в Кремле состоялся крестный ход, образ Божией Матери был оставлен в храме на Лубянке, затем перенесен в Казанский собор, построенный в честь победы над поляками.

В каких бедах помогает Казанская икона

Временами кажется - силы на исходе, и единственная помощь может прийти лишь с небес. Тогда следует взять паузу, прочитать молитвы около Казанской иконы. Не зря она зовется Путеводительницей - наставит на правильную стезю, сохранит от неверных решений. Иногда Царица Небесная является людям во сне и прямо говорит, что надо сделать. В чем еще помогает Казанская икона Божией Матери?

  • Скорби житейского характера.
  • Исцеление плохого зрения.
  • Можно просить за сыновей, ушедших в армию или несущих военную службу.
  • Молодожены молятся о сохранении мира в отношениях.
  • Женщины просят о процветании своего дома.
  • Особое покровительство - детям, образ можно поставить возле кроватки.

Существует специальный акафист, посвященный Казанской иконе. Его можно читать как ежедневно, так и в день церковного празднования. Молиться в храме или дома - особого значения не имеет. Иногда прихожане читают акафисты по очереди, таким образом, он каждый день будет звучать в храме перед образом. На подобные молитвы нужно взять благословение настоятеля.

Слушать акафист Казанской иконе Божией Матери

Исчезновение иконы

В самом начале прошлого столетия, а именно летом 1904 г. грабители проникли в собор, привлеченные богатыми украшениями, имевшимися на ризе.

После поимки разбойники утверждали, что икону уничтожили, а украшения продали по частям . Следствие зашло в тупик - Казанская икона Божией Матери пропала.

Спустя десятилетия некий образ появился за границей - хотя сама икона оказалась копией, риза весьма похожа на украденную. Вскоре образ был приобретен Ватиканом, где хранится по сей день.

Сразу же на Россию посыпались удары, которые закончились революцией. Но благочестивые верующие не теряют надежды, что подлинный чудотворный образ еще вернется в Россию.

Пребывание известных копий

Где сегодня находится икона Казанской Божий Матери? Местонахождение чудотворного образа, явившегося девочке Матроне, неизвестно.

Зато в России много чтимых списков. Самый известный, конечно, в соборе на Красной площади столицы.

Известный список находится в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе (Невский проспект). Его привезла вдова Иоанна пятого, царица Прасковья в начале 18 в.

Этот образ внешне отличается от оригинального. Он намного больше по размеру (60Х50 см), пропорции имеет квадратные, характерные для того периода. Младенец Христос находится дальше от Матери, благословляющий жест другой формы. Изображения ликов также выполнены в других традициях.

Почитаемая Казанская икона Божией Матери долгое время хранилась у Папы Римского Иоанна II. Список датируется серединой 18 в., драгоценный оклад более поздний. Образ был вывезен из России после революции. Некоторое время считалось, что это именно та икона, которая была найдена на пожарище в Казани. Коллекционер из Англии предлагал ее выкупить архиепископу Сан-Францисскому (Зарубежная Православная церковь), но средств не нашлось.

В 1963 г. образ был доступен для поклонения на выставке в Нью-Йорке. Чтобы выкупить его, не хватало средств, предлагалось написать сценарий для Голливуда, повезти икону в Россию, но архиепископ Иоанн отверг все эти предложения. В итоге святыня была выкуплена католической организацией.

Ватиканский список отличается от явленного размером, хотя риза похожа на оригинальную. Икона была возвращена РПЦ в 2004 г., в праздник Успения Божией Матери. В следующем году Патриарх Алексий благословил передать ее в Казанский монастырь.

До настоящего времени образ находится в Крестовоздвиженском монастырском храме, где пользуется заслуженным уважением верующим, привлекает массу паломников со всего мира.

Роль святого образа в 20 - 21 веке

Значение Казанской иконы не стало меньше со временем. Во время Великой Отечественной, маршал Г. Жуков ездил с образом к солдатам, чтобы они могли помолиться своей Небесной Покровительнице. Молебны служились и в Ленинграде, и в партизанских отрядах. В 1943 г. началось возрождение Православия, стали открываться храмы, возрождались монастыри, духовные семинарии.

Настоятелем Казанского храма под Сталинградом был св. Серафим Вырицкий. Днем и ночью он возносил Богу молитвы, молился народ и перед Казанской иконой накануне сражений. Существует легенда, что во время штурма Москвы, самолет с иконой облетал линию фронта. Россияне связывают победу в этой страшной войне с заступничеством Матери Божией.

Новые церкви и монастыри в честь образа особенно часто возводятся на границах страны (во Владивостоке, например). Как и до революции, Казанская икона является полковым образом. В честь 60-летия Победы для Центрального военного госпиталя был отстроен храм в ее честь.

Не иссякают чудеса по молитвам Казанской иконе и в наше время, зафиксированы они по всей России от Иванова до Екатеринбурга. Особым духовным знаком верующие считают мироточение. Случилось истечение мира (благовонного масла) из Казанского образа в годовщину повторного открытия Оптиной пустыни.

В Смоленске образ Богородицы начал плакать (1991 г.), несколько лет спустя в Казанском храме (с. Пучково) храмовая икона стала кровоточить - ее признали местной святыней. Зафиксированы в разных епархиях многочисленные случаи исцеления .

Пока будет продолжаться на земле жизнь, не оскудеет и помощь верующим от Царицы Небесной. Неважно, возносятся молитвы чудотворной Казанской иконе, или около обычного бумажного образа, вырезанного из календаря. Главное, чтобы молитва исходила из самого сердца, тогда она обязательно будет услышана.

Молитва Казанской иконе Божией Матери

Тропарь, глас 4

Заступница усердная, Мати Господа Вышняго! За всех молиши Сына Твоего, Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже, Царице и Владычице, иже в напастех, и в скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею и сокрушенным сердцем пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный Покров рабом Твоим.

Величайшая святыня России отмечает свой праздник 4 ноября — Казанская Божья Матерь, Заступница и Святая Покровительница нашей страны. С 2005 года на это же число приходится и общегосударственный День народного единства.

Примечательно, что для россиян это нерабочий день. Можно с утра сходить в храм и помолиться Образу Казанской иконы Божией Матери. А потом спокойно прогуляться по улицам своего города, поздравить всех своих родных и знакомых с этими двумя грандиозными торжествами: с Днём народного единства и Днём Казанской иконы.

И не забывайте улыбаться, ведь улыбка, особенно в этот светлый праздник, будет благодарностью Богородице за Её свет, любовь к нам, за помощь и заступничество.

И знаете, сейчас после поездки в Казань, когда я подробнее узнала о самой Казанской иконе, её истории и чудесах, с ней связанных, я по-другому стала к ней относиться. И дело даже не в том, что появилось больше уважения и почитания. Раньше это было как-то далеко и не очень воспринималось, а сейчас Она стала как-то ближе. Действительно, словно Мать, заботящаяся о своих, порой непутёвых, земных детях.

Казанская икона Божией Матери очень почитается верующими, её популярность и значение для России просто неимоверны. Именно она сопровождает молодых на венчании, её принято размещать у кроватки ребёнка, чтобы Богородица с любовью и заботой оберегала его от невзгод. Со всеми вопросами и проблемами обращаются к ней люди.

Многие религиозные святыни попали в наш мир не совсем обычным способом. Обретение иконы Казанской Божьей Матери тоже имеет свою изумительную историю.

В далёком 1552 году русский царь Иван Грозный совершил свой победоносный поход на Казань. Взяв город в свои руки, под своё управление он повелел основать собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Но после 25 с лишним лет существования собора, в городе случился страшный пожар, уничтоживший не только часть значимого для людей Казанского Кремля, но и большую территории всего города. И тут пошли разговоры о том, что русский Бог наказывает людей пожаром и разрушением, многие стали выказывать всяческое недовольство.

Именно в эти трагические дни и произошёл удивительный случай. 9-ти летней Матрёне, явилась ночью Богородица и повелела поискать во дворе, среди обломков дома, свою чудотворную икону. Девочка рассказала о своём сне и матери, и отцу. Но, как это часто бывает, не поверили взрослые ребёнку, не обратили на её слова никакого внимания.

Но сон повторился и на следующую ночь, и на следующую. Тогда Матрёна с матерью вместе отправились туда, куда указала Богородица. Немного походив среди кучи мусора и пепла, нашли они икону, бережно завёрнутую в суконную тряпочку.

Икона Казанской Божьей Матери в Казани сияла, от Лика Богородицы исходило невероятное свечение. Богоматерь как будто радовалась тому, что, наконец-то, попала в руки к людям. Чудотворная икона выглядела так, будто Образ написали совсем недавно, настолько ярки были краски и видны даже малейшие детали. Так произошло явление Казанской иконы.

Со всеми почестями новоявленную икону доставили в местную церковь. Она сразу же проявила свою чудотворную силу: прямо в пути от места обретения до храма полностью прозрели два человека, которые были абсолютно незрячими до того момента.

В то время настоятелем этого храма был Гермоген, будущий патриарх. Позже он будет причислен к лику святых за то, что погиб за православную веру. Первое подробное собрание историй о Казанской иконе и о чудесных случаях, связанных с Нею, принадлежит именно ему.

Земная благодарность небесной помощнице

Перво-наперво, список с вновь обретённой иконы был послан Ивану Грозному. Он стал первым, положив начало последующим многочисленным спискам Образа Казанской Божией Матери.

Узнав о таком счастливом событии Иван-4 приказал построить на этом месте новый большой монастырь, в котором бы проживали 40 монахинь. Среди них была и Матрёна со своей матерью. А сам Образ был окружён золотом, жемчугом и другими драгоценными камнями.

Через 2 столетия Екатерина-2, русская императрица, повелела изготовить для Казанской иконы новый оклад, который был украшен её собственной короной с бриллиантами.

А в 1798 году специально для Казанской иконы Богородицы началось строительство ещё одного величественного собора, который, к сожалению, через 100 с лишним лет был уничтожен вместе со всем монастырём. Но к этому времени иконы там уже давно не было: она была украдена.

Потеря и новое обретение святыни

Это произошло в июне 1904 года. Банда грабителей под предводительством некоего Стояна-Чайкина проникли в Казанский собор, так как знали, что оклад святой иконы Богородицы стоит колоссальных, по тем временам, денег. Конечно же, эту группу преступников поймали в скором времени. Но ни дорогой ризы, ни самого прекрасного Образа у них уже не нашли.

Стоян рассказывал полиции, что ризу они распилили на несколько частей и сразу же продали ювелирам за большие деньги. А саму икону бросили в огонь, заметая следы своего преступления.

Показания Стояна каждый раз менялись. Но даже после оглашения приговора, когда Стоян отбывал наказание в тюрьме, к нему подсылали, так называемых, подсадных, пытаясь выяснить судьбу святыни, но ничего нового так и не узнали. И судьба первообраза так и осталась неизвестной.

Хотя, вполне возможно, что Стоян скрыл правду, и настоящая икона всё же не была им тогда сожжена. Ведь простой человеческий страх необразованного мужика перед Высшими силами, да ещё в то далёкое время, мог помешать ему совершить такое злодеяние и так просто уничтожить реликвию, которой не один век поклонялись миллионы верующих.

Надежду на это придаёт ещё одно обстоятельство. Было несколько неудачных попыток ограбить собор Казанской Божьей Матери, и игуменья этой церкви, тайком от всех, имела обыкновение на ночь подменять оригинал Казанской Богоматери под драгоценным окладом на искусно сделанную копию. И тогда, вполне возможно, что Стоян уничтожил только список, а настоящий, первозданный Образ Богородицы где-то находится. Но, к сожалению, эта версия ничем не подтверждается.

Есть сведения и о том, что, в действительности, Казанская икона была приобретена купцом Шевлягиным, который после революции увёз её в Англию. Там он продал её в частную коллекцию. После некоторых исследований оказалось, что это всё же не подлинник, а мастерски сделанный уже в 20 веке список с иконы Пресвятой Богородицы. А вот украшенная риза на нём, опять же, как показали исследования, настоящая, именно та, что была на украденной иконе.

Православные верующие на западе хотели её выкупить, но собрать достаточное количество денег им так и не удалось. В результате, Казанская икона Божией Матери была куплена католиками и долгое время хранилась в городе Фатима, в Португалии. Потом её перевезли в Ватикан.

Папа Римский в 2004 году привёз Ватиканский список в Москву как дар. А в 2005 году по благословению Патриарха Алексия-2 её доставили обратно в Казань. Ее поместили в Крестовоздвиженском храме ,

где икона Казанской Божьей Матери находится и свято хранится и сейчас.

Вот такая кругосветная история.

Святая спасительница России

Всегда, во все века Казанская икона Богородицы считалась хранительницей и Небесной Заступницей России. В каждой церкви огромного мегаполиса или малюсенькой деревеньки обязательно присутствует эта икона Богородицы, осеняя своим светом прихожан, которые обращаются к Ней с просьбами.

Можно по-разному относиться к этому, можно верить или нет, можно считать это совпадением. Но что есть, то есть. Я вот о чём… Давайте теперь вспомним некоторые исторические факты.

Войска Минина и Пожарского, освобождая Москву от захватчиков-поляков, несли в своих рядах икону Казанской Божьей Матери. И после, именно ей возносили благодарность за помощь в этом победоносном походе, хотя поляки значительно превосходили русских по численности войска.

Чуть позже специально для неё, чествуя Казанский Образ Богородицы, на Красной площади был выстроен восхитительной красоты Казанский собор. И теперь 4 ноября отмечается церковный, православный праздник — День Казанской иконы Божией Матери.

Празднование Казанской иконе — это день памяти о тех событиях 1612 года, когда с помощью чудотворного Образа была очищена Москва и вся земля русская от иноземцев. Такова история праздника 4 ноября.

В 1689 году икона Богородицы явилась во сне священнику Каплуновской церкви. Через несколько дней он купил такой Образ у проезжавшего мимо иконописца. По существующему поверью, эта икона оказала неоценимую помощь русским витязям в Полтавской битве.

2 марта 1917 года отрёкся от престола последний русский царь Николай-2. Утром того же дня, когда ещё почти никто не знал об отречении, в церковь небольшого села Коломенское пришла крестьянка и рассказала встретившему её священнику о своём видении. Женщина увидела во сне Богородицу, которая сказала, что в этой церкви есть старая чёрная икона. Но её надо сделать красной, и молиться ей.

Долго искали и никак не могли найти такую икону ни на чердаке, ни в подвале храма. И всё же нашли. Это была чёрная от времени, вся в пыли икона. Когда её очистили от пыли, то все увидели необычный Образ Богородицы в виде земной Царицы.

Она сидела на троне, держа в руках символы власти: скипетр и державу. Этот знак в то время можно было понять только так: Богородица взяла на себя управление и царскую власть над многострадальной Россией.

Есть чудотворный Образ и в Петербурге. В начале 18 века на берега Невы его привезла царица Параскева Фёдоровна. Это произошло уже после смерти её мужа, царя Ивана Алексеевича. Люди часто обращались с просьбами к Богородице, совершая молитвы перед иконой.

Есть истинные свидетельства того, что в ходе Отечественной войны 1812 года с французами, перед поездкой в армию фельдмаршал Кутузов специально приезжал в Казанский собор северной столицы, чтобы помолиться Казанской Божьей Матери-Заступнице Небесной. Там хранится она и сейчас, а также прах Кутузова находится тоже там.

В годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг) было видение митрополиту Гор Ливанских, где Богородица наказывала передать правительству Москвы свою волю: взять Казанскую икону и обойти с ней окружённые гитлеровцами города. И это было исполнено в точности. Молитва избавляла русский народ от вражеских захватчиков.

Когда в 1947 году старец из Ливана приехал в Ленинград, его, по указанию высоких чиновников, встречали с почестями, достойными царя. По количеству машин жители города даже решили, что приехал сам Сталин.

Заступница Казанская

Наверное, икона эта является самой воспроизводимой во всей православной религии. Списки с неё находятся во многих храмах и монастырях России, а также и других стран. И, несомненно, изображение Казанской иконы Пресвятой Богородицы есть почти в каждой семье, в каждом доме.

Ей приносят люди молитвы о здравии, о помощи в тяжёлых ситуациях, Девушки приходят к Казанской Божьей Матери с молитвой о замужестве. Женщины, мечтающие о счастье материнства, возносят Ей молитвы о зачатии ребенка, о воспитании детей.

Перед иконой Казанской Божией Матери молятся о достатке и благополучии в семье. И она помогает! Так давайте же помимо просьб будем чаще произносить слова благодарности нашей общей Заступнице.

Нужно отметить, что празднование в честь Казанской иконы Божией Матери проходит дважды в году: 4 ноября и 21 июля. Первый из них отмечается в память об избавлении Москвы от поляков, а вторая дата — праздник в день, когда был обретен Образ Казанской иконы Божией Матери.

 

 

Это интересно: