→ Ту 160м2 технические характеристики скорость. Авиация россии. Общие особенности конструкции

Ту 160м2 технические характеристики скорость. Авиация россии. Общие особенности конструкции

Кому суждено ползать, летать не может (с). Ну ничего. Однако, самолеты восхитительны, особенно боевые. В них сочетается прелесь и тяга к оружию и бесконечное непонимание душой, как такая масса может так грациозно летать! Предлагаю посмотреть интересные фотографии и узнать что то новое о гордости советской/россйской авиации.


Ту-160 (по классификации НАТО Blackjack) - сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец, обладающий крылом изменяемой стреловидности, создан ОКБ Туполева в 1980-х годах. Состоит на вооружении, начиная с 1987 года. В составе ВВС России в настоящее время находится 16 стратегических ракетоносцев Ту-160. Данный самолет является самым большим в истории военной авиации сверхзвуковым самолётом и самолётом с крылом изменяемой геометрии, а также самым тяжелым среди всех боевых самолетов мира. Ту-160 обладает крупнейшей среди всех существующих бомбардировщиков максимальной взлётной массой. Среди российских пилотов самолет имеет прозвище «Белый лебедь».


Работы над созданием стратегического бомбардировщика нового поколения были начаты в ОКБ А. Н. Туполева в 1968 году. В 1972 году проект многорежимного бомбардировщика, обладающего крылом изменяемой стреловидности, был готов, в 1976 году прошла эскизная защита проекта Ту-160, а уже в 1977 году ОКБ им. Кузнецова начало работы над созданием двигателей для нового самолета. Первоначально его собирались вооружить высокоскоростными ракетами Х-45, но в дальнейшем от этой идеи отказались, отдав предпочтение малогабаритным дозвуковым крылатым ракетам типа Х-55, а также аэробаллистическим гиперзвуковым ракетам Х-15, которые размещались на многопозиционных пусковых установках внутри корпуса.

Первый самолет.

Толчком к разработке проекта нового стратегического бомбардировщика послужило начало работ в США над проектом будущего В-1.К проектированию самолета приступили два авиационных конструкторских бюро: ОКБ П.О.Сухого (Московский машиностроительный завод "Кулон") и только что восстановленное ОКБ В.М.Мясищева (ЭМЗ - Экспериментальный машиностроительный завод, расположенный в г. Жуковском). ОКБ А.Н.Туполева (Московский машиностроительный завод "Опыт") было загружено другими темами и, скорее всего, по этой причине к работе по новому стратегическому бомбардировщику на этом этапе не привлекалось.

Был объявлен конкурс. К началу 70-х годов оба коллектива, основываясь на требованиях полученного задания и предварительных тактико-технических требованиях ВВС, подготовили свои проекты. Оба конструкторских бюро предлагали четырехдвигательные самолеты с крылом изменяемой стреловидности, но совершенно разных схем.М-18 ОКБ Мясищева признан победителем в конкурсе 1972 года.

Однако, это ОКБ (только что возрождённое) не имело своей производственной базы и воплощать в металл самолёт было негде. ОКБ Сухога специализировалось на истребителях и фронтовых бомбардировщиках. После череды интриг на правительственном уровне строить стратегический бомбардировщик поручили Туполеву, в конструкторское бюро которого передали проектную документацию из ОКБ Мясищева и Сухого

Менялись и ТТЗ на самолёт, т.к. в то время интенсивно шли переговоры по ОСВ (ограничение стратегических вооружений). В семидесятых годах появилось новое оружие - крылатые низко высотные ракеты большой дальности (свыше 2500 км), летящие с огибанием рельефа местности. Это в корне изменило стратегию использования стратегических бомбардировщиков.

Натурный макет нового бомбардировщика был утвержден в 1977 году. В этом же году на опытном производстве ММЗ «Опыт» в Москве приступили к сборке партии из 3-х опытных машин. Крыло и стабилизаторы для них производились в Новосибирске, фюзеляж изготавливался в Казани, опоры шасси - в Горьком. Окончательная сборка первой опытной машины была произведена в январе 1981 года, самолеты Ту-160 с номерами «70-1» и «70-3» предназначались для проведения летных испытаний, а самолет с номером «70-02» для статичных испытаний.

18 декабря 1981 года состоялся первый полет многорежимного стратегического бомбардировщика ТУ-160.

Первый полет самолет с заводским номером «70-01» состоялся 18 декабря 1981 года (командиром экипажа был Б. И. Веремей), а 6 октября 1984 года в воздух поднялась машина с заводским номером «70-03», которая уже имела полный комплект оборудования серийного бомбардировщика. Еще через 2 года, 15 августа 1986 года ворота сборочного цеха в Казани покинул 4-й серийный бомбардировщик, который стал первым строевым. Всего же в выполнении летных испытаний было задействовано 8 самолетов двух опытных серий.

В ходе проведения госиспытаний, которые были завершены в середине 1989 года, с борта бомбардировщика-ракетоносца было произведено 4 успешных пуска крылатых ракет Х-55, которые были основным оружием машины. Также была достигнута максимальная скорость горизонтального полета, составившая без малого 2200 км/ч. При этом в ходе эксплуатации скоростной порог решили ограничить скоростью в 2000 км/ч, что в основном было обусловлено сохранением ресурса двигательной установки и планера.


Кликабельно

Первые 2 опытных стратегических бомбардировщика Ту-160 были включены в состав строевой части ВВС 17 апреля 1987 года. После распада СССР практически все имеющиеся на тот момент серийные машины (19 бомбардировщиков) остались на территории Украины, на авиабазе в городе Прилуки. В 1992 году бомбардировщики данного типа начинают поступать на вооружение 1-го ТБАП ВВС России, который базировался в Энгельсе. К концу 1999 года на данной авиабазе находилось 6 самолетов Ту-160, еще часть машины находилась в Казани (в стадии сборки) и на аэродроме в Жуковском. В настоящее время большая часть российских Ту-160 носят индивидуальные названия. К примеру, в составе ВВС имеются самолеты «Илья Муромец» (такое имя носил первый в мире тяжелый бомбардировщик, который был построен в России в 1913 году), «Михаил Громов», «Иван Ярыгин», «Василий Решетников».


Кликабельно 1920 рх

Высокие характеристики российского стратегического бомбардировщика были подтверждены установлением 44 мировых рекордов. В частности, с полезной нагрузкой в 30 тонн самолет совершил полет по замкнутому маршруту протяженностью в 1000 км. со скоростью 1720 км/ч. А в полете на дальность в 2000 км., имея взлетную массу в 275 тонн самолет смог достичь средней скорости 1678 км/ч, а также высота полета в 11 250 м.


Кликабельно 1920 рх , кому на обои....

В ходе серийного изготовления бомбардировщик подвергался ряду усовершенствований, которые обуславливались опытом его эксплуатации. К примеру, было увеличено число створок для подпитки двигателей самолета, что позволило увеличить устойчивость ТРДДФ (двухконтурный турбореактивный двигатель с форсажной камерой) и упростить их управляемость. Замена ряда элементов конструкции с металлических на углепластиковые позволила в некоторой мере снизить массу самолета. Люки оператора и штурмана были оснащены перископами заднего обзора, также было доработано программное обеспечение и внесены изменения в гидросистему.

В рамках реализации многоэтапной программы по снижению радиолокационной заметности на каналы воздухозаборников и обечайки было нанесено специальное графитовое радиопоглощающее покрытие, также радиопоглощающей краской был покрыт и нос самолета. Удалось реализовать меры по экранированию двигателей. Введение в остекление кабины сетчатых фильтров позволило устранить переотражение радиолокационного излучения от ее внутренних поверхностей.

На сегодняшний день стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160 является наиболее мощной боевой машиной в мире. По составу вооружения и своим основным характеристикам он существенно превосходит американский аналог - многорежимный стратегический бомбардировщик В-1В «Лансер». Предполагается, что дальнейшее проведение работ по совершенствованию Ту-160, в частности расширение и обновление состава вооружения, а также установка нового БРЭО, сможет еще больше увеличить его потенциал.

Бомбардировщик Ту-160 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с изменяемой геометрией крыла. Особенностью конструкции планера самолета является интегральная схема аэродинамической компоновки, согласно которой неподвижная часть крыла образует с фюзеляжем единое целое. Такое решение позволило наилучшим образом использовать внутренние объемы планера для размещения топлива, грузов, различного оборудования, а также снизить количество конструктивных стыков, что привело к снижению массы конструкции.

Планер бомбардировщика производится в основном из сплавов алюминия (В-95 и АК-4, термообработанных для увеличения ресурса). Консоли крыла изготавливаются из титановых и высокопрочных алюминиевых сплавов и пристыковываются к шарнирам, позволяющим изменять стреловидность крыла в диапазоне от 20 до 65 градусов. Доля титановых сплавов в массе планера бомбардировщика равняется 20%, также используются стеклопластики, широко применяются клееные трехслойные конструкции.

Экипаж бомбардировщика, состоящий из 4-х человек, располагается в единой просторной герметичной кабине. В передней ее части установлены кресла первого и второго пилотов, а также штурмана-оператора и штурмана. Все члены экипажа размещаются в катапультируемых креслах К-36ДМ. Для повышения работоспособности операторов и летчиков во время совершения длительного полета, спинки кресел оснащены подушками с пульсирующим воздухом для массажа. В задней части кабины пилотов располагается малогабаритная кухня, откидная койка для отдыха и туалет. Самолеты поздних моделей выпуска оснащались встроенным трапом.

Шасси самолета трехопорное с 2-мя управляемыми колесами передней опоры. Основные опоры шасси имеют качающуюся амортизационную стойку и находятся за центром массы бомбардировщика. Они имеют пневматические амортизаторы и трехосные тележки по 6 колес. Шасси убирается в небольшие ниши в фюзеляже назад по полету бомбардировщика. Щитки и аэродинамические дефлекторы, предназначенные для прижатия воздуха к ВПП, отвечают за защиту воздухозаборников двигателей от попадания в них грязи и осадков.

Силовая установка Ту-160 включает в себя 4 двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажной камерой НК-32 (созданы ОКБ Н. Д. Кузнецова). Двигатели серийно производятся в Самаре с 1986 года, до середины 1990-х годов они не имели аналогов в мире. НК-32 - один из первых в мире серийных двигателей, при проектировании которого были приняты меры по уменьшению ИК и радиолокационной заметности. Двигатели самолета расположены попарно в мотогондолах и разделены между собой специальными противопожарными перегородками. Двигатели функционируют независимо друг от друга. Для реализации автономного энергоснабжения на Ту-160 была установлена также отдельная вспомогательная газотурбинная силовая установка.


Кликабельно 2200 рх

Бомбардировщик Ту-160 оснащается прицельно-навигационным комплексом ПРНК, состоящим из оптоэлектронного бомбардировочного прицела, обзорно-прицельной РЛС, ИНС, СНС, астрокорректором и бортовым комплексом обороны «Байкал» (контейнеры с дипольными отражателями и ИК-ловушками, теплопеленгатор). Также имеется многоканальный цифровой комплекс связи, который сопряжен со спутниковыми системами. В БРЭО бомбардировщика задействовано более 100 специальных ЭВМ.

Бортовой комплекс обороны стратегического бомбардировщика гарантирует обнаружение и классификацию РЛС системы ПВО противника, определение их координат и последующее их дезориентирование ложными целями, либо подавление мощными активными помехами. Для проведения бомбометания применяется прицел «Гроза», который обеспечивает поражение различных целей с высокой точностью в дневных условиях и при недостаточном уровне освещенности. Теплопеленгатор для обнаружения ракет и самолетов противника с задней полусферы находится в крайней задней части фюзеляжа. В хвостовом конусе находятся контейнеры с дипольными отражателями и ИК ловушками. В кабине пилотов находятся стандартные электромеханические приборы, которые в целом аналогичны установленным на Ту-22М3. Управление тяжелой машиной осуществляет при помощи ручки управления (джойстика), как на истребителях.

Вооружение самолета размещается в 2-х внутрифюзеляжных грузовых отсеках, в которых может находиться разнообразная целевая нагрузка общей массой до 40 тонн. Состав вооружения может состоять из 12 дозвуковых крылатых ракет X-55 на 2-х многопозиционных пусковых установках барабанного типа, а также до 24 гиперзвуковые ракет Х-15 на 4 ПУ. Для уничтожения малоразмерных тактических целей самолет может применять корректируемые авиационные бомбы (КАБ) массой до 1500 кг. Также самолет может нести до 40 тонн обычных свободнопадающих бомб. В перспективе комплекс вооружения стратегического бомбардировщика может существенно усилиться за счет включения в его состав новых высокоточных крылатых ракет, к примеру, X-555, предназначенных для уничтожения как тактических, так и стратегических наземных и морских целей практически всех возможных классов.

В четверг на лётно-испытательной станции Казанского авиационного завода им. С.П. Горбунова представили новый Ту-160. Согласно планам Министерства обороны России с 2021 года в стране должно начаться серийное производство стратегических ракетоносцев Ту-160М2. Программа по модернизации легендарного «Белого лебедя» и созданию на его основе современных воздушных судов обеспечит обороноспособность государства вплоть до появления преемника Ту-160 - Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Каким будет новый российский стратегический ракетоносец - в материале RT.

Важность появления такой машины сложно переоценить — последний новый самолёт этого типа был передан в 121-й Гвардейский авиаполк ещё в 2008 году.

По мнению экспертов, программа по модернизации уже существующих стратегических ракетоносцев и строительству новых позволит обеспечить безопасность страны вплоть до появления преемника Ту-160 — Перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА)

По словам заместителя министра обороны Юрия Борисова, планируется закупить не менее 50 модернизированных Ту-160.

  • Ту-160
  • Reuters
  • Viktor Korotayev

О первом «выходе в свет» модернизированного стратегического ракетоносца Ту-160М2 на встрече с президентом России Владимиром Путиным доложил вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин.

«Вами было принято решение об укреплении российской ядерной триады, в том числе воздушной триады, и возобновлении производства на новой технической и технологической основе нашего стратегического авианосца Ту-160. Докладываю, что сегодня, как раз в дни, когда «Казанское авиационное производство имени Горбунова» празднует своё 90-летие, произошла выкатка из цеха», — сказал Рогозин на встрече с главой государства.

В свою очередь, Владимир Путин поздравил с этим событием российских авиастроителей.

«Поздравляю авиастроителей и думаю, что порадуем Министерство обороны. Это именно Минобороны настаивало на возобновлении этой версии Ту-160 на новой базе оправдавшего себя носителя — сверхзвукового самолёта», — сказал президент России.

Рогозин также заявил, что первый полёт стратегического ракетоносца состоится в феврале 2018 года, а в 2023 году начнётся серийная поставка «стратегов».

Начать с нуля

Несмотря на узнаваемый силуэт, модернизированные «лебеди» будут значительно отличаться от своих предшественников. По ряду ключевых параметров Ту-160 до сих пор нет равных в мире. Уникальный механизм уборки крыла, отсеки для вооружения, сверхмощные двигатели, работающие на топливе с добавлением двуокиси азота и способные разогнать машину с максимальной взлётной массой в 275 тонн до 2200 км/ч, — всё это не смогли повторить ни в одной стране мира.

Долгое время вопрос возобновления производства Ту-160 почти не обсуждался — необходимо было сохранить в пригодном для эксплуатации состоянии оставшиеся машины.

По мнению экспертов, появлению самолёта предшествовала огромная работа по восстановлению технологий с нуля. Электронно-лучевая сварка центроплана, схема стыковки крыльев с фюзеляжем и масштабное восстановление всей производственной кооперации — всё это делалось практически заново.

«Всё это нужно было восстанавливать с нуля. Особенно сложным этот процесс оказался ещё и потому, что в производстве участвуют даже не сотни, а тысячи смежных предприятий», — отметил в интервью RT эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.

Самые серьёзные опасения у специалистов вызывали двигатели — новых силовых установок НК-32 для самолётов Ту-160 давно не производили.

Одним из первых руководство Минобороны привлекло к работе над новой машиной самарское производственное объединение «Кузнецов», входящее в состав «Объединённой двигателестроительной корпорации».

Уже осенью 2017 года заместитель директора ПАО «Кузнецов» Сергей Павлинич заявил, что завод готов к производству модернизированных двигателей НК-32-02 для модернизированных Ту-160.

«Сложность производственной технологии заключается в том, что приходится восстанавливать уникальное оборудование, некогда созданное исключительно под производство Ту-160. Это касается как двигателей, так и планера», — рассказал в интервью RT военный эксперт Василий Кашин.

Глубокая модернизация

Помимо строительства Ту-160М2, глубокой модернизации должны подвергнуться уже состоящие на вооружении ВКС РФ ракетоносцы.

Единым для новых машин останется только планер. Бортовое радиоэлектронное оборудование, включая авионику, прицельно-навигационные и пилотажные приборы будут другими.

По сути, это будет совершенно другая машина, отмечают эксперты, для строительства которой понадобилось не только восстановить уникальные технологии авиастроительной промышленности, но и применить весь опыт защиты самолётов такого типа современными комплексами бортовой обороны.

Известно, что, помимо средств обнаружения ракет противника, модернизированный Ту-160М2 получит защиту от всех типов ракет. Принципиально новый комплекс защиты разрабатывают специалисты российского Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

«Мы понимаем, что там будет стоять принципиально новый комплекс обороны, который разрабатывается в новой опытно-конструкторской работе. Он будет защищать от всех возможных типов ракет. Комплекс будет обнаруживать цели на расстоянии в несколько сотен километров», — рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя генерального директора КРЭТ Владимир Михеев.

Эксперты отмечают, что глубокая модернизация самолетов Ту-160 до уровня Ту-160М и серийное производство Ту-160М2 неизбежно подтянут за собой и разработку перспективных средств поражения.

Часть из арсенала стратегических ракетоносцев уже испытана в бою: в Сирии экипажи дальней авиации отработали боевые пуски крылатых ракет Х-101 с дальностью полёта в несколько тысяч километров.

  • Сопровождение истребителем Су-30СМ бомбардировщика-ракетоносца Ту-160, выполнившего пуск крылатых ракет над Средиземным морем по объектам ИГ в Сирии
  • РИА Новости

«Стратег» на все времена

По состоянию на 2017 год ВКС уже получили пять Ту-160М. Это, можно сказать, экономичная модернизация, призванная расширить боевой потенциал самолета. Пользу от промежуточных модернизаций оценить сложно: достаточно вспомнить демонтированный (вероятно) оптико-телевизионный прицел: это при том, что роль бомбардировщиков в локальных конфликтах сейчас возрастает. А без применения относительно дешевых «умных» бомб, которые нужно наводить не только с помощью GPS/ГЛОНАСС, сделать по-настоящему полезный самолет затруднительно.

В свою очередь, серийный Ту-160М2 будет не просто машиной новой постройки: он станет совершенно новым самолетом в старой «обертке». Бомбардировщик получит новые вычислительные и бортовые системы и средства контроля, современную бесплатформенную инерциальную навигационную систему, усовершенствованные комплекс РЭБ и топливомерно-расходомерные системы, а также продвинутые системы управления вооружением. Будет, вероятно, «стеклянная кабина»: к слову то, чем не может похвастаться легендарный B-52. Новый двигатель НК-32 серии 02 будет более экономичным, нежели базовая версия, а значит, вырастет боевой радиус крылатой машины. Сейчас он составляет 7300 километров. В общем и целом, Ту-160М2 должен получить все то, чего так не хватало его предшественнику. Всего на первом этапе должны построить десять новых самолетов.

Замена задержится

Ранее проект Ту-160М2 столкнулся с жесткой критикой в свой адрес. Так, например, некоторые эксперты пытались навести на мысль, что России нужен не модернизированный «Белый лебедь», а Перспективный авиационный комплекс дальней авиации. Чисто концептуально он и правда смотрится выигрышней: при сопоставимых крейсерской скорости, дальности и (возможно) боевой нагрузке, ПАК ДА будет малозаметным, то есть, выполненным с широким применением технологии стелс.

Однако советы советами, а создание с нуля малозаметного стратегического бомбардировщика - архисложная задача, даже для США. Напомним, американцы произвели всего лишь 21 «стратег» B-2. При этом цена одной машины при столь малой серии достигла немыслимых двух миллиардов долларов. Проект можно назвать почти провальным, особенно с учетом того, что американцы, как ранее сообщили некоторые западные СМИ, уже готовятся к списанию этих самолетов. Можно почти не сомневаться, что «старик» B-52 переживет невидимку, которая создавалась, чтобы его заменить. Забавное обстоятельство.

По аналогии с B-2, бомбардировщик ПАК ДА должен стать самым сложным боевым авиационным комплексом во всей русской . Это означает, что сроки его принятия на вооружение могут сдвигаться еще множество раз: если самолет начнут эксплуатировать в 2030-м, это можно будет считать огромным успехом. Но вообще-то, для начала было бы неплохо его создать, а для этого нужно сделать сразу несколько технологических прорывов, в частности, в вопросе снижения радиолокационной заметности. Как мы знаем, к Су-57 в этом отношении есть целый ряд вопросов. С ПАК ДА все может быть еще сложней.

При всем при этом советские самолеты стареют. Нужно отметить и то, что для России стратегический бомбардировщик - не роскошь, а одно из важных средств защиты региональных и геополитических интересов. Поэтому производство глубоко модернизированных Ту-160 выглядит неплохим вариантом.

Что делать с существующим парком бомбардировщиков - другой вопрос. Проблема в том, что построенные еще в советские годы самолеты Ту-160 уже выработали часть ресурса, а кроме того, их обще количество составляет всего лишь шестнадцать единиц. Многочисленные Ту-95МС сильно устарели морально. Скорее всего, для них изберут вариант очень экономной модернизации, которая не позволит поставить машины в один ряд с B-52H. Ну и конечно следует сразу отмести в сторону абсурдный тезис о том, что заменить стратегические и дальние бомбардировщики смогут Су-34. По всем характеристикам эти ударные самолеты находятся намного ближе к Су-27, чем к «стратегам». В силу всего вышесказанного видится, что создание Ту-160М2 может, как минимум, подстраховать на случай разного рода непредвиденных ситуаций.

Цели и задачи

Другой аспект критики касался непосредственно боевых возможностей самолета Ту-160М2. Стоит сразу сказать, что критика применения стратегической авиации в гипотетическом ядерном конфликте во многом справедлива. Стратегические возможности крылатых ракет авиационного базирования несравнимо скромнее возможностей межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ). Это касается как скорости полета ракет и их дальности, так и массы боевой части. Поэтому бомбардировщики сейчас видятся не столько как средство ядерного сдерживания, сколько как орудие для локальных войн. Такое может быть очень эффективным, даже несмотря на высокую стоимость эксплуатации «стратегов» в сравнении с истребителями-бомбардировщиками. Один пример: с октября 2014 года по январь 2016 года бомбардировщики B-1B ВВС США участвовали в воздушных ударах по боевикам ИГИЛ в Сирии в городе Кобани. Тогда доля их вылетов составила 3% от общего числа вылетов авиации, противостоящей ИГИЛ. При этом доля сброшенных бомб и других боеприпасов равнялась 40%.

Конечно, для успешного поражения наземных целей стратегический бомбардировщик должен иметь современные продвинутые прицельные комплексы, такие как американский Sniper Advanced Targeting Pod, а ВПК должна предоставить военным не только точные, но и дешевые бомбы, такие как GBU-31, выполненные с использованием комплектов JDAM. Важно и то, что в борьбе с разношерстными группами плохо обученных боевиков, сводится на «нет» фактор малозаметности. Так что отсутствие технологии стелс не станет для Ту-160М2 серьезным недостатком, как это не стало недостатком для B-52H и B-1B.

Для противостояния с противником, который оснащен лучше, чем боевики в Сирии, Ту-160М2 может использовать крылатые ракеты, такие как уже испытанная в деле Х-101. Может показаться, что большой и хорошо заметный на радарах самолет - идеальная мишень. Однако на самом деле, это не совсем так, ведь бомбардировщик может действовать, не входя в зону действия каких-либо противовоздушных комплексов обороны. Даже перспективных. Важно отметить, что в борьбе с ПВО почти всё будут решать характеристики крылатых ракет, такие как дальность, скорость и малозаметность, а не характеристики самого носителя. Те же американцы, например, не сильно «комплексуют» от того, B-52 видно за «тридевять земель», хотя и грозятся в случае большой войны сделать ставку на малозаметные «Спириты».

Разберем этот вопрос более детально. Максимальная дальность запуска уже упомянутой Х-101, по имеющимся данным, составляет 5500 километров. У перспективной Х-БД этот показатель должен быть еще выше. Проще говоря, если у противника будут хотя бы намеки на ПВО, Ту-160М2 сможет выполнять поставленные задачи, находясь очень далеко от опасной зоны. И относительно высокая радиолокационная заметность, как уже отмечалось, не станет серьезным недостатком. Конечно, мы не подразумеваем гипотетический конфликт России и NATO: если он произойдет, то вряд ли будет локальным, а имеющихся у США и России ядерных арсеналов хватит для взаимного уничтожения. Тут уже будет не до прорыва ПВО на каком-то условном участке линии фронта. Война с Китаем вследствие наличия у обеих стран больших арсеналов ядерного оружия тоже маловероятна.

Проще говоря, Ту-160М2 может быть полезным и нужным для России самолетом, который сможет играть роль как «бомбовоза» (если у противника не будет ПВО), так и роль ракетоносца (если таковая будет). Американцы показали неплохой пример модернизации своих бомбардировщиков. И вряд ли сейчас в США найдется много критиков B-52H или даже некогда нелюбимого летчиками B-1B Lancer.

Уже в феврале 2018 года машина поднимется в небо, ознаменовав новый этап развития стратегической авиации России. Именно с этого самолета начнется путь к созданию перспективного комплекса дальней авиации ПАК ДА. . Всего ВКС планирует закупку не менее 50 таких самолетов. Как говорят конструкторы, «новинки» внутри. Более 60 процентов систем и оборудования бомбардировщика - новые. Это и «стеклянная» кабина экипажа, в которой вместо аналоговых приборов будут стоять жидкокристаллические панели, на которые будет выводиться вся нужная информация, и новые вычислительные комплексы повышенной производительности, и система радиоэлектронного подавления, и многое другое, чего не было на Ту-160.Но главное, что самолет получит новый двигатель НК-32 серии 02 производства самарского ПАО «Кузнецов» (входит в «Объединенную двигателестроительную корпорацию», ОДК). Производство оригинальных НК-32 было прекращено в 1993 году. Так что без нового мотора Ту-160М2 в небо не подняться. На базе модифицированных двигателей НК-32 второй серии будет создаваться и двигатель ПАК ДА.НК-32 - уникальный по своим характеристикам авиационный двигатель. Он не только самый мощный в мире, но еще и позволяет летать самолету, как в атмосфере, так и в стратосфере. Максимальная высота полета Ту-160 с НК-32 - 18 000 метров. Эту возможность бомбардировщик может использовать для прорыва противовоздушной обороны противника. Ту-160 поднимается к границам космоса и на скоростях, близких к 2 тыс. км в час, легко отрывается от истребителей. Экипаж перед такими полетами надевает специальные скафандры, очень похожие на те, что носят космонавты.
Концепция НК-32 позволяет развивать его, создавая машину большего размера и большей тяги. Это одна из основных причин возобновления его производства. Известно, что модифицированный НК-32 получит новый газогенератор и цифровую систему управления FADEC. Это не только обеспечит оптимальные режимы его работы, но и существенную экономию топлива. Так что уже сейчас можно предположить, что новый двигатель Ту-160М2 позволит ему не только выполнять сверхдальние перелеты, подниматься к границам космоса, но и иметь большую, чем у предшественника Ту-160 скорость.
Уже сегодня на Ту-160 установлен новый прицельный комплекс, позволяющий бомбардировщику применять не только ядерные крылатые ракеты большой дальности Х-55, но и новые, с обычными боеголовками Х-555, а также весь спектр высокоточного бомбового вооружения. В результате машину можно применять в том числе для уничтожения баз террористов по всему земному шару, что, собственно, наша дальняя авиация неоднократно продемонстрировала в ходе сирийской кампании по уничтожению инфраструктуры террористической организации ИГИЛ (запрещена в России).
Российские ВКС показали возможность пуска с бомбардировщика самых современных стратегических крылатых ракет Х-101 в неядерном оснащении. Дальность их полета - 4 тысячи километров. Ту-160М2 также будет иметь такую возможность, так что будет использоваться не только в рамках системы ядерного сдерживания, но и для решения текущих задач в интересах безопасности государства. Именно это имел в виду начальник Генштаба Валерий Герасимов, когда на последней коллегии военного ведомства сказал, что «набранная динамика развития высокоточного оружия и ведущиеся разработки гиперзвуковых ракет позволят перенести основную часть задач стратегического сдерживания из ядерной в неядерную сферу».Объединенная авиастроительная корпорация подчеркивает, что производство Ту-160М2 будет идти поэтапно. Цена вопроса слишком высока. Только на модернизацию производства на Казанском заводе потратили 500 млн рублей. При этом перед промышленностью поставлено требование повторного использования оборудования и технологических подходов, для того чтобы на нем можно было выпускать и ПАК ДА. Все это говорит о том, что ту Ту-160М2 станет именно тем полигоном, на котором сегодня начнется обкатка технологий бомбардировщика будущего.

 

 

Это интересно: