→ 15 августа какой праздник у католиков. Католики отметят праздник взятия на небо пресвятой девы марии. День всех святых

15 августа какой праздник у католиков. Католики отметят праздник взятия на небо пресвятой девы марии. День всех святых

Сегодня мы празднуем уникальное окончание земной жизни одной из самых уникальных женщин, когда-либо живших на земле: Девы Марии, Матери Иисуса Христа.

О празднике

Празднование Успения Пресвятой Богородицы (Assumptione Beatae Mariae Virginis) посвящено воспоминанию телесного вознесения на небеса Божией Матери Марии. Этот праздник в католической церкви имеет статус торжества (высшая степень в иерархии католических праздников) и отмечается ежегодно 15 августа. На Востоке и на Западе Европы он имеет различные названия. Греки называли его «Koimesis» - «Погружение в сон» (на церковно-славянском — Успение). В Западной Европе закрепилось латинское название «Assumptione» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу». Ранние христианские памятники содержат различные и, зачастую, противоречивые сведения о том, где и как долго жила Богоматерь после окончания земной жизни Христа.

Говорить о Марии трудно, поскольку никто не может себе представить ту полноту благодати, которой Она была наделена. Её доверие и упование на Бога было безграничным. С Её верой не сравнится ни вера патриархов, ни пророков, ни даже Иоанна Крестителя. Она единственная уповала на Бога всецело.

Это была вера зрелой женщины, с присущей ей простотой невинного ребенка, разум которой не был замутнён грехом. Когда архангел Гавриил открыл ей Божий замысел, Мария рассуждала в своем сердце, а не в разуме, как это делаем мы. Она верила, что Бог не будет требовать от неё невозможного (хотя, по-человеческим меркам, это полностью противоречило логике), поверила, что раз Бог Сам был создателем этого замысла, то Он и позаботится о его благополучном исполнении.

Исходя из жизненного опыта, видим, что нам так далеко до совершенства Девы Марии в подражании Христу. Ведь Она свободна от первородного греха. Тем не менее каждый из нас призван сочетать в себе доверие ребёнка с рассудительностью старца и стараться дабы наша веры была похожей на веру Марии.

Святая Тереза Младенца Иисуса однажды полушутя сказала: «Мне больше повезло, чем Деве Марии, поскольку у Неё не было Небесной Матери, которую Она могла бы любить всем сердцем, а у меня есть». Нам не дано достичь совершенства Девы Марии, но нам дана Она Сама, чтобы помочь нам исполнить Божью волю.

История праздника

Начиная с 5-го века нашей эры, ещё в древнем Лекционарии Иерусалима — 15 августа начали называть днем Марии, Матери Божьей. В начале шестого века в Палестине и Сирии этот день отмечали как праздник Успения Пресвятой Богородицы. Символом этого праздника стал переход Марии от этого мира к небесам. По преданию, Бог взял Марию на небо с душой и телом. Император Маврикий объявил этот праздник обязательным на всей территории Восточной империи. В Иерусалиме празднование проходило в храме, расположенном рядом с Гефсиманским садом, где находился гроб, из которого, как считалось, Мария была взята на небо.

В Европе первоначально праздник Марии прижился сначала во Франции, но праздновали его 18 января. Только в 6 веке этот праздник стали отмечать 15 августа, а в конце седьмого века, Папа Сергий I, родом из Сирии, переименовал его в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Характерной особенностью празднования этого дня было шествие, которое начиналось от церкви святого Адриана, расположенной на Римском форуме до базилики Санта Мария Маджоре. В следующем столетии праздник переименован на Успение Пресвятой Девы Марии. Такое название мы находим в Григорианском «Sakramentarium», который папа Адриана I отправил императору Карлу Великому.

С конца Х века с праздником Успения Пресвятой Девы Марии соединяют обычай благословения лекарственных трав. Этот обычай ссылался на древнюю восточную традицию, которая праздник 15 августа связывала с благословением полей. Во многих католических храмах в этот день благословляют плоды полей, огородов и садов.

Догмат Успения Пресвятой Девы Марии

Догмат об Успении Пресвятой Девы Марии как Торжество был провозглашен Папой Пием XII 1 ноября 1950 года. Суть догмата была высказана в коротком предложении: «В конце своей земной жизни, непорочная Богородица, Дева Мария, была взята с телом и душой в небесную славу».

Официальный догмат Успения Пресвятой Богородицы является относительно молодым, но вера в эту истину существует в Церкви чуть ли не с момента своего создания. Подтверждает эту истину великий почитатель Марии святой Иоанн Дамаскин, который в своей проповеди на Успение Богородицы сказал: «Это было логично, что бы Та, которая родила миру Спасителя, сохранила непорочную девственность, также после смерти тело осталось нетленным. Было логично, что бы Та, которая носила в своей утробе Творца, как Младенца, была принята в Божественное жилище».

Содержание торжества

Успение Пресвятой Богородицы воспевает величие человеческой природы. Здесь мы находим источник истинной радости и прославления Бога. Прославляя Бога, укрепляем нашу надежду на вечную жизнь. Через крещение мы принадлежим Христу, творим Его Мистическое Тело, т.е. Церковь и отсюда живем надеждой соединения с Ним в славе Небесной. Торжество Успения Пресвятой Богородицы ясно показывает, что цель нашей жизни есть жизнь вечная на Небесах или жизнь в общении с Богом Отцом. Мария показывает нам путь на Небеса. Это смиренное служение Богу и людям. Со смирения рождается песня хвалы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем».

Сведения о кончине и погребении Пресвятой Богородицы многие исследователи считают не точными. В большинстве текстов упоминается следующий сюжет: после вознесения Иисуса Христа на небо Дева Мария жила в Иерусалиме под опекой и заботой Иоанна Богослова, творила молитвы в ожидании встречи с Сыном. За три дня до кончины Девы Марии к Ней явился архангел Гавриил и возвестил о скором переходе к блаженному успению. Она призвала всех апостолов, чтобы с ними проститься. Согласно желанию Богоматери Её тело было погребено в Гефсимании около Иерусалима, между могилами родителей и Иосифа Обручника. Через три дня к могиле пришел апостол Фома, отсутствовавший в Иерусалиме в день Её кончины, но вместо тела Девы Марии в гробнице были розы. Телесное взятие Богородицы на небеса, так же как и её свобода от первородного греха, является догмой римско-католического вероучения.

Как и в другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение Святой Мессы и совершение молитв. В некоторых странах Западной Европы, например, Австрии, Греции, Франции, Италии, этот день является национальным праздником и выходным.

В отличие от православных и грекокатоликов, только начинающих постом (с 14 августа) подготовку к Успению Пресвятой Богородицы, римокатолики встретят этот праздник уже 15 августа. На Востоке и на Западе он имеет различные названия. Греки называли его Koimesis — «погружение в сон» (от церковно-славянского — успение), а на Западе закрепилось латинское название Assumption — «взятие», «принятие», поэтому в Украине католики латинского обряда используют не только устоявшееся в православной и грекокатолической традиции «Успение», но и название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».

О последних днях жизни Девы Марии известно из работ церковных писателей II—III вв. еков. В самой древней из них, «Переход Святой Марии», рассказывается, что в день смерти Богородицы для прощания с ней из разных мест чудесным образом собрались все апостолы, кроме Фомы. Он пришел в Иерусалим только через три дня и захотел в последний раз увидеть Марию. Но, когда гробницу открыли, в ней нашли лишь погребальные пелены (по другим источникам, букет роз).

Традиция отмечать Успение Богородицы зародилась в Иерусалиме. С VI века благодаря кесарю Маврикию этот праздник был введен во всей Византийской церкви (дату празднования, 15 августа, кесарь выбрал в память о победе над персами). Позже торжество появилось и в римской литургии, в VIII веке получив название Взятие на небо Пресвятой Девы Марии. 1 ноября 1950 года Папа Пий XII особым декретом принял догмат о том, что Непорочная Матерь Божья Приснодева Мария, закончив земную жизнь, была взята на небо телом и душой. По католической традиции сразу за Вознесением последовало Коронование Богоматери Царицей Небесной. Интересно, что провозглашение догмата о взятии на небо Пресвятой Богородицы — это единственный более чем за 140 лет со дня принятия догмата о папской непогрешимости случай, когда Папа воспользовался своим правом провозгласить новое учение.

Праздник сопровождается торжественным богослужением и церковными процессиями. Верующие в этот день, выражая благодарность Богу за полученный урожай и в надежде на дальнейшее заступничество Мадонны, приносят для освящения и в дар церквям и часовням, посвященным Божьей Матери, плоды нового урожая, колосья злаков, цветы и травы. В некоторых местностях женщины плетут веночки из цветов, которыми украшают жилые помещения.

В ряде европейских стран, например, в Польше, Австрии, Греции, Франции, этот день является национальным праздником и выходным.

Ранее «ФАКТЫ» рассказывали об истории и традициях праздника Происхождения (изнесения) честных Древ Животворящего Креста Господня.

Как великое торжество. Окончание земной жизни Пресвятой Девы – светлый праздник, подтверждающий власть и силу Бога, ведь он вознес её душу и тело на небеса, уподобив своему Сыну. Богородица перед своим успением обещала быть помощницей и заступницей во всех делах верующих, служить утешительницей обратившимся с молитвой.

Принципы католического вероучения не признают официально естественную смерть Богородицы. Сам факт тления тела, ковчега Божия как его именуют христиане, считался невозможным на протяжении веков, но только в ноябре 1950 года папой Пием XII был оформлен в виде особого положения вероучения, признанного единственно истинным. Этот глава западных христиан был даже прозван «Папа Марии» за приверженность матери Божией и вклад в мариологию (раздел догматического богословия о святой Деве Марии), который он сделал во времена своего понтификата.

Убеждения о нетленности очень важны для католических постулатов, ведь они логически связаны с ещё одним значимым событием – Непорочным зачатием, подтверждая отсутствие первородного греха, а значит обычной смерти и последующих процессов.

В Священном Писании о закате жизни Богородицы не упоминается, а другие первоисточники вряд ли могут пролить истину, ведь они датируются IV – V веком. Противоречивы данные и о том, в каком году покинула она этот мир - середина I века н. э. довольно неточная дата. Например, Евсевий Кесарийский, римский богослов и историк, полагал, что она покинула мир в 48 году н.э.

Но для истинно верующих это не столь важно. Первостепенным является факт чудесного богоизъявления, сопровождающее последние дни земного существования Марии. Для такой неординарной личности и окончание пути - тоже особенное, доказывающее восторжествование над смертью. По преданиям, с небес во время молитвы спустился архангел Гавриил, который уже являлся к ней ранее, сообщивший о переселении на небо через 3 дня. Он вручил особую пальмовую ветвь, сияющую светом. Мария была рада этому, так как сама уже давно стремилась на небеса к Богу.

Она пожелала видеть апостолов и учеников своего Сына перед смертью, и они были собраны у смертного одра, перенесшись в светлом облаке. В назначенный час явился сам Иисус Христос с небес и принял её душу. Тело было пронесено по Иерусалиму к месту погребения – Гефсиманской пещере, где покоились родители Марии и обрученник Иосиф.

Еще одним феноменальным обстоятельством считается проявление силы Божией, которая не допустила никаких злодеяний в отношении погребения Богородицы. В те времена в Иерусалиме сохранялись жесткие гонения на учение Христово, а торжественные почести, воздаваемые Пресвятой Деве, были неугодны правящей власти. Приказ о разгоне шествия и сжигании тела Девы Марии остался невыполненным, так как стена света оградила верующих от нападения.

Вознесение не только души, но и останков, подтверждается преданием о том, что вместо тела Девы Марии обнаружены только погребальные одежды. Это произошло благодаря апостолу Фоме, который единственный не прибыл вовремя. Он не поверил, что Мария умерла, и другие апостолы разрешили проститься ему с Богородицей, вскрыв пещеру. Это ещё один Божий промысел, целью которого было явить вознесение Богоматери. Благодаря этой личности потомки получили еще одно иносказательное наречение – «Фома неверующий», которое активно используется в современном обиходе.

До 5-го века праздник не был установлен: только с возникновением еретических течений, оскорбляющих чувства христиан, появилась необходимость превознесения земного пути Девы Марии. По некоторым источникам, император Маврикий ввёл в 582 году всеобщее прославление в честь победы над иноверцами.

Сегодня Успение в западных литургических обрядах имеет статус торжества в иерархии праздников, в некоторых странах даже являясь официальным выходным днем (Австрия, Португалия, Франция). Проходят религиозные шествия, величественные и красивые, со скульптурами Пресвятой Девы. Сохранилась древняя традиция приносить цветы и плоды нового урожая среди прихожан.

И хотя есть определенные догматические различия между христианскими учениями, в этот светлый праздник Успения католическая церковь, так же как и православная, еще раз подчеркивает, что смерть – это переход от земли на небо, путь к вечному бессмертию. Пресвятая Дева – образец веры, а почитание дня отхода её в небесную славу является не просто обязательным, а искренне любимым праздником для всех католиков.

Стоит отметить, что православная церковь отмечает праздник

Имя этого святого, благодаря посвященному ему всемирно известному московскому храму, знают все. Но вряд ли многие ответят на вопрос, когда он жил и чем прославился. А ведь почитание его еще при жизни было так велико, что, когда он умер, гроб его на погребении несли сам Иван Грозный и бояре, а отпевал юродивого митрополит Макарий.

А ведь ничего примечательного в крестьянском мальчике, родившемся в 1469 году в подмосковном селе Елохове, поначалу, вроде бы, не было. Разве что сапожник, которому родители отдали его в обучение, очень удивился, когда на просьбу заказчика сшить сапоги, "чтобы сносу не было", подмастерье как-то странно усмехнулся, а на следующий день заказчик умер.

А в шестнадцать лет Василий вдруг бросил учение, родительский дом и начал подвиг юродства ради Христа.

Этот вид святости возник в еще в IV веке в Византии — в первые века его не было, тогда само христианство воспринималось обществом как юродство: о безумии ради Христа говорится даже в Новом Завете (1 Кор. 4:10). А с XIV века оно стало исключительно русским явлением: из сорока юродивых, прославленных всей православной церковью, лишь шесть жили в Византии, остальные — на Руси. Даже главный герой русских сказок Иван-дурак, который в результате оказывается мудрее окружающих умников, сродни юродивым: его глупость противостоит здравому смыслу окружающих, а на поверку оказывается, что глупость — мнимая, а здравый смысл граничит с подлостью.

Василий полуголым в веригах ходил по Москве, спал где попало, ел что придется, швырял камни в дома благочестивых людей и целовал стены домов отпетых грешников — говорил, что у первых снаружи толпятся изгнанные страсти, а у вторых плачут добродетели. Расшвырял на базаре калачи у калачника, за что был побит, а потом оказалось, что тот подмешивал в муку мел. Царскую милостыню мог отдать не нищим, а заморскому купцу. Как-то пришел в Вознесенский монастырь на Остроге (нынешняя Воздвиженка) и долго молча молился пред церковью, а на следующий день именно здесь начался пожар, спаливший всю Москву.

Сам Иван Грозный чтил и боялся блаженного — "яко провидца сердец и мыслей человеческих", когда незадолго до смерти Василий тяжело заболел, царь вместе с царицей Анастасией навещал его, а когда в 1557 году блаженный умер, велел похоронить его на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где уже строился в память покорения Казани Покровский собор, которому суждено было войти в историю как храм Василия Блаженного — так велико было в народе почитание святого.

И уже в 1588 года патриарх Иов установил общецерковный день памяти Василия Блаженного — 2 августа (15 августа по новому стилю).

Успение Пресвятой Девы Марии

Торжество (высшая степень в иерархии католических праздников) в память Успения Пресвятой Богородицы — ее кончины и вознесения на небеса — у католиков и православных отличается даже по названию. Греки называли его Koimesis ("погружением в сон") — успением, латинский Запад - Assumption ("взятие", "принятие"), взятием Пресвятой Девы Марии в небесную славу.

Ранние христианские тексты по-разному и, зачастую, противоречиво повествуют о том, где и как долго жила Богородица, как скончалась и погребена. Но все они сходятся в одном: после Вознесения Иисуса Христа она жила в Иерусалиме под опекой Иоанна Богослова, а за три дня до кончины ей явился архангел Гавриил, возвестил о скором успении, и она созвала апостолов, чтобы с ними проститься. Похоронили ее в Гефсимании, а чрез три дня к могиле пришел опоздавший на погребение апостол Фома, но вместо тела Девы Марии увидел в гробнице розы.
Телесное взятие Богородицы на небеса — догмат католического вероучения, утвержденный в 1959 году папой Пием XII.

В некоторых странах Западной Европы, например, в Австрии, Греции, Франции, Успение является официальным государственным праздником. Начиная с VI века католическая церковь отмечает его 15 августа торжественными богослужениями и церковными процессиями, а верующие, по традиции, приносят к храмам и часовням, посвященным Мадонне, плоды нового урожая — в знак благодарения.

В общественном мнении день 15 августа сейчас больше известен как просто выходной день, а не религиозный праздник Успения. Этот день представляет собой для большинства не церковное событие (хоть в этот вторник его отмечают 1,2 миллиарда католиков по всему миру), а пик отпускного сезона с переполненными пляжами, затишьем на политической сцене и близящейся перспективой осеннего возобновления работы…

Как бы то ни было, в католических приходах Франции 15 августа представляет собой столь же значимый религиозный праздник, что и Рождество, Пасха, День Святой Троицы и День всех святых. Это праздник Успения. В церкви стекаются верующие, а в посвященных Богородице храмах в Лурде, Ла-Салетт, Понтмене, Рокамадуре, на парижской улице Бак, и маленьких деревенских часовнях достают старинные хоругви для крестных ходов в честь Девы Марии, о чьей кончине вспоминает церковь…

В христианском священном писании мало сказано о том, как завершилась земная жизнь Богородицы, однако с первых веков церкви в Иерусалиме закрепилась традиция отмечать ее «успение» 15 августа. Это понятие означало, что она таинственном образом скончалась, отойдя ко сну, и вознеслась на небо душой и телом по христианской вере.

Контекст

Церковь как отдельная культура

First Things 21.07.2017

Министерство традиций

Yle 21.03.2017

Церковь и будущее

Радио Свобода 12.01.2016

Православие застряло в Темных веках

Bloomberg 16.06.2016

Что думают католики и мусульмане через год после убийства отца Амеля

Atlantico 26.07.2017 Сначала эта традиция утвердилась в православной вере, где она послужила источником вдохновения для множества икон и остается великим праздником. Затем она перешла в католическую церковь в ходе первого тысячелетия и была окончательно закреплена в качестве нормы папой Пием XII в 1950 году: «Пренепорочная Дева, предохраненная непричастной ко всякой скверне первородного греха, совершив путь земной жизни, была взята с телом и душой в небесную славу и превознесена Господом как Царица вселенной, чтобы полнее уподобиться Сыну Своему, Господу господствующих и Победителю греха и смерти».

Во Франции у Успения имеется четкое историческое значение, поскольку король Людовик XIII в благодарность за весть о рождении будущего Людовика XIV официально посвятил страну Деве Марии в 1638 году и ввел процессии 15 августа в национальный праздник.

Гораздо менее известна клятва, которую произнесла в Париже на Монмартре 15 августа 1534 года небольшая группа друзей-студентов, которые были увлечены фигурой Игнатия де Лойолы. Тем самым они положили начало ордену иезуитов.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

 

 

Это интересно: