→ Эссе страх. Эссе о человеческих страхах. исследование Страхи и развитие личности: постоянный конфликт с самим собой

Эссе страх. Эссе о человеческих страхах. исследование Страхи и развитие личности: постоянный конфликт с самим собой

Предисловие:

Эссе было написано 3 сентября 2014 года, многим раньше, чем большинство моих стихотворений. В те времена в круг моих увлечений еще входила эзотерика, что отразилось на содержании произведения. Теперь представляю ее вашему вниманию, может, кому-то покажутся интересными элементы моего давно изменившегося мировоззрения. В первую очередь, мне самому.

Каждому человеку знакомо неприятное чувство страха. Почему неприятное - да потому, что иначе быть просто не может, ведь в этот момент разумом овладевает паника, вследствие чего значительно снижается внимание и сосредоточенность, ум становится неуправляемым, по телу пробегают мурашки, контроль над эмоциями теряется и ощущается некоторая скованность в движениях. Согласитесь, такая ситуация приносит далеко не пользу, особенно если вспышка страха происходит в момент учебы или работы. Да и во время проведения досуга она способна вмиг развеять все удовольствие и отбросить действительность на задний план. Причина всего этого - приложение человеком интеллектуальных усилий с целью найти источник страха. Только вот разум, ощущая на себе удушающую хватку этого жуткого чувства, отказывается работать, и человек все сильнее и сильнее старается получить доступ к спасительным мозговым ресурсам. Результат - возникновение желания плакать, кричать, бросить начатое дело, пусть оно практически и доведено до конца.

Люди называют этого человека трусом, пускают в его адрес обидные насмешки, бездумно произносят оскорбления; намеренно унижают, если видят или узнают, что он чего-то боится. Однако, вот на какой факт следовало бы обратить внимание: СТРАХИ ИМЕЮТСЯ АБСОЛЮТНО У КАЖДОГО. Это аксиома. Дело в том, что у индивидов свои собственные разновидности и поводы этого чувства. Кто-то совершенно спокойно переносит темное время суток или подходит к диким животным, но страшится потерять любимого человека. Кто-то боится высоты, кому-то необыкновенно страшно входить в воду. Разные люди - разные страхи.

В этом месте будет весьма логичным возразить: "Что ты рассказываешь нам тут о боязни темноты и боязни за благополучие родных и близких, ведь степень страха в данном случае совершенно разная! Бояться воды? Да это же настоящая глупость!" Соглашусь, сравнение неприемлемо. Неприемлемо для автора возражения и исключительно для него, разве что кто-то еще поддерживает его взгляды. Мне бы хотелось лишь довести до ума читателей, что если бояться способен каждый человек, то абсолютно бессмысленно и бестолково подзадоривать любого и смеяться над тем, кем внезапно завладевает чувство страха. Не важно, кто чего боится. Такому человеку нужно помочь, обходясь с ним с должным вниманием, терпением и добротой. Конечно, бывают и такие случаи, когда не возбраняется сделать нравоучение или даже применить силу, лишь бы это не унизило достоинства напуганного. Для этого нужно быть своеобразным психологом, который может подобрать уникальный ключ каждой душе. Это необычайно трудно. Гораздо легче разрушать, выставлять человека на всеобщее посмешище. Этим, в принципе, и занимается большинство.

Думаю, каждый, кто читает это эссе, хотел бы избавиться от скверного чувства страха. Чтобы помочь самому себе, для начала следует уяснить: ОТ СТРАХА ИЗБАВИТЬСЯ НЕВОЗМОЖНО. Так же невозможно исключить из жизни любовь или отказаться от естественных потребностей в пище, сне, отдыхе, труде, сексуальном удовлетворении. Ну невозможно. Вообще никак.

Попробуем теперь ответить на вопрос: а зачем, собственного говоря, избавляться от страхов? Да, они мешают нам радоваться жизни. Но мешают только потому, что мы на них слишком остро реагируем. Понимаете, страх ничего не пророчит и не сулит. Он этого просто не может, так как все страхи вместе с эмоциями обитают в ментальном мире со своими законами и порядками. Этот мир отделен от нашего, физического, барьером, который может прорваться при мощном эмоциональном всплеске и впустить ментальных демонов к нам. Эти существа будут постепенно обретать силу, вмешиваться во все процессы, а человек окажется в ловушке, начнет паниковать, вместо того чтобы сесть и просто успокоиться. И это в лучшем случае. Ведь многие тяжелейшие с моральной точки зрения преступления имеют в основе именно страхи. Дезертирство, мародерство, каннибализм, убийство, различные извращения (некрофилия, зоофилия)... Думаю, понятно, какой именно страх служит причиной каждого из перечисленных деяний.

Главное - помнить: СТРАХ ПРОСТО ПРЕДУПРЕЖДАЕТ. И все. Он показывает лишь возможное с какой-то долей вероятности событие, которое произойдет, если что-то, например, в определенное время не успеть сделать или наоборот, так и не решиться на действие. Хорошая аналогия - дорожные знаки. Ведь "Опасный поворот" не обещает, что вы гарантированно погибнете, а рекомендует снизить скорость и держаться правого края дороги, чтобы избежать аварии. То же самое и со страхами. Когда вы поднимаетесь на высоту, страх не пророчит гибель от падения, а намекает на необходимость быть внимательнее, искать надежную опору. Он говорит с нами на языке эмоций, который мы, к сожалению, зачастую неправильно понимаем и, пренебрегая добрым советчиком, в конечном итоге вредим себе.

Не надо укорять себя в слабости, если вы боитесь. И вот почему. Дорожные знаки ставят там, где ездят машины. В глухой тайге, где не то что автомобиль - зверь не проберется, вы их не найдете. Точно так же судьба помогает нам преодолеть долгую, опасную, но чрезвычайно интересную и таинственную Дорогу Жизни. И страхи, тревоги, переживания служат чем-то вроде указателей. Каждый человек идет по собственному пути, следовательно, на нем будут собственные, особенные знаки, то есть особенные страхи. Радуйтесь: если вы чего-то боитесь - судьба внимает вам, помогает, это доказывает, ЧТО ВЫ ЖИВЕТЕ, А НЕ ПРОСТО СУЩЕСТВУЕТЕ. Зачем и чего бояться, например, мертвецу?

Страх будет всегда, меняются лишь его причины. Еще раз: страха не надо бояться. Думайте, анализируйте, действуйте. И страх из контролера и манипулятора перерастет в прислужника или даже в друга.

А что, если вы чего-то не боитесь? Получается, вы умерли? Ни в коем случае. Вы стали сильнее и опытнее и теперь не нуждаетесь в совете, чтобы принять правильное решение.

Кто-то обидел вас, застав в панической ситуации? Не переживайте. Обидчик скрывает свои страхи, переводя внимание на вас. Раз скрывает - значит, не понимает языка эмоций, и для него страх будет хозяином и властелином. Разумеется, пока этот человек не поработает над собой.

Перед тем, как принять решение о том, что следует изменить свою жизнь к лучшему, редко кто осознает, что основным побуждающим мотивом является страх. Именно это чувство заставляет человека призадуматься о том, что ему необходимо начать работать над собой, иначе он потеряет нечто значимое и важное. С другой стороны, страх развития останавливает его на пути к переменам. Получается замкнутый круг, и зачастую очень трудно найти из него правильный выход.

Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости… это уж аксиома… Любопытно, чего люди больше боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся…

Федор Достоевский

Страхи и развитие личности: постоянный конфликт с самим собой

Принимая важные и взвешенные решения о том, что нужно составить список целей и начать работу над самосовершенствованием. Человек становится заложником собственного страха. Он превращается в слепого и глухого раба, безропотно следующим за каждым указанием, который ему диктует его повелитель, имя которому – страх развития.

Скованный одолевающими его сомнениями, человек уже не осознает, что все – в его руках, и совсем рядом находится его вожделенная цель. Стоит лишь перешагнуть или оттолкнуть главную преграду – страх, как все будет решено, и путь к движению откроется.

Находясь в конфликте с самим собой, человек не решается двигаться по пути к своему же будущему, поскольку не верит в успех. Ему начинает казаться, что все вокруг предопределено за него, и если он нарушит этот баланс, то произойдет нечто непоправимое.

– категории связанные, главное – это научить различать мотивационные и умозрительные, неоправданные опасения. Если боясь потерять уважение близких, заболеть или не достичь успеха на профессиональном поприще человек начинает усиленно работать над собой, и добиваться явных сдвигов, такой страх является полезным. Он мотивирует человека к переменам, и благодаря нему он встает на правильный путь.

Иррациональный страх

Совершенно другая природа у страха иррационального, зачастую необоснованного, который отпугивает человека от его целей. С ним надо решительно бороться, иначе ничего в жизни не изменится, и не приведет к улучшению ситуации.

Страх развития не дает возможности жить человеку именно так, как ему хочется. Он теряется при принятии решений, и оставляет все на самотек, успокаивая себя мыслью о том, что «чему быть, того не миновать». Это – крайне вредный подход, ведь он надолго оставляет человека в той ситуации, из которой он хотел найти выход.

Нет места отступлению, если есть цель. Стоит лишь повторять себе: «Никакой страх не встанет на моем пути», и смело совершать свои поступки. Ведь самым эффективным и разумным является заглушить на время свой внутренний голос, который говорит: «не справлюсь», «не стоит», «будет хуже». Только так можно уничтожить сложившиеся установки, и дать дорогу новым, конструктивным и рациональным.

Страх перемен в жизни – это самое распространенное явление, которое ведет к бедности и неудачам. Вся перспектива в жизни открыта людям смелым, уверенным в своих силах, и победы достаются только тем, кто не сомневается в собственном успехе.

Страх перед переменами: боязнь мнения окружающих

Насколько человек побеждает страх, настолько он - человек

Томас Карлейль, британский писатель

Многие люди боятся того, что в случае их неудач, их осмеют окружающие и близкие. Если человек замыслил победить в конкурсе, или добиться повышения по службе, ему кажется, что все вокруг только и ждут того, что он опозорится, и будут постоянно напоминать ему, что «против судьбы не пойдешь».

Такой подход и формирует деструктивный фатализм. Во всем человек начинает обвинять судьбу, и воспринимать свою жизнь как уже предрешенную за него самого. Ни в коем случае не стоит допускать такие мысли даже на один миг, иначе можно до старости простоять на одном месте.

Примечательно, что в случае, если человек так и не добьется успеха, окружающие будут его осуждать за то, что он нерешительный и трусливый. Так стоит ли давать им такой повод? Преодолеть свой иррациональный страх можно только, начав действовать.

Сомневающимся людям можно дать один очень полезный совет. Если они привыкли долго обдумывать свои шаги, следует представить, как бы выглядел самый худший вариант развития событий, и продумать свои действия. В том случае, если их настолько пугает позор или унижение, значит поступок, который они замышляли, был неблаговидным, или затрагивал интересы окружающих. К примеру, если претендент на должность директора напишет на конкурента донос, или совершит подлог, такие методы достижения целей будут неприемлемы, и его, безусловно, ждет презрение всех членов коллектива.

Очень важно, чтобы человека поддержали в его начинаниях те, на кого он рассчитывает больше всего, ведь в конечном итоге он стремится улучшить и их жизнь. Ведь нет ничего хуже видеть в лице своего близкого человека откровенного неудачника и труса. Но если ему будет понятно, что его старания оценят, не станут упрекать в случае неудачи, он сможет перестроиться, и в любом случае не сойдет с пути к своей цели. Страх развития будет преодолен.

Нет никаких оснований допускать такую мысль, что страхи развития можно чем-либо оправдать. Это расхолаживает человека, отвлекает от основных целей, и направляет по ложному следу. Такое состояние можно объяснить, но при этом продумать действенные методы борьбы с ним.

Страх перед переменами: необходим анализ ситуаций из прошлой жизни

Чтобы окончательно убедить себя ничего не бояться, стоит вспомнить и держать перед своими глазами те картины из прошлого, при которых именно вследствие исключительно страха были упущены неплохие возможности. Здесь жалеть себя не стоит, ведь небольшая озлобленность по поводу своей нерешительности придаст новых сил.

Для этого стоит:

  • представить, что ваши друзья добились большего, а вы сознательно отказались от карьерного роста, чтобы не стать посмешищем;
  • вообразить, что вам бы удалось приобрести спортивную фигуру, если бы не было страха посещения спортивного зала;
  • пожалеть о том, что вы бы могли выиграть конкурс, но стеснялись выйти на сцену.

Страхи развития будут отступать, и вы наберетесь решительности. Самой главной мотивационной фразой должна стать: «Никогда не поздно начать новую жизнь. Я все время страдал из-за страха, но теперь ему меня не остановить».

Мысли, направленные на безусловное поражение, приведут к новым страхам, и этому порочному кругу не будет конца. Их не стоит культивировать, и создавать для них благоприятную почву. Страх развития – иррационален, его не стоит путать с инстинктом самосохранения.

Ни одному человеку не удавалось изменить свою судьбу, впуская в самого себя страхи развития. Лишь тогда можно что-то изменить, если первая победа над собой вырвет его из порочного круга, и докажет несостоятельность всех опасений.

Один соискатель должности на престижном предприятии очень боялся отказа, и так настроил себя на неудачу, что на собеседовании не смог связать и пары слов. Несмотря на то, что у него был богатый опыт работы, его восприняли как некомпетентного и неуверенного в своих силах специалиста. И причиной того, что ему отказали, и послужил страх развития. Ему казалось, что уверенное выступление о своих достоинствах и преимуществах будет воспринято как нескромность, и результат – налицо.

Страх развития: предвосхищение картин из будущего

Для того чтобы все сомнения окончательно развеялись, и у вас появилась уверенность в своих силах, стоит представить, как все сложится в случае успеха в достижении целей.

Вы – уважаемый руководитель фирмы, который не побоялся взять на себя ответственность и получил высокий пост. Вами гордится семья, к вам изменилось отношение друзей, а главное, вы сами начали себя уважать. И все это – только потому, что изгнали страхи развития.

Можно вообразить, что вы преуспели в своем хобби, и стали пользоваться уважением у единомышленников только потому, что не побоялись отправить свою работу на конкурс. Вас одолевал страх развития, вы переживали, что у вас ничего не получится, но отбросили сомнения, и выиграли приз. Одна лишь мысль о победе настроит вас на позитив.

Вам нравился один человек, но вы боялись с ним познакомиться. Страх развития ситуации по наихудшему сценарию не давал вам продвинуться на шаг вперед по пути вашего собственного счастья, но вы прогнали его прочь, и у вас сложились отношения. Теперь вы уже не видите преград, и уверенно начинаете знакомство. И найдутся и повод, и общие темы, в общем, все у вас получится наилучшим образом.

В какой бы сфере жизнедеятельности вы не планировали успехов, в первую очередь стоит очистить себя как от ненужного мусора от всех страхов. Только тогда можно начинать двигаться вперед. Страхи развития можно сравнить с сорняками. Если их сразу не выполоть, они начнут разрастаться, и тогда о каких-либо переменах можно забыть.

Мыслить только позитивно, верить в свои собственные силы, рассчитывать на поддержку близких – вот действенные методы борьбы со страхом перемен. И это все – в руках каждого человека. Стоит только настроить себя на успех, а не на заведомое поражение.

Материализация мыслей – это одна из жизнеутверждающих концепций, призывающая воображать только благополучный исход любого начинания. Это приводит к поднятию собственной самооценки, вследствие чего любой страх будет искоренен.

В итоге статьи можно сделать обобщения, состоящие в том, что любые страхи развития следует решительно подавлять, не становиться их жертвой, а настраивать себя только на успех, и на положительное развитие всех событий. На этом пути ни в коем случае не позволять себе никаких оправданий, ссылаясь на волю судьбы, или на неуверенность в собственных силах.

Эссе Страх.





__________________





_________________________









Конец.

Регистрационный номер 0381639 выдан для произведения: Эссе Страх.
Чем опасен страх для человека(?), - тем, что он отбирает силу духа. Человек «опускает руки», не может сделать нужное, чтобы предотвратить надвинувшееся несчастье из-за страха.
Наш страх - это источник храбрости для наших врагов, видя противника испугавшегося, нападающие становятся увереннее в своих действиях.
В войнах человек учился свой страх преодолевать. Но опасность всегда существует для тех, кто её боится и опасность тем страшней, чем она маловероятней, на неожиданности была ставка.
Любая неожиданность всегда вызывала страх. Но страх исчезал от постоянства своего, к страху можно привыкнуть. Это видно из того, что в страхе живут люди верующие все время. И надо бояться того человека, бог которого живет на небе. Потому что всякие страхи уже притупились в нем. Если бога не боится, тем более не побоится тебя.
Столетиями страх довлел над людьми. Наказание было предусмотрено во всех религиях. И первая обязанность человека была всегда в одном - преодолеть страх. Пока у человека «трясутся поджилки», его действия останутся робкими. Насколько человек побеждает страх, настолько он оправдывает звание человек творческий.
Нельзя жить счастливо, если всё время дрожишь от страха.
__________________
Редко ошибаешься, если будешь объяснять поступки людей, следуя простой логике: исключительные поступки - тщеславием, посредственные - привычкой, мелкие - страхом.
Страх делает умных людей глупыми и сильных слабыми.
Страху свойственно преувеличивать истинное значение факта.
Жестокость и страх - это два товарища пожимающих руки друг другу. Из-за страха беснуются и творят жестокие поступки. Страх смерти - например, обратно пропорционален хорошей жизни.
Кто напуган - наполовину побит, - как говорил великий полководец Суворов.
_________________________
Лучше страшный конец, чем бесконечный страх, - так думали все реформаторы всех времен, рискуя жизнями во имя нового. Когда поддаешься страху перед злом, то начинаешь чувствовать все зло страха, которое он приносит неизбежно.
Страх перед богом останавливал только тех, кто не способен сильно желать или в старости, когда уже не в состоянии грешить.
Страх всегда был и будет самым верным средством обмана и порабощения людей. Ожидание будущего блаженства и страх будущих мучений лишь мешают людям думать о том, чтобы стать счастливыми здесь и сейчас, на земле.
Поклонники бога ревнивого, мстительного и кровожадного - (таков есть образ бога иудеев и христиан), - не могут быть ни сдержанны, ни терпимы, ни человечны. Они поклоняются богу, которого могут оскорбить мысли и убеждения Его слабых творений, за что Он присуждает к вечным мукам, к истреблению всех, кто исповедует другое иное вероучение. Эти поклонники такого Бога, точно так же неизбежно должны быть нетерпимы, жестоки и злопамятны.
Повторимся: ну, нельзя жить счастливо, если всё время дрожишь от страха.
Чрезмерная осмотрительность (из-за страха) не менее пагубна, чем её противоположность (беспечность). И мало проку от людей - тому, кто вечно боится, как бы его не «надули».
Страх и надежда - вот два орудия, при помощи которых управляют людьми. Но нельзя пользоваться этими двумя орудиями, не делая различия между ними, следует использовать их в соответствии с их природой.
Страх не возбуждает, он сдерживает; и использование его в законах о наказании служит не тому, чтобы побуждать делать добро, а тому, чтобы помешать творить зло. Не видно, однако того, чтобы страх перед нищетою делал когда-либо бездельников трудолюбивыми. Вот почему для того, чтобы возбудить среди людей настоящее соревнование в труде, следует показать им, что труд - это не средство избежать голода только, а способ достигнуть благосостояния и счастья.
Страх и надежда могут убедить человека в чем угодно.
К каким только нелепым решениям ни приходит человек по влиянием страха. Страх отнимает у нас способность распоряжаться даже теми средствами, какие разум предлагает нам в помощь. И возникает страх вследствие бессилия духа. Отсюда - следует прежде всего укреплять дух человека, чтобы избавиться от всех страхов и устремиться к новому веку с новыми установками.
Конец.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Переживание эмоции страх а в контексте развития личности

Введение

Глава 1. Страх как базовая эмоция личности

1.1 Развитие эмоций

1.2 Эмоция страха

Глава 2 . Развитие личности

2.1 Общее представление о личности в психологии

2.2 Влияние эмоции страха на становление личности

Глава 3. Исследование диффузного страха личности

3.1 Методы и организация исследования

3.2 Анализ результатов исследования

Заключение

Список литературы

Введение

Проблема личности всегда вызывала особый интерес, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Что заставляет человека поступать именно так, почему он придерживается определенного шаблона поведения, что им движет? При любой попытке понять человеческую личность наиболее важным представляется раскрыть ее основные движущие силы. Стремление к пониманию смысла собственного существования - это тот импульс, который побуждает нас к жизни, самораскрытию и самовыражению. Кто я такой? Зачем живу? Какой может и должна быть моя жизнь? Вот вопросы, стоящие перед теми, кто не хочет «плыть по течению» и равнодушно взирать на себя и свое окружение. Размышления над подобными вопросами отражают направленность личности, которая является основной характеристикой любого индивидуума, и движет человеком всю его сознательную жизнь. Фактически каждый человек отвечает на эти вопросы своей собственной жизнью, тем, как понимает и воспринимает себя, окружающий мир и общество в целом, как использует свои потенциальные возможности к чему стремиться и чего избегает.

Чтобы познать человека и суметь предсказать его дальнейшее поведение, расширить личностные возможности и вывести человека за границы субъективного бытия, нам необходимо знать те движущие силы, которые влияют на индивидуума и задают определенную форму поведения тем самым, заключая личность в определенные рамки индивидуального поведения. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, нам необходимо постичь его внутренний мир. Но внутренний мир человека нам представляется только посредством эмоций, ибо эмоции это тот фундамент, на котором строится любое поведение человека. Только субъективный эмоциональный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому дальнейшим аспектом нашего психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека - а именно направленности личности и той движущей силы, которая влияет на становление и в дальнейшем руководит направленностью личности. С помощью познания движущих сил личности мы сможем расширить индивидуальные границы человека, которые будут способствовать личностному росту, которые непосредственно связанные с внутренними изменениями и переоценкой предыдущего опыта на каждом новом этапе жизни.

По словам Д. Келли человек нуждается в надежных и устойчивых способах предвиденья событий, влияющих на его жизнь. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое.

Но прошлое есть фундамент настоящего, где первый опыт общения ребенка с еще «непонятным» миром дают родители. Каждый из людей воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира и основу этой картины мира и способа реагирования, закладывают родители ребенка. По мере развития собственного и исторического этот человек адаптируется к окружающей среде и выстраивает ее таким образом, чтобы был достигнут максимум «комфорта» и благоприятных условий для жизни индивидуума, это и выступает в качестве основного жизненного мотива, а именно направленности личности.

Но человек является социальным существом и простая адаптация не приведет его к желаемому результату, а именно личностному росту. Здесь следует учесть важный момент, что понятие «адаптация» выступает в двух аспектах. Есть адаптация биологическая, когда человек или любой другой биологический организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей действительности, при котором ведущую роль играют витальные потребности, способствующие выживанию организма. И есть адаптация социальная. И если рассматривать адаптацию социальную более подробно, то мы увидим, что это не простое приспособление к окружающей действительность, а построение межличностных и межгрупповых отношений в рамках определенных социальных групп, в пределах разных культур и в разных временных интервалах, здесь имеется ввиду поколения людей. Примером может служить аскет, который, находясь в одиночестве, адаптируется к окружающей его среде, но ведь он не с самого рождения поставил себе эту цель, а пришел к ней в процессе социализации и жизнедеятельности, развиваясь в обществе. Человек с рождения и до конца жизни живет среди различных социальных групп и поэтому он нуждается именно в построении отношений среди участников этих групп. И если мы будем рассматривать человека просто как адаптирующееся к окружающей действительности существо, то мы рискуем потерять именно личность, в полном понимании этого слова, ведь легкую адаптацию человека к изменяющимся социальным условиям можно рассматривать как отсутствие базовых ценностей, без которых человеческая личность теряет свой смысл. Из этого следует, что развитие социального субъекта - не простое приспособление или адаптация биологическая, а построение отношений. И эти построения отношений зависит от направленности личности, которая включает в себя влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения, мировоззрение, особенности характера, самооценка, ведь, в конечном счете, только эти переживания ответственны за поведение.

Леонтьев рассматривает личность как социальную сущность человека, и поэтому он считал: «.... темперамент, характер, способности и знания человека не входят в состав личности в качестве ее подструктур, они лишь условия формирования этого образования, социального по своей сущности. Направленность и воля принадлежат личности, ибо волевой поступок невозможно рассматривать вне иерархии мотивов, так и направленность есть непосредственное выражение мотивационных структур, т.е. ядра личности».. Направленность является одной из составляющих личности в целом и выступает в качестве ее ведущей характеристики. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности. В основе направленности личности лежит возникшая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера личности в целом неразрывно связанна с потребностями, которые объективно закономерным образом детерминируют поведение человека. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Жизненная цель выступает в роли общего интегратора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями. Реализация каждой из них есть вместе с тем частичная реализация общей жизненной цели личности. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности. Что особенно значимо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень его личности.

Из выше сказанного мы можем сделать предположение, что: направленность личности индивида (включая все его компоненты) зависит от самого сильного страха человека, который пришёл из детства и под воздействием социума трансформировался в более приемлемый для общества страх; (ребёнок боится уснуть в темноте -- боязнь быть никому не нужным). Человек будет стараться всей своей деятельностью избежать этого страха - быть никому не нужным. Чтобы быть более точными в определении самого сильного страха личности мы введем новый термин - диффузный страх личности. Диффузный - (лат. Diffundo, diffusum, разливать, распространять) рассеянный, равномерно распределенный, разлитой. Диффузный страх -- это эмоция, появившаяся вследствие детско-родительских отношений, трансформировавшаяся в дальнейшем под влиянием социума, и влияющая на становление направленности личности, тем самым регулирующая поведение человека.

Дальнейшая цель нашего исследования сводится к изучению диффузного страха личности, который закладывается в детстве и в дальнейшем влияет на направленность личности человека.

Задачи исследования:

1) выявить развитие диффузного страха в контексте развития личности;

2) показать влияние диффузного страха на поведение и восприятие мира личностью;

3) изучить влияние диффузного страха на направленность личности;

4) выделить классификацию диффузного страха на основе личностных субъективных переживаний.

В качестве объекта нашего дальнейшего исследования будет выступать диффузный страх в структуре личности.

Предмет исследования будет заключаться во влияние диффузного страха на формирование и развитие направленности личности.

Гипотеза: направленность как базовая основа личности полностью зависит от диффузного страха, тем самым, делая каждого человека уникальным в поведении и восприятии мира.

Глава 1. Страх как базовая эмоция личности

1.1 Развитие эмоций

Особую, очень важную сторону внутренней жизни человека составляют эмоции и чувства. Для субъекта достоверность и очевидность собственного внутреннего мира выступает, прежде всего, как эмоциональная реальность, как его переживание. Все мы в каждый момент времени находимся в определенном эмоциональном состоянии, переживаем те или иные чувства. В описательном, феноменологическом плане эмоции представляют собой пристрастное отношение субъекта к окружающему, к тому, что с ним происходит. Переживание этого отношения и есть эмоция, или чувство, они выражают приятие или неприятие того, что происходит с человеком в данной ситуации.

Эмоции человек испытывает постоянно: он доволен или недоволен, у него хорошее настроение или не очень хорошее. Эмоции пронизывают всю личность человека, могут ускорять или замедлять мышление, воздействуют на волевые процессы. Эмоции участвуют в патогенезе многих заболеваний; их трудно как-то квалифицировать, можно лишь сравнивать у одного человека.

Об эмоциях человека можно судить по вегетативным признакам, биохимическим (эндокринологически), артериальное давление и пульсу. Имеет значение выражение глаз, складочки век, лица, поза человека.

Эмоции - выражение отношения человека к чему-то, очень тонкий и чувствительный механизм саморегуляции человека в его взаимоотношениях с миром внешним и внутренним, то есть эмоции нужны для адаптации человека к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды, они руководят нашей жизнью.

Понимание природы эмоций и чувств предполагает выход за пределы собственно чувственной сферы и рассмотрение их в контексте жизнедеятельности человека. Основой возникновения эмоциональных состояний являются потребности и мотивы человека.. Механизм возникновения эмоций в самом общем виде можно свести к следующему.

Источники активности человека, побуждения к деятельности лежат в сфере потребностей и мотивов. Их удовлетворение предполагают постановку целей, решение конкретных жизненных задач. Реальные жизненные условия, в которых осуществляется достижение поставленных целей, направленных на удовлетворение потребностей, обусловливают многообразие эмоциональных переживаний. Условия, предметы и явления, способствующие удовлетворению потребностей и достижению целей, вызывают положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, возбуждение и т.д. Напротив, ситуация, воспринимаемая субъектом как препятствующая реализации потребностей и целей, вызывает отрицательные эмоции и переживания: неудовольствие, горе, печаль, страх, грусть, тревогу и т.д.

Следовательно, можно констатировать двойную обусловленность эмоций: с одной стороны, потребностями, с другой - особенностями ситуации. Эмоции устанавливают связь и взаимоотношение между этими двумя рядами событий, сигнализируют субъекту о возможности или невозможности удовлетворения его потребностей в данных условиях. "Эмоции, - писал А. Н. Леонтьев, - выполняют функцию внутренних сигналов, внутренних в том смысле, что они не являются психическим отражением непосредственно самой предметной действительности. Особенность эмоций состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта". .

Собственно эмоция есть форма субъектного отношения, проявляющаяся в определенных переживаниях: радости, печали, восхищения, надежды, обреченности и т.д. При этом речь идет не о рефлексии или осознании отношений, а о непосредственно-чувственном их отражении, о переживании. Как отмечает А. Н. Леонтьев, эмоции возникают вслед за актуализацией потребностей и мотивов и до рациональной оценки субъектом своей деятельности..

По определению С. Л. Рубинштейна, эмоции являются субъективной формой существования потребностей (мотивов). Это значит, что мотивация открывается субъекту в виде эмоциональных состояний в форме переживаний, которые сигнализируют ему о потребностной значимости объектов и побуждают направить на них деятельность..

Эмоции и мотивационные процессы при этом не отождествляются. Эмоциональные переживания представляют собой итоговую результативную форму существования мотивов. Они не отражают всех тех процессов, которые подготавливают и определяют удовлетворение потребностей и достижение целей. .

Чувства человека в отличие от эмоций - это сложные целостные образования, которые организуются вокруг определенных объектов, лиц или даже предметных областей (например, искусство) и определенных сфер деятельности. Чувства человека всегда предметны. Опредмеченность чувств находит выражение в том, что сами чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой относятся. Выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Их называют предметными и высшими чувствами; в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к реальной действительности.

Чувство - одна из основных форм переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, оно отличается относительной устойчивостью и постоянством. Чувства человека возникают как обобщение эмоций - становление и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений. В отличие от ситуативных эмоций и аффектов, отражающих ситуативное значение предметов в конкретно сложившихся условиях, чувства выделяют явления, имеющие постоянную мотивационную значимость. Далее мы рассмотрим более подробно образование эмоций.

Имеется один специфический класс мозговых нервных процессов (донервных на ранних этапах эволюции) - это специфические процессы отражательной и регулирующей поведение деятельности мозга, процессы построения образов, идей, понятий т.п., процессы построения нервных информационных моделей мира, тела и состояний самого живого существа в форме эмоций, влечений, намерений и т.п. Это психическая деятельность мозга, несущая функцию регуляции поведения и деятельности животных и человека в соответствии с условиями среды на основе их отражения, их познания. Другой же класс мозговых нервных процессов - это процессы трофические, энергетические и т.п. Без них психическая деятельность невозможна, но к ним понятие психики неприменимо. Разделение двух классов нервных процессов должно быть вертикальным: и те, и другие складываются на всех уровнях нервной деятельности, начиная с субнейронных молекулярных (а возможно, и атомных) процессов и кончая процессами общемозговыми..

Психика - это не что иное, как сложная система мозговых нервных процессов, лежащих между действием стимула и вызываемым им поведением, что психические процессы - это эффект внутри человека определенных стимулов и причина его определенных реакций.

Нейроны сознания - это нейроны, избирательно реагирующие на специфические внешние воздействия (цвета, зрительные паттерны, лица вообще и лица и фотографии определенных людей, фонемы, слова, слоги, сочетание слов и т.п.) и избирательно, селективно возбуждающиеся при представлении определенных целей действия и планов их реализации..

В разные периоды возрастного развития качества того, что называют эмоциями, неравнозначны. Развитие эмоций в онтогенезе проходит ряд стадий в соответствии с общими закономерностями развития психики. Они формируются в прямой связи с усложнением потребностей и качества удовлетворения их.

Первые потребности новорожденного определяются инстинктами -врожденными комплексами безусловных рефлексов. Главное значение среди них принадлежит инстинкту самосохранения (включая пищевой) и размножения (сохранения рода). Эти врожденные, органические побуждения обеспечивают необходимый для жизни минимум приспособления новорожденного к условиям жизни и составляют его ведущие потребности. Одна из них, наиболее рано нуждающаяся в удовлетворении - потребность в пище.. Инстинктивное движение новорожденного к груди матери или к бутылочке с молоком, которому сопутствует оживление сосательного рефлекса, становится основой развития эмоций. При приеме оптимального количества пищи возникает первичное чувство удовлетворения (прекращение голодания). Наоборот, незавершенность возникающей потребности вызывает реакцию неудовлетворенности в связи с продолжающимся голоданием. Иными словами, элементы чувства возникаю! в ходе усложняющихся моторных и сенсомоторных реакций ребенка. Внутренней же сущностью их является вариабельность, сложных ансамблей метаболизма в организме, вариабельность гомеостаза. . Реакции в связи с удовлетворением (неудовлетворением) потребностей появляются уже в первые сутки после рождения. Однако эти ранние органические формы чувствования являются лишь рудиментами эмоций, «системными чувствами», протопатическими, таламическими видами эмоциональных реакций, мало отличающимися от влечений. На основе таких усложняющихся системных чувств, новых, более дифференцированных потребностей, которые возникают по мере развития психики ребенка, формируются специфические человеческие формы чувствования. В структуре меняющихся с возрастом эмоциональных реакций взаимозависимость между соматическими и психическими (в частности эмоциональными) компонентами выступает тем полнее, чем моложе возраст ребенка и чем менее выражена относительная автономность, «самостоятельность» психических реакций. Первым периодом формирования эмоций и является этап органического чувствования (от рождения до 3 лет).

В отличие от процессов, основой конструирования которых является переработка информации, поступающей от систем экстерорецепторов, в развитии эмоциональных реакций главное значение принадлежит усвоению информации, поступающих из систем интерорецепторов, преимущественно висцеральных. Как внешние, так и внутренние условные связи со временим, превращаются в осознанный акт. Те и другие замыкаются на проприорецепторах.

Возникновение у ребенка в возрасте около года первых нестойких образных представлений о действительности, составляя элементы мысли, раскрывает вместе с тем и начало простейших эпикретических, осознаваемых эмоций. Представления, все более определяющие психическую деятельность ребенка, в результате пересочетания между собой и с представлениями удовлетворения (неудовлетворения), как приятного (неприятного), доброго (злого) приобретают тот эмоциональный колорит, который определяет качества их индивидуальности. Из чувства приятного позднее формируется расположение ребенка к близким, затем - симпатия, а еще позже-любовь..

Однако до 3 лет этот чувственный компонент остается неотделимым от простейших органических потребностей и является еще диффузным, гомогенным, психически недифференцированным. Формирование после 3 лет первичного представления «Я» и выделения ребенком себя из окружающего знаменует не только становление начала сознания, но и развитие у него эпикритических чувствований -- эмоций в полном смысле слова. Этапы развития эпикритических эмоций, начало которого приходится на 3-4 года, продолжается многие годы, однако наиболее заметные признаки этого этапа прослеживаются до 12-14 лет.

Связь развиваемых эмоций с органическими потребностями (влечениями) преобладает многие годы. Лишь в начале отрочества (10-12 лет) эмоции начинают приобретать самостоятельное психическое (субъективное) выражение. Все предшествующие годы - период сложного совершенствования и дифференциации эмоциональных реакций. По мере совершенствования эпикритическои эмоциональности параллельно идет и другой процесс - утрата биологически обусловленной неуправляемости влечениями, торможение и корковая коррекция органических чувств.

Таким образом, эмоции - это особый класс психических процессов и состояний, связанных с потребностями и мотивами и отражающих в форме непосредственно-чувственных переживаний значимость действующих на субъекта явлений и ситуаций. Чувства человека - это отношение его к миру, к тому, что он делает, что с ним происходит в его непосредственном переживании.

Одним из ранних осознанных эмоциональных состояний является самочувствие, в основе которого лежит ассоциация впечатлений, получаемых из вне, с чувствованиями изменений, происходящих в собственном теле ребенка. Поскольку впечатления предметной действительности с возрастом все больше дополняются впечатлениями человеческих отношений, поскольку параллельно начинают свое развитие нравственные чувства ребенка. Они являются результатом сочетания ребенком представлений об изменения самочувствия с представлениями о нормах взаимоотношения людей, их действий, поступков, о нормах в коллективной (общественной) жизни..

Развитие нравственных чувств, основанного на растущем значении общественного (социального) начала в структуре чувствования, формирует не только положительно, но и отрицательно окрашенные эмоции. Движение тех и других и свойственные ему противоречия становятся одним из главных стимулов дальнейшего его развития эмоций.

Важнейшая особенность эмоций состоит в их способности к обобщению и коммуникации. Эмоциональный опыт человека гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется также в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми.

Эмоция страха принадлежит к категории фундаментальных человеческих эмоций и сопровождает индивидуума с рождения и до самой смерти.

1.2 Эмоция - страх

В психологии страх обозначает эмоцию, возникающую в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник воображаемой или действительной опасности.. Страх нельзя отождествлять с тревогой. Тревога в отличие от страха представляет собой генерализованный или беспредметный страх. Страх - это совершенно определенная, специфичная эмоция, заслуживающая выделения в отдельную категорию. Рассмотрение страха как отдельной эмоции, отличной от феномена тревоги, позволит нам проанализировать специфическое влияние страха на когнитивные процессы и поведенческие акты. Некоторые объекты и ситуации с большей силой, чем другие, сигнализируют нам об опасности, и мы называем их естественными активаторами страха. Естественными сигналами опасности являются боль, одиночество, необычность объектов, внезапное приближение объекта, внезапное изменение стимуляции и эти страхи в дальнейшем ведут нас по жизни, где индивид придает одному из них первостепенное значение. Страх складывается из определенных и вполне специфичных физиологических изменений, экспрессивного поведения и специфического переживания, где переживание - это работа сознания на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, а также проистекающего из ожидания угрозы или опасности. У маленьких детей, также как и у животных, ощущение угрозы или опасности сопряжено с физическим дискомфортом, с неблагополучием физического «Я »; страх, которым они реагируют на угрозу, это боязнь физического повреждения. По мере взросления человека меняется характер объектов, вызывающих страх. Потенциальная возможность физического повреждения для большинства из нас не представляет собой угрозы, хотя бы в силу ее редкости. Гораздо чаще нас страшит то, что может уязвить нашу гордость и снизить самооценку. Мы боимся неудач и психологических потерь, которых могут произвести в душе каждого из нас настоящий переворот.

Страх принадлежит к категории фундаментальных эмоций человека. Мотивация страха - условно-рефлекторная, т. к. в нем закодирована эмоционально переработанная информация о возможной опасности. Само же чувство страха появляется непроизвольно, помимо воли, сопровождаясь выраженным чувством волнения, беспокойства или ужаса. Страх классифицируется как ситуативно и личностно обусловленный, острый и хронический, инстинктивный и социально опосредованный. По степени выраженности страх делится на ужас, испуг, собственно страх, тревогу, опасения, беспокойство и волнение.. Несмотря на свою отрицательную окраску, страх выполняет разнообразные функции в психической жизни человека. Как реакция на угрозу, страх позволяет избежать встречи с ней, играя, таким образом, защитную, адаптивную роль в системе психической саморегуляции. Это своеобразное средство в познании окружающей действительности. В некотором роде страх - способ ограничения "Я" от чужеродного, неприемлемого влияния извне, страх может мобилизовать "Я" перед лицом внешней опасности, способствуя интеграции внутренних психических ресурсов. Возрастные страхи в некоторой степени отражают исторический путь развития самосознания человека. Вначале ребенок боится остаться один без поддержки близкого лица (7мес.), опасается посторонних, не известных ему лиц (8 мес.), далее он боится высоты, боли, бабы Яги. Далее темноты, огня пожара и т. д., всего того, что было развито у первобытных людей. Человек не смог бы выжить, пренебрегая этими страхами. В отличие от естественных, социальные страхи приобретаются путем научения в процессе формирования личности.

Основная функция развития ребенка есть познавательная сфера окружающего. Ребенок лишь частично имеет собственную психологию, большей же частью она зависит от психологии родителей.. Человек боится неизвестного, тем более дети. Но родители не в силах полностью защитить ребенка от реальных страхов. И дети имеют ограниченный запас слов и, следовательно, не развитое мышление, чтобы точно описать свое эмоциональное состояние. Поэтому в конечном итоге, какой-то страх остается у ребенка, с которым он сам пытается справиться.

Страх у детей отличается заметной тенденцией к генерализации (испугавшись кошки, он боится и собаки, и постороннего человека, и быстро перемещающегося транспорта) и рецидивированию (возникающий однажды страх легко повторяется в последующие ночи). Прогностически неблагоприятной является смена кратковременных ночных страхов более продолжительными; страха, не сопровождающегося полным пробуждением и сохранением испуга в бодром состоянии; распространение ночных страхов на дневное время (дневной страх); появление у такого ребенка боязливости в вечерние часы, предшествующие сну, и, наконец, возникновение элементов вычурности в фабуле страха. .

На 2-м году жизни ребенка, как в структуре, так и в содержании страха часто преобладают моторные компоненты (страх стоять после неожиданного падения; страх ходить после ушиба и пр.). Позднее на 3-4-м году, содержание страха приобретает большую аффективную выразительность. Более типичными становятся сопутствующие вазовегетативные явления, а пугающий объект начинает находить оформление в речи. Вегетативные компоненты страха обычно представлены резким дуффузным покраснением либо побледнением, потливостью, учащением сердцебиений, состоянием острой разлаженности дыхания («закатывания»).

Фабула страха ограничивается в эти ранние годы повторением отдельных слов либо простых сочетаний их (страшно, боюсь, боюсь дядю и т.д.). В нашем исследовании диффузный страх личности несет в себе негативно окрашенную эмоцию т.к. во-первых, он загоняет личность в определенные рамки построения межличностных отношений, во-вторых, обладает в большей степени детерминизмом, нежели свободой действий человека.

В первые два года жизни человека гиппокамп - структура, опосредующая процесс контекстуального научения, - еще недостаточно развит, чтобы функционировать в полную силу. Если в этом возрасте ребенок будет напуган некими естественными сигналами опасности (такими, как высота, одиночество, необычность объекта), то не исключена вероятность ассоциирования страха с теми или иными случайными объектами, сопутствовавшими ситуации испуга, в результате чего эти случайные объекты могут стать условными стимулами страха. Младенец еще не способен к контекстуальному научению, его память не сохраняет информацию контекстуального, или пространственного, характера, он не в состоянии зафиксировать, когда, где и при каких обстоятельствах обретена им условная реакция страха. Став взрослым, он не в состоянии будет понять, откуда произошли его неуместные и неадекватные реакции на внешне безобидный объект. Такого рода внеконтекстуальные младенческие страхи заявляют о себе, как правило, в периоды тяжелого стресса, когда гиппокамп отказывается исполнять функцию контроля над поведением, отдавая ее на откуп таксонной системе. В этом состоянии человек вспоминает (или заново приобретает) инфантильные страхи, он актуализирует младенческие условные связи и переживания, забытые ввиду отсутствия контекстуальной информации о них. Некоторые эмоции и некоторые экспрессивные реакции имеют в своей основе некие врожденные механизмы, облегчающие их развитие, или, по крайней мере, - биологически запрограммированные стимулы. То есть, если новорожденному ребенку предъявить эффективный стимул, он отреагирует на него соответствующей экспрессивной реакцией. Так, например, горький вкус вызывает на лице младенца выражение отвращения. Что касается биологически запрограммированных стимулов страха, то можно говорить о преобладании определенных стимулов или условий, поскольку мы с легкостью научаемся бояться их.

Говоря о страхе, мы делаем свой акцент не на неврозах, имеющих в своей основе фобии, а на обыкновенный навязчивый страх, который имеет обыденное содержание, чаще навеянное услышанными рассказами, сказками или простыми, пережитыми ребенком ситуациями. Появление страха преображает все поведение ребенка. По мере взросления ребенка, он принимает те нормы и ценности, которые навязывает то общество, где он развивается, и страх, например образа Бабы-яги и весь смысл, связанный с этим образом, трансформируется в более приемлемый и оправданный для общества страх и истинный смысл этого страха вытесняется человеком в бессознательное но продолжает влиять на дальнейшее поведение индивида. Здесь играют важную роль психологические защиты, одна из которых - вытеснение. Вытеснение - один из видов психологической защиты - процесс, в результате которого неприемлемые для индивида мысли, воспоминания, переживания изгоняются из сознания и переводятся в сферу бессознательного, продолжая влиять на поведение индивида, и переживаясь им как тревога, страх и пр.. . В нашем исследовании вытеснению отводится ведущая роль т.к. этот процесс сопровождает индивида всю его жизнь, влияя на поступки, заставляя человека действовать по одному и тому же шаблону.

Вытеснение может пониматься как душевный процесс, в ходе которого происходит удаление из памяти и забвение патогенных переживаний. Цель его - устранение из сознания социально неприемлемых влечений. Но при этом не происходит уничтожение «следов воспоминаний»: вытесненное не может непосредственно вспомниться, однако, продолжает действовать и влиять на душевную жизнь под действием некоторого раздражителя; оно ведёт к психическим следствиям, которые можно считать преобразованием или продуктами забытых воспоминаний и которые остаются не понятыми при иных рассмотрениях. Вытеснение в действительности нарушает связь вытесненного с сознанием и так удаляет в бессознательное неприятные или неприемлемые воспоминания и переживания, которые становятся неспособными проникнуть в сознание в первоначальной форме. Вытеснение считается самым примитивным и неэффективным средством защиты, ибо вытесненное содержание психики всё же прорывается в сознание, и к тому же неразрешённый конфликт проявляется, как высокий уровень тревожности и чувства дискомфорта. .

Еще одна важная разновидность детского страха - это ночной страх -состояние острого возбуждения, беспокойства, сопровождающееся криком, плачем, вегетативными реакциями, мимикой страха, ужаса и часто пробуждением. Ночной страх - может быть одним из симптомов психической болезни, наблюдаемой уже у детей второго года и последующих лет жизни. Наиболее типично появление ночного страха в период первого возрастного кризиса (2-4 года). Содержание ночных страхов, как правило, малодифференцировано и у маленьких детей всегда навеяно неожиданностью фабулы рассказов окружающих либо резко возникающими изменениями привычной обстановки. Здесь стоит более подробно остановиться на сновидениях и рассмотреть их функции. Любое сновидение является осмысленным психическим феноменом, которое включено в душевную жизнь бодрствования. Сновидение очень часто возвращает нас в повседневную жизнь, а не вырывают из нее. Более или менее содержание сна всегда определяется индивидуальностью, возрастом, полом, общественным положением, умственным развитием, привычным образом жизни и факторами всей предшествующей жизни. . Мы можем сказать даже: чтобы не представляло собой сновидение, оно берет свой материал из действительности и из духовной жизни, разыгравшейся на фоне этой действительности. Что бы ни представляло собой сновидение, оно никогда не отделится от реального мира и его самые комичные и странные формы должны будут всегда черпать свой материал из того, что либо стояло перед нашими глазами в действительной жизни или уже заняло так или иначе место в нашем бодрствующем мышлении - короче говоря, из того, что мы пережили внешне или внутренне.. Весь материал, образующий сновидение, так или иначе, происходит от реальных переживаний и во сне лишь вспоминается. Самое заурядное явление сновидения в том, что оно дает нам доказательство наших познаний и воспоминаний, которыми не обладает человек в бодрствующем состоянии. Одним из источников, из которых сновидения черпает свой материал, являются детские годы. Ночные страхи, преобладающие у маленьких детей, с возрастом возникают все реже, прекращаясь, как правило, к 10-12 годам. Ночные и дневные страхи в младшем детском возрасте, имея тенденцию к повторению, легко приобретают характер навязчивых. Типичны для этого возраста страх одиночества и страх темноты. Родители в этих случаях вынуждены брать ребенка к себе в постель, не гасить свет в его комнате и пр.

Страх - очень сильная эмоция, и она оказывает весьма заметное влияние на перцептивно-когнитивные процессы и поведение индивида. Когда мы испытываем страх, наше внимание резко сужается, заостряясь на объекте или ситуации, сигнализирующей нам об опасности. Интенсивный страх создает эффект «туннельного восприятия», то есть существенно ограничивает восприятие, мышление и свободу выбора индивида. Кроме того, страх ограничивает свободу поведения человека. Можно сказать, что в страхе человек перестает принадлежать себе, он движим одним-единственным стремлением - устранить угрозу, избежать опасности. Воспитание устойчивости к страху обычно направленно не на избавления от него человека, а на выработку умений владеть собой при его наличии.

эмоция личность диффузный страх

Несмотря на различие трактовок личности, существующее в психологии, во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется ее направленность. В разных концепциях эта характеристика раскрывается по разному: как «динамическая тенденция» (С.Л.Рубинштейн), смыслообразующий мотив (А.Н.Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н.Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г.Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С.Прангишвили). Она, так или иначе, выявляется в изучении всей системы психических свойств и состояний личности: потребностей, интересов, склонностей, мотивационной сферы, идеалов, ценностных ориентации, убеждений. Таким образом, направленность личности выступает как системообразующее свойство, определяющее психологический склад личности. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации, называется направленностью личности. Направленность личности всегда социально обусловлена, она формируется путем воспитания и накладывает свой отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждением, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая личности своеобразный колорит. Направленность -- это установки ставшие свойствами личности. Направленность включает в себя несколько связанных иерархических форм: влечение, желания, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности личности:

- влечение - наиболее примитивная биологическая форма направленности; человек осознает, что ему чего-то не хватает или что ему что-то нужно, но, что именно, он не понимает. Обычно люди переживающие влечение как специфическое тягостное состояние в виде скуки, тоски, неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в деятельность. Поэтому же влечение - переходящее явление, и представленная в ней потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и т.д..

- желание - осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному; однако желать еще не означает действовать. Отражая содержание потребности, желание не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив поведения, а затем в цель, оно оценивается человеком, который взвешивает все условия, помогающие и мешающие ее осуществлению. Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, осознается также при этом возможные пути и средства достижения цели.

- стремление - возникает при включении в структуру желания волевого компонента;

- интерес -- познавательная форма направленности на предметы; отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Содержание и характер интереса связаны как со строением и динамикой мотивов и потребностей человека, так и с характером форм и средств освоения действительности, которыми он владеет.

При включении в интерес волевого компонента он становится склонностью ;

- идеал - это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности;

- мировоззрение - система философских, эстетических, этнических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;

- убеждение - высшая форма направленности - это система мотивов личности, побуждающая ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением.

Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Однако, будучи внутренним побуждением к деятельности, мотив не определяет ее конкретных характеристик. Один и тот же мотив не может реализоваться в разных деятельностях. Однозначной жесткой связи между потребностью и способом ее удовлетворения нет. То, какой именно будет деятельность, исходящая из какого-либо конкретного мотива, определяется целью. Необходимо заметить, что потребностно-мотивационная сфера характеризует направленность личности лишь частично, является как бы ее исходным звеном, фундаментом. На этом фундаменте формируются жизненные цели личности. Важно подчеркнуть, что на фоне одного и того же мотива могут формироваться разные цели. Если мотив побуждает к деятельности, то цель «конструирует» конкретную деятельность, определяя ее характеристики и динамику. Мотив относится к потребности, побуждающей к деятельности, цель - к предмету, на который деятельность направлена. Таким образом, цель является феноменом опережающего отражения окружающей действительности. Сознавая или не сознавая, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от их соотношения испытывает различные эмоции. И если во главе основного жизненного мотива стоит диффузный страх личности, заложенный в детстве, то человеческая деятельность будет направлена на избегание событий, которые произойдут после реализации того, что человек боится больше всего.

Глава 2. Развитие личности

2.1 Общее представление о личности в психологии

Реальность, которая описывается термином "личность", проявляется уже в этимологии этого термина. Слово "личность" (от лат. реrsona) первоначально относилось к актерским маскам, которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц. «Сона» означает звук, а «пер» - сквозь. Актерам приходилось говорить сквозь маску; нельзя было увидеть их настоящие лица, и можно было слышать только их голоса. Маску называли «персоной» потому, что голос проходил через нее. . Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово «реrsona» употреблялось обязательно с указанием определенной социальной функции, роли (личность отца, личность царя, личность судьи и т.д.). Иначе говоря, личность по первоначальному значению - это определенная социальная роль или функция человека.

В значении слова "личность" можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, - несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл - социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.

Зафиксированная в слове и в произвольных от него терминах связь этих значений привела в последующем к представлению о том, что социально-содержательные характеристики человека несовместимы с реальными свойствами носителя этих характеристик. Соответственно и социальные функции личности представлялись как не связанные с внутренними характеристиками психологических механизмов, обеспечивающих эти функции.

В психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала импульс для развития представлений о личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это нашло свое выражение в так называемой ролевой теории личности, в которой она характеризуется главным образом через выполняемые ею социальные роли. В семье - это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе - определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обаятельной женщины и т.п. Но для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, а выбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность - это не структура ролей и вообще не структура, а человек, который вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедействует только. Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты..

Понятие роли как способа социального поведения, принятого в данном сообществе, является достаточно адекватным для первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли. Однако социальные роли - это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или непринятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность.

В качестве отправных идей для понимания природы личности можно принять высказывание А. Н. Леонтьева. Характеризуя предмет психологии личности, он писал: "Личность не = индивид; это особое качество, которое приобретается индивидуумом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается... Личность есть системное и поэтому "сверхчувственное" качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его порожденными и приобретенными свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки) формирования личности - как и внешние условия и обстоятельства жизни, выпадающие на долю индивида"..

Представляется важным пояснить в приведенном положении те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия "личность". Это, прежде всего, указание на то, что личность есть особое качество или характеристика человека (индивидуума). Личность характеризует человека со стороны его общественных связей и отношений, т.е. взаимосвязей с другими людьми. А. Н. Леонтьев называет личность "сверхчувственным" образованием именно за то, что связи и отношения с другими людьми составляют особого рода реальность, недоступную непосредственному восприятию, предполагающую для своего понимания использование познавательных возможностей мышления, разума человека..

Следовательно, понятие личности в психологии обозначает особый способ существования человека - существование его как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Близкие к понятию "личность" понятия "индивид" и "субъект" в строгом научном смысле не являются синонимами, они означают различные уровни организации субъективной реальности человека. В психологической литературе очень часто в понятие личности включают самые разнородные характеристики человека - от формально-динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Подобное расширительное толкование затрудняет понимание самого феномена личности в ее сути и приводит к неразличению задач полноценного развития индивида, обучения субъекта, воспитания личности. Проблема личности образует новое психологическое измерение.

Сущность личности проявляется при изучении положения, позиции человека во взаимоотношениях его с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах, в способах поведения и средствах действия применительно к общим своим целям и задачам. Понятие личности тесно связано с понятием позиции и соотносимыми с ним понятиями социальной роли и социального статуса.

По широко распространенному в психологии определению, роль - это программа, которая отвечает ожидаемому поведению человека в структуре той или иной социальной группы, это заданный, несвободный способ его участия в жизни общества. Статус определяет поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, где для него заданы место и способ действия, тип нормативного поведения. В статусной системе всегда есть нормы, которые регулируют наши отношения, наши действия. Понятия статуса и роли имеют отношение к определению личности. Не случайно в обыденном сознании личность человека отождествляют с его социальным положением, общественным статусом, о личности судят по его социальным действиям, по его социальной роли. Однако понятия статуса и роли не охватывают самой сути личности -способности человека как личности действовать свободно, самостоятельно и ответственно, т.е. выходить за пределы статусно-ролевых ограничений, нормативных предписаний. Как отмечал А. Н. Леонтьев, личность есть особое человеческое образование, которое не может быть выведено из его приспособительной деятельности. Личностное поведение - это поведение по собственному, свободному выбору. Личность - это субъект свободного социального действия или, "субъект поступания"..

Место человека в социальной жизни может быть задано, предписано ему волей случая, рождения, обстоятельств. Место человека в жизни может быть выбрано, найдено, завоевано им самим, по его собственной воле и свободному, осознанному выбору. В этом случае говорят о выборе субъектом позиции в жизни, о его личностном самоопределении. Позиция - это наиболее целостная характеристика человека как личности. Личность - это человек, свободно, самостоятельно и ответственно определяющий свое место в жизни, в обществе, в культуре. Поэтому личность есть, целиком социо-культурное образование. Можно встретить и такое определение: личность - это субъект, свободно определившийся, выработавший свою позицию в пространстве культуры и времени истории.

Но занять позицию в отношениях с другими невозможно раз и навсегда. В каждой точке существования вновь и вновь возникает необходимость свободного и самостоятельного выбора, неизбежность принятия на себя ответственности за свои действия перед другими и самим собой. А потому личность - это не раз и навсегда сформированное качество, состояние, структура или уровень. Личность - это способ действий, образ бытия; это - субъект поступания. Следовательно, человек каждый раз должен утверждать себя как личность, он должен выбирать и отстаивать собственные позиции, начиная со школьного возраста и до глубокой старости. Личность есть специфический способ существования человека. Можно говорить об особом личностном бытии человека. Личностным способом человек может и не жить: он может жить, например, индивидным (в патологии), субъектным способом, душевными пристрастиями и влечениями.

Личностный способ бытия есть исходный уровень культурной и духовной жизни человека. С христианской точки зрения, только на уровне личностного бытия человек оказывается способен к прямому, личному, непосредственному обращению к Богу. Действия человека как личности, его поступки ориентированы на других людей, на нормы и ценности общественной жизни. Но в общественной жизни духовность может быть представлена в различной мере. Личность может утверждать себя и на негативных нормах и ценностях, существующих в человеческой культуре. Потому личность нельзя рассматривать только с положительным знаком. Особенно наглядно это проявляется в так называемых исторических личностях. Среди исторических личностей много героев и прогрессивных деятелей, но и немало злодеев и "темных личностей"..

Подобные документы

    Определения, виды и классификации страха. Теоретические направления в исследованиях данного феномена. Возрастные особенности его возникновения и переживания. Факторы, влияющие на возникновение эмоции страха, методы его преодоления и коррекции у детей.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Рассмотрение страха как базовой эмоции человека, сигнализирующей о состоянии опасности. Основные функции страха и сопутствующих ему эмоциональных состояний: сигнальная, защитная, адаптационная и поисковая. Шкала Занга для самооценки тревожных расстройств.

    реферат , добавлен 23.03.2013

    Понятие страха в современной детской психологии. Причины проявления, взаимосвязь и взаимообусловленность страха, тревожности и стресса. Проблема дифференциации страха от других эмоций. Выявление эффективности психолого-педагогической коррекционной работы.

    дипломная работа , добавлен 11.09.2014

    Интерпретации понятия страха. Анализ различных точек зрения на его природу, его классификаций, функций, причин возникновения и форм проявления. Исследование общих и специфических особенностей объектов чувства страха у детей младшего школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2014

    Психологическая характеристика страха и причин его возникновения. Изучение тревоги как психического состояния. Обоснование методик исследования видов и переживания страха и тревоги спортсменами-фигуристами. Приемы преодоления страха и тревоги в спорте.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2015

    Истоки и причины возникновения страха. Стоит ли стремиться к "свободе от страданий". Об истинном благополучии или каждому случалось быть трусом. Мужество "веры" в современной формулировке Э. Фромма. Экстремальные формы страха. О "внутренней совести".

    книга , добавлен 09.11.2010

    Природа страха. Синдромы тревоги и страха как степени тяжести единого анксиозного состояния. "Установка" - предвзятость, избирательность и произвольная окраска восприятия. Страх опасности, неопределенности, действия, потери денег, привязанности и любви.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2011

    Значение страха и его причины. Страхи, дошкольный возраст и семейная обусловленность. Опытно–экспериментальная часть, изучение основных причин: страх в жизни ребёнка, как и в жизни всего человечества, положительное и творческое влияние на нашу душу.

    курсовая работа , добавлен 28.03.2012

    Общая характеристика понятий страха и фобии. Описание методики эмоционально-образной трансформации. Активное воображение. Образная сфера человека. Кататимное переживание. Описание психокоррекционной работы со страхами. Внушение стереотипов поведения.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2010

    Четыре исходные эмоции: радость, страх, гнев и удивление. Три стадии проявления аффекта, схема различительных признаков физиологического и патологического аффектов. Социально обусловленные причины страха, этапы в развитии стрессового состояния.

 

 

Это интересно: