→ Что относится к идеальным потребностям человека. Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные. Теория А. Маслоу

Что относится к идеальным потребностям человека. Потребности также можно разделить на биологические, социальные и идеальные. Теория А. Маслоу

Все мы знаем о том, что каждый день человек должен есть, пить и спать. Но этим все не ограничивается. Есть также идеальные потребности, подразумевающие нечто куда большее, чем банальное поддержание функционирования организма.

Важность нематериальных аспектов жизни

Показателем может послужить культура Востока, в которой духовные потребности ставят ничуть не ниже, чем физические. Неправильно говорить: «У человека есть душа». На самом деле это у духа есть тело, которое он обретает на очередном этапе своего пути.

Самосознание формируется еще в детстве. Многих детей учат умываться, убирать свою комнату, хорошо учиться в школе, но упускают один немаловажный нюанс. не наделяют способностью разбираться в собственных эмоциях. Порой бывает даже такое, что подростки теряются в чувствах, не знают, как воспринимать себя или мир в той или иной ситуации. О них говорят: «тихие дети».

Но, как правило, такие индивиды переживают свой инфантильный период намного позже, когда от них уже ожидают взрослого осмысленного поведения. А все потому, что им не объяснили, как осознать свои идеальные потребности.

Пути совершенствования

Покуда человек чувствует, что в его душе - куча шкафов со скелетами, он не сможет получить удовольствие даже от самой роскошной в материальном плане жизни. Потребность в самопознании - идеальная потребность, удовлетворение которой обеспечивает покой и положительное состояние духа.

Общеизвестный в психологии факт: моральное состояние человека тесно связано с его самооценкой. Каждой личности хочется чувствовать себя особенной, уникальной, способной делать то, что не могут другие. Это не нарциссизм и не бахвальство, а нормальная необходимость, когда она не выходит за адекватные пределы.

В каждом из нас есть что-то особенное

Потребность в самореализации относится идеальным потребностям. Люди, не имеющие возможности достигнуть чего-то, утверждают, что если бы получили желаемое, оказались бы на пике блаженства. Когда определенная вещь находится в зоне нашего воображения, всё действительно так. Но, став обыденностью, приобретение утратит новизну.

Когда шаг за шагом достигаешь своих целей, понимаешь, что, в сущности, не пункты переправы важны, а сам маршрут. Большинство людей идут на работу с более-менее хорошей заработной платой. Ну и что, если работенка не из приятных? Можно ведь некоторое время пережить. Только рано или поздно терпению приходит конец.

Всё куда интереснее

Идеальные потребности - это нечто большее, чем существование с целью прокормить себя и обеспечить кровом. Человек научился выгодно использовать ресурсы земли. И, в сущности, не так уж много нужно для обеспечения своего организма энергией и нормальными условиями.

Когда в материальном плане все налажено, возникают духовные потребности. Одни люди обращаются к богам, а для других святыня - весь мир вокруг. Посвятить себя любви к этому чуду - куда возвышеннее и интереснее, чем просто курсировать по замкнутому кругу потребительства и истощения жизненных сил ради обманчивых, навязанных целей.

Культурные потребности - это тяга к прекрасному и желание расширять собственную эрудицию. Ведь богатства человека находятся не только на счетах в банках, но еще и в его собственной голове. Самое лучшее вложение - вклад в себя.

У каждого человека от природы есть определенные таланты. Их развитие также подразумевают идеальные потребности. Примеры: запись в творческие кружки, изучение языков. Такие занятия могут проводиться с определенной целью. Но, в конце концов, получение удовольствия - это тоже довольно весомый повод. Время, потраченное с радостью, израсходовано не зря. Самое главное - во всем стремиться находить баланс. В том числе между духовностью и материальным миром.

Жизнь в социуме

Крайне важно общение с другими людьми. Замыкаясь в себе, индивид может задавать такой вопрос: «В чем смысл разговоров на все эти бессмысленные темы? Ведь реальной пользы в этом нет». Тем не менее человек может все равно иметь жажду контакта с окружающими, но ощущать себя неловко из-за невозможности объяснить ее причину.

Идеальные потребности подразумевают признание со стороны окружающих. Когда мы попадаем в круг людей, которые нас понимают, имеют сходные интересы, готовы выслушать или рассказать собственные секреты, мы чувствуем себя хорошо, радостно, получаем удовольствие от контакта с миром. Человек создан для жизни в социуме, поэтому необходимость общаться с себе подобными, так или иначе, возникает периодически.

Излишние крайности

Печальная картина наблюдается у индивидов, которые отрицают свои идеальные потребности. Например, человек в детском возрасте был обижен, не понят, отвергнут. Такое встречается довольно часто. Потом юношеские страхи и комплексы мешают личности развиваться нормально. И вот человек уверил себя в том, что никому нельзя доверять, и жить нужно только для себя.

Замечательно, что ресурсов вокруг хватает, способов себя занять, даже в одиночестве, предостаточно. Ничего сложного, но и нет полезного. От такой жизни крайне тяжело получить удовольствие. Как говорится, А такая социальная диета похожа на рацион, состоящий из соли и хлеба. Да, конечно, не нужно вычитывать рецепты общения с людьми, придумывать, как красиво оформить свою деятельность и чем-то отличиться, но ведь и вкус от жизни теряется, и она в конце концов превращается в банальное существование.

Откройте душу

Большинство людей находится в своем вакууме недолго. После того как раны после прошлого падения подлечены, возникает естественное желание снова пуститься в полет. Для того чтобы уберечь себя от моральных ранений, нужно научиться органично сочетать мир эмоций и чистый разум.

В школе нас этому не учат. На данные темы есть книги, но открывает их только тот, кто сам осознал в этом потребность, ощутил, что полная жизнь подразумевает удовлетворение идеальных потребностей. Удовольствие нужно учиться получать как от вкусной пищи, так и от душевной беседы, как от удобного дивана, так и от интересной книги. Банальное потребительство в конце концов надоедает, появляется желание прикоснуться к чему-то божественному.

Кроме того, сам человек может стать ближе к Всевышнему в процессе творения. Создавая интересные проекты, произведения искусства, организовывая мероприятия, делая мир вокруг себя лучше, мы сами расцветаем на глазах, пожиная благодатные плоды собственной деятельности. Нужно лишь открыть свое сердце и душу, ступая навстречу всему новому.

Рубли-копейки, счеты-расчеты, кому это интересно?!

Однако домашняя экономика никак не отделима от материй более сложных, чем примитивные расчеты денег от получки до получки. Экономика тесно связана с тем, что мы именуем жизненными потребностями, от них во многом зависит удовлетворение и самых насущных материальных желаний, и развитие высоких духовных запросов.

Однако существует и другая крайность в отношениях людей к бытовым проблемам: когда только деньгами и вещами, едой, питьем и квадратными метрами жилья измеряются все жизненные ценности, даже достоинства жениха или невесты. Найти разумную, человечную и нравственно оправданную меру и в этой сфере семейной жизни - задача, разрешение которой ищут долгие века ученые, мыслители, экономисты и моралисты. Естественно, что мы не в состоянии будем на ограниченном пространстве этого раздела книги вникнуть во все сложности домашней экономики. Но попробовать понять основные механизмы, которыми она управляется, и способы разумного построения собственного маленького хозяйства, нам необходимо.

Совместная жизнь молодоженов начинается со свадьбы. На этом торжестве уже очевидно проявляются материальные потребности и возможности двух семей. Вот родня невесты лихорадочно бегает по магазинам, комиссионным, по ателье в поисках какого-то особого материала на свадебное платье. Спросите в такой момент мать девушки, что она ищет и чем ей не по вкусу то, что лежит на прилавке или предлагается в ателье.

Такое-то добро у каждого может быть. А мы хотим, чтобы у нас было лучше, чем у соседей и знакомых.

Приглашаются в ресторан десятки, а в некоторых регионах и сотни гостей, родственников, друзей, знакомых, с кем в иные времена едва здороваются или вовсе не знаются. Зачем? Одни для того, чтобы с большим числом людей разделить семейную радость, потому как известно: радость разделенная прибывает, а горе - убывает. Другие раздувают событие, чтобы продемонстрировать свои имущественные возможности, широту и размах натуры («Пусть не думают, что нам жалко для собственного дитяти денег»).

Это в городе. В деревне свои критерии того, как должно и прилично справлять свадьбу, а мотив расходов, масштаб празднества один и тот же: чтобы было, как минимум,- не хуже, чем у других и, как максимум,- лучше.

В этом, как в капле воды, отражается сложный спектр чувств, стремлений, желаний, которыми руководствуются члены семейства, когда они строят свои материальные отношения и способы их удовлетворения.

Цели и средства. Как видите, снова мы упираемся в эти основополагающие понятия, которые и в чисто материальной сфере определяют наши успехи и поражения, благосостояние тела и души или разбазаривание всего семейного благополучия.

Цель совместного хозяйства объяснит и ребенок: оно требуется, чтобы утолить голод, жажду, чтобы не ходить босым и голым, чтобы было тепло и удобно, по возможности уютно и красиво, чтобы в этих условиях растить и воспитывать потомство, набираться сил, здоровья для трудов праведных. Потребности, которые здесь перечислены, именуются витальными, т. е. жизненными, от латинского слова «вита» (жизнь). Иначе их еще называют естественными. А вот способы их удовлетворения и масштабы их расширения могут быть разумными или неразумными, искусственными и даже извращенными, вызванными не насущными нуждами, а исключительно соображениями самолюбия: вот этим самым - чтобы «как у всех», «не хуже других», «лучше других».

Голод. Он удовлетворяется пищей простой, незамысловатой, не требующей особых ухищрений с приготовлением, сложной и дорогостоящей сервировки. Аппетит.- уже совсем иное дело: он требует порядка, искусства, разнообразия. Есть еще и гурманство, т. е. особое пристрастие к еде. Тут еда становится культом, ей подчиняются все прочие желания. Иногда такое пристрастие оборачивается болезнью - обжорством, с полным нарушением и физических процессов, и моральных установок. Своего рода наркомания. Бывали случаи, когда «проедались» целые состояния.

О питье речь та же. Естественную жажду утолить проще простого: ладошка, подставленная под струю ручья, вот и «покуда», вот и отрада. В деревне колодец, ковш, самовар и чашка. В городе стакан и водопровод. Дальше - чайник и заварка: то ли из доморощенных трав, то ли из заморского чая. Или домашний квас, морс, сок... А дальше все, как с едой. Потребности возрастают, а с ними расходы: такой-сякой чай, кофе, шипучие, крашеные, престижные лимонады, «колы», тоники. Затем неестественные, привитые человеку дурными примерами потребности в алкогольных напитках, самых-самых изысканных или, напротив, самых-самых крепких, хоть и нечистых, отравляющих организм, разрушающих ум и личность.

Одежда-обувь. И здесь та же картина: когда-то возникшая с целью обезопасить тело от холода, от ранений и царапин, защитить от ветра и солнца и потому, действительно, естественная, она с развитием цивилизации приобрела дополнительное, искусственное значение: знака, символа принадлежности человека к определенному роду-племени. Со временем она все больше превращалась в своеобразную зримую анкету: кто сей человек, из какой страны, какой нации, беден или богат, а еще - как воспитан, развит ли вкус, привержен ли общим правилам или действует сам по себе. Короче, «по одежке встречают». И по сию пору бытует такой принцип. И здесь нет ничего противоестественного.

Но одежда для некоторых людей становится всепожирающей страстью, способом самоутверждения. Впрочем, так же как и другие предметы обихода: и сами дома, и их утварь, средства передвижения, произведения искусства, средства передачи информации, художественные произведения... Возникла давно и до сей поры существует многозначность вещного мира. И порой, вместо того чтобы занимать подобающее им место, средства существования - вещи становятся целью.

Такая тенденция закрепилась с разделением человеческого сообщества на разные кланы, группы, классы. Сами определения «имущие классы» и «неимущие» вбирают это основное различие людей, во всем прочем нередко ничем друг от друга не отличающихся. При этом материальное воплощение преимуществ может быть самым разнообразным и несопоставимым: от каких-то особенных ракушек у полинезийских дикарей - до сокровищниц Великих Моголов, ломящихся от золота и драгоценных камней; от дымного, но украшенного шкурами песца чума богатого камчадала - до пышных дворцов европейских владык. Да и внутри одного племени, одной нации всегда были свои градации, свои ступени богатства и бедности.

У всех народов постепенно установилась власть имущих. Отсюда прочно сложившееся представление о вещах, как о зримых знаках социального преимущества и преуспевания, силы и власти. Такой взгляд в течение многих веков не удавалось одолеть ни пророкам, ни философам, ни поэтам, без устали атаковавшим эту твердыню-крепость, разделяющую людей на враждующие лагери.

Давайте вспомним реакцию русского общества на призыв и попытку Льва Толстого разрушить имущественные барьеры. Что особенного сделал граф? Стал пахать, ходить в простой полотняной одежде, спать на жестком ложе, ходить босиком или в сапогах собственного изготовления, есть простую пищу. И уверял, что самый здоровый образ жизни - и физически, и нравственно - тот, который ведет труженик - крестьянин. Какую бучу вызвала эта «причуда» знаменитого писателя у имущих! Хотя миллионы россиян жили именно так, никого это не волновало и не шокировало. Но как можно смешать образ жизни разных социальных слоев?! Это же самая настоящая революция!

Теперь-то мы знаем, что писатель действительно ратовал за здоровый режим и образ жизни. Но ведь и понятие здоровья тоже категория социально значимая. Одно дело добытое и сохраненное своим трудом и собственными усилиями, а другое - врачебным уходом, усилиями прислуги, лечением на водах и другими средствами, опять же даруемыми имущественным превосходством. Получается, что человек, зараженный классовыми предрассудками, готов отвернуться от всего, что ему в пользу, лишь бы не уподобиться своему собрату, стоящему на нижней ступени социальной лестницы.

С этой позиции становится понятным гневное беспокойство российской верхушки (и даже членов семьи самого Льва Толстого- его жены, например, Софьи Андреевны): если имущие в быту будут жить точно так, как неимущие, то зачем все их преимущества - все эти звания, чины, деньги и ценности? А без них немыслимо утверждать свою власть над теми, кто всегда считался рабочим скотом.

Вот какие революционные последствия виделись аристократии в таком внешне простом акте, как еда и одежда великого человека.

Вещи - знаки отличия. Это свое качество они порой сохраняют и поныне, отравляя родственные, дружеские, товарищеские отношения. И в то же время вещи позволяют проявиться нашей профессиональной, художнической фантазии, нашему стремлению к совершенствованию быта, к комфорту и красоте.

Историческое развитие человечества в сфере материальных потребностей идет от естественных, простых, здоровых форм ко все более усложненным, во многом искусственным. В развитых странах люди все дальше уходят от необходимых продуктов и вещей к избыточным и престижным, «знаковым». Происходит это в прямом согласовании с развитием человека: от существа в основном биологического к существу социальному, для которого законы общества становятся основными законами.

Вот как воспринимали эту эволюцию потребностей философы-просветители: они считали, что человек, самой природой созданный таким образом, что не может останавливаться в

своей деятельности, в любознательности, в стремлении к новизне, удовлетворив естественные потребности, он бывает вскоре вынужден создавать себе совершенно новые потребности или, вернее, его воображение делает старые потребности более утонченными. «Естественные потребности» неизбежно заменяются потребностями, которые мы называем мнимыми или условными; последние становятся столь же необходимыми для нашего счастья, как и первые.

Марксистская философия вскрыла нерасторжимую связь-зависимость потребностей личности от всего общественного развития и прежде всего от развития общественного производства. И действительно, мы можем получить в собственное распоряжение только такие вещи, услуги, которые люди научились создавать. К примеру, что проку было бы далеким нашим предкам испытывать потребность в горячем супе, вареных овощах, коли еще не были открыты и созданы огнеупорные материалы, в которых и стало возможным варить разнообразную пищу. Да они, наверное, и не испытывали подобной потребности. Скорее, она и возникла лишь после того, как были открыты новые материалы, появилось искусство изготовления посуды.

Сейчас уже трудно определить, что рождалось прежде: потребность в вещах или производство их, которое нередко «провоцировало» потребность. Возьмем для примера такие ультрасовременные предметы, ставшие для большинства из нас необходимыми, как радиоприемники, телевизоры и телефоны. Они призваны удовлетворять естественные наши стремления к общению, к получению новой информации, новых впечатлений, интересного зрелища и развлечений. Но кто из нынешних бабушек и дедушек воображал, что получат именно такие средства утоления своей вечной жажды новизны? Кто взывал к ученым: создайте для нас такие аппараты, без них нам жизнь не в жизнь?

Еще несколько десятилетий назад доступ к этим благам цивилизации был открыт лишь незначительному числу людей. Эти аппараты были символами социального преуспевания. Теперь они - обычные элементы нашего быта. Около 90% семей в нашей стране располагают телевизорами и еще больше - радиоприемниками. Отстает пока что телефон, но тоже, наверное, не долго остается ждать максимальной телефонизации городов, потом и деревень. А может, возникнут новые средства связи. Кто знает?

Но давайте раскрутим назад, как кинопленку, процесс возникновения этих вполне материализованных желаний и сложные пути их удовлетворения.

Пытливые умы ученых должны были прежде проникнуться потребностью открыть способ передачи информации на расстояние. Когда были достигнуты очевидные успехи, потребовалось создать опытные и мелкосерийные производства, поскольку для крупномасштабных еще не были созданы предпосылки и условия: не было ни промышленных возможностей, ни рыночного спроса.

Понадобилось развить добывающую промышленность, поставляющую различное сырье и материалы, расширить и оснастить новым оборудованием обрабатывающую промышленность, а для всех сопутствующих производств разработать научно-технические данные и, естественно, повысить уровень управления всем многоступенчатым механизмом производства.

Решение столь сложных экономических, производственных и научных задач потребовало огромного числа специалистов разного профиля и достаточно высокой подготовки. Без среднего образования, которым бы располагала многомиллионная армия работников, ни одна из отраслей не смогла бы сделать подобного рывка. Только на основе всеобщего среднего образования и всевозрастающего специального (среднего и высшего) осуществим прогресс в любой сфере современного хозяйства.

Значит, надо было еще и сориентировать молодежь на получение специального образования, возбудить в ней потребность к труду именно по такой специальности. Возбудить, по сути, духовную потребность в производстве вполне материальных ценностей, которые призваны служить удовлетворению духовных же потребностей миллионов наших сограждан... Вот какой круговорот в природе наших потребностей и способов их реализации совершается сплошь и рядом. И заметьте, сколько раз мысль воплощается в вещи и, наоборот, вещи стимулируют появление новой идеи. Все, что мы создаем и потребляем, марксисты называют «овеществленными отношениями» человека к природе, к другим людям и к самому себе.

Исходя из такого убеждения, мы и начали разговор о домашней экономике с выяснения отношений. И здесь законы, действующие на пространных площадях страны и на крохотном плацдарме семейной жилплощади, проявляют себя сходно. И один из законов, действующих в нашем обществе - это закон о постоянном возвышении потребностей, а соответственно о постоянно возвышающемся производстве.

Но разве возможно исполнить все фантазии, все мечты и потребности человека, если они не имеют границ и меры? Кто и каким образом может их регулировать?

У первобытных людей регулятором их желаний выступала природа, как и у животных. Она учила своих детей: не бери больше, чем надо для поддержания жизни, в другой раз не получишь и необходимого. Будешь переедать - зверя не догонишь или сам от него не убежишь. Будешь голодать - то же самое. Не запасешься едой впрок - помрешь в пору непогодья и бескормицы. Все животные - запасливы: кто под кожу жирок закладывает, кто в норки, в соты добро собирает, а кто и пасет свой корм, вроде муравьев, дельфинов. Пока все распределение благ решалось собственной силой человека, его ловкостью, сообразительностью, люди жили по законам, так сказать, экологической справедливости и целесообразности. Законы эти закрепились в нравственных принципах, характерных для жителей данного региона. К примеру, для обитателей мест, где природа щедра и благодатна, где можно без особых усилий добыть себе пропитание, не было нужды в развитии особой бережливости, не было надобности городить и сложное хозяйство, создавать особую утварь, строить капитальные здания. В таких регионах медленнее развивалось производство вещей и технической оснастки, которые остро необходимы в краях с более суровыми климатическими условиями. У народов северных зон, в особенности там, где каждый клочок земли поливается потом и кровью земледельца, отношение к земным плодам, естественно, было иным, чем в странах, где финики и бананы сами падали в рот. Оттого северяне бывают более бережливыми, запасливыми, расчетливыми, но и более хваткими, инициативными в добывании средств существования.

Отношение к материальным ценностям определялось еще и плотностью населения, размерами жизненного пространства. Скажем, в тундре, тайге, пустыне, в труднодоступных горных местностях, в глухих деревнях, где встреча с чужим человеком счастливая (или опасная) редкость, гость - священная личность. Ему все: тепло, почет, лучший кусок, дорогой подарок.

С появлением городов появилась и иная установка. Здесь, как говорится, на каждый чих не наздравствуешься и каждого, стучащего в твою дверь, не ублажишь.

Вам не в новость слышать разговоры о национальных особенностях быта у каждого народа: одни нации отличаются щедрым гостеприимством, другие более прижимисты. Некоторые с охотой высмеивают собственную скупость, как, к примеру, иронизируют на свой счет финны и жители города Габрово в Болгарии. Традиционное отношение к материальным ценностям сказывается во всем жизненном укладе и не может не влиять на характер подрастающего поколения, даже если это поколение в школах, книгах, кино встречается с совершенно иными установками на этот счет. Нередко в городской семье царят деревенские порядки, коли ее предки недавно покинули прежнее место обитания. И восточные традиции сохраняются в семьях, давно переселившихся в западные республики, и т. д.

Правда, если проанализировать наиболее распространенные принципы, укоренившиеся в сознании и поведении людей разных народов, то можно обнаружить и нечто их объединяющее. Моральные заповеди, повелевающие добывать хлеб свой в поте лица своего, не красть чужого, не завидовать неправедному богатству, помогать ближнему своему, можно встретить во многих сказках, мифах, песнях южан и северян, жителей западного и восточного полушарий. Жадность, хвастовство богатством - самые страшные пороки, которые всегда посрамляются и наказываются в сказках. Имущий, в народном представлении, всегда хуже, глупей умеющего, но бедного, хотя именно богач стал на тысячелетия хозяином положения. Умеющий - соавтор природы, ее поверенный, ему служат солнце, ветер и вода, звери и птицы, вещи и машины.

Труженику всегда известна подлинная стоимость продукта, товара, как они достаются их создателям, насколько от них зависит жизненное благополучие людей.

Крестьянская семья в России, например, обычно к еде относилась, как к священнодействию: был свой торжественный ритуал, с которым домочадцы принимались за трапезу. «Хлеб - всему голова», «хлебушко-батюшко» - каких только ласковых названий ни давал народ хлебу насущному, добрых прозвищ кормилицам - коровам, курам-несушкам. Точно так же труженики относились к своему дому и ко всякой утвари: ничего зря не бросали, не ломали - берегли.

Однако... народ же исповедовал вроде бы противоположную истину: «Не хлебом единым жив человек». И не щадили живота своего, не то что имущества, когда приходила общая беда. Ради свободы, чести и достоинства, верности идее не раз жертвовали всем достоянием, накопленным тяжкими усилиями. Многочисленные примеры этому найдутся в истории любого народа.

Кроме высших духовных потребностей, людям всегда были ведомы и простые житейские радости, которые дают рукотворная красота труда, общение с родичами и друзьями. И нередко получалось так, что утоление естественных материальных потребностей облекалось в праздничную форму, становилось фактом искусства. К примеру, народ каждое трудовое действие сопровождал играми, торжествами, будь то начало или завершение сева, жатвы, сенокоса или возведение новой избы, забивание скота или, напротив, приобретение буренки. Всякий праздник имел свое «вещественное» и «пищевое» воплощение.

Надо признать, что искусство вообще родилось и выросло на трудовой и хозяйственной основе. Вслушайтесь в песни своего народа, в них то и дело встречается перечень полевых работ, беседы с домашними животными, с полем и лесом. Вглядитесь в национальные танцы, и вы увидите, насколько они повторяют многие рабочие движения и ритмы: на охоте и на пашне, за прялкой и шитьем. Первыми художниками, скульпторами, архитекторами были безвестные строители и украшатели жилых домов и всей их утвари.

Так что потребность в духовной пище, в этих нематериальных ценностях такая же врожденная и неистребимая в человеке, как и потребность в удовлетворении телесного голода. И определенное время их никто не разделял, как неразделен был их создатель и потребитель - простой труженик.

Постепенное, все возрастающее разделение труда развело по разные стороны создателей и их продукцию, быт и искусство, опыт и науку. Любое производство нынче расчленено на множество процессов, которыми занимаются сотни и тысячи порой никак между собой не связанных людей. Несомненным благом является то, что с ним несоизмеримо возросло коллективное мастерство и производительность труда во всех сферах нашей жизни. То, что не под силу было самому расторопному кустарю, стало под силу артельному, фабричному, заводскому объединению. Промышленное производство сделало товары, некогда считавшиеся предметами роскоши, общедоступными. Выше мы уже приводили примеры с телевизорами, но можно привести и примеры с любым домашним предметом, хотя бы и с самими домами, с квартирами, с их оборудованием, освещением и отоплением. Таких ванных комнат, которыми нынче оборудованы самые обычные городские квартиры, не было у дворян и бояр, даже у принцессы Цербстской, то бишь Екатерины Великой.

Всеми современными благами, а также неимоверно возросшими потребностями мы обязаны развитию промышленных форм общественного производства.

В условиях развитого хозяйства, естественно, возросло значение денег - этого необходимого средства товарообмена. Деньги спрятали, укрыли усилия, затраченные на изготовление того или иного продукта и товара. Они свели их к номинальному символическому знаку: столько-то бумажек такого-то рисунка за такую-то вещь. Знаки эти и их количество могут резко отличаться в зависимости от местности, от страны, от фирмы, изготовившей товар, в то время как сам товар будет одинаковым. Так оказалось, что самое существенное в вещи - ее жизненная необходимость - постепенно перестало быть определяющим в оценке людей. Все большую значимость таким образом приобретали даже не столько материальные и духовные ценности, сколько их рыночная стоимость.

Деньги изменили человеческие отношения, существовавшие в пору натурального хозяйства. С установлением их мирового господства миллионы людей стали работать не ради создания определенной ценности, которая нужна и важна самому создателю или другим людям, а ради того, чтобы получить денежные знаки, с помощью которых можно удовлетворить свои потребности.

Деньги же стали постепенно основным регулятором, который разжигает аппетит или сдерживает стремления к обладанию всякого рода достоянием. В эксплуататорских обществах наличие денег или их отсутствие меньше всего связано с личным трудовым вкладом человека в общественную мошну. Напротив, основными капиталами всегда владели люди, не умеющие ни хлеб вырастить, ни дом поставить, ни ребенка выучить, ни больного вылечить.

Только социалистическое общество сделало своим принципом народную установку: «Кто не работает - не ест», «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Это значит, что и наши потребности могут удовлетворяться в зависимости от того, как мы трудимся на общую пользу.

Правда, при социализме сохраняется различие в характере труда и в том, как он вознаграждается. Критерием здесь служит признаваемая государством общественная надобность данной работы и степень мастерства ее исполнителя. Однако и при равных заработках характер потребностей и способ их удовлетворения нередко различаются самым решительным образом. Вот тут и проявляется личность со всеми своими врожденными и воспитанными свойствами.

Рассмотрим несколько наиболее типичных вариантов домашней экономики. Ну, прежде всего наиболее распространенный, связанный с народными традициями. Не будет особым затруднением его воспроизвести. Все доходы добываются честным, добросовестным трудом. Цель его - обеспечить себя и семью всем необходимым для жизни и реализовать свое профессиональное умение. За лишним рублем в такой семье не гонятся, но и от заслуженной премии не отказываются. К дому, ко всему, что в нем есть ценного, относятся бережливо, но не коленопреклоненно. Нет погони за эффектными безделушками, вещи предпочитаются долгосрочные, надежные, чтобы служили честно, как и их владельцы. Люди из такого дома, как правило, составляют прочный костяк и трудового коллектива, и родственного клана. Они трудятся, чтобы жить достойно, и живут достойно, чтобы трудом своим украсить жизнь.

Именно на них держится благополучие и материальное и моральное любой нации, они - словно земля, из которой произрастают и хлеб, и простые ромашки, и разные экзотические цветы. До той поры, пока масса тружеников держится разумной и честной установки, у народа есть свет впереди, как бы ни были тяжки данные времена. Но если разрушить этот плодоносящий слой, развратить его жадностью, своекорыстием, суетной погоней за призрачными ценностями, тогда и все общество обречено на крушение.

Есть и другие формы ведения домашнего хозяйства, в которых переплетены сложные отношения к собственному труду и к плодам труда чужого. Это встречается в семьях, члены которых озабочены реализацией прежде всего своих творческих способностей. Дом и все заботы, с ним связанные, имеют подчиненное значение: они лишь средства для осуществления больших жизненных планов. Соответственно этой цели будет вестись и домашнее хозяйство. Дело требует воздержания, скромности, даже аскетизма - пожалуйста, готовы. Палатка для жилья, консервы, зуд комариный, вместо соловьев,- нет проблем. Точно так же не смущает преображение в модный костюм из штормовки для какого-нибудь торжества, общественного собрания. Не вызывают особых эмоций роскошные апартаменты гостиниц, уютные кабинеты в собственных квартирах и даже кофе в постель. Все возможно и приемлемо, поскольку не самое главное. Лишь бы не мешало, не отрывало от дела.

Третья жизненная установка: прожить безбедно, в свое удовольствие. Значит, и работа, и домашние условия будут оцениваться именно по этой шкале. Все, что приносит пользу: удобства, комфорт, будет равно важно и желанно: то ли успех на службе, то ли красивая вещь, вкусная пища, интересная книга, увлекательный спектакль. И уж, конечно, самоограничения, трудности воспринимаются как беда, переживаются тяжко. Терпеть их можно только в надежде на скорую и полную компенсацию: новым назначением, квартирой, машиной и прочими благами.

Четвертая ситуация: семья, у которой главная жизненная цель - накопить побольше денег и дорогих вещей, чтобы чувствовать свою власть и силу, чтобы не знать забот о черном дне. Ради этого можно свои сегодняшние нужды и желания завязать в тугой узел. А то и увеличивать домашнюю мошну за счет сторонних приработков, не всегда достойных и чистых. Работа оценивается исключительно «приваром», домочадцы - своим вкладом или расходом. Про эту экономику можно сказать, что она самая расточительная при вечной скаредности. Тратятся годы в ожидании грядущих веселых щедрых лет. Но именно такие потребности не знают насыщения. В русском народе про такую страсть обычно говорят: прорва! Что ни дай, ни получи - все мало. Утрачивается вкус истинных человеческих ценностей: любви, дружбы, заботы друг о друге. Все закрывают собой вещи и деньги. Они - кумиры. Именно такую жизненную установку именуют мещанством, которое не может быть аттестовано наличием определенных вещей, но только отношением к ним. К сожалению, с ростом общего благосостояния заметно возросла эта категория людей. Впрочем, разговор о них - дальше.

А может быть установка прямо противоположная этой. Все материальные интересы сведены к минимуму, нет и честолюбивых стремлений. Люди хотят прожить тихо, скромно, в любви, согласии, внимании друг к другу. И работа, и хозяйство воспринимаются как средства для вот такого независимого, достойного, честного, но несколько отстраненного существования.

Бывает «богемная» семья. Тогда в доме будет шум и гам, дым коромыслом, дорогие книги, украшения, цветы и картины, обильные застолья в праздники и сухомятка в будни, самые-самые эффектные, ни на что привычное не похожие вещи.

И наконец, семейство, вовсе лишенное какого бы то ни было собственного взгляда на вещи и жизнь. Тогда его позицией, если только здесь применимо такое слово, становится мода, подражание тем, кто впереди, кто на виду. И не важно, чем достигается это первенство и преимущество. В таком семействе и работа, и домашний быт будет трясти и лихорадить вечная погоня за очередным кумиром. Модно быть физиком, будут жилы тянуть, чтобы «приобщиться», стать физиком при явных способностях, скажем, к биологии, и наоборот. Модно ходить в отребье, будут платить за чужие обноски бешеные деньги, отказывая себе в самом необходимом. Модно отращивать волосы - перестанут стричься, когда изменится пристрастие - обреются наголо. И так в суете протянут всю жизнь. Впрочем, зачем мы перечисляем возможные варианты подобных превращений. Достаточно вспомнить знаменитую Эллочку-людоедку из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и образ готов.

В абсолютно чистом виде подобные ситуации встречаются не так уж и часто. Гораздо чаще - смешанные типы семейства и их жизненно экономической позиции. Более того, при внимательном анализе возникает такое впечатление, что есть и некая возрастная закономерность в том, как люди ведут свои домашние дела. Подражание, свойственное, как известно, по преимуществу подростковому возрасту, наиболее распространено в семьях с малым супружеским стажем («подростков»), И это естественно: свой стиль еще не выработался, а стиль родителей повторять не хочется. Вот и пробуют то один, то другой вариант бытия.

И богемные замашки - возрастная «болезнь» молодой семьи. В пору же, когда устанавливаются крепи и в служебных делах, и в домашнем быту, начинают появляться настроения, которые можно было бы назвать эпикурейскими: во всем люди ищут и находят удовольствие. Позднее потихоньку крен делается в сторону профессиональных достижений и интересов, бытовые проблемы отходят на третий план. Когда намечается спад трудовой энергий, все больше хочется тишины, душевного тепла и уюта. И наконец, когда все земные страсти испробованы, испытаны, некоторые люди, особенно пожилые, в вещах, драгоценностях находят замену живым радостям и отношениям. Недаром скупость в воображении художников накрепко связана со старостью физической и оскудением душевным.

Молодость, зрелость и т. д.- понятия относительные, мы уже с вами это обсуждали. Теперь нам важно помнить, всякому овощу - свое время. Когда семья до скончания дней гоняется за призраками моды, это значит - она так и не вышла из подросткового состояния, осталась духовно незрелой, несмотря на возраст домочадцев. Когда семья, Только-только возникшая, все оценивает в рублях-копейках, значит, сошлись старички, даже если по паспорту молодоженам двадцать лет.

Подвижность наших натур может существенно влиять и на характер ведения домашней экономики. Сложилась у вас, к примеру, полезная и достойная привычка бережливого отношения к плодам собственного и чужого труда - к вещам и деньгам. Однако незаметно для вас самих бережливость перерастает в скопидомство, скаредность. И вот уже добродетельная черта «перевернулась» в свою противоположность - в серьезный моральный дефект. Точно так же широта души, бескорыстие могут обернуться бездумным мотовством, которое иных приводит к унизительному положению вечного должника.

Что ж, значит, необходимо запасаться впрок молчалинскими добродетелями - «умеренностью и аккуратностью»?

Умеренность - добродетель, утверждавшаяся всеми знатоками человеческой натуры и общественного устройства. Однако не в молчалинском понимании ограниченности, определяемой социальными возможностями. «В чинах мы небольших» - вот истинный мотив его скромности. А уж когда такой доберется до больших чинов, он сбросит, как поношенный сюртук, всякую скромность и развернется во всю ширь.

Подлинная нравственная воздержанность и умеренность предполагают самоограничение тех, кто имеет большие возможности удовлетворить свои потребности, но сознательно ограничивает себя в целях собственного физического здоровья и в целях справедливости, заботы о ближних и дальних людях. Потому что уже известно: если ты берешь себе с избытком, значит, у кого-то не будет и необходимого.

Повторим, личность, ее природные и воспитанные установки определяют, в конце концов, будет ли домашняя экономика целенаправленной или хаотичной, расточительной или бережливой, скопидомной или аскетичной, помогающей человеку развиться или закрепощающей его в тисках материальных забот. «Хочу, могу, должен» - какое содержание мы вкладываем в эти понятия, таково будет и наше отношение к доходам и расходам. Насколько наше «хочу» соотносится с «могу» и «должен», настолько мы сами будем удовлетворены тем, как ведется наше домашнее хозяйство.

Потребности человека как источник его активности

08.04.2015

Снежана Иванова

Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве «двигателя» личности...

Человек, как и любое живое существо, запрограммирован природой на выживание, а для этого ему необходимо наличие определенных условий и средств. Если в какой-то момент своего эти условия и средства отсутствуют, то возникает состояние нужды, которое обуславливает появление избирательности реагирования человеческого организма. Эта избирательность обеспечивает возникновение ответной реакции на раздражители (или факторы), которые на данный момент являются наиболее важными для нормальной жизнедеятельности, сохранения жизни и дальнейшего развития. Переживание субъектом подобного состояния нужды в психологии именуют потребностью.

Итак, проявление активности человека, а соответственно его жизнедеятельность и целенаправленная деятельность, напрямую зависит от наличия определенной потребности (или нужды), которая требует удовлетворения . Но только определенная система потребностей человека будет обуславливать целенаправленность его деятельности, а также способствовать развитию его личности. Сами потребности человека являются основой формирования мотива, который в психологии рассматривают в качестве своеобразного «двигателя» личности. и деятельности человека напрямую зависит от органических и культурных потребностей, а они в свою очередь, порождают , который направляет внимание личности и ее активность на различные объект и предметы окружающего мира с целью их познания и последующего овладения.

Потребности человека: определение и особенности

Под потребностями, которые являются главным источником активности личности, понимают особое внутреннее (субъективное) ощущение нужды человека, определяющее его зависимость от определенных условий и средств существования. Сама же активность, направленная на удовлетворение потребностей человека и регулируемая осознанной целью, называется деятельностью. Источниками активности личности как внутренней побуждающей силы направленной на удовлетворение различных потребностей являются:

  • органические и материальные потребности (еда, одежда, защита и т.д.);
  • духовные и культурные (познавательные, эстетические, социальные).

Потребности человека находят отражение в наиболее стойких и жизненно важных зависимостях организма и среды, а система потребностей человека формируется под воздействием следующих факторов: социальных условий жизни людей, уровня развития производства и научно-технического прогресса. В психологии потребности изучаются в трех аспектах: как объект, как состояние и как свойство (более подробно описание этих значений представлено в таблице).

Значение потребностей в психологии

В психологии проблема потребностей рассматривалась многими учеными, поэтому на сегодняшний день существует достаточно много различных теорий, которые под потребностями понимали и нужду, и состояние, и процесс удовлетворения. Так, например, К. К. Платонов видел в потребностях в первую очередь нужду (точнее психическое явление отражения нужд организма или личности), а Д. А. Леонтьев рассматривал потребности через призму деятельности, в которой она находит свою реализацию (удовлетворение). Известный психолог прошлого столетия Курт Левин понимал под потребностями в первую очередь динамическое состояние, которое возникает у человека в момент осуществления ним какого-то действия или намерения.

Анализ различных подходов и теорий в изучении данной проблемы позволяет говорить о том, что в психологии потребность рассматривалась в следующих аспектах:

  • как нужда (Л.И. Божович, В.И. Ковалев, С.Л. Рубинштейн);
  • как предмет удовлетворения нужды (А.Н. Леонтьев);
  • как необходимость (Б.И. Додонов, В.А. Василенко);
  • как отсутствие блага (В.С. Магун);
  • как отношение (Д.А. Леонтьев, М.С. Каган);
  • как нарушение стабильности (Д.А. Мак-Клелланд, В.Л. Оссовский);
  • как состояние (К. Левин);
  • как системная реакция личности (Е.П. Ильин).

Потребности человека в психологии понимаются как динамически-активные состояния личности, которые составляют основу ее мотивационной сферы. А так как в процессе деятельности человека происходит не только развитие личности, но и изменения окружающей среды, потребности играют роль двигательной силы ее развития и здесь особое значение имеет их предметное содержание, а именно тот объем материальной и духовной культуры человечества, который влияет на формирование потребностей человека и их удовлетворение.

Для того, что бы понять суть потребностей как двигательной силы необходимо учитывать ряд важных моментов, выделенных Е.П. Ильиным . Они заключаются в следующем:

  • потребности организма человека нужно отделять от потребностей личности (при этом нужда, то есть потребность организма, может быть неосознаваемой или осознаваемой, а вот потребность личности всегда осознаваемая);
  • потребность всегда связана с нуждой, под которой необходимо понимать не дефицит в чем-то, а желанность или нужность;
  • из личностных потребностей невозможно исключение состояние потребности, которое является сигналом для выбора средства удовлетворения потребностей;
  • появление потребности – механизм, который включает человеческую активность, направленную на поиск цели и ее достижение как необходимость удовлетворения возникшей потребности.

Потребности отличаются пассивно-активным характером, то есть, с одной стороны они обусловлены биологической природой человека и дефицитом определенных условий, а также средств его существования, а с другой – они детерминируют активность субъект на преодоление возникшего дефицита. Существенный аспект человеческих потребностей – это их общественно-личностный характер, который находит свое проявление в мотивах, мотивации и, соответственно, во всей направленности личности. Вне зависимости от вида потребности и ее направленности все они обладают следующими признаками:

  • имеют свой предмет и являются осознанием нужды;
  • содержание потребностей зависит в первую очередь от условий и способов их удовлетворения;
  • они способны воспроизводиться.

В потребностях, формирующих поведение и деятельность человека, а также в производственных от них мотивах, интересах, стремлениях, желаниях, влечениях и ценностных ориентациях заключается основа поведения личности.

Виды потребностей человека

Любая потребность человека изначально представляет собой органичность переплетения биологических, физиологических и психологических процессов, что и обусловливает наличие многих видов потребностей, которые характеризуются силой, периодичностью возникновения и способами их удовлетворения.

Чаще всего в психологии выделяют следующие виды потребностей человека:

  • в зависимости от происхождения выделяют естественные (или органические) и культурные потребности;
  • по направленности различают материальные потребности и духовные;
  • в зависимости от того, к какой сфере они относятся (сферы деятельности), выделяют потребности в общении, в труде, в отдыхе и в познании (или образовательные потребности );
  • по объекту потребности могут быть биологическими, материальными и духовными (также выделяют еще и социальные потребности человека) ;
  • по своему происхождению потребности могут быть эндогенными (возникают вод воздействием внутренних факторов) и экзогенными (вызываемые внешними раздражителями).

В психологической литературе также встречаются базовые, фундаментальные (или первичные) и вторичные потребности.

Наибольшее внимание в психологии уделяется трем основным видам потребностей – материальным, духовным и социальным (или общественные потребности ), которые описаны ниже в таблице.

Основные виды потребностей человека

Материальные потребности человека являются первичными, так как они – основа его жизнедеятельности. Действительно, для того чтобы человек мог жить ему необходимо питание, одежда и жилье и эти потребности были сформированы в процессе филогенеза. Духовные потребности (или идеальные) являются сугубо человеческими, так как отражают в первую очередь уровень развития личности. К ним относят эстетические, этические и потребности в познании.

Следует отметить, что и органические потребности, и духовные характеризуются динамичностью и взаимодействуют между собой, поэтому для формирования и развития духовных потребностей необходимо удовлетворение материальных (например, если человек не удовлетворяет потребность в пище, то он будет испытывать усталость, вялость, апатию и сонливость, что не может содействовать возникновению познавательной потребности).

Отдельно следует рассмотреть общественные потребности (или социальные), которые формируются и развиваются под воздействием социума и являются отражением общественной природы человека. Удовлетворение этой потребности необходимо абсолютно каждому человеку как социальному существу и соответственно как личности.

Классификации потребностей

С того момента, как психология стала отдельной отраслью знаний множеством ученых было предпринято большое количество попыток классифицировать потребности. Все эти классификация очень разнообразны и в основном отражают лишь одну сторону проблемы. Именно поэтому, на сегодняшний день единая система потребностей человека, которая бы отвечала всем требованиям и интересам исследователей различных психологических школ и направлений, до сих пор не представлена научной общественности.

  • естественные желания человека и необходимые (без них невозможно прожить);
  • естественные желание, но не являющиеся необходимыми (если нет возможности их удовлетворения, то это не приведет к неизбежной смерти человека);
  • желания не являющиеся ни необходимыми, ни естественными (например стремление к славе).

Автор информационной П.В. Симонов потребности делил на биологические, социальные и идеальные, которые в свою очередь могут быть потребностями нужды (или сохранения) и роста (или развития). Социальные потребности человека и идеальные по П.Симонову разделяются на потребности «для себя» и «для других».

Довольно интересна классификация потребностей, предложенная Эрихом Фроммом . Известный психоаналитик выделял следующие специфические социальные потребности человека:

  • потребность человека в связях (принадлежность к группе);
  • потребность в самоутверждении (чувство значимости);
  • потребность в привязанности (потребность в теплых и ответных чувствах);
  • потребность в самосознании (собственная индивидуальность);
  • потребность в системе ориентации и объектах поклонения (принадлежность к культуре, нации, классу, религии и т.п).

Но наибольшую популярность среди всех существующих классификаций получила уникальная система потребностей человека американского психолога Абрахама Маслоу (более известная как иерархия потребностей или пирамида потребностей). В основу своей классификации представитель гуманистического направления в психологии положил принцип группировки потребностей по схожести в иерархической последовательности – от низших потребностей к высшим. Иерархия потребностей А. Маслоу для удобства восприятия представлена в виде таблицы.

Иерархия потребностей по А. Маслоу

Основные группы Потребности Описание
Дополнительные психологические потребности в самоактуализации (самореализации) максимальная реализация всех потенций человека, его способностей и развитие личности
эстетические потребность в гармонии и красоте
познавательные стремление узнавать и познавать окружающую действительность
Основные психологические потребности в уважении, самоуважении и оценке потребность в успехе, одобрении, признания авторитета, компетентность и т.п.
в любви и принадлежности необходимость быть в общности, социуме, быть принятыми и признанными
в безопасности необходимость в защите, стабильности и безопасности
Физиологические потребности физиологические или органические потребности в пище, кислороде, питье, сне, половое влечении и т.п.

Предложив свою классификацию потребностей, А. Маслоу уточнил, что у человека не могут возникать высшие потребности (познавательные, эстетические и потребность в саморазвитие), если он не удовлетворил базовые (органические) потребности.

Формирование потребностей человека

Развитие потребностей человека можно анализировать в контексте общественно-исторического развития человечества и с позиции онтогенеза. Но следует отметить, что и в первом, и во втором случае исходными будут выступать материальные потребности. Это обусловлено тем, что именно они являются главным источником активности любого индивида, толкая его на максимальное взаимодействие с окружающей средой (и природной, и социальной)

На базе материальных потребностей развивались и трансформировались духовные потребности человека, например потребность в познании базировалась на удовлетворении потребностей в пище, одежде и жилье. Что касается эстетических потребностей, то они также формировались благодаря развитию и усовершенствованию процесса производства и различных средств жизни, которые были необходимы для обеспечения более комфортных условий для жизнедеятельности человека. Таким образом, формирование потребностей человека обусловливалось общественно-историческим развитием, в ходе которого все человеческие потребности развивались и дифференцировались.

Что же касается развития потребностей в течение жизненного пути человека (то есть в онтогенезе), то здесь также все начинается с удовлетворения естественных (органических) потребностей, которые обеспечивают установлению взаимоотношений между ребенком и взрослыми. В процессе удовлетворения базовых потребностей у детей формируются потребности в общении и познании, на основе которых появляются и другие социальные потребности. Важное влияние на развитие и формирование потребностей в детстве оказывает процесс воспитания, благодаря которому осуществляется коррекция и замещение деструктивных потребностей.

Развитие и формирование потребностей человека согласно мнению А.Г. Ковалева должно подчиняться следующим правилам:

  • потребности возникают и укрепляются благодаря практике и систематичности потребления (то есть формирование по типу привычки);
  • развитие потребностей возможно в условиях расширенного воспроизводства при наличии разнообразных средств и способов ее удовлетворения (возникновение потребностей в процессе деятельности);
  • формирование потребностей происходит более комфортно, если необходимая для этого деятельность не будет изнурять ребенка (легкость, простота и положительный эмоциональный настрой);
  • на развитие потребностей существенное влияние оказывает переход от репродуктивной деятельности к творческой;
  • потребность будет укрепляться в том случае, если ребенок будет видеть ее значимость, как в личностном плане, так и в общественном (оценка и поощрение).

В решении вопроса о формировании потребностей человека необходимо вернуться к иерархии потребностей А. Маслоу, который утверждал, что все потребности человека заданы ему в иерархической организации по определенным уровням. Таким образом, у каждого человека с момента его рождения в процессе его взросления и развития личности будут последовательно проявляться семь классов (конечно же, это в идеале) потребностей, начиная от наиболее примитивных (физиологических) потребностей и заканчивая потребностью в самоактуализации (стремлении к максимальной реализации личностью всех своих потенций, наиболее полной жизни), причем некоторые аспекты этой потребности начинают проявляться не раньше подросткового периода.

По мнению А. Маслоу, жизнь человека на более высоком уровне потребностей обеспечивает ему наибольшую биологическую эффективность и соответственно более продолжительную жизнь, крепче здоровье, лучше сон и аппетит. Таким образом, цель удовлетворения потребностей базовых – стремление к возникновению у человека высших потребностей (в познании, в саморазвитии и самоактуализации).

Основные способы и средства удовлетворения потребностей

Удовлетворение потребностей человека является важным условием не только для комфортного его существования, но и для его выживания, ведь если не удовлетворять органические потребности человек погибнет в биологическом смысле, а если не удовлетворять духовные потребности – то умирает личность как социальное образование. Люди, удовлетворяя разные потребности, обучаются различным способам и усваивают разнообразные средства для достижения этой цели. Поэтому в зависимости от окружающей среды, условий и самой личности цель удовлетворения потребностей и способы для ее достижения будут различаться.

В психологии наиболее популярные способы и средства удовлетворения потребностей заключаются:

  • в механизме формирования индивидуальных для человека способов удовлетворения своих потребностей (в процессе научения, формирования различных связей между раздражителями и последующей аналогии);
  • в процессе индивидуализации способов и средств удовлетворения базовых потребностей , которые выступают в качестве механизмов развития и формирования новых потребностей (сами способы удовлетворения потребностей могут превратиться в них самих, то есть появляются новые потребности);
  • в конкретизации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит закрепление одного способа или же нескольких, с помощью которых происходит удовлетворение потребностей человека);
  • в процессе ментализации потребностей (осознание содержания или некоторых аспектов потребности);
  • в социализации способов и средств удовлетворения потребностей (происходит их подчинение ценностям культуры и нормам общества).

Итак, в основе любой деятельности и активности человека всегда лежит какая-нибудь потребность, которая находит свое проявление в мотивах и именно потребности являются побуждающей силой, которая толкает человека к движению и развитию.

Идеальные потребности рассматриваются в психофизиологии как биологически обусловленная основа для развития индивида. В эту группу включаются:

1) потребности в новизне;

2) потребность в компетентности;

3) потребность преодоления.

Потребность в новизне лежит в основе ориентировочно-исследовательской деятельности индивида и обеспечивают ему возможность активного познания окружающего мира. Две группы факторов имеют отношение к актуализации этой потребности: дефицит активации, который побуждает к поиску новых стимулов (сложных и изменчивых) и дефицит информации, который заставляет искать пути снижения неопределенности.

При описании потребностной сферы человека иногда как особый вид потребности выделяется информационная потребность, которая представляет собой не «сенсорный голод» как таковой, а потребность в разнообразной стимуляции. Неудовлетворенность информационной потребности может привести к нарушениям не только психического равновесия человека, но и жизнедеятельности его организма.

Так, например, в экспериментах по полной сенсорной изоляции здорового человека погружают в специальную ванну, которая позволяет практически полностью изолировать его от сенсорных раздражителей различных модальностей (акустических, зрительных, тактильных и др.). Через некоторое время (у каждого человека оно различно) люди начинают испытывать психический дискомфорт (потеря ощущения своего тела, галлюцинации, кошмары), который может привести к нервному срыву.

Простая монотонная стимуляция рецепторов (например, монотонный звук) лишь на короткое время улучшает состояние. Однако, если те же стимулы предъявлять не ритмически, а в случайном порядке, самочувствие человека улучшается. При неизменности параметров стимула вводится момент неопределенности и с ним возможность прогноза, несущего определенный смысл или информацию. Это способствует нормализации психического состояния человека.

Таким образом, информационная потребность, хотя и относится к идеальным потребностям, но у человека имеет витальную или жизненную значимость. Одной из природных предпосылок обучения является потребность в компетентности , тонкие физиологические механизмы которой пока неизвестны. Она проявляется в стремлении повторять одно и то же действие до полного успеха его исполнения, и обнаруживается в поведении маленьких детей. Адаптивный смысл этой потребности очевиден: ее удовлетворение создает основу для овладения инструментальными навыками, т.е. основу для обучения в самом широком смысле слова.

Потребность преодоления («рефлекс свободы» по определению И.П. Павлова) возникает при наличии реального препятствия и детерминирована стремлением человека преодолеть это препятствие. С точки зрения эволюционной физиологии, перечисленные социальные и идеальные потребности должны иметь свое представительство и в мотивационно-потребностной сфере человека. В ходе индивидуального развития базисные потребности социализируются, включаются в личностный контекст и приобретают качественно новое содержание, становясь мотивами деятельности.

Психологами выделяется еще одна группа психических потребностей, которые Э. Фромм называет экзистенциальными потребностями , причины которых кроются в условиях человеческого существования. Суть их заключается в том, что каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире, свою беспомощность и заброшенность и искать новые формы связи с миром, в котором он хочет обрести безопасность и покой.

Но каждая из экзистенциальных потребностей человека может быть удовлетворена разными способами. Проявляются эти способы в таких страстях как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Э.Фромм называет их страстями, укоренившимися в характере.

В широком смысле потребности определяются как источник активности и форма связи живого организма с окружающим миром.

Социальные потребности человека – желания и стремления, присущие как представителю человеческого рода.

Человечество – общественная система, вне которой невозможно развитие личности. Человек всегда часть общности людей. Осуществляя социальные стремления и желания, он развивается и проявляется как .

Принадлежность к обществу людей обуславливает возникновение социальных потребностей человека. Они переживаются как желания, влечения, стремления, яркоокрашенные эмоционально. Они формируют мотивы деятельности и определяют направленность поведения, сменяют друг друга по мере реализации одних и актуализации других желаний.

Биологические желания и природа людей выражаются в необходимости поддерживать жизнедеятельность и оптимальный уровень функционирования организма. Достигается это путем удовлетворения нужды в чем-либо. У людей, как у животного, есть особая форма удовлетворения всех видов биологической нужды – бессознательные инстинкты.

Вопрос о природе потребностей остается дискуссионным в научной среде. Одни ученые отвергают социальную природу желаний и влечений, другие – игнорируют биологическую основу.

Виды социальных потребностей

Социальные устремления, желания, влечения обусловлены принадлежностью людей к обществу и удовлетворяются только в нем.

  1. «Для себя»: самоидентификация, самоутверждение, власть, признание.
  2. «Для других»: альтруизм, безвозмездная помощь, защита, дружба, любовь.
  3. «Вместе с другими»: мир на Земле, справедливость, права и свободы, независимость.
  • Самоидентификация заключается в желании быть подобным, похожим на конкретного человека, образ или идеал. Ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола и осознает себя мальчиком/девочкой. Потребность в самоидентификации периодически актуализируется в процессе жизнедеятельности, когда человек становится школьником, студентом, специалистом, родителем и так далее.
  • Самоутверждение необходимо, и оно выражается в реализации потенциала, заслуженном уважении среди людей и утверждении человеком себя как профессионала в любимом деле. Также многие люди стремятся к власти и призванию среди людей в своих личных целях, для себя.
  • Альтруизм – безвозмездная помощь, даже в ущерб собственным интересам, просоциальное поведение. Человек заботится о другом индивиде как о самом себе.
  • К сожалению, бескорыстная дружба – редкость в наше время. Настоящий друг – ценность. Дружба должна быть бескорыстной, не ради выгоды, а из-за взаимного расположения друг к другу.
  • Любовь – самое сильное желание каждого из нас. Как особое чувство и вид межличностных отношений, она отождествляется со и счастьем. Ее трудно переоценить. Это причина создания семей и появления новых людей на Земле. Подавляющее количество психологических и физических проблем от неудовлетворенной, безответной, несчастливой любви. Каждый из нас хочет любить и быть любимым, а также иметь семью. Любовь – это самый мощный стимул, для роста личности, она вдохновляет и воодушевляет. Любовь детей к родителям и родителей к детям, любовь между мужчиной и женщиной, к своему делу, работе, городу, стране, ко всем людям и всему миру, к жизни, к себе – фундамент для развития гармоничной, целостной личности. Когда человек любит и любим, он становится творцом свой жизни. Любовь наполняет ее смыслом.

Общечеловеческие социальные желания есть у каждого из нас на Земле. Все люди, вне зависимости от национальности и вероисповедания, хотят мира, а не войны; уважения своих прав и свобод, а не порабощения.

Справедливость, нравственность, независимость, гуманность – общечеловеческие ценности. Их желает каждый для себя, своих близких, человечества в целом.

Осуществляя свои личные устремления и желания, необходимо помнить и об окружающих людях. Нанося вред природе и обществу, люди вредят самим себе.

Классификация социальных потребностей

В психологии разработано несколько десятков разнообразных классификаций потребностей. Наиболее общая классификация определяет два вида желаний:

1. Первичные или врожденные:

  • биологические или материальные потребности (еда, вода, сон и другие);
  • экзистенциальные (безопасность и уверенность в будущем).

2. Вторичные или приобретенные:

  • социальные потребности (в принадлежности, общении, взаимодействии, любви и другие);
  • престижные (уважение, самоуважение);
  • духовные (самореализация, самовыражение, созидательная деятельность).

Наиболее известная классификация социальных потребностей была разработана А. Маслоу и известна как «Пирамида потребностей».

Это иерархия человеческих стремлений от низших к высшим:

  1. физиологические (еда, сон, плотские и другие);
  2. потребность в безопасности (жилье, собственность, стабильность);
  3. социальные (любовь, дружба, семья, принадлежность);
  4. уважение и признание личности (как другими людьми, так и самим собой);
  5. самоактуализация (самореализация, гармония, счастье).

Как видно, эти две классификации одинаково определяют социальные потребности как стремления к любви и принадлежности.

Значимость социальных потребностей


Естественные физиологические и материальные желания всегда первостепенны, так как от них зависит возможность выживания.

Социальным потребностям человека отведена второстепенная роль, они идут следом за физиологическими, но являются более значимыми для человеческой личности.

Примеры такой значимости можно наблюдать, когда человек терпит нужду, отдавая предпочтение удовлетворению вторичной потребности: студент вместо сна занимается подготовкой к экзамену; мать забывает поесть, ухаживая за младенцем; мужчина терпит физическую боль, желая произвести впечатление на женщину.

Личность стремится к активности в социуме, общественно полезному труду, установлению положительных межличностных отношений, желает быть признанной и успешной в социальной среде. Нужно удовлетворять эти желания для успешного сосуществования с другими людьми в социуме.

Безусловную значимость имеют такие социальные потребности, как дружба, любовь, семья.

На примере взаимосвязи социальной потребности людей в любви с физиологической необходимостью плотских отношений и с инстинктом продолжения рода можно понять, насколько взаимообусловлены и связаны эти влечения.

Инстинкт продолжения рода во дополняется заботой, нежностью, уважением, взаимопониманием, общими интересами, возникает любовь.

Личность не формируется вне общества, без общения и взаимодействия с людьми, без удовлетворения социальных потребностей.

Примеры детей, воспитанных животными (таких инцидентов было несколько в истории человечества) яркое подтверждение значимости любви, общения, общества. Такие дети, попав в человеческое сообщество, так и не смогли стать его полноценными членами. Когда человек испытывает только первичные влечения, он уподобляется животному и фактически становится им.

 

 

Это интересно: