→ Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей. «Пожарные автолестницы Зил 131 с пожарной лестницей схема автомобиля

Тактико - техническая характеристика пожарных автомобилей. «Пожарные автолестницы Зил 131 с пожарной лестницей схема автомобиля

Автолестница на шасси автомобиля ЗиЛ-131 относиться к специальным и предназначена для доставки пожарного расчёта к месту пожара и выполнения следующих работ на пожаре:

  • подъёма пожарных на верхние этажи здания для организации эвакуации людей или тушения пожара;
  • эвакуация людей в случае невозможности использования стационарных эвакуационных путей или других средств;
  • подачи огнетушащих средств на высоты;
  • как наблюдательный пункт при штабе пожаротушения;
  • для закрепления прожекторов и освещения места пожара;
  • для подъёма и перемещени ягрузов при разборке конструкций.

Конструкция

На шасси автомобиля установлено опорное основание, состоящее из рамы, 4 выдвижных опор и механизма выключения рессор. Опорная рама состоит из 2 боковых листов, которые заклёпками крепятся к лонжеронам автомобиля.

Боковые листы соединены между собой поперечинами, к которым приварено поворотное кольцо. На повортоном кольце установлена подъёмно-поворотная рама, которая служит для размещения на ней комплекта колен лестницы и обеспечивает поворот на 360°, подъём и опускание колен. Подьёмная рама имеет сварную конструкцию, состоит из 2 боковых опор, поперечин, передних и задних опорных дуг для выравнивания комплекта колен. Комплект колен крепится к подъёмной раме шкворнем. Летница состоит из 4 колен, соединённых между собой телескопически.

При увеличении длины лестницы колена перемещаются на роликах. Колена летсницы выполнены в виде пространственной решётки и изготовлены из низколегированной стали 10 ХСНД. Выдвигание комплекта колен осуществляется с помощью системы стальных канатов и блоков. Подъём и опускание лёстницы осуществляется при помощи 2 гидроцилиндров. Фиксация штоков осуществляется при помощи гидрозамков и фрикционных захватов.

Приводы лебёдки выдвигания и поворота — от гидромоторов. Рабочая жидкость (масло) в гидросистему подаётся из бака гидронасосом. Гидронасос имеет привод от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности. В случае отказа основного гидронасоса имеется аварийный с приводом от электродвигателя постоянного тока, который позволяет опустить лестницу в транспортное положение. Автолестница оснащена системой сигнализации и блокировок.

Разработка и производство

Автолестница модели ПМ-506 разработана на Торжокском заводе противопожарного оборудования для замены автолестницы модели Л21. Серийное производство организовано в 1984 году.

Тактико-техническая характеристика

АЛ-30(131)ПМ506Д

Наименование параметра Показатель
Базовое шасси ЗиЛ-131Н
Колесная формула 6 × 6
Полная масса 10185 кг
Габаритные размеры: 11000 мм
Двигатель:

· мощность

карбюраторный
Число мест боевого расчёта 3 человека
Максимальная скорость 80 км/ч
Максимальная длина полностью выдвинутой лестницы 30 метров (или на крышу 10-ти этажного здания)
Максимальный вылет с рабочей нагрузкой 16 метров
160 кг
Диапазон угла подъёма комплекта колен от 0 0 до 75 0
Грузоподъёмность при использовании в качестве крана (при сдвинутых коленах) 1000 кг

Порядок работы на АЛ-30

Очередная сборка модели из серии пожарных автомобилей, но на этот раз, это автолестница АЛ-30 на базе ЗИЛ-131. Модель должна получиться довольно интересной, ибо при желании, есть возможность собрать лестницу поворотной и раскладывающейся, да и опорные лапы тоже можно сделать складывающимися. Теперь немного о грустном, с этим набором АВД переплюнул сам себя, в плане наплевательского отношения к нам, то есть к своим клиентам. Собрал уже несколько моделей из серии "Автомобиль в деталях" и чуть ли не через раз попадаются наборы с недостачей. То железные оси не докладывают, то лесенки потеряют, но как правило, теряют или не докладывают мелкие детали.

Здесь же умудрились не доложить аж три детали, две из них далеко не со спичечную головку. Вначале подумал что это я такой счастливчик, но как оказалось, даже на популярных интернет-магазинах, в обзорах содержимого данного конструктора выложены фотки литников с такими же недостачами. Странно что железную кабину положили в набор, хотя АВД ещё есть к чему стремиться, так что возможно скоро по полнабора будут выпускать или вообще пустые коробки:-) Что-то я сильно сомневаюсь что Tamiya или Revell так же часто косячат, хотя не берусь судить, ибо давно уже не собираю конструкторы этих фирм. В общем берите на заметку, ибо если надумаете покупать такой набор с лестницей АЛ-30, то прежде чем выбросить кассовый чек и начать склеивать модель, стоит проверить содержимое набора, и если что, нести его обратно в магазин и качать свои права:-)

Собственно на фото ниже, пометил каких деталей не хватает в данном наборе. На верхней же фотке, сами кастрированные литники. Подозреваю что по каким то причинам, партию литников ссыпали в дальний угол производства. Но со временем всё же подмели с пола веником, расфасовали и разложили по коробкам, ибо при распечатывании этого конструктора, некоторые рамки были покрыты толстым слоем пыли (не алмазной).

Начинаем потихоньку собирать модель, обклеивая раму машины разнообразными деталями.

Так как сиденье оператора автолестницы мне не доложили, решил приспособить сидушку из остатков предыдущих наборов АВД (фото ниже).

Недостающие детали под номером 14 и 15, в основном прикрывают днище машины. Поэтому пришлось из огрызков пластика, частично восстанавить его (фото ниже).

Второй фрагмент направляющего короба для выдвижных опор, который должен был быть на недостающей детали под номером №14, решил отлить из смолы. Так как его конструкция довольно сложна для ручного изготовления, и в то же время примитивна для отливки, так как имеет конусовидную форму (фото ниже). Благо эта деталь в наборе повторяется (№17) и поэтому есть с чего делать копию.

Чтобы опорные лапы не выдвигались под собственным весом, вклеил полоски картона внутрь направляющего короба (фото ниже). Хотя лучше было бы вклеить полоски ткани, она лучше подошла бы на роль уплотнителя.

После сборки лестницы, решил немного сточить пластика со всех направляющих, так как все эти фрагменты довольно плотно собираются воедино и соответственно туго выдвигаются. А учитывая что ещё будет слой алюминиевой краски, то есть вероятность что из-за такой плотной сборки, тяжело будет разложить лесенку или же краска очень быстро слезет с направляющих. В общем с направляющих шипов, лишний пластик снял стамеской (фото выше), ибо этот способ быстр и лёгок. А из пазов выбрал его с помощью абразива (фото ниже), который соскрёб с наждачной бумаги. То есть тупо использовал песок вместо смазки, чтобы при складывании и раскладывании секций лестницы, он сжирал лишний пластик с направляющих. После того как ход лестниц стал более-менее лёгким и свободным, помыл их и окрасил эмалью.

Как обычно грунтуем всё это дело. После просушки грунта, покрыл красной эмалью KUDO (KU-4090) В моём случае, это опять таки автоаэрозоль, которая плоха тем, что очень жидкая и соответственно плохо укрывает поверхность. Особенно хорошо это заметно на всевозможных швах и углах модели, ибо просвечивается светлая или тёмная основа, приходится на некоторые детали наносить второй слой эмали. Поэтому советую использовать вам специальные краски для моделизма, минус которых - цена, объём, возня с аэрографом.

Лестницы не грунтовал, чтобы не наращивать слои краски на направляющих. Окрашивал же их в два слоя, алюминиевой эмалью KUDO (KU-1025). Перед этим испробовал её на пустых рамках литника, как оказалось, да же без грунтовки держится на голом пластике эта эмаль довольно крепко, ногтем соскребается очень и очень плохо.

После того как хорошо просушили все фрагменты лестницы, собираем её воедино.

Слегка поспешил и установил стёкла на кабину, хотя сперва нужно было бы нанести белые полосы и окрасить двери, так как скотч может испачкать клеем пластиковые стёкла, а все эти лишние протирания могут оставлять микро-царапины на пластиковом глянце.

После нанесения белых полос и окраски дверей, собираем и устанавливаем кабину на раму модели.

Наклеиваем на модель декали, зеркала, фонари и прочие элементы отделки. После чего, в зависимости от назначения, окрашиваем все эти прозрачные фонари цветными лаками (фото ниже).

На завершающем этапе, устанавливаем кассету с фрагментами лестницы на своё место, после чего, делаем небольшой фотоотчёт (фотки ниже) и ставим модель пылиться на полку:-)

В целом модель практически всем устраивает, разве что, отверстие на бампере немного напрягало. А так как недавно начал собирать вот эту техничку , с которой в комплекте как раз таки идёт эта лебёдка, то решил кое-как скопировать её, сделав слепок в желатине и отлить с его помощью копию этой детали из смолы (фото выше). Конечно эта машина больше заточена для рассекания по многоэтажным бетонным джунглям, а не для того чтобы топиться в болоте по самые зеркала. Но уж очень просилась эта лебёдка на своё место, тем более, думаю её можно использовать для оттаскивания всяких машин мешающих проезду.

Общие сведения

На современном этапе промышленностью освоен выпуск множества моделей высотной спасательной техники (пожарные автолестницы и автоподъемники).

Вместе с тем, в настоящее время АЛ-30(131)ПМ-506Д постепенно вытесняется более современными моделями пожарных автолетниц. Связано это в первую очередь со снижением объемов производства грузовых автомобилей ЗИЛ-131 (а т.ж. "Амур") и внедрением новых шасси.

Модернизация проведена с целью повышения технических показателей автолестницы.

Модель АЛ-30(131)ПМ-506В отличается от АЛ-30(131)Л21 немного увеличенной высотой подъёма - каждому из колен автолестницы добавили 30 см.

Модель АЛ-30(131)ПМ-506Д отличается от АЛ-30(131)ПМ-506В основательно переработанной поворотной частью. Заменена гидравлика и органы управления.

Механизм блокировки рессор

Механизм блокировки рессор предназначен для повышения устойчивости автолестницы при работе. Механизм состоит из гидроцилиндра блокировки рессор, закрепленного на задней рессоре и каната, который перекинут через шток и концами соединен с балками среднего и заднего мостов.

При выдвигании передних опор рабочая жидкость одновременно подается в поршневую полость гидроцилиндра блокировки рессор. Шток выдвигается, натягивает канат и блокирует рессору, не позволяет ей распрямляться. При сдвигании опор рабочая жидкость подается в штоковую полость, шток вдвигается, канат ослабляется, рессора разблокируется. Фиксация штока осуществляется запиранием полостей гидроцилиндра блокировки рессор гидрозамком.

Меры безопасности

Запрещается эксплуатации автолестницы не прошедшей технического освидетельствования.
При эксплуатации автолестницы ЗАПРЕЩАЕТСЯ:
  • допуск к управлению автолестницы лиц, не имеющих специального удостоверения;
  • пребывание посторонних лиц на автолестнице во время ее работы;
  • находиться под поднятыми коленами;
  • производить подъем лестницы, пока люди не будут находиться на безопасном для них расстояний;
  • работать под линиями электропередач и ближе 30 м от них;
  • нахождение на лестнице и перемещение по ней людей сверх нормы, указанной в п. 10.6.1 инструкции по эксплуатации;
  • работать при неисправной гидросистеме;
  • работать на поверхности с уклоном более 6°;
  • работать с поднятыми опорами;
  • работать, не убедившись в правильной установке тарелок на грунт и в надежной твердости грунта;
  • работать при незаблокированных рессорах;
  • оставлять без надзора с земли автолестницу с поднятыми коленами;
  • работать без растяжных веревок при скорости ветра более 10 м/с;
  • работать при обнаружении неисправностей гидрозамков, элементов крепления, возникновении опасных колебаний колен и до устранения обнаруженных дефектов;
  • работать в ночное время на неосвещенной площадке и без освещения обслуживаемого объекта;
  • работать без колодок под передним правым или левым колесами;
  • работать при отказе системы блокировки поля движения;
  • работать с отключенной автоматикой боковою выравнивания;
  • проведение маневров лестницы при наличии на ней людей;
  • регулировка предохранительного клапана при выполнении движений;
  • работать при отсутствии питания в системе электрооборудования, так как в это время автоматика и блокировка не действует;
  • выполнение операций при нагреве рабочей жидкости в системе свыше допустимой температуры;
  • поднимать груз с оттяжкой его в сторону;
  • поднимать груз примерзший, заваленный другими предметами и привинченный;
  • работа ручным стволом с неопёртой вершиной лестницы;
  • смазывать беговые дорожки, по которым движутся задние ролики.
Поле движения - зона, находясь в которой вершина лестницы может быть натужена полностью на величину, указанную в технической характеристике.

Устойчивость автолестницы при работе зависит от опрокидывающею момента, действующего на лестницу, который не может превышать определенной расчетной величины. Поэтому вылет лестницы не может быть больше указанного на и ограничивается при работе автоматикой.

При выполнении выдвигания и опускания надо быть особенно внимательным, так как эти два движения ведут к увеличению вылета лестницы и опрокидывающего момента.

Действие автоматики, следящей за вылетом лестницы, необходимо контролировать по световым сигналам и по указателю длины выдвижения на пульте управления.

После окончания работы автолестницы коробка отбора мощности должна быть отключена. Передвижение автомобиля с включенной коробкой отбора мощности ЗАПРЕЩАЕТСЯ .

При подготовке к работе, техническом обслуживании и ремонте необходимо соблюдать правила техники безопасности, принятые для автомобильного транспорта и грузоподъемных машин.

Для обеспечения безопасности необходимо один раз в месяц, но не реже чем через 50 часов работы автолестницы:

Подготовка к работе

"Боевая" работа автолестницы

Пожарной автолестницей называют пожарный автомобиль, на базовом шасси которого установлена несущая рама с исполнительным механизмом подъемника. Существующие модификации пожарных автолестниц имеют от трех до шести выдвижных пролетов с высотой подъема стрелы - 11 ÷ 62 метра.

Пожарные автолестницы служат для подъема боевого расчета на высоту, эвакуации людей, доставки в зону горения огнетушащих веществ и пожарного оборудования. Стационарный выдвижной подъемно-спускной механизм применяют при разборке конструкций, мониторинге ситуации. Добавочное колено лестницы, в ночное время суток, используют для крепления осветительных прожекторов.

Общие элементы конструкций

Платформу основания, с подъемно-поворотной конструкцией и опорной стойкой для пакета колен, монтируют на базовое шасси ГАЗ, ЗИЛ , МАЗ, КамАЗ , Урал или «Татра». Колесная формула (6х6 или 6х4) и дизельный двигатель гарантируют высокую проходимость специализированного автотранспорта.

Выносные опоры - механические или гидравлические аутриггеры, служат для фиксации и равномерного распределения нагрузки АЛ при производстве пожарных и спасательных работ. Манипуляции с выдвижными опорами производят с пульта на задней панели платформы шасси.

Действия пожарных-спасателей в границах рабочей зоны автолестницы обеспечивает механизированное, поворотно-выдвижное устройство, пакет телескопических колен . Механизм стрелы приводит в рабочее положение силовая группа (коробка отбора мощности, гидронасос, масляный бак, фильтр, аварийный привод, трубопроводы и гидроаппаратура управления). Подъем, поворот и выдвигание колен автолестницы производят с основного пульта.

При полностью собранном комплекте колен, автолестница может выполнять функции автокрана. Штатную проушину используют для крепления стропов. Масса груза пропорциональна значению вертикального угла, образованного осью вращения установки и стрелы. Предельную рабочую нагрузку определяет угол подъема стрелы.

Дополнительно АЛ оборудуют лифтами, стационарными или быстросъемными люльками. Лифты скользят по направляющим выдвижной стрелы неподвижной автолестницы.

Дополнительный пульт управления располагают на рабочем месте оператора, в люльке. Наличие высотного манипулятора исключает одновременное использование основного пульта. Современные модели пожарных автолестниц комплектуют эластичным спасательным рукавом, для экстренной эвакуации людей с высоты.

Основное электрооборудование пожарной автолестницы - штатная бортовая сеть базового шасси автомобиля, которая является источником постоянного тока для вспомогательного электрооборудования установки. Сеть световой и звуковой сигнализации, переговорные устройства, систему освещения, блокировку, индикатор крена, блок управления горизонтированием, аварийный привод комплекта колен и аутриггеров в транспортное положение подключают по однопроводной схеме.

Две резервные аккумуляторные батареи, с номинальным напряжением 12 Вольт, используют в качестве дополнительного источника питания электрооборудования. В случае отказа бортовой сети, аварийный привод позволяет перевести автолестницу в положение для транспортировки.

В комплект автолестницы входит пожарно-техническое вооружение, закрепленное за пожарным автомобилем, запасные части, инструменты и материалы. Оборудование транспортируют к месту пожара в специальных, водо- и пыленепроницаемых, отсеках на платформе автолестницы.

Маркировку располагают в доступном для обозрения месте АЛ. На табличке указывают страну и товарную марку производителя, тип АЛ, заводской №, дату производства и соответствие сертификату.

АЛ-30

Лестница сформирована из четырех однотипных звеньев, каждое из которых состоит из 2-х, жестко соединенных ступенями и распорками, ферм. Вспомогательное звено монтируют на вершине первого колена, и выдвигают вручную. Дополнительное колено нельзя использовать в качестве опоры.

Материал изготовления пролетов лестницы - высокопрочная низколегированная сталь. Тетивы выполнены из облегченного проката специального профиля. Узлы, которые воспринимают основную нагрузку, усиливают парным исполнением.

Пожарная автолестница АЛ-30 на базе КамАЗ-43502

Соединение колен телескопическое. Звенья перемещаются относительно друг друга при помощи гидрополиспастов, системы опорных и направляющих роликов, шайб и упоров. Звенья автолестницы складываются под действием силы собственного веса. Угломер-отвес, установленный на второй ступеньке нижнего колена, показывает угол наклона автолестницы.

Технические характеристики АЛ-30:

  • полная длина вылета стрелы, с учетом линейного размера дополнительного колена - 30 метров;
  • угол подъема по вертикали - от -7° до +73°
  • масса груза, при использовании АЛ-30 в качестве крана - 1 тонна;
  • угол поворота автолестницы вокруг своей оси - 360°;
  • максимальная длина вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению - 16 м;
  • тип привода лестницы - гидравлическая трансмиссия;
  • тип базового шасси ЗИЛ-131, КамАЗ-43114, Урал-4320, TATRA-Т815, МАЗ-53373;
  • рабочий расход огнетушащего состава штатного лафетного ствола - 20 л/с;
  • состав экипажа - 3 человека (водитель в том числе).

Лафетный ствол (гребенку) устанавливают по верхнему краю первого колена. Рукав прокладывают по средней линии ступеней и крепят к поверхности рукавными задержками. При работе со штатным огнетушащим оборудованием, лестницу выдвигают на 2/3 общей длины, угол наклона стрелы составляет 55÷60°.

АЛ-50

Пожарная автолестница АЛ-50 транспортирует боевой расчет, пожарно-техническое вооружение и вспомогательное оборудование к месту пожара. Подъемно-поворотный механизм АЛ-50 используют для проведения спасательных, противопожарных и аварийно-восстановительных работ на высоте до 50 метров.

Привод подъемного устройства автолестницы АЛ-50 комбинированный. Управление силовой группы облегчают электрогидравлические блоки.

Технические характеристики АЛ-50:

  • полная высота стрелы - 50 метров;
  • масса рабочей нагрузки на вершину лестницы - 300 кг при вылете 16 м и 100 кг - 20 м;
  • при использовании АЛ-50 в качестве крана масса груза 2 тонны;
  • угол наклона стрелы, при производстве пожарных и спасательных работ от — 4° до + 75°;
  • поворот автолестницы вокруг своей оси 360°;
  • максимальное значение длины вылета стрелы, с нагрузкой верхней части, при выполнении работ по пожаротушению 16 м;
  • тип привода лестницы - комбинированный (электрогидравлические блоки управления);
  • тип базового шасси КамАЗ-53229 (с низкой кабиной и колесной формулой 6х4), Volvo FL 626;
  • расход лафетного ствола - 20 л/с;
  • состав боевого расчета - 3 человека (водитель, в том числе).

 

 

Это интересно: