→ Как выбрать морилку для тонировки древесины. Тонирование древесины (покритикуйте) Тонировка для дерева своими руками

Как выбрать морилку для тонировки древесины. Тонирование древесины (покритикуйте) Тонировка для дерева своими руками

Прежде чем говорить о том, как правильно выбрать морилку, нужно хотя бы знать, что это вообще такое. Итак, морилка представляет собой тонирующую жидкость, с помощью которой осуществляется изменение цвета древесины, фанеры, мебели, ДСП, ДВП, МДФ. Иногда вместо слова «морилка» можно услышать народное название «бейц». Морилки разделяют по месту использования на внутренние и наружные. Внутренние используются внутри помещения, а наружные – для фасадных работ. Отличительной особенностью наружных морилок является присутствие специального пигмента, защищающего состав от ультрафиолетовых лучей и, как следствие, выгорания. Других отличий, собственно, не наблюдается. сайт

Помимо внутренней/наружной классификации, можно выделить морилки, различающиеся по составу. Так, морилки могут быть спиртовые, на растворителях, водоразбавляемые, нитро, на восковой или масляной основе. Некоторые морилки наносятся кистью, а некоторые – краскопультом. Это разные составы. Морилки могут быть приготовленными на заводе, либо же выпускаться в виде порошка, который после контакта с водой превращается в тонирующую жидкость.

Перед выбором морилки нужно определиться с тем, что именно будет тонироваться. Если, к примеру, вы собрались обрабатывать обеденный столик или детскую кроватку, то состав должен быть безопасным, то есть, в нем должно содержаться минимальное количество летучих соединений. Лучше всего, если их в составе не будет вообще. К таким морилкам относятся восковые, масляные и водоразбавляемые разновидности. Сверху этих продуктов можно наносить слой лака, вне зависимости от его состава. Также, можно использовать воск или масло с добавлением воска. Конфликта слоев при этом не происходит.

Спиртовые морилки могут аналогично выпускаться в готовом или порошкообразном виде. Но в этом случае есть свои особенности. Спиртовая морилка удобна для обработки дверей и мебели, а вот для лестниц и паркета лучше их не использовать. Если дрогнет рука, на окрашиваемом изделии образуется нелицеприятное пятно. И вам придется проводить повторное ошкуривание и повторное нанесение. В общем, при нанесении морилки убедитесь в том, что вам никто не мешает. Наносить спиртовой состав лучше с помощью краскопульта (распылителя), что поможет гарантировать более-менее приемлемый результат. Мы бы рекомендовали приобретать уже готовый состав. Порошковая морилка должна разбавляться исключительно 96-процентным спиртом. Но не факт, что спирт, который вы приобретете для этих целей, окажется именно 96-процентным. Поэтому, исключите риск, и приобретите готовую спиртовую морилку.

А вот масляные и восковые морилки можно использовать где угодно, и использовать для их нанесения можно абсолютно любой инструмент. Такие морилки могут стоить дороже, но их удобство неоспоримо. Они отлично подходят для подкраски и реставрации, не оставляя признаков проведения дополнительных работ. Еще одна важная особенность – абсолютная экологическая безопасность таких составов.

Правила тонировки древесины с помощью морилки.

Натуральный цвет паркетной доски или деревянного пола сам по себе довольно привлекателен. Но иногда есть необходимость или простое желание создать новое цветовое решение для пола, мебели или паркета. Сделать это можно при помощи специальной цветной морилки.

Нанесение морилки должно предваряться подготовкой древесины. Во-первых, дерево не должно содержать покрытия. Оптимально использовать морилку на новой доске. Если покрытие все же присутствует, его полностью снимают с помощью шлифовки. Помните о том, что даже новую доску нужно будет предварительно отшлифовать шкуркой № 180-230, что поможет открыть все древесные поры, остающиеся открытыми в течение получаса. Именно в эти 30 минут вам предстоит совершать основные работы по использованию морилки. Если вы опоздаете, поры закроются, и состав не сможет проникнуть в дерево достаточно глубоко. Шлифовка проводится вдоль деревянных волокон.

Морилка может быть как готовой, так и водоразбавляемой. Если вам достался порошковый вариант, то цветной раствор нужно делать в строгом соответствии с инструкцией. Для морилок вам нужно смешать горячую воду и порошок, дополнительно перемешать через две минуты и использовать морилку на поверхности. Перед нанесением морилки смачиваем деревянную поверхность водой, используя для этого салфетку или губку, после чего вновь проводим шлифовку. Только потом беремся за кисть. Кстати, кисть лучше брать круглую, с китайской щетиной. Убедитесь в том, что ворс из нее не лезет, иначе волоски останутся на поверхности.

Итак, наносим морилку с помощью кисти. Состав не жалеем, наносим обильно, вдоль волокон. Слой должен получаться ровный. При возникновении неровностей могут образовываться пятна. Благо, предварительно обработанная водой древесина сильно облегчит вам задачу в этом направлении. Когда первый слой морилки подсохнет (2-3 часа), можно наносить состав вторым слоем, в результате чего произойдет планомерное смешение. Второй слой можно наносить другим цветом, чтобы добиться уникального эффекта.

Морилка указанных фирм имеет великолепный состав, включающий мельчайшие пигменты. Это гарантирует отсутствие пятен при тонировке. Морилка без проблем зайдет во все волокна и каналы древесины, обеспечив фактически природную эстетику, не несущую в себе ни грамма искусственности. Цветовой оттенок будет выглядеть предельно натурально.

Тонировка древесины с помощью рустикального бейца.

Мы хотим вам рассказать о рустикальной морилке, которая разработана с учетом современных дизайнерских особенностей обустройства и обработки деревянных полов. Морилка или «бейц» применима при необходимости создания рустикальной эстетики деревянных полов при использовании самых обычных материалов. Рустикальная эстетика подразумевает выделение натуральной древесной структуры, что особенно впечатляюще смотрится при обработке дубовых полов. Рустикальный бейц позволяет наделить ваш деревянный пол различными цветовыми оттенками.

Рустикальная морилка продается уже готовой к использованию, поэтому вы можете использовать ее сразу после приобретения. Шлифуем деревянный пол, чтобы открыть в древесине все поры на 30 минут. Взболтайте содержимое баночки, откройте ее и наносите бейц с помощью кисти с натуральным ворсом, убедившись в том, что он не «лезет». Морилка пройдет по всем древесным каналам и порам напольной доски. Бейц представляет собой продукт высочайшего качества, вследствие чего вы получите великолепный результат. Состав ляжет на древесину максимально ровно, не оставляя пятен. Помимо непосредственной тонировки дерева рустикальной морилкой, необходимо произвести финишную обработку. Дополнительная обработка поможет облегчить дальнейший уход за деревянным полом.

  • Какие обои лучше купить — классификация, проверка обоев на качество.

  • Как сделать бетонный бассейн на даче своими руками, фото.

  • Что такое бетон - определение, виды, каким должен быть правильный бетонный раствор?

  • Деревянные евроокна (из дерева) — преимущества, особенности.

Пигментные морилки наименее чувствительны к химическому составу наносимого поверх них отделочного слоя. На высохшую морилку можно наносить почти любые покрытия, например масляный или водный лак для отделки древесины, тонированной водной или масляной морилкой. Морилка должна полностью высохнуть до нанесения лака. На скорость высыхания влияют температура, а также влажность окружающего воздуха и самой древесины, поэтому не стоит уделять особого внимания инструкциям на банке. Воспользуйтесь своим носом: если ощущается запах растворителя, значит, морилка еще не высохла. Красители более капризны. Если кистью или тампоном наносить лак, содержащий такой же растворитель, можно оставить полосы и частично смешать краситель с лаком. Иногда при этом удается добиться большей глубины цвета, но чаще качество покрытия снижается. Располагая соответствующим оборудованием, лучше наносить лак методом распыления, чтобы избежать проблем.

Красители, пигменты и способы получения нужного цвета

Вы собрали очередной проект и тщательно отшлифовали все поверхности. Банка лака уже стоит рядом, но в этот раз вам не хочется, чтобы древесина имела свой обычный цвет. Вы желаете, чтобы этот предмет соответствовал старой обстановке вашей гостиной или был неотличим от дорогой мебели, продающейся в интерьерных салонах. Впрочем, возможно, вам просто нужно выровнять по цвету отличающиеся друг от друга доски, из которых изготовлен проект, имитировать экзотические породы или сделать текстурный рисунок древесины выразительнее, а ее привычный цвет — насыщеннее. Если перед вами стоит одна из этих задач, пора заняться тонированием.

Тонирование базируется на двух типах красящих веществ — пигментах и красителях. Мы поможем выбрать правильное средство для вашего проекта и покажем, как с ним работать.

Как выбрать один вариант из множества возможных

Какой тип красящего вещества предпочесть? У вас есть богатый выбор (фото внизу). Решение зависит от того, какую древесину вы используете, какой вид желаете ей придать, и какое покрытие будет нанесено на заключительном этапе отделки.

Для обычного тонирования используйте пигментную морилку или красители. Эти красящие средства работают по-разному (фото внизу), и результаты их работы будут отличаться, как видно на приведенных фотоснимках. Пигментные морилки продаются в магазинах, торгующих лакокрасочными материалами, а красители можно найти в специализированных магазинах или заказать по каталогам.

Пигментные морилки неравномерно окрашивают древесину с участками разной плотности, такую как у клена, березы, вишни или сосны. Красители проникают в глубь поверхности независимо от плотности древесины. Выбрав желаемый оттенок, помните, что все красящие вещества со временем выцветают. Дольше всех сохраняют цвет пигментные морилки. Среди красителей наиболее стойкими являются водорастворимые, а масляные или спиртовые растворы красителей выцветают довольно быстро. Не применяйте красители для тонирования, если на древесину будет попадать солнечный свет, — в таких условиях они выцветают очень быстро.

Простота нанесения

Техника тонирования пигментными морилками и красителями практически одинакова. Испытайте ее на пробном обрезке, затем обильно нанесите красящий состав на поверхность вашего изделия и сотрите излишки, чтобы выровнять цвет.

Затем лайте поверхности полностью просохнуть, после чего еще раз протрите ее, чтобы удалить образующийся в некоторых местах налет. Помните, что цвет поверхности меняется при высыхании состава, а затем меняется еще раз при нанесении прозрачного лака (фото внизу слева). Красители для тонирования древесины можно приобрести в виде готового раствора или сухого порошка. Тщательно растворите порошкообразный краситель и процедите готовый раствор (фото внизу справа). Обычно цвет окрашенной красителями древесины не меняется с увеличением количества слоев красящего состава. Он становится темнее, но остается прозрачным. Каждый новый слой пигментной морилки сильнее затемняет цвет поверхности и уменьшает прозрачность.

Возможные дефекты и их устранение

Хотя тонирование считается несложной операцией, иногда возникают проблемы. Но многих из них удастся избежать, если вы знаете, что может случиться.

Поднятие ворса. Основной недостаток водных составов состоит в том, что они поднимают ворс на древесине. Следует быть готовым к этому, и лучше заранее поднять ворс и тщательно его удалить (фото слева внизу), а затем приступать к тонированию.

Разница в цвете древесины . Даже хорошая доска порой имеет участки и полосы разного цвета, и большинство красящих составов не могут скрыть эту разницу. Работа с такими досками показана на фото справа внизу. Пятнистость. Древесина некоторых пород окрашивается неравномерно. Предварительно обработав поверхность кондиционером, можно добиться более равномерного тонирования.

На следующей странице (фото внизу) показаны примеры такой обработки. Потемнение торцов. Торцевые поверхности впитывают больше морилки, чем остальные части доски. Чтобы уменьшить разницу в цвете, отшлифуйте торцы абразивом на одну ступень мельче, чем остальные поверхности. Затем обработайте их кондиционером. Тонирование красителями вместо пигментных морилок также помогает уменьшить разницу в цвете поверхностей, не прибегая к использованию кондиционера.

Несоответствие цвета. Иногда цвет окрашенной древесины отличается оттого, который вы ожидали увидеть. Если оттенок соответствует вашим планам, но он слишком светлый, нанесите еще один слой такого же красящего состава. Если получившийся оттенок не такой, как требуется, его можно перекрыть более темной морилкой.

Если цвет слишком темный и поверхность еще не высохла, ее можно немного осветлить, протерев подходящим растворителем. Водные морилки смываются водой, а для масляных нужно использовать уайт-спирит.

Если водная морилка уже высохла, можно частично удалить ее с помощью волы и заново тонировать поверхность. Высохшую масляную морилку часто удается удалить органическими растворителями для лаков и эмалей. Если этого недостаточно, используйте смывку, затем осветлите оставшиеся пятна с помощью отбеливателя, а потом снова приступайте к тонированию.

Можно немного осветлить окрашенную поверхность, аккуратно протирая ее подходящим растворителем, однако следует быть осторожным, чтобы сохранить равномерность оттенка и не допустить появления пятен и полос.

Вариации на тему

Мы сконцентрировали ваше внимание на пигментных морилках и красителях, но есть еще пять средств, которые могут быть использованы для тонирования древесины. В некоторых случаях лучше предпочесть комбинированные красящие составы, содержащие пигменты и красители, цветные масляно-лаковые смеси, морилку-гель, универсальные отделочные составы или гак называемые «безворсовые» морилки (то есть морилки, не вызывающие поднятия ворса). Наиболее удобными в применении являются комбинированные красящие составы (фото вверху). Однако в некоторых ситуациях морилка-гель позволяет добиться лучших результатов (фото внизу).

Цветные масляно-лаковые смеси, к которым относится и так называемое «датское» масло, содержат масло, лак, разбавитель и красящие вещества. Такие составы легко наносятся, глубже проникают в древесину и благодаря умеренно стойкому связующему могут служить самостоятельным отделочным средством.

Универсальные отделочные составы, использующиеся в качестве окончательного слоя отделки, содержат лак (например, полиуретановый) с красящими веществами. Разбавителем для таких составов служат уайт-спирит или вола, а красящим веществом — краситель или пигмент. С их помощью отделочное покрытие наносится одновременно с тонированием. Они практически не проникают в глубь древесины и по свойствам близки к краскам. Из- за быстрою высыхания работа с ними требует определенных навыков, чтобы нанести равномерно тонкий слой. Дополнительные слои затемняют цвет и делают его менее прозрачным. При нанесении кистью трудно избежать перекрывающихся участков, которые буду т выделяться темными пятнами. Как правило, следует избегать применения таких составов при отделке в мастерской.

«Безворсовые» морилки на волной основе можно разбавлять спиртом или лаковым растворителем, а поверх них использовать отделочные покрытия на масляной основе. Они высыхают слишком быстро, что делает их менее удобными по сравнению с обычными водными морилками, и большая часть столяров-любителей прекрасно обходится без них.

Расширьте свою цветовую палитру

Большинство столяров покупают для тонирования древесины готовые составы, стандартный ассортимент которых имеется во многих магазинах. Но если вы хотите выйти за рамки привычных цветов или просто хотите экспериментировать, научитесь изменять эти цвета по своему желанию. Одним из способов является смешивание стандартных цветов, но прежде следует убедиться в совместимости смешиваемых составов. В них должен использоваться один и тот же растворитель.

Намного больше возможностей предоставляет добавка основных цветов к готовым составам или их нанесение непосредственно на поверхность древесины. Используйте художественные масляные или так называемые японские краски, если затем будут наноситься морилка и лак на масляной основе. Если изделие покрыто морилкой и лаком на водной основе, можно использовать акриловые краски, разбавленные водным раствором клея. Такие краски продаются в художественных салонах и магазинах для творчества.

Цветовой круг подскажет, как получить желаемый цвет. Самые известные цветовые круги показывают, как с помощью красной, желтой и синей красок получить все остальные цвета.

Тем не менее в отделке мебели традиционно преобладают сдержанные оттенки так называемой «земляной» гаммы (см. фото внизу). Различные комбинации натуральной и жженой умбры, сиены, охры, черных и белых пигментов дают богатую палитру красивых оттенков, которые используются в мебельном деле. Экспериментируйте на обрезках и, добившись нужного результата, не забудьте записать рецепт.

Желая добиться особенного оттенка, используйте доступные возможности, о которых большинство столяров даже не подозревают. Акриловые и масляные художественные краски и цветовой круг помогут получить любой оттенок, который превратит самый обычный проект в нечто особенное.

Мы использовали акриловую глазурь и краски, продающиеся в художественных салонах, чтобы получить такие результаты на дубовой древесине. На левый образец нанесли натуральную сиену, средний покрыт жженой умброй, а для правого образца смешали вместе обе краски.

Вы можете увидеть разницу между красителями и пигментными морилками. На дубовую доску справа был нанесен золотисто-коричневый краситель, а доска ниже тонировалась морилкой такого же цвета.

Как и краски, пигментные морилки остаются на поверхности древесины, почти не проникая в глубину. Из-за высокого содержания пигментов краски непрозрачны. Морилки содержат те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому они относительно прозрачны (их можно считать сильно разбавленными красками).

Мельчайшие частицы пигмента смешиваются со связующим — веществом, удерживающим пигмент после высыхания на поверхности. Самым известным связующим масляного типа является олифа. В водных морилках применяются другие вещества. Все пигментные морилки следует тщательно перемешивать перед нанесением, чтобы равномерно распределить осевшие частицы пигмента в жидкости и предотвратить появление разноцветных полос.

Красители сильно отличаются от пигментов. Они прозрачны, проникают в глубь любой древесины, и с ними легче добиться цветовой однородности.

Вы можете приобрести готовые растворы красителей, сухие порошки или жидкие концентраты. Порошки и концентраты разводятся соответствующим растворителем: водой, спиртом или одним из нефтяных растворителей, например, сольвентом. Важно использовать для каждого типа красителя подходящий растворитель. Водный краситель, как правило, не удастся развести спиртом.

Жидкие концентраты красителей часто можно разбавлять несколькими растворителями. Спиртовые красители являются самыми быстросохнущими (пожалуй, слишком быстросохнущими, что затрудняет работу с ними). Водорастворимые красители безопасны и наиболее удобны в работе.

При тонировании важнее всего учитывать, как изменяется цвет при высыхании красящего состава. Часто столяр, увидев высохшую поверхность, считает необходимым нанести еще несколько слоев для усиления цвета, но это обычно приводит к ошибке. Если цвет сырой поверхности был таким, как требуется, не нужно ничего делать. Этот цвет вернется после нанесения бесцветного лака, как показано на . Некоторые красящие составы сохнут быстрее других, и, если морилка уже высохла, удалить ее излишки будет труднее. Водные морилки высыхают быстрее масляных. Часто высохшая поверхность кажется пыльной, ее цвет тусклый, но об этом не следует беспокоиться.

Смешав со спиртом или водой сухой порошок красителя, вам не удастся полностью растворить все его частицы, несмотря на тщательность перемешивания. Дайте раствору отстояться, после чего снова перемешайте, а затем процедите через бумажный фильтр для кофеварки, марлю или капроновый чулок, чтобы избавиться от нерастворенных частиц. Всегда надевайте пылезащитную маску при работе с сухим порошком, так как он сильно пылит, и это может стать причиной аллергических реакций и заболеваний органов дыхания. Добиваясь получения нужного оттенка, вы можете смешивать пигментные морилки с красителями, если они разведены в одном и том же растворителе. Для лучших результатов смешивайте продукцию одного производителя. Также следует разводить каждое красящее средство отдельно до смешивания их друг с другом. Не добавляйте порошок или концентрат одного цвета в готовый раствор другого цвета.

Водные морилки и красители поднимают ворс на древесине. Крошечные волокна разбухают и остаются приподнятыми, подобно щетинкам. Если нанести слой отделочного состава (лака или краски), поверхность будет напоминать наждачную бумагу.

Самый простой способ справиться с этим явлением (до нанесения морилки или красителя на водной основе) поднять ворс, а затем удалить его. Смочите поверхность чистой водой из опрыскивателя и дайте ей просохнуть полностью. Теперь шлифовкой или соскабливанием удалите поднявшиеся ворсинки. Простые и эффективные скребки получаются из сменных лезвий для ремесленных ножей. Держите лезвие почти вертикально, как показано на фото, и осторожно скоблите поверхность.

Древесина может иметь разный цвет, и не всегда удается полностью исправить эту разницу с помощью одного слоя морилки. Сложнее всего сделать это на древесине таких пород, как вишня или орех, у которых заболонь намного светлее ядра.

Если вы хотите, чтобы вся поверхность была темной, нанесите морилку только на заболонь, как показано на примере этой вишневой доски. После просушки нанесите еще один слой этой же морилки, покрыв им всю деталь. Если хотите добиться однородной окраски всей поверхности, цвет морилки должен соответствовать цвету ядровой древесины. Тонируйте этой морилкой только участки с заболонной древесиной.

Древесина сосны, вишни, клена и березы на поверхности одной и той же доски имеет участки различной плотности. Такая неоднородность является причиной неравномерного тонирования при использовании пигментных морилок. Мягкие участки впитывают больше морилки, чем твердые, и после тонирования выглядят более темными.

Уменьшить влияние неоднородности можно с помощью состава- кондиционера, нанеся его перед тонированием. Кондиционер является разновидностью связующего вещества, закрывающего древесные поры, и результат его применения вы можете видеть на фото слева.

Мы использовали кондиционер Minwax и красно-коричневую морилку для обработки левой сосновой доски, а правая доска покрыта только морилкой.

Кондиционер можно приготовить самостоятельно. Если для верхних слоев покрытия выбрали полиуретановый лак, сделайте кондиционер из одной части лака, разбавленного пятью частями растворителя. Нанесите эту смесь на поверхность, просушите, слегка отшлифуйте наждачной бумагой № 220, а затем тонируйте морилкой.

Комбинированные составы, содержащие краситель и пигментную морилку, обычно расслаиваются при длительном хранении на полке магазина. Краситель остается в растворе, а пигменты оседают на дно банки. Для получения первоначального цвета состав следует тщательно перемешать. Определить подобные составы можно с помощью палочки, опустив ее конец на дно банки. Если на нем будет сгусток, а сама палочка станет окрашенной (см. фото внизу), вы имеете дело с комбинированным составом. Краситель окрашивает плотные участки деревянной поверхности, а пигмент скапливается в порах. Такие составы тонируют проблемные породы более равномерно, но, чтобы еще более уменьшить неоднородность цвета, лучше сначала применить кондиционер. Комбинированные составы наносятся разными способами.

В верхней части банки, если не перемешивать ее содержимое, находится раствор красителя, который можно использовать непосредственно для тонирования древесины или добавить в совместимый лак для получения тонера (подробнее об этом в следующей статье данной серии).

Слегка перемешав содержимое банки, вы получите немного иной оттенок этого же цвета. Тщательное перемешивание даст еще один оттенок. Наконец, пигментный осадок, если его не размешивать, отлично подходит для использования в качестве патины, о которой будет рассказано в следующей статье.

Морилка-гель состоит из пигмента, красителя или их смеси и связующего на масляной или водной основе. Строго говоря, она является разновидностью краски, которая покрывает поверхность, не впитываясь в нее. Такие морилки немного скрывают рисунок текстуры, но зато с ними проще добиться однородности цвета (см. фото внизу). Левый образец был покрыт обычной водной морилкой, для тонирования правого образца использовали морилку-гель. Морилка-гель отлично подходит для нанесения так называемой патины. Техника патинирования позволяет добавлять цветные слои между слоями основного покрытия и имитировать текстурный рисунок на любой поверхности. Например, вы можете сделать две разные доски похожими друг на друга и превратить оргалит в дуб.

He стоит расстраиваться, если доски из дерева одной и той же породы отличаются по цвету. Не знаете, как заставить выглядеть одинаково заболонь и ядровую древесину или получить такой же цвет, как в прошлый раз? Решить эти проблемы не так сложно, как вам кажется.

Иногда тонирование древесины с помощью морилки не приводит к желаемому результату. Возможно, завершенный проект и его отделка неточно совпадают по цвету с уже имеющимися предметами мебели или полоска заболонной древесины слишком бросается в глаза, а доски соседних деталей заметно отличаются по цвету. К счастью, существует простое решение для большинства подобных проблем. Это тонер. Тонер - прозрачное отделочное покрытие с добавлением красителей или пигментов. Чаще всего это нитролак, но используют также шеллак, составы на водной основе или алкидно-масляные. Такие покрытия часто выпускаются в аэрозольной упаковке, что облегчает работу.

Тонер имеет важные преимущества перед морилкой:
■ с ним легче контролировать цвет при нанесении;
■ он создает равномерный слой на загрунтованной поверхности, а не впитывается в нее подобно морилке, что делает результат более предсказуемым.

Купите готовый или смешайте сами

Для образцов, представленных на фото, мы использовали готовые составы на основе нитролака в аэрозольных баллончиках. Аэрозольные упаковки экономят массу времени профессиональным реставраторам мебели и весьма полезны для любителей. Комбинируя в различных соотношениях несколько основных цветов, можно получить множество оттенков.

Можно смешать и собственный тонер. Для этого добавьте водорастворимый краситель в лак на водной основе, спиртовой краситель в шеллак или масляный краситель в алкидный лак. Все компоненты можно приобрести по каталогам и в Интернет-магазинах. Красители выпускаются в виде порошков или жидкостей. При использовании порошка растворите его, а затем процедите концентрированный раствор, прежде чем смешивать его с отделочным составом. Можно приготовить пигментированный тонер. Для этого смешайте небольшое количество масляной краски для живописи с алкидным или алкидно-масляным лаком. Или добавьте немного водорастворимой краски (акварель, гуашь) в лак на водной основе. Если пигментированный тонер наносить слишком толстым слоем, он скрывает текстурный рисунок древесины. Поэтому мы предпочитаем использовать более прозрачный тонер с красителями.

Смешивая тонер самостоятельно, начинайте добавлять красящее вещество (пигмент или краситель) очень малыми порциями. Проверьте результат и, если требуется, добавьте еще немного.

Получив желаемый цветовой оттенок, нанесите домашний тонер на изделие методом распыления. Добиться качественного и равномерного покрытия с помощью кисти или тампона практически невозможно. Если у вас нет высокопроизводительного окрасочного HVLP-оборудования, попробуйте использовать недорогую систему** - она хороша для работы с небольшими объектами.

Настройтесь на тонкую работу

Независимо от того, какую задачу вы собираетесь решить с помощью тонеров, основные правила их применения остаются неизменными.

Яркое освещение. Работайте только в хорошо освещенном месте, чтобы ясно видеть все нюансы цвета. Учитывайте тип освещения. Например, цвета могут выглядеть различно при солнечном свете и под люминесцентными лампами.

Нанесение тонких слоев.
Держите аэрозольный баллон или окрасочный пистолет на расстоянии 30-45 см от поверхности изделия, быстро и равномерно перемещая факел. Наносите тонер тончайшим слоем.

Не спешите. Делайте частые перерывы в работе, чтобы дать тонеру подсохнуть. Осматривайте изделие с разных сторон для оценки результата. Одно предостережение: если тонер по составу несовместим с нижними слоями отделки, на поверхности могут появиться пузырьки, трещины и отслоения. Когда есть сомнение в совместимости материалов, перед применением тонера нанесите разделительный слой шеллака.

Научитесь оценивать результат

Главной целью применения тонера является конечно же получение требуемого цветового оттенка. Всякое мастерство достигается практикой. Со временем вы натренируете глаза и научитесь правильно различать цвета. Но не волнуйтесь: цвет большинства мебельных проектов близок к основной гамме земляных красок. Если вы не уверены, начинайте со светлых тонов и постепенно приближайтесь к более темным. Сделать покрытие темнее несложно, но практически невозможно его осветлить, не прибегая к шлифовке или полному удалению. Тогда придется начинать работу заново.

Кроме того, лучше оценить эффект от применения тонера до нанесения его на готовое изделие. Пробные образцы (выкраски) дают возможность увидеть изменения цвета при нанесении нескольких слоев или наложении различных тонеров. Они позволяют приобрести именно то, что требуется для вашего проекта. Можно испытать самостоятельно приготовленный тонер. Для этого потребуется лишь небольшой кусок прозрачного стекла. Мы часто используем эту простую технику для подбора цвета неотделанных изделий, сравнивая их с уже готовыми.

Три способа улучшить изделия с помощью тонера

1. Полное изменение цвета
Тонер дает возможность быстро изменить цвет готового изделия и получить полностью устраивающий результат, а если требуется добавить к существующим изделиям новое, то добиться совпадения цветовых оттенков.

Как показано на фото, нам требовалось добиться соответствия цвета табурета из красного дуба с уже готовым, имеющим красноватый тон. Сначала мы пробовали изменить цвет образцов с помощью морилок на масляной основе. Выбрав одну из них, наиболее точно совпадающую по цвету с готовым табуретом, нанесли ее на новый. После просушки покрыли табурет слоем шеллака из аэрозольного баллона. Это гарантирует, что нанесенный слой тонера не будет впитываться в древесину, меняя цвет морилки. При этом процесс отделки заметно упрощается и становится контролируемым. Потом нанесли на куски стекла несколько тонких слоев тонера, распыляя его в виде туманной дымки, а затем по очереди помещали окрашенные стекла на затонированную поверхность. Наиболее подходящим по цвету оказался кусок стекла с тонером янтарного оттенка. Конечно, для подбора нужного цвета может потребоваться несколько разных оттенков тонера.

Следующим этапом работы мы просто напыляли тонер тонкими слоями на табурет до полного совпадения цвета с готовым изделием. Закончив тонирование, покрыли изделие слоем прозрачного лака для защиты тонера от истирания.

2 Выравнивающее тонирование

Не нужно отчаиваться, увидев заметную разницу в цвете соседних деталей, когда изделие обработано морилкой или покрыто лаком. Иногда доски из дерева одной и той же породы имеют различные опенки, а порой полоса заболони выделяется словно прожилка в беконе. Для преодоления этих проблем используйте тонер, позволяющий затемнить светлые участки и сравнять их по цвету с более темными. Эта техника называется выравниванием. Дня крышки небольшого столика мы склеили щит из вишневых досок, в котором заметно выделялась светлая полоса заболони, тянущаяся вдоль шва. Фото показывают саму проблему и наш способ ее решения. Если вы имеете дело с вишней, оставьте изделие на несколько дней под прямыми солнечными лучами, чтобы оно потемнело, а затем займитесь выравниванием его цвета.

Удалите малярный скотч до завершения нанесения тонера. При последних проходах распыляйте тонер по всей поверхности, чтобы сгладить резкие переходы и нивелировать общий оттенок. Когда будете удовлетворены результатом, прекратите нанесение и дайте тонеру высохнуть. После просушки можно нанести еще один легкий слой тонера для выравнивания цвета поверхности.

В большинстве случаев после просушки требуется защитить слой тонера прозрачным лаком. Его следует наносить только методом распыления, а не кистью, во избежание повреждения нижних слоев покрытия, особенно, если наносите лак поверх лакового тонера или шеллак поверх шеллачного тонера. Правильно нанесенный верхний защитный слой позволит протирать поверхность, не боясь повредить тонер.

3. Эффект патины

Техника нанесения тонера на отдельные участки изделия для усиления разницы в цвете и подчеркивания рельефа называется патинированием. Придайте новому проекту состаренный вид, затемнив места, в которых обычно скапливаются пыль и грязь, чтобы сделать разницу в высоте деталей более заметной.

Эта дверца из красного дуба с рельефной филенкой после легкого тонирования морилкой имела заурядный вид. Мы решили подчеркнуть ее рельефность, затемнив края филенки.
На фото показано, как придать дверце с рельефной филенкой дополнительную объемность.

**Нанесение тонера с помощью простой системы распыления

В строительных супермаркетах можно найти удобное и недорогое устройство, отлично подходящее для нанесения тонера. Система распыления Preval, выпускаемая Precision Valve Corporation, состоит из раслыля ющего баллона со сжатым воздухом и съемной стеклянной емкости. При ее использовании вы просто меняете стеклянные емкости с тонером разных цветов и приобретаете новый баллон-распылитель, когда давление упадет. Одного баллончика хватает для нанесения около 450 мл жидкости. После каждого использования следует промывать распыляющую головку подходящим растворителем во избежание ее засорения.

По материалам журнала "Wood-Мастер"

Рано или поздно, но все предметы интерьера начинают требовать частичной реставрации или даже полной замены. Не обошла стороной эта закономерность и деревянные изделия.

Освежить их внешний вид можно несколькими способами, среди которых не последнее место занимает декорирование масляными красками или использование самоклеящейся пленки. Однако наиболее простым и распространенным остаётся тонировка древесины. Другими словами, покраска составами, предназначенными специально для этих целей.

Чем тонировать дерево

Тонировка древесины достаточно легкий процесс, требующий лишь соблюдения аккуратности. Выполнять эту работу можно несколькими способами, различающимися лишь используемыми материалами.

Акриловая краска представляет собой синтетическую смесь воды, пигмента и связующего компонента. Эта краска очень устойчива к воздействию внешних факторов, таких как повышенная влажность, свет или перепады температуры. Акриловая краска хорошо пропитывает древесину, при этом, не только защищая ее, но и позволяя материалу дышать. Среди положительных качеств стоит отметить практически полное отсутствие неприятного запаха, а также широкую линейку различных оттенков. Кроме того, акриловую краску можно приобрести не только в строительных магазинах. Для преображения небольших деревянных деталей разумнее будет купить краску небольшого объема в специализированных художественных или книжных магазинах.

Протрава или закрепители краски – сухое вещество химического происхождения, которое перед нанесением на поверхность дерева разводят чистой водой. Протраву можно назвать забытой технологией окраски дерева, что совершенно несправедливо. Потому что тонировка этим красящим составом способна избавить древесину от неровной шероховатой поверхности, так как не впитывается в древесину, а забивается в ее мелкие поры. С помощью протравы удается получить очень яркие и насыщенные оттенки как раз за счет ее химического происхождения. Минусом использования протравы для тонировки дерева является то, что при дальнейшем взаимодействии окрашенной поверхности с влагой, могут образоваться разводы. Поэтому обязательно нужно покрывать обработанную древесину слоем лака.

Морилка – деревообрабатывающая жидкость, глубоко пропитывающая и окрашивающая его. Это самый простой и доступный способ тонировки дерева, так как не требует дополнительного слоя лака и дает достаточно яркий оттенок.

Этапы тонировки древесины

Для самостоятельной покраски деревянных изделий понадобится кисть подходящего размера и тряпочка из безворсовой ткани.

1 этап включает в себя очистку дерева. Обычная наждачная бумага с легкостью справиться с этой задачей, сделав поверхность гладкой и подготовленной к нанесению основного красящего состава.

2 этап – нанесение краски. Техника нанесения будет абсолютно одинаковой, независимо от того, какой способ тонировки был выбран. Излишки краски удаляются с помощью растирания сухой тряпочки.

3 этап – сушка. Только после полного высыхания изделия можно судить о насыщенности получившегося оттенка и однородности цвета. В случае неудовлетворенности результатом можно вновь вернуться ко второму этапу и нанести еще один слой краски.

4 этап – покрытие лаком. Закрепление полученного результата тонким слоем лака делает посвежевшее изделие более устойчивым к внешним воздействиям.

Любая удачная работа, проделанная своими руками, приносит огромное удовольствие. Тонировка древесины не исключение. Не обладая особыми навыками, можно придать старому деревянному предмету мебели приятных внешний вид, получив при этом только положительные эмоции от процесса.

Тонировка древесины, ломаем стереотипы

Все фото из статьи

Когда человек подходит к работе со вкусом, часто случается так, что предложенные в магазине образцы из древесины не соответствуют по некоторым критериям, одним из которых является оттенок материала. Казалось бы, вот два соседних образца, а хочется тон, ровно между ними, что же делать в таком случае?

Самое простое – приобрести специальные средства, с помощью которых вы самостоятельно сможете изменить цвет деревянного изделия.

С чего начинать

Для начала необходимо проводить эксперименты с разными красителями (с пигментом или без него). Если вы добавите их в свой профессиональный набор для отделки, то возможности получения эксклюзивного результата удесятерятся.

Такие растворы применяют примерно так же, как привычные для всех морилки:

  • Наносим раствор при помощи обыкновенной кисти.
  • Убираем лишнее.
  • Любуемся выявленной текстурой и рисунком древесины после полного высыхания.

Пигменты и красители для древесины: основные различия

Итак, перед вами стал вопрос,чем тонировать дерево? Если говорить о готовых составах, имеющихся в доступной продаже, то это, как правило, пигментные морилки, либо смесь красителей и пигментов.

Пигмент – это цветные твердые частицы мелкого помола, они смешиваются с вяжущими веществами, которые способны удержать их на древесной поверхности. Эти частицы оседают во всевозможных углублениях, к примеру, в древесных порах или царапинах, образовавшихся при контакте с наждачной бумагой.

Интересно! Поры такого дерева, как, к примеру, красный дуб очень большие, поэтому и пигментов там скапливается много, в этом случае текстура древесины сильно затемняется. Тоже самое происходит и после грубой шлифовки поверхности.

Красители же, в отличие от пигмента, растворяются полностью в растворе. Поэтому, при впитывании красителя в древесину и окрашивании волокон внешние качества дерева не так сильно изменяются.

Если вы хотите оставить всю красоту и оригинальность рисунка, воспользуйтесь именно красителем.

Вывод

Хотелось бы также напомнить, что конечный оттенок деревянное изделие принимает только после полного высыхания и если в помещении соблюдаются стабильные температурные условия. В тех случаях, если сильно колеблется влажность, возможно дополнительное отклонение от желаемого результата – тон может быть более темным (

 

 

Это интересно: