→ Яков израиль краткая характеристика. Путеводитель по библии. Благословение через обман

Яков израиль краткая характеристика. Путеводитель по библии. Благословение через обман

- (евр. jaãkob), Израиль, в ветхозаветном предании патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля» (см. Двенадцать сыновей Иакова). Имя И. возможно, сокращённая форма более древнего теофорного… … Энциклопедия мифологии

Иаков - зарывает идолов в землю под сихемским дубом. Картина С. Бурдона. 1650 е гг. Санкт Петербург, Эрмитаж. Иаков зарывает идолов в землю под сихемским дубом. Картина С. Бурдона. 1650 е гг. Санкт Петербург, Эрмитаж. Иаков () в Ветхом Завете патриарх,… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

- (Израиль) в Ветхом Завете патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, родоначальник двенадцати колен Израиля. Ещё в утробе Ревекки Иаков и его брат близнец Исав стали биться. Вопросив об этом Бога, она получила в ответ, что из её утробы… … Исторический словарь

Иаков - Иаков. Иаков и Рахиль. Картина Я. Пальмы Старшего. Ок. 1520. Картинная галерея. Дрезден. ИАКОВ (Израиль), в Библии младший из двух сыновей близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (евр. Яаков). В основе имени Иаков лежит корень акав, от к рого образованы сущ. акев = пятка и глагол акав = оставлять след, а также побеждать (запинать) и обманывать, вводить в заблуждение. Т.о., слово И. может обозначать он держится за… … Библейская энциклопедия Брокгауза

А, муж. Стар. форма имени (см. Яков).Отч.: Иакович, Иаковна и Иаковлевич, Иаковлевна. Словарь личных имён. Иаков См. Яков. День Ангела. Справочник по именам и именинам. 2010 … Словарь личных имен

Яков, Израиль Словарь русских синонимов. иаков сущ., кол во синонимов: 4 борец господа (2) … Словарь синонимов

- (Израиль) в Библии младший из двух сыновей близнецов Исаака и Ревекки. Откупил у брата Исава право первородства за чечевичную похлебку и хитростью получил благословение Исаака как первородный сын. 12 сыновей Иакова считались родоначальниками 12… …

- (ум. ок. 63) брат Господень по плоти, апостол от 70 ти, (Послание к Галатам 1:19), первый епископ Иерусалимский, священномученик. Автор Послания, вошедшего в новозаветный канон. Память в Православной церкви 4 (17) января и 23 октября (5 ноября) … Большой Энциклопедический словарь

- (ум. 1292) архиепископ Сербский. Память в Православной церкви 30 августа (12 сентября) (собор Сербских святителей) … Большой Энциклопедический словарь

Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божией. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без… … Сводная энциклопедия афоризмов

Книги

  • , Иаков. Слова и речи преосвященного Иакова, епископа Нижегородского и Арзамасского P 109/70:Санкт-Петербург: тип. Глазунова и К, 1847: Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1847…
  • Слова и речи преосвященного Иакова, епископа Нижегородского и Арзамасского , Иаков. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Слова и речи преосвященного Иакова, епископа Нижегородского и Арзамасского P 109/70:Санкт-Петербург:…
ИАКОВ (ИЗРАИЛЬ)

Патриарх, родононачальник еврейского народа. Младший сын Исаака и Ревекки.

«Исааку было сорок лет, когда он взял себе в жену Ревекку. И молился Исаак Господу о жене своей, потому что она была неплодна; и Господь услышал его, и зачала Ревекка, жена его.

Сыновья в утробе ее стали биться, и она сказала: если так будет, то для чего мне это? И пошла вопросить Господа. Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему».

Ревекка родила близнецов. «Первый вышел красный весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя Иаков. Исаак же был шестидесяти лет, когда они родились».

Дети выросли, «и стал Исав человеком искусным в звероловстве, человеком полей; а Иаков человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова. И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый. И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного этого, ибо я устал. Но Иаков сказал: продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? И продал Исав первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы» (Быт 25).

Первородство - одна из высших ценностей в израильском обществе. Первородные от стада и начатки плодов приносятся в жертву Богу, как Творцу жизни. Первородный сын (первенец) - это «крепость и начаток силы» отца, «верх достоинства и верх могущества» (Быт 49–3). Недаром (забежим немного вперед) фараон, который девять раз обманывал Моисея, так болезненно воспринял поражение первенцев и только после этой, десятой «казни египетской», выполнил наконец свое обещание - отпустил народ Израиля.

Первородный сын имел материальные и моральные преимущества перед братьями (двойная доля наследства, положение главы рода в будущем). Первородство рассматривалось как дар Божий и было неотъемлемо. Права первородного охранял закон (Втор 21). Единственным нарушением этого права стал случай с Рувимом, сыном Иакова, которого отец, умирая, лишил преимущества за то, что тот «осквернил ложе» отца, вступив в греховную связь с его наложницей Валлой.

Как известно, сам Иаков (Израиль), один из патриархов еврейского народа, добыл право первородства незаконным путем, убедив брата-близнеца Исава, который первым появился на свет, продать ему право первородства за миску чечевичной похлебки. Некоторые исследователи (Джеймс Джордж Фрэзер, «Фольклор в Ветхом Завете») усмотрели в этом мифе зачатки будущей тенденции - перехода от майората (право старшего сына) к минорату (праву младшего).

После этого Иаков по наущению Ревекки обманом - выдав себя за брата - получил от полуослепшего отца благословение, дающее право на наследование всего имущества и власть над братьями и племенами, над которыми они будут стоять.

Однажды одряхлевший Исаак послал Исава в поле, чтобы тот наловил дичи и приготовил отцу кушанье: мол, за трапезой Исаак даст ему родительское благословение. «И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в нее младшего сына своего Иакова; а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. Он вошел к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой? Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя... И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, ты ли сын мой Исав, или нет? Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы. И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его» (Быт 27:15–23).

Спасаясь от мести обманутого брата, Иаков бежал в землю Харран, к востоку от Месопотамии. В пути ему пришлось заночевать в некоем месте, прямо на голой земле, подложив под голову камень. Во сне он увидел лестницу до небес и ангелов на ней. И услышал он голос, возвещавший, что эту землю Бог отдает ему и потомству его, которое будет многочисленно, как земной песок. Проснувшись, Иаков понял, что с ним - Бог, а место, на котором он находится, - дом Божий. Он поставил камень у своего изголовья как памятник, и назвал это место Вефиль. Здесь же он пообещал возвращать Богу десятую долю того, что Бог ему даст, - десятину.

Прибыв в Месопотамию, Иаков встретил у колодца, где поили скот, красавицу Рахиль, дочь его дяди Лавана, и полюбил ее. Чтобы получить Рахиль в жены, Иаков семь лет работал в хозяйстве Лавана. «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (Быт 29:20).

По истечении этого срока Лаван обманом вручил ему в жены свою старшую дочь, Лию. Пришлось Иакову еще семь лет служить за Рахиль. От двух жен и двух наложниц у Иакова было двенадцать сыновей:

От Лии: Рувим, Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон;

От Рахили: Иосиф и Вениамин;

От наложницы Валлы: Дан и Неффалим;

От наложницы Зелфы: Гад и Асир.

Кроме того, Лия родила ему единственную дочь Дину.

Прожив двадцать лет у Лавана, Иаков разбогател, и Лаван отпустил его, с женами и детьми, в родные места. Тайно от мужа Рахиль взяла с собой фигурки богов своего отца. Обнаружив пропажу, Лаван бросился догонять Иакова. Но Рахиль спрятала священные фигурки под седло верблюда, на котором сидела, и Лаван ничего не нашел. Однако, видя, что Иаков тут ни при чем, он заключил с ним мир; в честь этого был насыпан холм из камней, названный Галаад (свидетель).

Однажды ночью Иаков остался в шатре один. Явился некто, невидимый в темноте, и стал с ним бороться. Поединок закончился вничью; в память о нем у Иакова осталась хромота. Утром выяснилось, что Иаков боролся с Богом в образе ангела. Тот дал ему новое имя - Израиль (Богоборец) - и благословил, как когда-то Авраама, а затем Исаака.

По возвращении в Ханаан Иаков примирился с Исавом и поселился в Ханаане, близ города Сихем.

Но недолго проживал Иаков возле Сихема. Сын царя обесчестил Дину, его единственную дочь, а потом захотел жениться на девушке. Тем не менее, старшие братья Дины в отместку перебили в городе всех мужчин, разграбили город, а женщин и детей увели в плен. Опасаясь войны с хананеями, Иаков решил уходить. Зарыв в землю священные фигурки Лавана, он отправился в Вефиль, а оттуда - в Вифлеем. Там Рахиль родила ему последнего, двенадцатого сына Вениамина и скончалась.

Любимцем Иакова стал Иосиф, прозванный Прекрасным за красоту и многочисленные таланты. Из зависти братья хотели убить Иосифа, но двое из них, Рувим и Иуда, уговорили остальных продать Иосифа в рабство египтянам (подробно об этом см. «Иосиф Прекрасный»).

В Египте Иосифу удалось не только выжить, но и стать его фактическим правителем. Благодаря своим редким деловым качествам Иосиф спас египетский народ от вымирания во время великого голода. Более того, он простил братьев своих и призвал в Египет отца со всем семейством. Там Иаков и умер в возрасте 147 лет, в окружении сыновей, давших начало двенадцати коленам израилевым.

Лит.: Мартти Хейкки Меренмаа, роман «Иаков в единоборстве с ангелом». Пьер Бенуа, роман «Колодцы Иакова», Хюберт Лампо, фант. роман на ист. тему. «Обет Рахили».

А. Ахматова, «Рахиль»

И встретил Иаков в долине Рахиль,

Он ей поклонился, как странник бездомный.

Стада подымали горячую пыль,

Источник был камнем завален огромным.

Он камень своею рукой отвалил

И чистой водою овец напоил.

Но стало в груди его сердце грустить,

Болеть, как открытая рана,

И он согласился за деву служить

Семь лет пастухом у Лавана.

Рахиль! Для того, кто во власти твоей,

Семь лет словно семь ослепительных дней...

Борис Рубежов

* * *

Пока Иов мольбы свои возносит,

Но Бог его пытает до конца,

Чтобы принять последний вздох отца.

Его отец удачлив был когда-то,

И не без Божьей помощи, поверь,

Он обманул единственного брата,

Который первым вышел в эту дверь.

Из этих слов усвоил я не боле

Того, что в милосердии своём

Терпеть Господь людскую может волю,

Пока она кончается добром...

* * *

Жизнь длинна, как долгий век Иакова ,

И полна чудес, тревог и слёз,

Трёх любимых звали одинаково,

И любил я каждую всерьёз.

В бешеных страстей не верил бредни я,

Жил, как все, возделывая сад,

Но когда мне встретилась последняя,

То она навек сломала ряд.

Где мои Египты? Сколько стона вам

Выпало - лишь память растревожь,

Я не стал любимцем фараоновым

Да и не возвысился, но всё ж,

Как к сосцам коров священных вымени,

Близким, как отеческий завет,

Припаду к единственному имени,

Что меня сжигало столько лет.

Цит.: Отзвук семилетнего служения Иакова за Рахиль слышится в финале романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание», когда любовь и преданность Сони, ее неколебимая вера в Бога («Что ж бы я без Бога-то была?») сотворили чудо. Не сразу, но вошли в сердце Раскольникова и вера, и смирение, и любовь к Соне.

«Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени. В первое мгновение она ужасно испугалась, и все лицо ее помертвело. Она вскочила с места и, задрожав, смотрела на него. Но тотчас, в тот же миг, она все поняла. В глазах ее засветилось бесконечное счастье; она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута... Они положили ждать и терпеть... Семь лет, ТОЛЬКО семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба были готовы смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»

Коллизия Иаков - Исав привлекала внимание русских поэтов конца XIX - начала XX вв.: О. Чюминой, К. Фофанова, Ал. Лаврова, Я. Полонского.

Изобр.: У. Блейк, «Сон Иакова (Лестница Иакова)», 1805. С. Бурдон, «Иаков зарывает идолов в землю под Сихемским дубом», 1680-е. Г. Доре, «Исаак благословляет Иакова»; «Сновидение Иакова»; «Иаков пасет стада Лавана»; «Иаков борется с ангелом»; «Иаков возвращается на родину»; «Примирение Иакова с Исавом»; «Иаков переселяется в Египет», 1864 - 1866. Яков Пальма Старший, «Иаков и Рахиль», ок. 1520. Рембрандт, «Благословение Иакова», 1656. Доменико Феги, «Сон Иакова».

Третий из библейских патриархов

Толкование имени: «пята, след, следовать»;
от др.-евр. yahqub-el - «защитил [меня] Господь» Отец: Исаак Мать: Ревекка Дети: Колена Израилевы :
Место погребения: Пещера Махпела Связанные понятия: Лестница Яакова

Яков , Яаков , он же Израиль (ивр. יַעֲקֹב ‎, Яаков ; в исламе - араб. يعقوب ‎‎, Якуб ) - герой Пятикнижия , третий из библейских патриархов, младший из сыновей-близнецов патриарха Исаака и Ревекки , родившей после двадцатилетнего бесплодного брака.

Почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме , христианстве и исламе .

Происхождение имени

Имя Яаков интерпретируется как производное от слова акев «пята, след», так как Яаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26). Помимо имени собственного, ивритское יעקוב [Йаа́ков] является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится "(он) будет следовать, последует".

C этимологической точки зрения это имя можно понять как усеченную форму распространенного во 2 тыс. до н. э. у семитских народов Ближнего Востока имени yahqub-el , или ya‘akub-el , исконное значение которого `защитил [меня] Господь` (ср. имя Акива - ивр. עֲקִיבָא ‎).

Жизнеописание

Получение первородства

История Яакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего.

Когда близнецы подросли, проявились их характеры: Яаков был «человеком кротким, живущим в шатрах», а Исав - «человеком, искусным в звероловстве, человеком полей» (Быт. 25:27). Отец был больше расположен к Исаву, в то время как мать отдавала предпочтение Яакову (Быт. 25:28). Воспользовавшись усталостью и голодом вернувшегося с охоты Исава, Яаков выменял у него за хлеб и чечевичную похлебку право первородства (Быт. 25:29–34). С помощью Ревекки Яаков обманным путем получил у Исаака благословение, предназначавшееся первенцу (Быт. 27:1–29).

Вся дальнейшая жизнь Яакова, как она рассказана в книге Бытие, представляет собой расплату за обман, благодаря которому он получил первородство и благословение отца (вынужденное бегство из дома, тяжелая многолетняя служба на чужбине, подмена невесты, сопряженное с опасностями возвращение домой, ночная борьба у Пнуэля, изнасилование дочери, смерть любимой жены, исчезновение любимого сына); лишь постепенно очистившись в этих испытаниях, Яаков смог провести последние годы жизни в покое и довольстве.

Сон Яакова

Основная статья : Лестница Яакова

Бегство в Харан

Для спасения Яакова от мести Исава, вознамерившегося убить брата, Ревекка уговорила Исаака отправить Яакова в город Харан (Северная Месопотамия - Арам-Нахараим), чтобы он женился там на дочери ее брата Лавана , своей двоюродной сестре (Быт. 27:42–46; 28:1–2).

Семейная жизнь

Яаков был радушно встречен Лаваном (Быт. 29:13–14). Он полюбил младшую дочь Лавана Рахиль и подрядился служить за нее Лавану семь лет (Быт. 29:18). Когда после установленного срока настало время бракосочетания, Лаван в темноте подменил Рахиль ее старшей, менее привлекательной сестрой Лией . Обнаружившему наутро подмену Яакову Лаван объяснил, что по местному обычаю нельзя выдавать замуж младшую дочь прежде старшей; он отдал Яакову также и Рахиль, обязав его отработать за нее еще семь лет (Быт. 29:25–28). В приданое за дочерьми Лаван дал двух служанок - Зилпу (в русской традиции Зелфа) для Лии и Билху (в русской традиции Валла) для Рахили.

В течение двадцатилетнего пребывания Яакова в доме Лавана (Быт. 31:38, 41) родились десять из одиннадцати его сыновей, ставших впоследствии родоначальниками колен Израилевых (см. ниже).

После рождения Иосифа Яаков решил, что пришло время возвращаться в Ханаан . На предложение Лавана вознаградить его за многолетнюю службу Яаков ответил просьбой отделять для него весь пестрый скот Лаванова стада, а затем, прибегнув к хитрости, добился значительного увеличения количества пестрого скота в стаде (Быт. 30:32–42). Став владельцем большого стада и других богатств (Быт. 30:43), Яаков вызвал зависть сыновей Лавана. Заметив, что отношение Лавана к нему изменилось, Яаков тайно покинул Харан и направился в Ханаан. Отправившемуся в погоню Лавану во сне явился Бог и предостерег не причинять Яакову зла, и, нагнав Яакова в Гиладе , Лаван примирился с зятем и заключил с ним союз (Быт. 31). Опасаясь мести Исава, Яаков выслал ему в дар часть своего скота. Вопреки опасениям Яакова, Исав дружелюбно встретил брата.

Борьба с ангелом

По возвращении из Месопотамии, он проживал в Ханаане , держась со своими стадами становищ Авраама и Исаака . Однажды во время ночного бдения близ Пнуэля ему явился ангел , с которым Яаков боролся до рассвета, требуя благословить его. В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Яаков получил благословение и новое имя - Израиль («Имеющий власть над силами»), с напутствием: «...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. » (Быт. ).

Уход в Египет

Дальнейшая судьба Яакова неотделима от истории его любимого сына Иосифа , исчезновение которого причинило ему глубокое горе (Быт. 37:33–35). Наступивший через несколько лет в Ханаане голод побудил Яакова послать сыновей - за исключением Биньямина - в Египет, чтобы купить там хлеб (Быт. 42:1–4). Иосиф, ставший к этому времени египетским сановником, открылся братьям во время их повторного приезда в Египет вместе с Биньямином и послал за отцом. Яаков направился в Египет, и возле Беер-Шевы ему «в ночных видениях» явился Бог, обещавший сопровождать Яакова в Египет, произвести там от него великий народ и впоследствии вывести этот народ из Египта (Быт. 46:1–4).

Яаков прибыл в Египет со всей семьей, домочадцами и имуществом. Здесь произошла встреча Яакова с Иосифом, который затем представил отца фараону. С позволения фараона Иосиф поселил Яакова и братьев в «лучшей части земли Египетской», в земле Гошен (Быт. 47:6,11), где Яаков провел последние 17 лет жизни. Незадолго до кончины Яаков взял с Иосифа клятву похоронить его рядом с предками в Ханаане (Быт. 47:29–31). Яаков перед смертью благословил сыновей (Быт. 49) и умер в возрасте 147 лет. По египетскому обычаю его тело забальзамировали, перевезли в Ханаан, и сыновья торжественно похоронили его в Махпела пещере (Быт. 50:1–13).

Потомки Яакова

Племена потомков двенадцати сыновей Яакова, образовали согласно Библии, израильский народ.

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Яакова (Быт. 49:28). У Яакова были две жены - Лия , Рахиль , и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Шаблон:Дети Яакова У Йосефа были двое сыновей: Менаше и Эфраим , которых Яаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Йосефа (Быт. 48:5; ср. ИбН. 14:4), что увеличило число колен до 13.

В талмудической литературе

В раввинистической литературе Яаков рассматривается как символ еврейского народа, избранник среди патриархов (Быт. Р. 76:1), образец добродетели и справедливости, которому Бог открыл даже тайну мессианского избавления (Мид. Пс. 31:7) и, поместив его выше всех остальных смертных и чуть ниже ангелов (Мид. Пс. 8:7), запечатлел его лик на Своем троне (Быт. Р. 82:2).

После смерти Яаков - в отличие от других патриархов - продолжает оставаться связанным с судьбой Израиля, страдая, когда на Израиль обрушиваются невзгоды, и радуясь, когда для Израиля наступает час избавления (Мид. Пс. 14:7; Пси. Р. 41:5). Противоположность характеров Яакова и Исава толкуется в раввинистической литературе как субстанциальный антагонизм духовной красоты Израиля и безобразия языческого мира, неизбежный конфликт между которыми символизирует борьба Яакова и Исава, начатая ими еще во чреве матери (Быт. Р. 63:6, 8).

В искусстве

Личность и история жизни Яакова послужили основой для многочисленных произведений литературы и искусства, в частности романа «Былое Яакова» в тетралогии Томаса Манна «Иосиф и его братья».

Критика

По мнению некоторых современных ученых, повествование книги Бытие представляет собой результат отбора, произведенного в обширном корпусе легенд, в основе которых лежит идея избранности Яакова как наследника праотцев еврейского народа Авраама и Исаака, которым обетована земля Израиля. Однако для осуществления своего призвания Яаков был вынужден зачастую прибегать к аморальным поступкам, навлекавшим на него Божественное наказание. Этот экзистенциальный конфликт пронизывает всю жизнь Яакова, придавая ей трагическую окраску: ему суждено пройти через многие испытания, провести большую часть жизни вне Земли обетованной и умереть за ее пределами. Несмотря на это, Яаков не теряет веру в конечное исполнение предначертания, что находит выражение в благословении, которое он дает сыновьям перед смертью: Яаков благословляет в своих сыновьях родоначальников 12 колен Израилевых и возвещает им будущее их потомков в Земле обетованной.

Исследователи полагают, что в библейских книгах сохранились отголоски других версий предания об Яакове (особенно в пророка Хошеа книге 12:4–5, 13). Не исключена, однако, возможность, что эти расхождения являются результатом позднейшей интерпретации версии, содержащейся в книге Бытие.

Повествование об Яакове составляет большую часть библейского эпоса о патриархах. Подобно деду Аврааму и отцу Исааку, Яаков кочует из одного ханаанского царства в другое со стадами скота, и хотя страна обещана Богом его потомкам, Яаков, как и его предки, не имеет собственной земли и ведет себя как чужеземец. Он не признает местных религиозных культов и поддерживает тесную духовную связь с «Богом отцов», заключившим с ними Завет . Яаков видит свою жизнь и жизнь своих потомков сквозь призму исторической миссии.

Различные элементы эпоса о патриархах, и, в частности, рассказа об Яакове указывают на глубокую древность предания, которое возникло за много столетий до фиксации в письменной форме в эпоху Царей (10–8 вв. до н. э.). Так, например, формы брачных и семейных отношений в повествовании об Яакове параллельны существовавшим в Северной Месопотамии во 2 тыс. до н. э. и известным из документов 15 в. до н. э., найденных в Нузи. Эти же документы показывают, что выкуп первородства широко практиковался среди народов Ближнего Востока. Библейские эпитеты «Бог Авраама», «Бог Исаака», «Бог Яакова» или «Бог моего отца» находят полную аналогию в эпитетах «Бог моего отца», «Бог твоего отца» древнесирийских документов 19 в. до н. э., обнаруженных в Каппадокии. О глубокой древности повествования свидетельствуют также другие эпитеты Бога, особенно Шаддай. История нападения на Шхем, по мнению некоторых исследователей, отражает очень раннюю (еще до Исхода) попытку некоторых израильских племен обосноваться в Ханаане.

Примечания

Ссылки

Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Яаков в ЭЕЭ

После ряда весьма слабо связанных между собой небольших рассказов об Аврааме и Исааке, повествующих о различных племенных традициях, следует более цельное, хотя и скроенное по крайней мере из двух источников, сказание об Иакове, том самом Иакове, от которого ведут свои родословные все праотцы Израиля.

Сын Авраама Исаак вступил в брак с Ревеккой, которая долгое время оставалась бесплодной (этот мотив весьма часто повторяется в родословных патриархов). Молитва Исаака дошла до бога, жена его зачала, но во время беременности она испытала какую-то тяжесть. От бога пришло известие о том, что в ее чреве бьются праотцы двух различных народов (Эдом и Израиль).

Ревекка произвела на свет близнецов: первым появился на свет Исав, он был красен, космат, а вторым - Иаков, который держался за пятку своего брата, словно пытаясь вернуть его в лоно матери. Исав, любимец Исаака, стал искусным звероловом, а Иаков - любимец Ревекки - пастухом, живущим в шатрах.

Однажды Исав вернулся домой голодным и, увидя, что Иаков готовит какую-то пищу, попросил утолить его голод. Иаков был готов дать брату кушанье из чечевицы, если Исав подарит ему первородство. Исав за тарелку чечевицы передал Иакову право на первородство. Это право приносило ему две части из отцовского наследства, обеспечивало место главы семьи и первосвященника, кроме того, получив благословение отца, он наследовал у него все обещания, данные Иакову богом.

Отцовское благословение Иаков получил с помощью обмана, в чем ему помогла Ревекка. Когда Исаак постарел и его зрение притупилось, он призвал к себе Исава и попросил его наловить дичи в поле, приготовить из нее его любимое кушанье, за что обещал отцовское благословение. Ревекка подслушала разговор Исава с отцом, а пока Исав охотился в поле, приготовила из двух козлят любимое кушанье Исаака и послала с ним Иакова, а чтобы Исаак не заметил подмены, надела на сына шкуры козлят, покрыв ими его гладкие руки и шею. Исаак сначала с недоверием принял кушанье ("голос Иакова, а руки, руки Исавовы"), но потом все же благословил сына. Это благословение отменить было невозможно. Исав, узнав о случившемся, с плачем умолял отца благословить и его: "Неужели, отец мой, одно у тебя благословение?" (Быт. 27:38).

Иаков был вынужден бежать, потому что Исав возненавидел его. Он ушел к брату матери Лавану, жившему в Месопотамии, в окрестностях Харрана. По пути он прилег отдохнуть на горе, подложил под голову камень и заснул. Во сне ему приснилась лестница, которая стояла на земле, другой ее конец упирался в небо, по этой лестнице ангелы спускались и поднимались на небо. Наверху стоял бог, который еще раз благословил Иакова и подтвердил ему ранее данные Аврааму и Исааку обещания.

Приснившаяся Иакову лестница напоминает те ступенчатые храмы, которые строились в Месопотамии, по ступеням двигались жрецы в белых одеждах, а сами сооружения назывались "вратами неба", поскольку считалось, что, взбираясь по ним, можно попасть в царство богов. В том месте, где Иаков встретился с богом, стоял камень. В Ханаане существовал обычай устанавливать каменные столпы, которые считались местом жительства богов, позднее их отождествляли с самими богами. Иаков назвал это место Вефилем (домом божьим).

После прибытия в Харран Иаков познакомился с семьей Лавана, и ему приглянулась младшая дочь дяди - Рахиль. Он попросил отдать ее ему в жены, пообещав Лавану отработать у него за Рахиль семь лет. Прошло семь лет, и Лаван обманул Иакова, подсунув ему вместо Рахили Лию, уродливую старшую дочь. Чтобы заполучить в жены Рахиль, Иакову пришлось отработать еще семь лет, а потом еще шесть лет за приданое, после чего он сумел освободиться и даже разбогатеть, прибегнув к хитрости. Лаван и его сыновья возненавидели Иакова, который завладел богатством всей семьи. Иаков незаметно собрал всех домочадцев и стада и отправился в Ханаан. Лаван, узнав о бегстве Иакова, погнался за ним, догнал и обвинил в краже. Особенно возмутила его кража домашних богов (терафимов), которыми завладела Рахиль, чтобы обеспечить себе долю в отцовском наследстве. Но Лавану пришлось отступить: ведь его дочери были женами Иакова. Он предложил заключить мир и союз. В знак этого союза был поставлен каменный столп, который почитался как свидетель бога и хранитель союза. Священный столп (массеба) был частью культа нееврейских ханаанских богов. Упоминание о нем в Библии свидетельствует о том, что в начальные времена подобные сооружения воздвигались и в еврейских алтарях.

Приближаясь к Ханаану, Иаков послал гонцов с подарками для Исава, чтобы задобрить его. Встреча братьев привела к перемирию, но одновременно и к окончательному разделу. Иаков обязался не занимать земли Исава, а найти себе другие. Так он раскинул свои шатры перед Сихемом, в западной части Ханаана. Исав же покинул "землю обетованную", отправился в Сеир и стал праотцем эдомитян. В повествовании о разделе Иакова и Исава нашли отражение воспоминания о переселении народов, происходившем в начале XIII в. до н. э., когда Ханаан попал сначала в руки эдомитян, а затем израильтян.

Прежде чем Иаков встретился с Исавом, в одну из ночей ему пришлось бороться с таинственным Некто, который вел схватку до зари, но не смог одолеть Иакова. Видя тщетность своих попыток, Некто коснулся бедра Иакова и повредил ему "сустав бедра". Тогда Иаков признал в нем божественное существо и попросил его благословения. Некто сообщил ему, что отныне он будет именоваться не Иаковом, а Израилем: "ибо ты боролся с богом, и человеков одолевать будешь" (Быт. 32:28). Израиль - согласно народной этимологии - борющийся с богом. Так узнал Иаков-Израиль, что боролся с самим богом. Возрадовавшись, он в память об этой встрече, а также о том, что остался в живых, назвал это место Пенуэл, что означает "лицо бога".

Описанная схватка, подобная тем, которые можно встретить в преданиях ханаанских и других народов и которые обычно кончаются гибелью человека, играет весьма важную роль в описании судьбы Иакова. Цель мифа - объяснить воссоединение двух племен: тех, кто пришел с востока и почитал за праотца Авраама, и тех, кто пришел с юга и вел родословную от Израиля, бывшего в то же время внуком самого Авраама. В XIII в. до н. э. эти племена заключили между собой союз. Отныне они почитали Авраама за праотца своего племени и других родственных племен. Иаков же стал непосредственным праотцем племенного союза, назвав себя Израилем, а его двенадцать сыновей возглавили отдельные племена, вошедшие в союз. Поскольку ведущее место в союзе заняли племена, пришедшие с юга, то постепенно начали преобразовываться традиции: в Библии подчеркивается особая благодать младших детей: Авель более любим, чем Каин, Исаак более, чем Измаил, Иаков более Исава, любимцами Иакова стали Иосиф и Вениамин.

Спортивные товары купить самокаты оптом . Свыше 1000 товаров! Выгодные цены!

Иаков, Израиль, в ветхозаветном предании патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, легендарный родоначальник «двенадцати колен Израиля» (см. Двенадцать сыновей Иакова). Имя И. - возможно, сокращённая форма более древнего теофорного имени от семитск. aqaba, «охранить» со значением «бог да поможет, да охранит» (ja "akub-"et^, переданного посредством клинописного Ya-akh-qu-ub-El, Ya-qu-ub-El в архивах начала 2-го тью. до н. э. месопотамского г. Киша и посредством J kb^r в египетских источниках 2-го тыс. до н. э.

Ещё в утробе матери начинается соперничество И. с его братом-близнецом Исавом, во всём ему противоположном. Услышав, как сыновья её в утробе стали биться, Ревекка спрашивает бога об этом и тот отвечает: «два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и старший будет служить младшему» (Быт. 25, 23). Первым из близнецов появляется на свет Исав (поэтому он считался первородным сыном), «потом вышел брат его, держась рукою своею за пяту Исава; и наречено ему имя: Иаков» (25, 26; отсюда народная этимология имени И., связавшая его с евр. ""aqeb, «пята», «подошва», что переосмысливалось как название плута, трикстера, обманщика). И. описывается как «человек кроткий, живущий в шатрах» (25, 27) в отличие от зверолова Исава, «человека полей». Воспользовавшись голодом усталого Исава, И. покупает у него за кушанье из чечевицы (за «чечевичную похлёбку») право первородства (25, 29-34). По наущению матери И. (её любимец) приносит состарившемуся и ослепшему отцу еду, выдавая себя за Исава (чтобы отец не раскрыл обмана, ощупывая сына,- ибо И. был «гладок», а Исав «космат» - мать обложила руки и шею И. шкурой козлят); так обманом И. получает от отца благословение как первородный сын (а тем самым и преимущественные права на плодородный Ханаан, тогда как Исаву достаётся сухая и скалистая область Эдом). Спасаясь от гнева брата-близнеца, И. (вновь по совету матери) отправляется в Харран (в Месопотамии) к своему дяде по матери Лавану Арамеянину. По дороге в Харран в месте, которое он затем назвал Вефиль («дом божий»), И. видит вещий сон: лестница, стоящая на земле, касалась неба и по ней восходили и нисходили ангелы Яхве; Яхве, стоящий на лестнице, предрекает И. обилие потомства и обещает своё покровительство (28, 12-19).

Живя у Лавана, И. полюбил младшую дочь его красавицу Рахиль (которую встретил, ещё подходя к Харрану, у колодца, куда Рахиль привела поить овец) и отслужил за неё дяде 7 лет. Но Лаван обманом дал ему в жёны Лию, старшую свою дочь. Вскоре И. получает в жёны и Рахиль, но за неё он должен отслужить ещё 7 лет. От двух дочерей Лавана и от двух их служанок (Зелфы - служанки Лии и Баллы - служанки Рахили) у И. родятся двенадцать сыновей и дочь Дина. После рождения сына Иосифа И. решает вернуться из Месопотамии в родную землю. У Лавана, желающего его вознаградить, он просит только пёстрых овец и пятнистых коз, поголовье которых в стаде И. быстро выросло. И. рассказывает своим сон, приснившийся ему в то время, когда скот зачинает: явившийся ему во сне ангел сказал: «возведи очи твои и посмотри; все козлы, поднявшись на скот, пёстрые, с крапинами и с пятнами» (30, 10; скотоводческая символика). В том же сне бог велит И. вернуться на родину, в землю Ханаанскую. Не простившись с Лаваном, И. уходит со своими детьми и жёнами, но Лаван догоняет их и пытается отыскать у них идолы богов, тайно увезённые Рахилью, однако той удаётся скрыть их от Лавана. Во время ночёвки в месте, позднее названном И. Пенуэл, И. борется с богом (в Быт. 32, 24 этот противник И. назван «некто»), который так и не может одолеть И., повреждая ему только жилу в бедре (этиологический миф, поясняющий, почему «сыны израилевы не едят жилы, которая в составе бедра», 32, 32). Боровшийся с И. даёт ему новое имя - Израил и благословляет его (как первородного сына). И. встречается с Исавом, примирившимся с ним. Он селится в Ханаане, в Сихеме. Но после насилия, совершённого Сихемом, сыном князя той земли, над дочерью И. Диной, и мести сыновей И. жителям города И. покидает Сихем и по повелению бога идёт в Вефиль. Под дубом близ Сихема он закапывает всех идолов чужих богов, а в Вефиле ставит жертвенник Яхве, явившемуся ему в этом месте, когда он некогда в страхе перед братом бежал в Месопотамию.

На пути из Вефиля в Ефрафу (Вифлеем) у И. и Рахили рождается младший, 12-й сын - Вениамин, но Рахиль, любимая жена И., умирает при родах.

Когда И. приходит к своему отцу Исааку в Мамре, тот умирает, и И. с Исавом погребают его.

Во время голода в Ханаане И. посылает сыновей в Египет, где они узнаны Иосифом, их братом, некогда проданным старшими братьями в рабство, но ставшим фактическим правителем Египта (см. в ст. Иосиф). Иосиф, любимый сын И., посылает по приказанию фараона своих братьев за отцом. По дороге в Вирсавии бог является И., обещает пойти с ним в Египет и говорит, что Иосиф своей рукой закроет ему глаза. И. со всем своим родом, взяв всё имущество, приходит в Египет и селится в земле Гесем (иначе Раамсес, Быт. 47, 4, 11, 27). Здесь И. прожил ещё семнадцать лет. В возрасте ста сорока семи лет И. перед смертью произносит слово, благословляющее его сыновей, каждому из которых И. даёт краткое напутствие (Быт. 49). Сыновья хоронят его в Ханаане на родовом кладбище в пещере Махпела возле дубравы Мамре (Мамврия).

Большинство современных исследователей отрицает историчность И. и видит в нём персонификацию племенной группы, родоначальником которой он признавался; перемена имени на Израиль связывается с принятием этой группой культа бога ("е1), которому И. ставит священный камень (Быт. 33, 20). Цикл сказаний об И. составился из элементов различного характера, возникших в разных местах и в разное время. Наиболее древние реальные части повествования об И. связаны с рассказами о пребывании в Египте и о некоторых из исторических мест, приуроченных в предании к повествованию о Дине. К историям И. и Исава, И. и его дяди Лавана найдены параллели в клинописных табличках 2-го тыс. до н. э. из Нузи. В частности, во взаимоотношениях И. и Лавана, в браках И. с двоюродными сестрами могли отразиться характерные для ранней исторической эпохи обычаи, связывавшие особенно тесно племянника - сына сестры и его дядю, а также брачные связи между родственниками. Позднейшая циклизация повествований об И. и Иосифе (с характерным фольклорным мотивом любимого сына, изводимого старшими братьями, но в конце над ними властвующего), о 12 сыновьях И. и соответственно о И.-Израиле как легендарном предке всех колен Израиля может быть отнесена к значительно более поздним результатам работы мифологической мысли, как и окончательное оформление повествования о И. и Исаве, отражающего позднейшую историческую судьбу Эдома, возводившегося к Исаву. Рассказ о соперничестве И. и Исава носит характерные черты близнечного мифа. В какой-то мере с мифопоэтической мыслью на её позднем этапе может быть связано и представление об И. как человеке, постоянно поддерживающем связь с богом посредством видений и снов (особенно характерна увиденная И. во сне лестница с ангеламипосредниками между богом и человеком). Рассказ о том, как И. ночью борется с богом и получает новое имя, соответствует схеме ночного посвящения (напр., шаманского) в восточных традициях.

В. В. Иванов.


Источники:

  1. Мифологический словарь/Гл.ред. Е.М. Мелетинский - М.:"Советская энциклопедия", 1990 г.- 672 с.

 

 

Это интересно: