→ Анализ стихотворения Есенина «Русь бесприютная. Анализ стихотворения Есенина “Русь бесприютная” «Русь бесприютная» Сергей Есенин

Анализ стихотворения Есенина «Русь бесприютная. Анализ стихотворения Есенина “Русь бесприютная” «Русь бесприютная» Сергей Есенин

содержимое:

При всей своей любви к родной земле, лирический герой Есенина не ощущал ответного чувства. В своей отчизне он сам себе казался «пасынком» и «бесприютным», а после революции 1917 г. поэт еще больше ощущает трагический разрыв между собой и родиной.

Вернувшись в «ту сельщину», где жил мальчишкой, лирический герой замечает, насколько все вокруг переменилось; он не может «распознать» отцовский дом, не узнает своего деда. «Ах, милый край! Не тот ты стал, не... тот. Да уж и я, конечно, стал не прежний»,- с горечью констатирует поэт и осознает себя лишним в этих местах: «Здесь жизнь сестер, сестер, а не моя». Но тут же, преодолевая печальные мысли, лирический герой, увидев любимые края, готов упасть на колени («Возвращение на родину»).

«Русь советскую» знали гораздо лучше, чем «Русь бесприютную», потому и непонятно было большинству, как он дошел до «Черного человека» и почему у него такой трагический конец.

«Русь бесприютная» Сергей Есенин

Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль
В угасшем скандалисте!
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Мы все по-разному
Судьбой своей оплаканы.
Кто крепость знал,
Кому Сибирь знакома.
Знать, потому теперь
Попы и дьяконы
О здравье молятся
Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин
С водки штофа,
Рассказывая сродникам своим,
Глядит на Маркса,
Как на Саваофа,
Пуская Ленину
В глаза табачный дым.

Ирония судьбы!
Мы все острощены.
Над старым твердо
Вставлен крепкий кол.
Но все ж у нас
Монашеские общины
С «аминем» ставят
Каждый протокол.

И говорят,
Забыв о днях опасных:
«Уж как мы их…
Не в пух, а прямо в прах…
Пятнадцать штук я сам
Зарезал красных,
Да столько ж каждый,
Всякий наш монах».

Россия-мать!
Прости меня,
Прости!
Но эту дикость, подлую и злую,
Я на своем недлительном пути
Не приголублю
И не поцелую.

У них жилища есть,
У них есть хлеб,
Они с молитвами
И благостны и сыты.
Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора.
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжелого укора.
Товарищи, сегодня в горе я,
Проснулась боль в угасшем скандалисте.
Мне вспомнилась
Печальная история -
История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,
Несчастный и худой,
Средь жидких,
Тягостных рассветов.
Но если б встали все
Мальчишки чередой,
То были б тысячи
Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,
Лермонтов,
Кольцов,
И наш Некрасов в них,
В них я,
В них даже Троцкий,
Ленин и Бухарин.
Не потому ль мой грустью
Веет стих,
Глядя на их
Невымытые хари.

Я знаю будущее…
Это их…
Их календарь…
И вся земная слава.
Не потому ль
Мой горький, буйный стих
Для всех других -
Как смертная отрава.

Я только им пою,
Ночующим в котлах,
Пою для них,
Кто спит порой в сортире.
О, пусть они
Хотя б прочтут в стихах,
Что есть за них
Обиженные в мире.

Анализ стихотворения Есенина «Русь бесприютная»

Тема странничества, заявленная автором с юношеского стихотворения « », в поздних произведениях существенно изменяется: она замыкается в рамках города, приобретает черты злободневности, сближающие содержание художественных текстов с газетной периодикой. Причиной появления новых тенденций стали пагубные последствия социальных потрясений, среди которых особенное внимание поэта привлекала проблема беспризорности среди детей.

Появление «Папиросников» - первый поэтический отклик Есенина, отражающий авторское понимание неблагоприятного явления. В произведении создается обобщенный портрет современных гаврошей - уличных «странников», включенных в серьезную «злую игру» криминального мира. Рано повзрослевшие внешне, в душе они остались наивными детьми: их умы занимает безнадежная мечта о путешествии за океан.

«Русь бесприютная» создана под впечатлением посещения специального учреждения-распределителя для беспризорных, открытого в Тифлисе. Событие долго оставалось в памяти поэта, который планировал написать прозаическое произведение о судьбе обездоленного ребенка, нашедшего правильный жизненный путь.

Эмоциональный зачин стихотворения построен на стилистических контрастах: здесь соседствуют официальное обращение и интимное признание. Прямая отсылка к классическому образу диккенсовского сироты, жертвы буржуазного общества, могла бы показаться странной строителям социализма.

Основная антитеза стихотворного текста противопоставляет образы сытых обывателей и горемычных скитальцев-мальчишек. Изображая представителей первой группы, субъект речи отталкивается от гиперболизированных образов жестоких монахов-убийц, словно позаимствованных из пропагандистской прессы. Исследователи предлагают более широкое понимание категории сытых, включая в нее всех лицемеров, обеспечивших себе спокойное и комфортное существование.

Образы обездоленных ребят выглядят конкретнее, убедительнее и ярче, чем фигуры благостных персонажей. Чтобы передать остроту своего сострадания и боли, Есенин преображает лирического героя, наделяя его сиротливым детством, озаренным «жидкими» и «тягостными» рассветами. В озлобленных душах малолетних персонажей скрыто прекрасное творческое начало, однако возможность реализации положительных природных задатков ставится под сомнение. Способный узреть будущее, есенинский герой скорбит о горестных судьбах «ночующих в котлах», наполняя свой «буйный» стих ядом «смертной отравы».

С. А. ЕСЕНИН

РУСЬ БЕСПРИЮТНАЯ

Товарищи, сегодня в горе я,

Проснулась боль

В угасшем скандалисте!

Мне вспомнилась

Печальная история –

История об Оливере Твисте.

Мы все по-разному

Судьбой своей оплаканы,

Кто крепость знал,

Кому Сибирь знакома.

Знать, потому теперь

Попы и дьяконы

О здравье молятся

Всех членов Совнаркома.

И потому крестьянин

С водки штофа,

Рассказывая сродникам своим,

Глядит на Маркса,

Как на Саваофа,

Пуская Ленину

В глаза табачный дым.

Судьбы!

Мы все отропщены.

Над старым твердо

Вставлен крепкий кол.

Но все ж у нас

Монашеские общины

С “аминем” ставят

Каждый протокол

И говорят,

Забыв о днях опасных:

“Уж как мы их…

Не в пух, а прямо в прах…

Пятнадцать штук я сам

Зарезал красных,

Да столько ж каждый,

Всякий наш монах”.

Россия-мать!

Прости меня,

Но эту дикость, подлую и злую,

Я на своем недлительном пути

Не приголублю

И не поцелую.

У них жилища есть,

У них есть хлеб,

Они с молитвами

И благостны и сыты.

Но есть на этой

Горестной

Земле,

Что всеми добрыми

И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми

Снуют средь штатов без призора,

Бестелыми корявыми костьми

Они нам знак

Тяжелого укора.

Товарищи, сегодня в горе я,

Проснулась боль в угасшем скандалисте.

Мне вспомнилась

Печальная история –

История об Оливере Твисте.

Я тоже рос,

Несчастный и худой,

Средь жидких,

Тягостных рассветов.

Но если б встали все

Мальчишки чередой,

То были б тысячи

Прекраснейших поэтов.

В них Пушкин,

Лермонтов,

И наш Некрасов в них,

В них даже Троцкий,

Ленин и Бухарин.

Не потому ль моею грустью

Веет стих,

Глядя на их

Невымытые хари.

Я знаю будущее.

Их календарь…

И вся земная слава.

Не потому ль

Мой горький буйный стих

Для всех других –

Как смертная отрава.

Я только им пою,

Ночующим в котлах,

Пою для них,

Кто спит порой в сортире.

О, пусть они

Хотя б прочтут в стихах,

Что есть за них

Обиженные в мире.

(No Ratings Yet)



  1. Поэту Сергею Есенину довелось побывать во многих странах мира, однако он неизменно возвращался в Россию, считая, что именно здесь находится его дом. Автор множества лирических произведений, посвященных родине, не был...
  2. Комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” – замечательное реалистическое произведение, в котором раскрыт мир мелкого и среднего чиновничества России второй четверти XIX века. Сам Гоголь так писал о замысле этой комедии:...
  3. Меня приятно удивила и буквально потрясла картина Щербакова “Русь Подмосковная”. Прежде всего, я хочу отметить то, что работа невероятно красива. Она отражает дух, сущность народа Руси, России. Думаю, что автор...
  4. Рассказ был назван автором акула, так как случай приключившийся с мальчишками, связан с нападением акулы. В тот день, когда корабль стоял у берегов Африки, стояла знойная жаркая погода. Два мальчика...
  5. Простые люди со своими заботами и делами были музой известному художнику Маковскому Владимиру Егоровичу. Его перу принадлежит множество произведений, где в главной роли выступают простые крестьяне, слуги и их жизнь....
  6. И. С. ШМЕЛЕВ КАК Я ВСТРЕЧАЛСЯ С ЧЕХОВЫМ. ЗА КАРАСЯМИ Чехов был тогда еще Антошей Чехонте, а автор-рассказчик – маленьким гимназистом. Летом мальчик со своим другом Женькой пропадает в Нескучном...
  7. Что может быть веселее, чем детство и лето. А если лето встречается с детством, они вдвоем могут горы свернуть, подвиги свершить, на песнь, книгу или картину вдохновить. Такая энергия идет...
  8. РАССКАЗЫ И ПОВЕСТИ СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ ПИСАТЕЛЕЙ Баранкин, будь человеком! В этом произведении В. В. Медведева рассказывается о приключениях двух друзей, Юрки и Кости. Они мечтают жить не трудясь, превращаются по...
  9. Формирование русского стиха Русский стих формировался веками и испытал множество влияний и трансформаций. Народный стих представлял собой довольно разноречивую с ритмической точки зрения стихию, не поддающуюся единой классификации. Можно с...
  10. Обращения выделяются запятыми: Сегодня, Уважаемые зрители, вы не заскучаете. Если обращение стоит в начале предложения и произносится с восклицательной интонацией, то после ставится восклицательный знак: Дорогие гости! Заходите! Слова ТЫ...
  11. Времена года Зима. Пришла зима. Пушистый снег укрыл все вокруг: надели белые шубки деревья, нахлобучили белоснежные шапки дома. Метель замела все дороги, перепутала все пути. Природа погрузилась в глубокий сон....
  12. Каждый человек непременно возвращается туда, где он родился, и где прошли его детские годы. Встреча с прошлым почти всегда окрашена легкой грустью, ведь в этом мире, таким знакомом и родном,...
  13. Я человек увлекающийся, мне всегда интересно узнавать что-то новое и интересное. У меня дома много книг – художественная литература, справочники, словари и энциклопедии, которые мне помогают, когда я чего-то не...
  14. Каждый художник слова в той или иной мере в своем творчестве затрагивал вопрос о назначении поэта и поэзии. Лучшие русские писатели и поэты высоко оценивали роль искусства в жизни государства...
  15. “История одного города” для автора всегда была книгой о современности, и Салтыков-Щедрин не стремился создать произведение для потомков. “История одного города” – вершина творчества Щедрина, о чем говорит и то,...
  16. МАЯКОВСКИЙ. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО. Введение О своем отношении к Октябрьской революции Маяковский сказал просто: “Моя революция”. Маяковский, сравнивая прошлое и настоящее, восторженно воскликнул: Вот Она, Россия, Моя любимая страна. Красная,...
  17. Горе-мечтатель Все больше машин приходит на помощь человеку. И кое-кто начинает думать, будто они совсем освободят нас от труда. Именно об этом мечтает мой знакомый Фома. Уж так хочется ему,...
  18. “В поэзии, в искусстве – на первом месте сама личность художника! – писал Брюсов. – Она и есть сущность – все остальное форма! И сюжет, и “идея” – все только...
  19. Непонятно, но интересно. Такие мысли возникают у нас тогда, когда мы рассматриваем Поэзию Уолта Уитмена. Оригинальность – вот, что нас поражает. Поэт отверг, все уставленные формы, написав стихи без рифм...
  20. Очерк жизни и творчества А. Т. Твардовского: социальное происхождение: начало творческой деятельности (середина 30-х годов). Твардовский – участник двух войн – финской и Великой Отечественной. Общественная роль поэта как главы...
  21. Б. А. Слуцкий Стихи Бориса Слуцкого (1919-1986) “Кельнская яма”, “Лошади в океане”, “Баня” были на слуху у всех. С одной стороны, он был представителем той плеяды поэтов-ифлийцев, которые с конца...
  22. Сочинение на тему: “Письмо себе 45-летнему” Привет! Если ты читаешь эти строки, то Мое письмо все же попало тебе в руки, и это очень хорошо. Я надеюсь, что твоя жизнь сложилась наилучшим образом, и ты сейчас...
  23. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
  24. В романе “Война и мир” Л, Н, Толстой предстает перед читателем не только как гениальный писатель, но и как философ и историк. Писатель создает собственную философию истории. Изложению взглядов писателя...
  25. Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Ему пришлось в полной мере ощутить и трудности довоенного голодного детства, и военные годы, и послевоенную разруху. Именно поэтому в произведениях В. Г....
  26. Поэзия и проза Поэзия и проза – два основных типа организации художественной речи. Проза – устная или письменная речь, которая не делится на соизмеримые отрезки – стихи. В отличие от...
  27. Поэзия занимает важное место в литературе. Порой просто поражает красота сочетания слов и мелодичность Стихотворных форм. На первый взгляд, кажется, что составление слов имеет хаотичный характер. Для качественного стиха или...
“РУСЬ БЕСПРИЮТНАЯ”

 

 

Это интересно: