→ Великий князь Константин Константинович Романов. К.Р. как зеркало русской эволюции Князь и поэт константин романов

Великий князь Константин Константинович Романов. К.Р. как зеркало русской эволюции Князь и поэт константин романов

Великий князь Константин Константинович Романов.

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
К. Р.

Великий князь Константин Константинович И.Е.Репин

Великий князь Константин Константинович Романов был вторым сыном великого князя Константина Николаевича Романова.

Константин Константинович родился 10 августа 1858 года. Как и все романовские дети, Костя получил прекрасное домашнее образование. Отец, сам моряк, начал и сына готовить к морской службе. В 16 лет он был произведен в гардемарины и в 1876 году на фрегате «Светлана» в составе русской эскадры отправлен в двухгодичное плавание к берегам Нового Света, в Сингапур, Японию и Китай.

Великий князь Константин Константинович

Великий князь Константин Константинович

Когда началась русско-турецкая война 1877—1878 годов, Константин Константинович в бою под Силистрией на Дунае потопил турецкий корабль, за что был награжден Георгиевским крестом IV степени. Потом были еще плавания и дальние походы по морям и океанам, пока в 1882 году его не перевели в гвардию. Морская карьера великого князя закончилась. Почему так случилось - неизвестно. Может, у него были особые планы на этот счет. Мы не знаем. Так или иначе, но в 1891 году он становится командиром лейб-гвардии Преображенского полка. В 1900 году генерал-адъютант великий князь Константин Константинович становится главным начальником всех военно-учебных заведений России, а чуть раньше - в 1889 году - он был назначен на должность президента Академии наук.

Фотограф А.Пазетти «Великий князь Константин Константинович» 1878-82.

Константин Константинович был образованнейшим человеком того времени, был отличным пианистом и пользовался широкой известностью как поэт. Подписывал он свои стихи инициалами К. Р. - Константин Романов. В то время его стихи в определенных кругах пользовались популярностью. Так, песня «Умер бедняга в больнице военной» на слова К. Р. считалась народной.



Константину Константиновичу это необычайно льстило. «Меня называют лучшим человеком в России», - самодовольно писал он. «А между тем самолюбия у меня - неисчерпаемая бездна. Все мечтаю, что и меня когда-нибудь поставят наряду с великими деятелями искусства», - строил воздушные замки великий князь. Он преклонялся перед творчеством Достоевского и даже встречался с ним несколько раз. «Он относился ко мне с расположением, и помню, как однажды предсказал мне великую будущность», - бахвалился К. Р. Несомненной заслугой великого князя является создание Пушкинского дома в системе Академии наук. А еще он увлекался музыкой и дружил с композитором Чайковским.



Александр Леонтовский «Портрет великого князя Константина Константиновича президента Императорской Академии наук» 1906

Константин Константинович отлично знал языки и пробовал себя в переводе - переводил «Гамлета» Шекспира и «Мессианскую невесту» Шиллера. Над первым переводом он работал более десяти лет.

В 1897 и 1899 годах в любительском театре были поставлены отрывки из пьесы, и сам К.Р. исполнил роль Гамлета.

Софья Ивановна Юнкер-Крамская «Великий князь К.К. Романов в роли Гамлета» 1887

А полностью пьеса была поставлена в феврале 1900 года на сцене Эрмитажного театра, и осенью этого же года - в Александринке.
Нужно отметить, что до перевода Пастернака «Гамлет» в переводе К.Р. являлся самым лучшим. Хотя, как пишут Элла Матонина и Эдуард Говорушко в своей книге "К.Р." из серии "ЖЗЛ", он «даже самому себе стыдился сознаться, а не только сказать кому-то, что не понимает Шекспира». В своем дневнике Великий князь писал: «Начал читать «Отелло». Некоторые места покоряют умом и художественностью. Прекрасно! Но в остальном не нравится. Возможно, я не дорос до Шекспира, во всем виновата моя недоразвитость».

Великий князь Константин Константинович в роли Моцарта

В сценическом костюме

Последним крупным произведением К.Р. является драма в стихах “Царь Иудейский” (1913), ее содержание представляет собой изложение в поэтической форме событий последних дней жизни Христа, вступление его в Иерусалим, казни и воскресения. Однако разрешение на ее публичный показ не дали, и Константин Константинович сам поставил ее в Эрмитажном театре в 1914 году и сам же в ней сыграл вместе с сыновьями Иоанном, Константином и Игорем.

В 1884 году К. Р. женился на принцессе Елизавете Августе Марии Агнессе Саксен-Альтенбургской. Она была праправнучкой императора Павла I и, соответственно, приходилась Константину троюродной сестрой.

Они познакомились в Альтенбурге, куда великий князь приехал на похороны ее сестры. Константин записал в своем дневнике: «Я на нее посматривал. Странное дело, я заметил в ней, что похожа на принцессу Валийскую, которую так люблю. Подойти к ней, я думал, нельзя, и грустным голосом невольно говорил смешные вещи.Итак, с ней мы сказали всего два-три слова. На прощание она опять посмотрела на меня как-то особенно и крепко сжала мою руку… Вошел ко мне дядя Эрнест. Я говорил ему про впечатление, сделанное на меня Елизаветой. Он довольно хладнокровно к этому отнесся. Впрочем, ответил, что лично не имеет ничего против моего брака с Елизаветой».


Это знакомство стало решающим в выборе Константина, и он «изъявил желание» стать женихом принцессы Елизаветы. Однако родители принцессы были не согласны.



Принцесса Августа Саксен-Мейнинген ская и принц Мориц (Маврикий) Саксен-Альтенбур гский

Родители Елизаветы Маврикиевны

Они боялись деятельности террористических организаций, одной из которых в этой «варварской стране» был убит император Александр II (чего доброго, и жениха прихлопнут как муху), они имели в виду и неудачную семейную жизнь матери Константина - Александры Иосифовны (Елизавета приходилась ей двоюродной племянницей). Однако Константин проявил завидную настойчивость, и родители дали согласие на их брак. К тому времени великий князь уже уехал в Россию, и невеста послала ему шифрованную телеграмму: «Пианино куплено». Это означало, что Константин может приехать в Альтенбург официально просить ее руки.

«Ты полюбила, — я любим тобою,
Возможно мне, о друг, тебя любить!
И ныне песнью я зальюсь такою,
Какую ты могла лишь вдохновить.»

Елизавета и Константин 1884-85 гг.

Елизавета Маврикиевна в свадебном наряде

По приезде в Россию она стала называться Елизаветой Маврикиевной (остальные Романовы дали ей презрительную кличку - Мавра). Кузен Константина - Александр (будущий император Александр III) вообще называл ее «уродиной». Она так и не приняла православия и всю жизнь оставалась лютеранкой. Константину казалось, что с этой женщиной он найдет семейное счастье, в их доме будет тепло и уютно.

Он ласково называл ее Лилинькой и грезил, что найдет в жене душевного друга. Но великий князь жестоко ошибся. Мавра оказалась существом простым, приземленным, была она немного глуповата и ничем, кроме будничных дел, сплетен и воспитания детей, не интересовалась. «Со мною у нее редко бывают настоящие разговоры. Она обыкновенно рассказывает мне общие места. Надо много терпения. Она считает меня гораздо выше себя и удивляется моей доверчивости. В ней есть общая Альтенбургскому семейству подозрительность, безграничная боязливость, пустота и приверженность к новостям, кажущимся мне не стоящими никакого внимания. Переделаю я ее на свой лад когда-нибудь?» - вопрошал Константин.

Великий князь Константин Константинович и великая княгиня Елизавета Маврикиевна

Константин изо всех сил пытался увлечь жену высокими темами, поэзией, литературой вообще. Ни в пень колоду! Когда Константин однажды читал ей Достоевского (по-немецки, по-русски она не говорила и не понимала), стараясь донести до нее смысл «Преступления и наказания», он заметил, что она задремала. Для него это было потрясением. После этого случая просветительские занятия с Маврой закончились. Она не выказывала к ним никакого интереса, а он больше и не навязывался. Тем не менее, она родила Константину шестерых сыновей - Иоанна, Гавриила, Константина, Олега, Игоря и Георгия, а также трех дочерей - Елену, Татьяну и Ольгу. Всего девять детей. В этом было призвание Елизаветы Маврикиевны - рожать детей, а не слушать заумные речи мужа.




Семья великого князя Константина Константиновича


Дети Константина Константиновича (почтовая открытка).

Рамка для фотографий детей, работы Фаберже

Константина Константиновича можно было бы назвать счастливым отцом семейства и хорошим семьянином, но в его жизни была одна постыдная тайна - он был гомосексуалистом! Откуда мы это знаем, раз он не афишировал свои наклонности? Из его же дневников! Он вел их всю жизнь и перед смертью завещал Академии наук, с тем, чтобы они были обнародованы не раньше чем через 90 лет. Однако история распорядилась иначе - в 1917 году, всего через два года после кончины великого князя, к власти в России пришли большевики, и тайное стало явным.

Константин Константинович хотел быть не таким, как все: он и необыкновенный поэт-лирик, он и сочинитель пьес по библейским мотивам, и переводчик Шекспира, и руководитель Академии наук, и прочая, и прочая. Вспомним его слова: «Меня называют лучшим человеком в России». Он вполне искренне себя таким и считал!

В юности Константин придерживался убеждения, что вступить в половой контакт с женщиной можно лишь после брака. Однако все случилось не по его правилам. В 1877 году он на фрегате «Светлана» прибыл в Нью-Йорк. Тогда Костя посетил публичный дом и в свои неполные 19 лет стал мужчиной. Случившееся в публичном доме не понравилось Константину. «Я не ощущал никакого сладострастия», - записал он в своем дневнике. С тех пор он ни разу не прикоснулся к женщине вплоть до своей женитьбы в 26 лет.

Ему нравилась мужская компания. Сильные, волевые мужчины вызывали у него восторг и уважение. С годами эта притягательность не проходила, мужчины стали нравиться Константину все больше и больше, но уже как возможные партнеры по сексу. Он знал, что это нехорошо и обычно квалифицируется как содомия. И тем не менее, не смог устоять. Однажды ночью во время кругосветного плавания он «сблизился больше допустимого» с одним офицером. На флоте во время дальних плаваний из-за отсутствия женщин, если уж было невтерпеж, кое-кто грешил педерастией; это было допустимо, хотя и плохо. Константин испытал угрызения совести, собственной греховности и просил Господа Бога простить ему эту слабость.

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?

Страх разоблачения заставлял Константина «шифроваться». Он ничего не рассказывал о своих половых пристрастиях родственникам и товарищам по службе. Он втихаря грешил с молодыми банщиками городской или полковой бани (вспомним, что в 1891 году он стал командиром Преображенского полка). Он грешил и каялся одновременно. Вот его дневниковая запись от марта 1894 года: «Последние два месяца я более усиленно боролся с искушениями, бросил сделки с совестью и старался не давать себе повода грешить. А этим поводом для меня была баня; не ходишь в баню, так и не греши, или грешу только мысленно. И вот за обедней в полковом соборе увидел я своего банщика. Заметив его, я поскорее отвел глаза в сторону и боле на него не заглядывал».

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышлением,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биением.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердную волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью, -
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!
1886

Однажды одно происшествие заставило великого князя изрядно переволноваться. В феврале 1894 года к нему, как к командиру Преображенского полка, пришел полковник Катерининов. Он доложил ему о скандальном деле - в педерастии были замешаны молодые подпоручики Рудановский и Сабуров. Рудановский был виноват безусловно, а на Сабурова падало лишь подозрение в противоестественных наклонностях. По неписаным законам того времени они оба должны были быть немедленно удалены из полка. Нравы тогда были строги и бескомпромиссны. Одного лишь подозрения в склонности к «содомскому греху» было достаточно, чтобы навсегда распрощаться с военной карьерой и стать изгоем в армии. Клеймо этого позора смыть было невозможно.

Великий князь Константин Константинович страдал - вышеназванные офицеры стали жертвами моральных норм, а он, может куда более грешный, должен будет их наказать. Тогда он записал в своем дневнике: «И я, подверженный тем же наклонностям, вынужден карать людей, которые не хуже меня. Это тяжело. К тому же я люблю Сабурова и, равно как многие из его товарищей, не верю в его виновность: и вот, как командир полка, оберегая честь общества офицеров, я должен удалить человека менее виновного меня самого. А я, только ради того, что про мой грех ничего не известно, являясь судьею в деле, в которое, может быть, случайно попал невинный. Как это мучительно! И между тем я высказал Катерининову свое решение об удалении из полка обоих названных офицеров совершено спокойно, ни минуты не задумываясь, как будто сам я ни в чем не виновен».

Меня бранят, когда жалею
Я причиняющих печаль
Мне бессердечностью своею;
Меня бранят, когда мне жаль
Того, кто в слабости невольной
Иль в заблужденье согрешит...
Хоть и обидно мне, и больно,
Но пусть никто не говорит,
Что семя доброе бессильно
Взойти добром; что только зло
Нам в назидание взошло.
Больней внимать таким сужденьям,
Чем грусть и скорбь сносить от тех,
Кому мгновенным увлеченьем
Случится впасть в ничтожный грех.
Не все ль виновны мы во многом,
Не все ли братья о Христе?
Не все ли грешны перед Богом,
За нас распятом на Кресте?

В этом его поступке сквозит солидарность с уличенными в педерастии офицерами, но сделать для них ничего нельзя - в противном случае его самого могут заподозрить в этом. И он пошел на сделку с совестью. Он страшно боялся огласки. Константин переживал за себя, за детей, перед которыми ему было стыдно, перед царем, перед знакомыми, которые его уважали. И вот, на пороге его пятидесятилетия, угроза разоблачения его двойной жизни стала реальной.

В декабре 1905 года он получил письмо от капитана Сосницкого, растратившего три тысячи рублей из казны юнкерского училища и, так как он не восполнил растраты, уволенного из армии без мундира и пенсии. Напомним, что князь Константин Константинович был еще и начальником всех военно-учебных заведений страны, и этот случай касался его напрямую. За это Сосницкий решил шантажировать его. Он писал, что растратил деньги «из-за острой нужды», добавив, что с кем не случается греха, «хотя бы с вами». Далее шантажист писал, как однажды летом 1903 года он под вечер приехал в Красносельские бани. «Что там было, вы, верно, помните», - писал он. На следующий день он опять побывал в банях, расспросил пользовавшего великого князя банщика и узнал от него, что за «услугу», оказанную Константину, он получил 20 рублей. Письмо заканчивалось угрозой, что пока он «держит все в секрете», но если это обстоятельство появится в прессе, то великому князю «будет неудобно оставаться на занимаемом посту». В заключение Сосницкий потребовал принять его «для личного разговора».

Константин Константинович, что называется, выпал в осадок. Он долго не мог прийти в себя. Стыд и смущение переполняли его душу. Вот оно - разоблачение! Немного успокоившись, великий князь обдумал сложившуюся ситуацию. Потом проверил рассказ Сосницкого по своим дневникам. Да, он посетил в этот день Красносельские бани, но ничего такого в этот раз не было, и 20 рублей банщику он не давал. Значит, капитан Сосницкий врал. Однако информация о его противоестественных наклонностях где-то все-таки просочилась. Что делать?

Промучившись ночь без сна, великий князь принял твердое решение - шантажиста ни в коем случае не принимать. «Сосницкого я не принял вчера и не приму, никаких мер принимать не буду. Будь что будет», - писал он. Прошел день в томительном ожидании, прошел другой, прошла целая неделя, а публикация в прессе, уличающая Константина Константиновича в гомосексуализме, все не появлялась. Великий князь пребывал в страшном напряжении. Прошел еще и месяц, и он понял, что шантажист оставил свои намерения и отступил. И это пошло ему на пользу - после случая с Сосницким, грозившим ему разоблачением, Константин Константинович ни разу не согрешил.

Осип Браз «Портрет Великого князя Константина Константиновича»

Он умер в 1915 году, не пережив гибели своего сына Олега на фронте в Первую мировую войну.Олег был единственным отпрыском Романовых, который погиб, защищая Отечество.

Князь Олег на смертном одре

В последние годы,1914 г

Великий князь Константин Константинович, талантливый человек и великий грешник, скончался в возрасте 57 лет.

А что же его супруга, Елизавета Маврикиевна? О дурных наклонностях мужа она не знала и даже не догадывалась. Овдовев в 1915 году, она после Февральской революции 1917 года сначала уехала в Швецию, а оттуда в Германию, в свой родной Альтенбург, где и умерла в 1927 году. Их дочь Вера умерла в США в 2001 году, прожив 94 года. Она была последней представительницей ветви Константиновичей, внуков и правнуков императора Николая I Константиновичи ":
Часть 1 - Великий князь Константин Константинович Романов.

К. Р. - литературный псевдоним великого князя Констан­тина Константиновича Романова . Впервые этот псевдоним появился в 1882 г. в «Вестнике Европы» под стихотворени­ем «Псалмопевец Давид», чтобы затем на три десятилетия войти в русскую поэзию. В трехтомник поэта, вышедший в год его смерти, вошли сотни лирических произведений, поэмы «Возрожденный Манфред» и «Севастиан-Мученик», перево­ды «Гамлета» Шекспира и «Мессинской невесты» Шиллера. Романсы на его стихотворения писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр и другие компо­зиторы. Более четверти века стоял он во главе Император­ской академии наук. Под его председательством было орга­низовано празднование столетия со дня рождения Пушкина и проведены связанные с ним мероприятия. Он был избран почетным членом Стокгольмской академии наук. Вся его жизнь была неразрывно связана и с военной деятельностью. Он командовал ротой Измайловского полка, затем Преобра­женским полком, был главным начальником военно-учебных заведений России и шефом 15-го гренадерского полка. В нем гармонично соединялись три основные ипостаси его лично­сти: поэт, президент Академии наук и военный.

Великий князь Константин Константинович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, родился 10 августа 1858 г. в Стрельне под Петербургом. Отцом его был младший брат Александра II Константин Николаевич - генерал-адмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах ми­нистра, много сделавший для реформы русского флота, дип­ломат, широко образованный и покровительствовавший ис­кусствам деятель. Мать - Александра Иосифовна (урожден­ная принцесса Саксен-Кобургская). Будущий поэт жил в атмо­сфере родительской любви, безмятежности и комфорта. Дет­ство и вся последующая жизнь Константина Константинови­ча были связаны с Мраморным дворцом, принадлежавшим его отцу. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев , К. И. Бестужев-Рюмин , музыкальный критик Г. А. Ларош , виолончелист И. И. Зейферт , пианист Рудольф Кюндингер , писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский . С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой , состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища . В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана .

Глубокая душевная симпатия связывала Константина Кон­стантиновича с его старшей сестрой - «королевой эллинов» Ольгой Константиновной, женой греческого короля Георга I. Именно к ней он обращается за поддержкой в своих первых поэтических опытах. Ей посвящено немало проникновенных лирических стихотворений. В одном из стихотворений 1888 г. отражается характер их взаимоотношений:

Завтра вот эти стихи тебе показать принесу я.

Сядем мы рядом; опять разовью заветный я свиток;

Голову нежно ко мне на плечо ты снова приклонишь,

Почерк затейливый мой на свитке с трудом разбирая..,-

Дружеские связи устанавливаются у живо интересую­щегося искусством великого князя с Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, П. И. Чайковским. Тургенев становится для него непререкаемым авторитетом в области искусства.

В 1882 г. появляются в печати первые произведения по­эта К. Р.; к этому времени Константин Романов уже осозна­ет себя поэтом. В одном из стихотворений 1882 г. он пишет:

Я всю любовь, все лучшие стремленья,

Все, что волнует грудь в ночной тиши,

И все порывы пламенной души

Излил в стихотворенья…

Участник Русско-турецкой войны 1877-1878 годов . 17 октября 1877 года награждён орденом Св. Георгия 4 степени:

« В воздаяние за храбрость и распорядительность в деле с Турками на Дунае у Силистрии, 2 октября 1877 года, где лично был спущен Его Высочеством брандер против турецкого парохода.»

В мае 1878 года произведён в лейтенанты флота. В августе 1878 года назначен флигель-адъютантом . В январе-сентябре 1880 года командовал ротой Гвардейского экипажа. В сентябре 1880 года назначен вахтенным начальником на корабль «Герцог Эдинбургский», на котором до января 1882 года находился в плавании по Средиземному морю.

В 1882 году по болезни переведён в сухопутное ведомство и в августе произведён в штабс-капитаны гвардии. До конца 1883 года находился в заграничном отпуске, во время которого познакомился со своей будущей женой.

В 1884 г. он женится на Елизавете Саксен-Альтенбург-ской, герцогине Саксонской, с которой был помолвлен в мае 1883 г. От этого брака родились девять детей - шесть сыновей и три дочери. Супруге великого князя-поэта по­святил стихотворение А. А. Фет:

Две незабудки, два сапфира

Ее очей приветный взгляд,

И тайны горнего эфира

В живой лазури их скользят.

Ее кудрей руно златое

В таком свету, какой один,

Изображая неземное,

Сводил на землю Перу джин.

Военная карьера К. Р. с 1883 г. продолжается в армии. В декабре 1883 года назначен командиром роты Его Величества лейб-гвардии Измайловского полка. В 1887 году произведён в капитаны гвардии, а 23 апреля 1891 года - в полковники и назначен командующим лейб-гвардии Преображенским полком. В 1894 году произведён в генерал-майоры , с утверждением в должности командира полка. В 1898 году назначен в Свиту Его Величества . Врожденная доброжелательность, верность долгу снис­кали ему уважение в армии, помогли построить его взаимо­отношения с подчиненными. В полку по его замыслам и ини­циативе устраивались литературно-музыкальные вечера - «Измайловские досуги», в которых принимали участие известные поэты и писатели, в том числе И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. Н. Майков. В стихотворении «На 25-ле­тне Измайловского досуга» он вспоминает:

Лиру и меч мы сплетали цветами

И не гадали о том,

Как наш алтарь разгорится с годами

Светлым и жарким огнем.

Для чтения на этих литературных вечерах К. Р. написал много стихотворений и начал сочинять поэму «Возвращен­ный Манфред». Специальные вечера посвящались творче­ству русских писателей и поэтов. Наряду с литераторами в «досугах» участвовали музыканты, актеры, ученые.

Судьба предоставила Константину Константиновичу воз­можность много путешествовать, видеть мир. Много време­ни он проводил за границей и из-за слабого здоровья. Но его мысли всегда возвращались к России. В 1887 г. из Аль-тенбурга он писал:

Но не могу я дня дождаться,

Когда вернусь отсюда к вам,

К занятьям, к службе и трудам.

Константин Константинович сторонился политики, предпо­читая ей занятия поэзией. «Как бы мне хотелось быть в состо­янии писать стихи постоянно, беспрерывно», - записал он в дневнике от 8 мая 1885 г. Константин Константинович был знаком, а подчас и дружен со многими замечательными рус­скими писателями и поэтами. Мраморный дворец был все­гда открыт для писателей, поэтов, художников, композито­ров - деятелей искусства. Среди его посетителей - И. А. Гон­чаров, А. Н. Майков, А. А. Фет, Я.П. Полонский, А. Н. Апухтин, художник К. Маковский, композитор А. Г. Рубинштейн; К. Р. состоял в дружеских отношениях с П. И. Чайковским.

Летом 1886 г. вышел первый сборник стихотворений К. Р.; издан он был небольшим тиражом и в продажу не поступал. В конце 1887 г. К. Р. присвоено звание почетного члена Им­ператорской академии наук, а 3 мая 1889 г. указом императо­ра он был назначен ее президентом. В том же году выходят в свет сразу два сборника его стихов - «Стихотворения К. Р.» (1879-1885) и «Новые стихотворения К. Р.» (1886-1888), весьма положительно встреченные публикой. Необхо­димо было обладать незаурядной энергией, чтобы сочетать военную службу, большую научно-общественную работу и одновременно писать и издавать стихотворения. При этом великий князь не имел права пренебрегать и многочислен­ными светскими обязанностями, зачастую не вызывавшими у него ничего, кроме раздражения.-

В 1889 г. Константин Константинович начинает перево­дить шекспировского «Гамлета», и его поистине гигантский ‘ труд продолжается почти двенадцать лет. Тяжелым был для поэта 1892 г.: 13 января умирает его отец, а осенью - любимый учитель и друг А. А. Фет. В течение нескольких последующих лет Константин Константинович почти не пи­шет оригинальных стихов, занимаясь преимущественно

переводами.

В 1897 и 1899 гг. появляются первые постановки отрыв­ков из «Гамлета» в переводе К. Р. Роль Гамлета исполнял сам Константин Константинович. Полностью трагедия была поставлена впервые на сцене Эрмитажного театра в феврале 1900 г., а осенью состоялась премьера в Александрийском

театре.

Активное участие принял Константин Константинович в подготовке празднования столетнего юбилея Пушкина. Он возглавил специальную комиссию по проведению торжеств. По его инициативе и при его непосредственном участии было подготовлено академическое издание произведений Пушкина, основан фонд Пушкина, учрежден разряд изящ­ной словесности при отделении русского языка и словес­ности Академии наук, осуществлено избрание в 1900 г. в члены Академии наиболее известных русских литерато­ров, приобретено в казну имение Михайловское, а также проведены другие юбилейные акции.

В 1900 г. вышли в свет еще два сборника стихотворений К. Р., он много печатается в журналах «Русская старина», «Русский вестник», «Русское обозрение». 4 марта 1900 года назначен Главным начальником Военно-учебных заведений (с 13 марта 1910 года - генерал-инспектор Военно-учебных заведений). Под руководством великого князя была произведена большая работа по развитию и улучшению обучения в военно-учебных заведениях. В январе 1901 года произведён в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом . В 1907 году произведён в генералы от инфантерии . 2 марта 1911 года назначен присутствующим в Правительствующем сенате (с оставлением в остальных должностях). В 1913 году за заслуги по службе награждён орденом Св. Владимира 1-й степени (4-я степень - 1883 год, 3-я степень - 1896 год, 2-я степень - 1903 год).

События русско-японской войны и революционные вол­нения 1905 г. оставили глубокий след в душе Константина Константиновича. Осознавая тяжелое положение России, он тем не менее не верил в реальность надвигающейся катаст­рофы, сохраняя веру в самодержавие, достоинство дома Ро­мановых. Опору для себя в эти трудные годы он находит в деятельности, связанной с именем Пушкина. В 1907 г. при непосредственном участии Константина Константиновича было утверждено «Положение о Пушкинском Доме» при Академии наук. В эти тревожные смутные годы К. Р. не писал стихов. Константин Константинович неприязнь к себе как члену императорской семьи остро ощущает, что и нахо­дит отражение в его дневниковых записях. Ухудшается и здоровье великого князя, продолжавшего тем не менее свою общественную и служебную деятельность.

В грозно-тревожные последние годы жизни К. Р. един­ственным его убежищем, утешением и средством служения людям остается искусство. В 1910 г. он заканчивает перевод «Ифигении в Тавриде» Гете с обширным исследовательским очерком о Гете и его творчестве. Вскоре он начинает работу над своим последним оригинальным драма тическим произве­дением - «Царь Иудейский», вызвавшим впоследствии ос­трую полемику в обществе и нападки правых во главе с Пуришкевичем. Премьера состоялась в 1914 г. в Эрмитажном

театре.

В 1887 году великому князю Константину Константиновичу было присвоено звание почётного члена Императорской Академии наук , а в 1889 году был назначен её Президентом («августейший президент»). По его инициативе при Отделении русского языка и словесности был учреждён Разряд изящной словесности, по которому в почётные академики избирались известные писатели - П. Д. Боборыкин ( 1900 ), И. А. Бунин ( 1909 ), В. Г. Короленко ( 1900 ), А. В. Сухово-Кобылин ( 1902 ), А. П. Чехов ( 1900 ) и другие. Возглавлял комитет по празднованию 100-летия со дня рождения А. С. Пушкина . При содействии великого князя было открыто новое здание Зоологического музея в Санкт-Петербурге .

В 1889 году избран почётным попечителем Педагогических курсов при петербургских женских гимназиях. Состоял председателем Императорского Русского археологического общества (с 1892 года), Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии , Императорского Российского общества спасания на водах, Императорского Православного Палестинского общества и Санкт-Петербургского яхт-клуба. Действительный член Императорского общества поощрения художеств , Императорского Русского музыкального общества . Почётный член Русского астрономического общества , Русского исторического общества , Русского общества Красного Креста, Русского общества содействия торговому судоходству. Великий князь, в юности сам бывший военным моряком, оказал покровительство снаряжаемой академией наук , где когда-то тайно

собирались декабристы . Он писал по этому поводу старшему сыну: «Мы с Мама очень тихо и приятно провели в Осташеве. Оно далеко превзошло ожидания Мама, к великой моей радости. И местность, и дом очень ей понравились, да и не ей одной - все в восторге от нового нашего имения». С тех пор великий князь подолгу жил на берегах Рузы и растил здесь детей; однажды вся семья совершила путешествие по « Первой мировой войны ; они были задержаны и выдворены за пределы Германии, откуда срочно выехал и в Россию. Пятеро стар­ших сыновей отправились на фронт, а в сентябре был тяже­ло ранен и скончался на руках родителей его любимец Олег. Эта рана, нанесенная ему судьбой, стала для Константина Константиновича смертельной. Болезнь его прогрессирова­ла, и 2 июня 1915 г. великий князь Константин Константинович скончался .

Едва ли не главную роль в поэтической судьбе К. Р. сыг­рал Афанасий Афанасьевич Фет, высоко оценивший его поэтические опыты. Он стал его учителем, которому К. Р. следовал, а порой и откровенно подражал: «Ни один поэт не пленяет меня сильнее Фета; вот истинная поэзия, чис­тая, прекрасная, неуловимая» (17 августа 1888 г., письмо

П. И. Чайковскому).

В определенной степени творчество К. Р. стоит особня­ком. В нем отсутствует гражданственность, но нет и преоб­ладавшего в восьмидесятых годах пессимизма, свойственно­го творчеству кумиров читающей публики - Апухтина и Надсона. Нигилизм, пессимизм, цинизм, столь распространен­ные в русском обществе к концу прошлого века, были абсо­лютно чужды миросозерцанию К. Р. - поэта светлого жизне­утверждающего чувства. Для К. Р. поэзия была особым, со­творенным миром, возвышенным и лишенным непременной достоверности, материальности, житейской прозы. Он ценил в поэзии смысловую емкость, тонкость передачи стихами всех оттенков человеческих эмоций.

Первенствующее значение К. Р. придавал совершенству поэтической формы, звучанию слова. «Я стал находить осо­бенное удовольствие б старании жертвовать многими удач­ными стихами для соблюдения формы и положительно предпочитаю слабые по содержанию стихи, но безукоризнен­ные по форме стихам хотя и глубокомысленным, но рас­плывчатым, растянутым, утомительным по длине».

Во многом под влиянием П. И. Чайковского К. Р. стремит­ся постичь синтетический характер русской художествен­ной культуры, особенно соотношение музыки и поэзии, общ­ность и различие их творческих миров.

К. Р. считал себя продолжателем пушкинской традиции в русской поэзии, таковым его называли и Гончаров, и Фет, и многие другие. Перекличка поэтических мотивов, восхожде­ние художественного восприятия к христианскому приятию мира и ладу с ним - вот то, что объединяет двух поэтов.

Развивавшееся в русле традиционной классической рус­ской поэзии лирическое дарование К. Р. примечательно своей задушевностью, певучестью, музыкальностью. Автор наполненных светлой жизнеутверждающей силой произведе­ний, К. Р. занимает достойное место в ряду таких поэтов-лириков, как Фет, Майков, Полонский, служителей «чистого искусства».

Его Императорское Высочество Великий князь, генерал адъютант, генерал от инфантерии, генерал инспектор в. учебн. зав ний, 2 й сын Его Императ. Высочесьтва Великого Князя Константина Николаевича и Ее Императ. Высочества Княгиги Александры… … Большая биографическая энциклопедия

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ, см. РОКОССОВСКИЙ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

Его Императорское Высочество вел. кн., второй сын вел. кн. Константина Николаевича, род. 10 августа 1858 г. Шеф 15 го гренадерского тифлисского полка, президент акд. наук (с 1889 г.), командир л. гв. преображенского полка (с 1891 г.), а до этого… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Константин Константинович - (1858 1915) Великий князь, внук Николая I, генерал, президент Петербургской академии наук. Поэт (писал под псевдонимом К.Р.), автор нескольких сборников стихов и стихотворной трагедии Царь Иудейский … Православный энциклопедический словарь

Константин Константинович - (1858 1915) вел. кн., 2 й сын вел. кн. Константина Николаевича. Ген. адъютант, ген. от инфантерии. Воен. службу начал на флоте. Участник рус. тур. войны 1877 78, награжден орд. св. Георгия. В 1878 зачислен в лейб гвардии Измайловский полк в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Константин Константинович - КОНСТАНТИ́Н КОНСТАНТИ́НОВИЧ, см. К. Р … Биографический словарь

Константин Константинович - (Романов, 1858 1915) великий князь, поэт, псевдоним. В 1889 1915 гг. президент Академии наук. Печатался в Русском вестнике, Вестнике Европы. Сочинения: сборн. Стихотворения К. Р. , Новые стихотворения К. Р. 1886 1888 (в т. ч. поэма Севастиан… … Словарь литературных типов

Константин Константинович младший Константин Константинович (20 декабря 1890 (1 января 1891), Петербург 18 июля 1918, около Алапаевска) русский князь императорской крови, сын великого князя Константина Константиновича и великой княгини Елизаветы … Википедия

Книги

  • Гарпагониада , Константин Константинович Вагинов. Константин Константинович Вагинов был один из самых умных, добрых и благородных людей, которых я встречал в своей жизни. И возможно, один из самых даровитых`, - вспоминал Николай Чуковский.…
  • Гарпагониада , Константин Константинович Вагинов. Константин Константинович Вагинов был один из самых умных, добрых и благородныхлюдей, которых я встречал в своей жизни. И возможно, один из самых даровитых ", -вспоминал Николай Чуковский.…

К. Р. (1858—1915)

К. Р. — литературный псевдоним великого князя Констан-тина Константиновича Романова . Впервые этот псевдоним появился в 1882 г. в «Вестнике Европы» под стихотворени-ем «Псалмопевец Давид», чтобы затем на три десятилетия войти в русскую поэзию. В трехтомник поэта, вышедший в год его смерти, вошли сотни лирических произведений, поэмы «Возрожденный Манфред» и «Севастиан-Мученик», перево-ды «Гамлета» Шекспира и «Мессинской невесты» Шиллера. Романсы на его стихотворения писали П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов, А. К. Глазунов, Р. М. Глиэр и другие компо-зиторы. Более четверти века стоял он во главе Император-ской академии наук. Под его председательством было орга-низовано празднование столетия со дня рождения Пушкина и проведены связанные с ним мероприятия. Он был избран почетным членом Стокгольмской академии наук. Вся его жизнь была неразрывно связана и с военной деятельностью. Он командовал ротой Измайловского полка, затем Преобра-женским полком, был главным начальником военно-учебных заведений России и шефом 15-го гренадерского полка. В нем гармонично соединялись три основные ипостаси его лично-сти: поэт, президент Академии наук и военный.

Великий князь Константин Константинович, внук Николая I и двоюродный дядя Николая II, родился 10 августа 1858 г. в Стрельне под Петербургом. Отцом его был младший брат Александра II Константин Николаевич — генерал-адмирал, управляющий флотом и морским ведомством на правах ми-нистра, много сделавший для реформы русского флота, дип-ломат, широко образованный и покровительствовавший ис-кусствам деятель. Мать — Александра Иосифовна (урожден-ная принцесса Саксен-Кобургская). Будущий поэт жил в атмо-сфере родительской любви, безмятежности и комфорта. Дет-ство и вся последующая жизнь Константина Константинови-ча были связаны с Мраморным дворцом, принадлежавшим его отцу. Первоначальное образование К. Р. получил в семье. Он много и регулярно занимался различными науками, му-зыкой, учил языки. В числе его преподавателей были извест-ные историки, музыканты, художники. С одиннадцати лет мальчик принимал участие в учебных плаваниях и дальних морских походах русских военных кораблей.

Глубокая душевная симпатия связывала Константина Кон-стантиновича с его старшей сестрой — «королевой эллинов» Ольгой Константиновной, женой греческого короля Георга I. Именно к ней он обращается за поддержкой в своих первых поэтических опытах. Ей посвящено немало проникновенных лирических стихотворений. В одном из стихотворений 1888 г. отражается характер их взаимоотношений:

Завтра вот эти стихи тебе показать принесу я.

Сядем мы рядом; опять разовью заветный я свиток;

Голову нежно ко мне на плечо ты снова приклонишь,

Почерк затейливый мой на свитке с трудом разбирая..,-

В августе 1876 г. Константин был произведен в мичманы и отправился в дальний поход на фрегате «Светлана». В 1877 г. он участвует в боевых действиях на Дунае, награжден Геор-гиевским крестом 4-й степени. В 1887 г. в связи с совершен-нолетием Константин принимает воинскую присягу.

Дружеские связи устанавливаются у живо интересую-щегося искусством великого князя с Ф. М. Достоевским, И. С. Тургеневым, П. И. Чайковским. Тургенев становится для него непререкаемым авторитетом в области искусства.

В 1882 г. появляются в печати первые произведения по-эта К. Р.; к этому времени Константин Романов уже осозна-ет себя поэтом. В одном из стихотворений 1882 г. он пишет:

Я всю любовь, все лучшие стремленья,

Все, что волнует грудь в ночной тиши,

И все порывы пламенной души

Излил в стихотворенья...

В 1884 г. он женится на Елизавете Саксен-Альтенбург-ской, герцогине Саксонской, с которой был помолвлен в мае 1883 г. От этого брака родились девять детей — шесть сыновей и три дочери. Супруге великого князя-поэта по-святил стихотворение А. А. Фет:

Две незабудки, два сапфира

Ее очей приветный взгляд,

И тайны горнего эфира

В живой лазури их скользят.

Ее кудрей руно златое

В таком свету, какой один,

Изображая неземное,

Сводил на землю Перу джин.

Военная карьера К. Р. с 1884 г. продолжается в армии. Он назначен командиром роты Измайловского полка, командует им более семи лет, затем девять лет — Преображенским пол-ком. Врожденная доброжелательность, верность долгу снис-кали ему уважение в армии, помогли построить его взаимо-отношения с подчиненными. В полку по его замыслам и ини-циативе устраивались литературно-музыкальные вечера — «Измайловские досуги», в которых принимали участие известные поэты и писатели, в том числе И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. Н. Майков. В стихотворении «На 25-ле-тне Измайловского досуга» он вспоминает:

Лиру и меч мы сплетали цветами

И не гадали о том,

Как наш алтарь разгорится с годами

Светлым и жарким огнем.

Для чтения на этих литературных вечерах К. Р. написал много стихотворений и начал сочинять поэму «Возвращен-ный Манфред». Специальные вечера посвящались творче-ству русских писателей и поэтов. Наряду с литераторами в «досугах» участвовали музыканты, актеры, ученые.

Судьба предоставила Константину Константиновичу воз-можность много путешествовать, видеть мир. Много време-ни он проводил за границей и из-за слабого здоровья. Но его мысли всегда возвращались к России. В 1887 г. из Аль-тенбурга он писал:

Но не могу я дня дождаться,

Когда вернусь отсюда к вам,

К занятьям, к службе и трудам.

Константин Константинович сторонился политики, предпо-читая ей занятия поэзией. «Как бы мне хотелось быть в состо-янии писать стихи постоянно, беспрерывно», — записал он в дневнике от 8 мая 1885 г. Константин Константинович был знаком, а подчас и дружен со многими замечательными рус-скими писателями и поэтами. Мраморный дворец был все-гда открыт для писателей, поэтов, художников, композито-ров — деятелей искусства. Среди его посетителей — И. А. Гон-чаров, А. Н. Майков, А. А. Фет, Я.П. Полонский, А. Н. Апухтин, художник К. Маковский, композитор А. Г. Рубинштейн; К. Р. состоял в дружеских отношениях с П. И. Чайковским.

Летом 1886 г. вышел первый сборник стихотворений К. Р.; издан он был небольшим тиражом и в продажу не поступал. В конце 1887 г. К. Р. присвоено звание почетного члена Им-ператорской академии наук, а 3 мая 1889 г. указом императо-ра он был назначен ее президентом. В том же году выходят в свет сразу два сборника его стихов — «Стихотворения К. Р.» (1879-1885) и «Новые стихотворения К. Р.» (1886-1888), весьма положительно встреченные публикой. Необхо-димо было обладать незаурядной энергией, чтобы сочетать военную службу, большую научно-общественную работу и одновременно писать и издавать стихотворения. При этом великий князь не имел права пренебрегать и многочислен-ными светскими обязанностями, зачастую не вызывавшими у него ничего, кроме раздражения.-

В 1889 г. Константин Константинович начинает перево-дить шекспировского «Гамлета», и его поистине гигантский " труд продолжается почти двенадцать лет. Тяжелым был для поэта 1892 г.: 13 января умирает его отец, а осенью — любимый учитель и друг А. А. Фет. В течение нескольких последующих лет Константин Константинович почти не пи-шет оригинальных стихов, занимаясь преимущественно

переводами.

В 1897 и 1899 гг. появляются первые постановки отрыв-ков из «Гамлета» в переводе К. Р. Роль Гамлета исполнял сам Константин Константинович. Полностью трагедия была поставлена впервые на сцене Эрмитажного театра в феврале 1900 г., а осенью состоялась премьера в Александрийском

театре.

Активное участие принял Константин Константинович в подготовке празднования столетнего юбилея Пушкина. Он возглавил специальную комиссию по проведению торжеств. По его инициативе и при его непосредственном участии было подготовлено академическое издание произведений Пушкина, основан фонд Пушкина, учрежден разряд изящ-ной словесности при отделении русского языка и словес-ности Академии наук, осуществлено избрание в 1900 г. в члены Академии наиболее известных русских литерато-ров, приобретено в казну имение Михайловское, а также проведены другие юбилейные акции.

В 1900 г. вышли в свет еще два сборника стихотворений К. Р., он много печатается в журналах «Русская старина», «Русский вестник», «Русское обозрение». В этом же году он оставляет Преображенский полк в связи с назначением глав-ным начальником военно-учебных заведений. В 1901 г. он был произведен в генерал-лейтенанты и назначен генерал-адъютантом к императору.

События русско-японской войны и революционные вол-нения 1905 г. оставили глубокий след в душе Константина Константиновича. Осознавая тяжелое положение России, он тем не менее не верил в реальность надвигающейся катаст-рофы, сохраняя веру в самодержавие, достоинство дома Ро-мановых. Опору для себя в эти трудные годы он находит в деятельности, связанной с именем Пушкина. В 1907 г. при непосредственном участии Константина Константиновича было утверждено «Положение о Пушкинском Доме» при Академии наук. В эти тревожные смутные годы К. Р. не писал стихов. Константин Константинович неприязнь к себе как члену императорской семьи остро ощущает, что и нахо-дит отражение в его дневниковых записях. Ухудшается и здоровье великого князя, продолжавшего тем не менее свою общественную и служебную деятельность.

В грозно-тревожные последние годы жизни К. Р. един-ственным его убежищем, утешением и средством служения людям остается искусство. В 1910 г. он заканчивает перевод «Ифигении в Тавриде» Гете с обширным исследовательским очерком о Гете и его творчестве. Вскоре он начинает работу над своим последним оригинальным драма тическим произве-дением — «Царь Иудейский», вызвавшим впоследствии ос-трую полемику в обществе и нападки правых во главе с Пуришкевичем. Премьера состоялась в 1914 г. в Эрмитажном

театре.

Начало первой мировой войны застало великого князя в Германии, откуда он срочно выехал в Россию. Пятеро стар-ших сыновей отправились на фронт, а в сентябре был тяже-ло ранен и скончался на руках родителей его любимец Олег. Эта рана, нанесенная ему судьбой, стала для Константина Константиновича смертельной. Болезнь его прогрессирова-ла, и 2 июня 1915 г. великий князь Константин Константи; нович скончался в Павловске в своем кабинете.

Едва ли не главную роль в поэтической судьбе К. Р. сыг-рал Афанасий Афанасьевич Фет, высоко оценивший его поэтические опыты. Он стал его учителем, которому К. Р. следовал, а порой и откровенно подражал: «Ни один поэт не пленяет меня сильнее Фета; вот истинная поэзия, чис-тая, прекрасная, неуловимая» (17 августа 1888 г., письмо

П. И. Чайковскому).

В определенной степени творчество К. Р. стоит особня-ком. В нем отсутствует гражданственность, но нет и преоб-ладавшего в восьмидесятых годах пессимизма, свойственно-го творчеству кумиров читающей публики — Апухтина и Надсона. Нигилизм, пессимизм, цинизм, столь распространен-ные в русском обществе к концу прошлого века, были абсо-лютно чужды миросозерцанию К. Р. — поэта светлого жизне-утверждающего чувства. Для К. Р. поэзия была особым, со-творенным миром, возвышенным и лишенным непременной достоверности, материальности, житейской прозы. Он ценил в поэзии смысловую емкость, тонкость передачи стихами всех оттенков человеческих эмоций.

Первенствующее значение К. Р. придавал совершенству поэтической формы, звучанию слова. «Я стал находить осо-бенное удовольствие б старании жертвовать многими удач-ными стихами для соблюдения формы и положительно предпочитаю слабые по содержанию стихи, но безукоризнен-ные по форме стихам хотя и глубокомысленным, но рас-плывчатым, растянутым, утомительным по длине».

Во многом под влиянием П. И. Чайковского К. Р. стремит-ся постичь синтетический характер русской художествен-ной культуры, особенно соотношение музыки и поэзии, общ-ность и различие их творческих миров.

К. Р. считал себя продолжателем пушкинской традиции в русской поэзии, таковым его называли и Гончаров, и Фет, и многие другие. Перекличка поэтических мотивов, восхожде-ние художественного восприятия к христианскому приятию мира и ладу с ним — вот то, что объединяет двух поэтов.

Развивавшееся в русле традиционной классической рус-ской поэзии лирическое дарование К. Р. примечательно своей задушевностью, певучестью, музыкальностью. Автор наполненных светлой жизнеутверждающей силой произведе-ний, К. Р. занимает достойное место в ряду таких поэтов-лириков, как Фет, Майков, Полонский, служителей «чистого искусства».

 

 

Это интересно: