→ Где учится на проводника поезда. Проводник пассажирского вагона — профессия для авантюристов. Вся правда о работе в РЖД от сотрудницы компании. Образец резюме проводника

Где учится на проводника поезда. Проводник пассажирского вагона — профессия для авантюристов. Вся правда о работе в РЖД от сотрудницы компании. Образец резюме проводника

Каждый раз отправляясь в командировку, в путешествие, в гости к родственникам или друзьям, мы пользуемся услугами компаний, осуществляющих пассажирские перевозки. Одной из самых популярных является компания РЖД, поскольку именно путешествия поездом - наиболее бюджетный вариант. Такие поездки обычно долговременные и занимают несколько дней, но сколько романтики в каждой из них!

В пути следования пассажиров обязательно сопровождают проводники, на которых, вопреки мнению многих людей, лежит огромная ответственность за каждого, кто едет в вагоне. Однако в этой профессии есть и множество плюсов. Reconomica поговорила с бывалой проводницей пассажирского вагона и в данной статье рассказывает историю Стеллы, которая в подробностях описала весь свой путь в профессии от начала и до нынешнего дня.

Профессия ППВ

Здравствуйте, меня зовут Ивасюк Стелла Семеновна, мне 28 лет, я проводник пассажирского вагона. Мое место работы - пассажирское вагонное депо г. Хабаровска, ЛВЧД -1. Мой стаж работы - 5 лет.

Проводник пассажирского вагона - очень ответственная и сложная профессия. Она заключает в себе целую комбинацию навыков. Я должна быть человеком коммуникабельным, бдительным на протяжении пути и, ко всему прочему, тонким психологом, умеющим найти общий язык с разными категориями людей.

Обычному пассажиру зачастую кажется, что наше дело маленькое - проверить билет, принести постель и предложить горячего чая. Но на деле в обязанности проводника входит и масса других забот помимо общепринятой обслуги.

На протяжении всего пути следования нужно слушать свой вагон, каждую колесную пару, чтобы вовремя выявить ползун или скол; следить за электрооборудованием и водоснабжением; своевременно греть титан и следить за уровнем воды в нем; заполнять поездной журнал и не допускать проезда станции пассажиром; нести ответственность за срыв стоп-крана и быть готовой в любой момент стать сигналистом во время экстренной остановки поезда.

Хабаровск.

Маленький старт большого пути

Для тех, кто желает надеть железнодорожную униформу, я бы хотела посоветовать взглянуть внутрь самого себя и понять: смогли бы вы убирать отходы жизнедеятельности недобросовестных граждан (происходит масса различных случаев)? Готовы ли сдержать эмоции во время неадекватного поведения пассажира? Нашли бы улыбку в ответ на хамское обращение?

Не так сложна сама профессия, как трудности, которые доставляют люди.

И если вы все же готовы вступить в ряды «колесящих страну», то дело осталось за малым. Обучение не требует огромных затрат, времени и сил. Я прошла курсы ППВ в государственном университете путей сообщения (ДВГУПС ) за 3 месяца. В России очень много железнодорожных техникумов, которые предоставляют такой вид обучения на платной основе. В общей сложности вышло не более 30 тысяч рублей.

Знания, конечно, тоже были втрамбованы в голову экспресс-методом. Учить нужно было огромное количество материала, начиная основными положениями, строением вагона (неисправности, экипировка, электрооборудование, система отопления) и заканчивая приличным списком различных огнетушителей и поездной документации.

Колесные пары обязательны к изучению.

Устраиваемся на железную дорогу

Трудоустроиться по специальности - не самая простая задача. Несмотря на огромную текучку кадров в данном направлении, работодатель не стремится брать людей без опыта работы.

Поэтому маленький совет для тех, кто все же выбрал эту колею: акцентируйте внимание во время выбора курсов ППВ на том, чтобы было предусмотрено последующее трудоустройство.

Данное условие дает гарантию того, что после окончания обучения и сдачи всех экзаменов вам будет предоставлено рабочее место. Но, как правило, без маленького «но» не обойтись. Медицинская комиссия - корень зла и браковки персонала. Медработники железнодорожных больниц - очень большие юмористы, любящие устраивать различные квесты и пробежки с одного этажа на другой. Вы должны быть готовы открыть для них каждый уголок своего тела, души и мозга, как правило, не по одному разу.

Хочу еще добавить, что все затраты на медкомиссию будут вам возвращены в короткие сроки. Что касается денежных отношений, здесь железной дороге надо отдать должное. За пять лет работы с задержкой в выплате зарплаты я не столкнулась.

Рейс

Перед отправкой в длинный путь проводнику нужно принять смену. Вместе со сдающей бригадой я и мой напарник должны пересчитать весь инвентарь. Количество матрацев и подушек, ведер, веников, совков, а также проверить наличие всех стаканов, подстаканников и ложек; осмотреть котельное отделение и систему водоснабжения; принять чайную продукцию по накладной и гору мешков с чистым постельным бельем; убедиться в наличии всей поездной документации и сигнального инвентаря (флажки, фонарики, петарды); проверить пломбы на целостность; снабдить вагон углем и водой. Все это необходимо успеть за определенное количество времени перед отправкой состава на вокзал.

К началу посадки пассажиров нужно привести свой внешний вид в порядок и одеться в соответствующую униформу.

В пути следования, по просторам России доводилось многое увидеть и пережить. Самое частое, с чем приходилось сталкиваться - пьяный дебош. Я как проводник плацкартного вагона на такие концерты насмотрелась вдоволь. Радует, что большая часть пассажиров все же нормальные, доброжелательные люди. В разных городах нашей страны, благодаря профессии, появились знакомые и друзья.

Передышка перед посадкой.

Отрицательные моменты

Бывали в практике и достаточно печальные случаи, например, суицид. Некоторые граждане, следуя примеру Анны Карениной , создают массу проблем. После экстренной остановки поезда мне как проводнику хвостового вагона приходится идти за километр для установки сигнальных петард на рельсы. В зимнее время года это не самое лучшее занятие. К тому же задержка поезда приводит к возмущению пассажиров и огромной потере средств за каждую минуту простоя. Так же в вагонах старого типа в зимний период есть наболевшая проблема - туалет. Вооружившись грелкой с кипятком и ломом, я, дрожа от холода, отбиваю и отогреваю гениальное изобретение почти на каждой крупной станции замерзшей страны. И это далеко не все «прелести» нашей работы.

На железной дороге на каждого рабочего приходится пять начальников, и каждый тянет одеяло на себя. За время поездки только в один конец уважаемые ревизоры посещают не менее четырех раз.

Зарплата

Самый приятный момент в любой работе. Железная дорога достойно оплачивает труд и не имеет привычки задерживать своевременные выплаты. Средний доход проводника колеблется в районе 25 тысяч. Очень многое зависит от сезона и количества отработанных часов. Так же имеет значение, в какое время суток вы были на смене. Ночные часы оплачиваются дороже. Мы с напарником разделили сутки в равных частях: с 3 ночи до 15 дня - моя смена.

В зависимости от района трудоустройства доплачиваются северные надбавки. Еще очень важную роль играют ревизоры: найденные ими недочеты отрицательно влияют на зарплату. Пропавший инвентарь тоже будет вычтен из вашей суммы.

Но на все минусы найдутся и плюсы. В РЖД предусмотрен полный соц пакет, дополнительные выплаты при рождении ребенка и бесплатный проезд на железнодорожном транспорте, а также раз в год предоставляется бесплатная поездка по России для всей семьи.

Перспективы

При желании работать и продвигаться по карьерной лестнице, у вас есть хорошие шансы стать начальником поезда. Высшее образование и работа на разных участках ЖД сообщения - достаточные составляющие для роста.

В среднем достаточно 5 лет, чтобы покинуть рабочее купе и переселиться в штабной вагон.

Зарплата так же получает повышение, как и список новых обязанностей.

Романтика или мучение

В целом, конечно, работа имеет как свои минусы, так и плюсы. Я считаю неплохим бонусом возможность посмотреть свою страну, обширность лесов и рек, величие городов и разнообразие вокзалов, встретить интересных людей и просто окунуться в систему РЖД .

Каждый сам выбирает, что ему по душе. Как по мне, проводник пассажирского вагона - не профессия мечты. Сложность и постоянный стресс, частое отсутствие дома и, как результат, - отсутствие семьи. Все это не лучшим образом сказывается на здоровье и психическом равновесии. Но если вы противоположный моему типу человек, способный находить выход из разных ситуаций, получающий удовольствие от внезапных приключений, то это ваш путь. Смело запрыгивайте в вагон и без сожаления двигайтесь только вперед.

Работа проводника многим кажется романтичной - поезда дальнего следования, разные города и случайные собеседники. Сюда несложно устроиться: РЖД принимают всех желающих при наличии среднего образования, только нужно пройти подготовительные курсы. Но вот работа достаточно тяжелая, а зарплата невысокая. Мы спросили у молодого человека, который мечтал стать проводником и теперь работает в поезде, как он относится к своей работе, сколько получает и на что тратит деньги.

Как стать проводником
Я родился в Бийске Алтайского края, позже моя семья переехала в Москву, где прожила всего полтора года, но я очень полюбил этот город. Тогда много приходилось ездить на общественном транспорте, и мне сильно захотелось стать машинистом. Потом мы снова вернулись в Алтайский край. После девятого класса, горя желанием стать машинистом, я поступил на специальность «слесарь подвижного состава, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов, оператор» в техникум Новосибирска (так как обучение в Москве семейный бюджет бы не потянул). Проучился четыре года, а на втором курсе летом была возможность попробовать себя в работе проводника и подзаработать. После этого у меня все желание пропало: был ужасный коллектив, деньги непонятно как платили - за два месяца вышло 47 тысяч рублей. После учебы попал по распределению в РЖД. Благодаря хорошим оценкам у меня был выбор, и я выбрал работу проводника пассажирских вагонов. В будущем хочу перебраться в Москву.

Вообще, это работа для людей 35–45 лет, у кого есть большой стаж в другой сфере. Для таких даже есть специальные трехмесячные курсы. Чтобы начать работать, проводнику нужно пройти медкомиссию, оформиться в отделе кадров, сдать экзамены по охране труда и технике безопасности. Еще нужно пройти тест, в котором больше 250 вопросов. Там требуется быстро и правильно посчитать, запомнить числа, решить головоломку и так далее. Бывает, что некоторые его не проходят.

Особенности работы
Проводник должен уметь и знать все: посадить пассажира, выдать ему комплект белья, записать в бланк строгой отчетности, предупредить за 40 минут до его выхода, высадить его. Следить за чистотой в салоне: не меньше двух раз за поездку убираться в вагоне, а в туалете - не меньше четырех раз. Это как игра Sims, где у героев есть индикатор: если он зеленый, то все довольны. Так и пассажиры: чуть не уследил, и сразу недовольство.

У проводника много профессий - например, грузчик, официант, психолог. Большие толстые мешки с грязным бельем нужно утащить к себе в купе. Нужно ходить с подносом и говорить пассажирам о том, что в продаже есть чайная продукция и сувениры. Еще нужно быть немножко энциклопедией - на каждой станции пассажиры спрашивают: «В какой области мы находимся?» или «А какая река здесь протекает?», «А какая численность у этого города?» и так далее. Иногда разруливаешь ссору между пассажирами или они сами приходят поговорить, потому что несколько суток в поезде тяжко для них. Многие пассажиры подходят ко мне сами и спрашивают о работе - нравится или нет. Вообще, у нас нельзя критиковать свою работу, но я отвечаю как есть, что получаю мало и что работать проводником врагу не пожелаешь.

Сейчас на улице холодно, а пассажиры первым делом спрашивают о кондиционировании. У меня был случай, когда в Ростове-на-Дону пассажиры не успели сесть на станции, а в вагоне остался только их сын 14 лет. Он не знал номера телефонов. Начальник поезда связался со станцией, родители в итоге поехали догонять поезд на такси, отдали 5 тысяч рублей. А в прошлой поездке у нас между станциями загорелся локомотив, машинист сделал экстренное торможение, у меня вся посуда упала и разбилась. Пассажиры же вскочили и начали паниковать. Спустя 40 минут мы поехали, хотя вроде бы еще локомотив не дотушили: если бы простой был больше, вся бригада лишилась бы премии.

Я готовлюсь к поездке так: за сутки до отправления еду в магазин за покупками. Выходит около 3 тысяч рублей, и так дважды в месяц. На следующий день в назначенное время (за восемь часов до отправления поезда) приезжаю в парк на планерку. С собой у меня чемодан, сумка и большой пакет с едой. На планерке присутствует начальник поезда, инструктор и проводники, с которыми я поеду в рейс. Начальник поезда раскидывает нас по вагонам, обычно в паре мальчик-девочка. Я работаю недавно, и все напарники для меня новые. Еще говорят, в каком классе мы поедем - плацкартный, купейный или СВ. Я полюбил плацкартный, потому что все пассажиры на виду, я знаю, кто и где, да и убираться проще. Дальше мы идем в вагоны; для меня счастье, когда я вижу, что вагон новый. Мы принимаем вагон - считаем инвентарь, получаем чистящие средства, мусорные мешки, мыло, бумагу и товар, который пойдет на продажу. А коллектив раз на раз не приходится, иногда у людей в запасе матерных слов больше, чем обычных.

Затем начальник поездка обходит состав, проверяет, все ли в порядке. За час мы прибываем на вокзал, а за 30 минут начинается посадка. Я должен быть одет строго по форме и быть лицом компании. Сейчас темнеет рано, и еще нужно вовремя включать свет и переключать с вечернего на ночной, перестраиваясь по местному времени. Большой минус - в дороге совсем мало ешь, много нездоровой пищи, и я теряю в весе (ну а женщины - наоборот).

Поездка в одну сторону занимает четыре дня. Меняется климат, часовой пояс и пассажиры. В последние сутки пути проводники делают отчет и уборку. По приезде мы идем в душ, в магазин за продуктами, иногда сувенирами, и в тот же день уезжаем назад с новыми пассажирами. Но они не должны видеть нашу усталость. По приезде также сутки не спим: после того, как все пассажиры выйдут, мы начинаем считать инвентарь заново, в случае недостачи определенную сумму могут вычесть из зарплаты. Если поезд приезжает в 09:45, то домой я прихожу в 15:45, если повезет. Все это время не оплачивается, оплачивается только время поездки.

Также надо сдать белье пассажиров, нехватку тоже вычитают из зарплаты. Потом идем к нормировщикам, они назначают следующий рейс, называют дату и направление. В особый режим (летом, когда поезда ходят каждый день) отдых занимает 30–50 % времени (например, после восьмидневной поездки три-четыре дня отдыха), в обычное время - после восьми дней поездки семь-девять дней отдыха.

Зарплата и траты
Летом отдохнуть никак не получалось: двое суток отсыпаешься, на следующий день идешь в магазин, а потом в поездку. Сейчас я больше отдыхаю, но часов меньше, поэтому, соответственно, зарплата ниже. Зарплата зависит от времени, проведенного в дороге. В удачный месяц я получаю 34 тысячи рублей, в неудачный - 14–17 тысяч рублей. В среднем выходит 22 тысячи рублей. За август я накатал 222 часа - это 16 198 рублей плюс 20%-ный коэффициент и аванс за предыдущий месяц - 7 700 рублей. Такая сумма меня не устраивает. Хочу перебраться в Москву и стать машинистом метро.

Мы с мамой снимаем квартиру, и я плачу половину - 7 тысяч рублей. На продукты в поездку трачу 6 тысяч рублей. Еще ем фастфуд, а когда приезжаем в какой-нибудь город, то покупаю сувениры там. На секции и в спортзал ходить возможности нет, а уж о здоровом питании можно забыть. Еще из расходов - транспорт (500 рублей) и оплата телефона. После этого денег почти не остается. В прошлом месяце много денег отдал за временную регистрацию. А остальные коплю на что-то хорошее, на ту же одежду не меньше 5 тысяч рублей надо отдать.

Вам понадобится

  • - анкета-заявление о поступлении;
  • - медицинская справка;
  • - 6 фотографий 3х4 см;
  • - копия паспорта;
  • - копия трудовой книжки;
  • - копия документа об образовании (аттестат, диплом);
  • - копия ИНН;
  • - копия пенсионного страхового свидетельства;
  • - военный билет;
  • - копия медицинского полиса.

Инструкция

Узнайте о возможности пройти обучение на проводника железнодорожного вагона в местном РЖД, в отделе кадров пассажирского депо. Получить можно в специализированных учебных заведениях (колледжах, училищах) либо на краткосрочных курсах проводников, организованных при железнодорожных ВУЗах или колледжах. В учебных заведениях получение профессии займет 9-10 месяцев. Курсы, в зависимости от учебного плана, могут длиться 1-3 месяца. На обучение принимаются и женщины от 18 до 45 лет со средним образованием. Но лучше уточнить условия непосредственно при поступлении. В большинстве случаев будущие проводники обучаются совершенно бесплатно.

Запишитесь на предварительное собеседование. Для поступления на курсы никаких экзаменов сдавать не потребуется, однако важно произвести хорошее впечатление на комиссию по приему документов. Будущий проводник должен производить впечатление уравновешенного, ответственного и аккуратного человека. Пройдите медицинскую комиссию и сдайте все необходимые документы. Проводник должен обладать хорошим здоровьем и быть стрессоустойчивым. Реально подойдите к оценке собственного здоровья.

После изучения теоретической части вам предстоит познакомиться на практике с устройством вагона, обязанностями проводника, а затем сдать экзамены, после чего вас допустят непосредственно до самой работы. Пройдите стажировку, отправившись в поездку с проводником. Перед стажировкой оформите санитарную книжку, пройдите всех необходимых врачей. После успешного прохождения практики вам вручат удостоверение проводника железнодорожного вагона 3-го разряда. Как правило, на курсах проводников оказывают содействие при трудоустройстве на работу (как временном, так и постоянном).

С удостоверением проводника вы можете обратиться в любое отделение РЖД и узнать о наличии свободных вакансий. Пройдя курсы повышения квалификации спустя два года, повысьте свой разряд до 4-го, что даст вам право ездить на фирменных поездах и положительно скажется на заработной плате.

Источники:

  • Московский Железнодорожный Колледж
  • как найти работу проводника

Проводник железнодорожного вагона – это сложная и интересная профессия одновременно. Она овеяна неким романтическим ореолом и про эту работу ходит немало слухов и домыслов. На самом деле, попробовать себя в роли проводника может любой совершеннолетний человек, после того, как пройдет специальное обучение. Так в чем же заключаются обязанности проводника пассажирского вагона в российских поездах?

Обслуживание пассажиров в пути следования

Если говорить коротко, то основной обязанностью проводника является обеспечение максимального комфорта пассажиров во время всей поездки. На первый взгляд может показаться, что в этой работе нет ничего сложного. Однако существует целый список функций, принятый руководством РЖД, который обязан выполнять каждый проводник.

Прежде всего, это проверка билетов во время посадки пассажиров на поезд. При необходимости проводник обязан оказать помощь при посадке – высадке из вагона.

Проводник обязан собрать и проверить постельное белье не ранее, чем за полчаса до прибытия на станцию следования. Выдача постельных принадлежностей вновь прибывшим пассажирам также входит в перечень обязанностей проводника. Люди уже привыкли, что застилать полки в поездах нужно самостоятельно. На самом деле по желанию, эту работу может сделать проводник. Такая услуга тоже входит в перечень его обязанностей.

Не менее трех раз за сутки, проводник обязан пройти по вагону и предложить пассажирам чай, кофе и кондитерские изделия. Пассажиры имеют право заказать напитки в любое время суток, причем работник РЖД должен принести заказ прямо на пассажирское место.

Проводник должен по требованию пассажира предоставить ему возможность зарядить мобильный телефон, вызвать официанта из вагона-ресторана и принести питьевую воду (горячую или холодную).

После 23.00 и до 06.00 в обязанности проводника входит организация и поддержание тишины и побудка пассажиров минимум за полчаса до их прибытия в пункт назначения.

Поддержание порядка в вагоне

Кроме обслуживания пассажиров, проводник должен постоянно следить за тамбуром и вагоном. Круглосуточно в титане должна быть определенная температура, чтобы всегда была горячая вода.

В обязанности проводника входит обязательная влажная уборка вагона, туалета и тамбура несколько раз в сутки. Ему необходимо также каждый час проверять и пополнять в туалетах средства гигиены: мыло, туалетную бумагу, бумажные полотенца. На технических станциях проводник должен выносить мусор. Проводник протирает в тамбуре поручни перед прибытием на каждую станцию, и следит за чистотой табличек на вагоне.

Зима – самое тяжелое время. В это время года обязанности проводников расширяются. Теперь ему нужно еще поддерживать в вагоне оптимальную температуру, и регулярно очищать от снега и льда тамбуры и заправочные трубы, а также промывать сливы унитаза и раковины кипятком.

Следует помнить, что проводники несут еще и материальную ответственность за доверенный им вагон, и всевозможные повреждения и пропажи он должен будет компенсировать из своего кармана.

Это очень разные люди: молодёжь после колледжей и техникумов, те, кто и те, кто проработал на железной дороге всю жизнь. Я всегда мечтала об этой работе, но у меня двое детей, оставить которых было не с кем, поэтому приходилось перебиваться разными работами. Как-то ехала на поезде в отпуск и решилась подойти к проводнику и узнать, как попасть в РЖД. Та ответила, что достаточно окончить курсы, которые проводят почти в каждом резерве (так проводники называют территориальное отделение, обычно расположенное в конечных точках маршрутов – прим. авт. ).

Пожалуй, хуже, чем у вас, график работы только у моряков дальнего плавания…

Всё не так плохо, как кажется со стороны. Дома не бывает тот, кто не хочет. А обычно проводники ездят по два-три рейса (в зависимости от дальности маршрута, это в среднем от 7 до 15 дней) и затем столько же времени проводят дома. Когда возникает производственная необходимость, руководство просит выйти на дополнительные смены, которые потом можно взять отгулами вместо отпуска. «Набегает» по 20-30 дней… Многие категорически отказываются, а я выхожу. Мне интереснее получить лишний отпуск, чем более частые или долгие выходные.

Правда ли, что за трудоустройство приходится платить кругленькую сумму?

Да, потратиться придётся. Когда я впервые узнала про курсы, то отказалась от них – стоимость на тот момент испугала. Лишь спустя несколько лет наконец пошла учиться, заплатив около 5-7 тысяч рублей. Всего с медицинской книжкой и прочими расходами вышло порядка 15 тысяч, правда, стоимость прохождения медкомиссии вернули сразу же, после официального трудоустройства.

Что входит в обязанности проводника?

Мы готовим вагон к встрече пассажиров – застилаем постели, наводим порядок, отвечаем за чистоту посуды, общественных мест, постельного белья и полотенец, сдаём в прачечную на конечных станциях, получаем свежевыстиранное, ведём учёт. Затем встречаем пассажиров при посадке.

Кого-то можем даже не впустить, например, пьяных. Но со мной такое случалось лишь однажды. Явно находящийся подшофе старичок, у которого из сумки текло пиво, наотрез отказался показывать паспорт и билет, мол, только что в кассе показывал, а вам – не стану! Я сказала, что без паспорта и билета в вагон его пустить не могу, а он погнался за мной по перрону с костылём, всерьёз хотел ударить. Естественно, на поезд дебошир не сел.

После посадки мы проверяем билеты и рассказываем пассажирам о возможностях, товарах и услугах, которые предлагает РЖД, обслуживаем их во время всего пути.

Насколько эта профессия безопасна?

Сомнений в этом у меня не возникало ни разу. В каждом составе ездят полицейские, на каждой станции можно доложить о дебошире, пьянице и возмутителе спокойствия, и тут же примут меры вплоть до снятия с поезда и задержания.

Как избежать конфликтов и наладить отношения с пассажирами?

После каждого рейса с нами работает психолог. Это называется «сходить на «Улыбку». Устаёшь, очень не хочется туда идти, но надо. А выходишь как будто отдохнувшим от всего того, что пережил за время поездки. Нас учат распознавать разные типажи конфликтных людей, находить к ним подход. Есть, например, очень брезгливые люди, которые не передают в руки паспорт. Есть те, кому нужно излить душу, и они стараются привлекать внимание всю дорогу, что немало мешает работать. Но почти всегда и почти со всеми можно если не найти общий язык, то как-то пережить общение.

Первый контакт – визуальный – мы устанавливаем ещё на входе в вагон при посадке. Затем – когда впервые входим в купе для проверки документов. Важно быть вежливой, тактичной, аккуратной в словах и поступках, чтобы люди начали тебе доверять. В замкнутом пространстве находится 40 человек, с которыми предстоит провести вместе двое-трое суток. Проще всем понравиться, чем потом решать проблемы.

Но часто люди относятся к проводнику, как к лакею. Они заплатили деньги, а потому имеют право делать, что хотят. У меня есть свой ритуал: проверяю билет, рассказываю об услугах и добавляю личную просьбу, от себя: «Пожалуйста, когда ваш проводник закрылся в служебном купе, не стучите без крайней необходимости. Нам очень, очень редко выпадает возможность поспать, а когда я проснусь, я сделаю всё, что вы пожелаете». На удивление, все эту просьбу исполняют, даже оберегают сон, если вдруг кто-то из соседнего вагона пытается побеспокоить проводника во время отдыха: «Чего надо? Подождёшь, приходи через часок, наша проводница пока поспит чуть-чуть».

Сна действительно так мало?

Это, наверное, главная проблема в работе. По крайней мере, для меня. Вообще положено ездить в вагоне вдвоём и работать сменами по 8 часов, по очереди. Но по факту людей не хватает, часто ездишь в одиночку несколько суток. Сна катастрофически не хватает, просто без сил падаешь после пары рейсов.

Ходят слухи о штрафах, лишении премии и необходимости оплачивать любую пропажу в вагоне…

Никто, никогда и никого не штрафовал. По крайней мере, на моей памяти. Лишить премии могут за серьёзный проступок. Пропажу и правда компенсируешь: нет двух полотенец за три рейса – будь добр вернуть. Но я не вижу в этом большой проблемы, это естественно. Что касается проверки в принципе, то её проводят перед выездом, смотрят на чистоту, порядок, готовность вагона. Практика показывает, что чем меньше резерв, тем тщательнее проверяют. В Санкт-Петербурге, например, почти не смотрят на всякие мелочи, а в городках поменьше, бывает, даже чашки на свет смотрят, чтобы следов пальцев не оставалось.

А план по реализации фирменной продукции есть?

Опять-таки, всё зависит от резерва, в котором ты работаешь. Где-то продавать вообще не обязательно, где-то существует план – в каждом городе по-своему. Но тот же психолог учит, что нельзя навязываться людям, нужно лишь однажды предложить. Если кому-то что-то понадобится, он всегда подойдёт. Но по факту встречается и непрофессионализм, когда проводник делит всю продукцию на части и сначала проходит по вагону, предлагая тапочки и средства гигиены, затем прохладительные напитки, потом конфеты и кондитерские изделия… Это надоедает пассажиру, и больше он точно не купит.

Помните ли самый необычный случай из практики?

Из последнего – во время непогоды в Ростове-на-Дону при открытии дверей с перрона в вагон хлынула вода. Этого мы никак не ожидали, пришлось быстренько всё вытирать… Ещё, бывает, требуют или просят провезти груз, передать посылочку. Это запрещено категорически – проверяют и наказывают. С учётом последствий не захочется никаких денег за передачку, решают вопрос вплоть до увольнения и административной ответственности.

За что ещё наказывают? Кому работа противопоказана?

Злоупотребляющим алкоголем. Почти всех таких «любителей» с железной дороги уже «попросили». Также совершенно точно – домоседам и .

Почему, несмотря на все недостатки профессии, вы, как и многие другие, её так сильно любите?

Железная дорога – как наркотик. Отправившись в поездку, прекратить уже не можешь, это затягивает. Тут остаются только сумасшедше влюблённые в дорогу люди.

А если отбросить романтику?

Многие думают, что у нас тут романтика… На самом деле её в поездах нет, тут просто тяжёлая и неблагодарная работа. Но за неё неплохо платят, да и мир посмотреть можно. Едем мы, например, в Адлер. Я вроде бы и на работе, но есть несколько часов, чтобы посмотреть город, искупаться в море. Я объездила всю Россию: на север до самого Архангельска, на восток – до Новосибирска. Пару раз в год езжу в отпуск, причём один из них могу бесплатно отправиться поездом куда угодно по стране.

Кроме того, в профсоюзе можно приобрести путёвку в санаторий и вместо 80 тысяч рублей заплатить за неё всего 17 тысяч. Это приятно. В системе РЖД очень хорошие врачи, ты можешь пройти обследование в любом городе и оперативно. С момента трудоустройства я лечусь только в специализированных клиниках, потому что результат действительно лучше, чем в обычных. К тому же бесплатно.

Кстати, о зарплате…

Она бывает очень разной, тут даже сложно назвать порядок цифр. Помощники проводников в регионах могут получать по 10-15 тысяч рублей, опытные проводники на фирменных поездах с хорошей выработкой часов – до 50-55 тысяч рублей. Это зависит от того, в каком резерве работаешь, сколько времени проводишь в пути, едешь ли один или с напарником, от класса вагона (плацкарт дешевле, СВ дороже).

Как совместимы дорога и личная жизнь?

Для некоторых – никак. На железной дороге много одиноких, разведённых, тех, у кого давно выросли дети, или, наоборот, молодые, у кого их пока ещё нет. Мало кому удаётся сохранить семью при постоянных поездках. Но кто-то сознательно зарабатывает деньги: 10-12 дней тебя нет дома, потом такие же долгие выходные, когда можешь вволю побыть с близкими. Но они знают, ради чего работают – получат больше. Но есть и те, кто находит половинку прямо в поезде. Здесь и свадьбу играем, а потом они продолжают работать вместе. По желанию обоих супругов, их не только ставят на один рейс, но и в один вагон.

Есть ли у проводника карьерные перспективы или профессиональное развитие?

После учёбы ты приходишь помощником или младшим проводником. При желании, на каждой ступеньке можно проработать хоть всю жизнь, но я решила учиться дальше, прошла курсы повышения квалификации внутри компании, потом ещё и ещё одни. Теперь могу ездить на любых типах поездов – хоть в плацкарте, хоть в СВ или фирменных.

Есть вариант стать бригадиром поезда – это что-то вроде начальника над проводниками. Сейчас запустили новые двухэтажные вагоны. Кажется, что работы там в два раза больше, но по факту всё настолько систематизировано и автоматизировано, что участие человека минимально. Боюсь, как бы в скором времени мы не оказались без работы, потому что нас «подсидят» роботы. Они хоть и не могут улыбнуться пассажиру, но уже со многим справляются не хуже проводника.

При использовании материалов сайта сайт указание автора и активная ссылка на сайт обязательны!

 

 

Это интересно: